СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История национальной бурятской юрты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Она идеально приспособленная для кочевого образа жизни.

Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год.

Просмотр содержимого документа
«История национальной бурятской юрты»

Районные интеллектуальные соревнования

«Шаг в будущее»








История национальной бурятской юрты






Автор работы: Харлуков Антон,

3 класс МБОУ «Тарасинская СОШ»


Руководитель:

Бускинова Нурия Гайфуловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Тарасинская СОШ»










Тараса, 2022 г.

Содержание


Введение

3

1

Юрта - традиционное жилище кочевых племен

4

2.

Составные части юрты и установка юрты

4

3.

Внутреннее убранство юрты. Прием гостей

5

4.

Преимущества юрты

7

Заключение

8

Библиография

9

Приложения

10


























Введение


Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типа вигвам у северо-американских индейцев. Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н.э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища. В нашем регионе сближение с русским населением, влияние культуры и быта, распространение христианства внесли некоторые изменения в традиции бурят. Стал меняться не просто быт бурятской семьи, но и вообще образ жизни. Исследование этих традиций обозначило тему «История национальной бурятской юрты». Выбор темы обосновывается интересом, во-первых, к изучению истории родного края, во-вторых, к исследованию бытовых традиций современных бурят.

Актуальность темы вызвана вниманием к наследию прошлого.

Цель – изучить историю бурятского жилища, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят.

Задачи:

  1. Выявить у ребят своего класса их знания о бурятском жилище.

  2. Провести анкетирование «Национальное жилище бурят».

  3. Познакомить учащихся своего класса с бурятским жилищем.

Гипотеза: учащиеся третьего класса будут лучше знать национальное жилище бурят, если:

1.Напишу реферат «Юрта – национальное жилище бурят».

2. Создам макет юрты.

3. Создам презентацию о юрте.

Методы:
Сбор и анализ информации.

Опрос (анкетирование).

Сравнительный анализ результатов.






  1. Юрта - традиционное жилище кочевых племен

Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Она идеально приспособленная для кочевого образа жизни.

Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год.

Достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью.

Основное жилище бурят – юрта. Бурятская юрта по своей форме округло-многоугольная и происходит от монгольской войлочной юрты.

С появлением в Прибайкалье русских появилась деревянная юрта по типу русских изб. В конце XIX в. юрты, в основном, ставились на летниках, обычно у воды, с сенокосными угодьями и пастбищами.

В зимнее время буряты проживали в так называемых, зимниках – обустроенных деревянных жилищах, позаимствованных у русских - избах.


2. Составные части юрты и установка юрты

Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна обычно были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу.

Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен - чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна – газари-модон.

На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газари-модонами девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен. Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба – тээнги, сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки – хараса, на которых лежала крыша.

В столбы втыкались колышки – хаднык, на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т.д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная - доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна.

Дымовое отверстие в крыше служило в юрте единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дождь мог залить вещи внутри самой юрты.

С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь (например, березку или сосну, использованные во время жертвоприношений).

Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие. После двери стелили пол – ойор, под полом укладывали брусья – дырэ, на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что с одной стороны избавляло юрту от сырости, а с другой оно, сообщаясь с очагом, служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг – гулумта, устанавливали три камня – дулэ, пол очага, каменную стенку, загородку – галзаха, чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину. В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ, на которой хранились священные предметы: «монгольские камни» - три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха (богородская трава), трава с тайлага и другие предметы культа.


3. Внутреннее убранство юрты. Прием гостей

Справа на эту полку кладут всякие мелкие предметы, не принадлежащие хозяйству и могущие разбиться или затеряться.

Над священными предметами вешались онгоны (их еще называли «бурханы») – изображения духов.

Войлочная юрта выглядит следующим образом: стены ее решетчатые, они сделаны из обработанных ивовых ветвей, которые соединены вместе при помощи кожаных ремешков.

От стен вверх идут жерди – это потолок. Один конец упирается в стену, а второй на верху в круглый обод (дымоход), он тоже деревянный. Сверху ее покрывали войлоком в три ряда. Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны.

По бурятской традиции она делилась на две половины: правая – женская, левая – мужская (это если стоять лицом к ее северной части).

В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т.п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты.

Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей.

В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

Значимыми объектами в юрте были дверь и особенно порог. Хорошим знаком считалось, если дверь была обращена к горе: гора служила заслоном, препятствовала утечке счастья. Порог юрты надо было обязательно переступать. При этом гость оставлял за пределами юрты оружие. Споткнуться о порог до сих пор считается плохой приметой: благодать может уйти из дома, ведь порог оберегает дом от злых духов. В Бурятии над дверью вывешивали пучки верблюжьей колючки, куски ткани с текстами молитв.

Пусть коновязь будет крепкой, а очаг неугасимым! Обязательным и важным атрибутом бурятского двора была коновязь – сэргэ. Это невысокий столб с фигурно вырезанной верхней частью и заострённым навершием.

Сэргэ, как и семейный очаг, был символом рода, хранителем жизненной силы хозяина и семьи в целом, поэтому его старались сделать мощным, красивым, привлекающим внимание. Если человек не имел наследников и умирал бездетным, коновязь уничтожали и говорили: «Его сэргэ не существует!», то есть «Род прекратил существование, оборвался».

Коновязный столб традиционно имел три выемки, к которым привязывали лошадей. К нижней выемке мог привязать своего коня любой человек. Средняя была для хозяина дома или свата. А верхняя всегда оставалась свободной, так как предназначалась для коней небесных духов, спускающихся на землю навестить людей. Форма навершия в виде свечи (зула) является обязательной, поскольку плоская макушка символизирует прекращение роста и уменьшение жизненной силы.

Юрту без коновязи люди обходил стороной. А вот большое количество конского навоза возле коновязного столба считалось признаком хорошего дома и радушных хозяев.

У сэргэ гостя обязательно должен был встретить член семьи, как правило,- самый младший из мужчин. Ему полагалось встретить гостя, приняв повод коня обеими руками. Провожая гостя, помогали ему сесть в седло, придерживая стремя, затем обеими руками отвязывали повод и подавали гостю. Провожать пожилого, уважаемого гостя нередко выходили всей семьёй.

Анкета «Национальное жилище бурят»

  1. Как называется национальное жилище бурят?

  2. Каких видов оно бывает?

  3. Для кого образа жизни подходит данное жилище?

  4. На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?

  5. Что находится в центре бурятского жилища?

  6. Что такое «хоймор»?

Из проделанного анализа можно сделать вывод: учащиеся третьего класса ответили на все вопросы.

  1. Преимущества юрты

Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы.

В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную вредную для здоровья человека энергетику

- небольшой вес;

- быстро собирается и разбирается;

- в ней можно жить круглый год;

- устойчива
























Заключение


Изучая научно-популярную литературу, я смог узнать о бурятской юрте много интересного: каких видов бывает юрта, как она строится, на какие части делится.

Сделал вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел. Своей работой я хотел привлечь внимание других ребят к бурятскому жилищу.

На этом мое изучение бурятской культуры не закончено. Следующим этапом своей работы вижу более подробное изучение истории бурятских костюмов, предметов, орнаментов.


























Библиография


  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004

  2. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествие по Бурятии: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2010

  3. Детский журнал «Сибирячок» №3,2018




























Приложение














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!