СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История некоторых изобретений и открытий. Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для старшеклассников

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для старшеклассников "История некоторых изобретений и открытий" можно использовать  для проведения внеклассных мероприятий

Просмотр содержимого документа
«История некоторых изобретений и открытий. Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для старшеклассников»

Что? Где? Когда?

Открытия, интересные факты некоторых изобретений

В конкурсе участвуют команды старшеклассников по шесть человек

Звучит гонг. На сцену выходит ведущий.

Ведущий. Добрый вечер, господа старшеклассники. Я рад приветствовать вас на нашей игре. Вы - «Ботаники». Вы, конечно, уже привыкли к тому, что ботаниками сейчас называют не только людей, изучающих флору. Молодежный жаргон дал этому слову более широкое понятие. Ботаник на вашем языке — человек образованный, увлеченный, любознательный. Уверен, что и среди вас таких немало. И сейчас у нас будет реальная возможность в этом убедиться.

Ведущий. Команды занимают свои места.

А сейчас приступаем к первому туру

Звучит музыкальная отбивка.

  1. Пенициллин

 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры Staphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Penicillium — веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зеленым. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик.

Вопрос 1: Какой принцип работы антибиотика с точки зрения химии? Сформулируйте его через минуту.

Ответ: Принцип работы антибиотика состоит в торможении или подавлении химической реакции, необходимой для существования бактерии. Пенициллин блокирует молекулы, участвующие в строительстве новых клеточных оболочек бактерий — похоже на то, как наклеенная на ключ жевательная резинка не дает открыть замок. 

2. Последним из Великих географических открытий стало открытие Австралии. Это было давно ожидаемым событием. Еще античные авторы утверждали, что где-то на юге непременно должна находиться земля - они так и называли ее - «Южная» или «Австальная», чтобы уравновесить огромные массы суши Северного полушария.

На ее поиски в XVI в. было снаряжено несколько экспедиций из разных стран. Заслуга открытия Австралии принадлежит Голландии: это сделал в 1606 г. капитан из Амстердама Виллем Янсзон.

Австралия - самый большой остров Океании, получил название пятого континента. Ее животный мир уникален, но полностью лишен обезьян, толстокожих млекопитающих и жвачных животных.

Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Их детеныши рождаются совсем крошечными - длинной не более одного или полутора сантиметров, совсем слепыми и без волосяного покрова, лишенными способности к самостоятельной жизнедеятельности. Сразу после рождения они перебираются в сумку, внутри которой находятся соски с молоком; детеныш присасывается к соску и мало-помалу подрастает.

Вопрос 2: В чем причина такой особенности австралийских животных?

Ответ 2: Этот материк отделился ранее других. И эволюция млекопитающих прошла другой путь

3. В 1948 году текстильную застежку Velcrо изобрел инженер из Швейцарии Жорж де Местраль. Ее называли еще ворсистой молнией, лентой Velcro, ворсовкой, лентой-контактом. Застежке-липучке в англоязычных странах дали название «hook and loops», в переводе – «крючки и петли», а еще ее называют «застежкой от касания» (touch fastener).

Разновидностью застежки является пара текстильных лент с размещенными микрокрючками на одной из них и микропетлями на другой. Микропетли и микрокрючки соприкасаясь, зацепляются. Таким образом, происходит «прилипание» одной ленты к другой. Поэтому такую застежку и прозвали «липучкой».

Что интересно, свой первый патент турист и страстный изобретатель Жорж де Местраль из Швейцарии получил, когда ему было всего 12 лет. Изобретением тогда была конструкция игрушечного самолета.

Вопрос 3: Какое растение помогло этому изобретению?

Ответ 3: Как-то, возвратившись с прогулки с собакой по предгорьям Альп, Жорж обнаружил на своих штанах и на собачей шерсти множество репейников. По привычке, снимая с себя и со своего мохнатого друга непрошенных колючих гостей, он задумался о репейнике.

4. 3 августа 1492 г. из порта Палос в плавание вышли три корабля: Санта - Мария, Пинта и Нинья с 90 участниками. После ремонта корабля “Пинта” у Канарских островов потянулись томительные дни. Прошло 33 дня после того как корабли покинули Канарские о-ва, а земли все не было. Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргасово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который Колумб назвал Сан-Сальводор и объявил владением Испании. Колумб был уверен, что достиг Азии.

Вопрос 4: Как вы думаете, а кто был в составе команд первых рискованных экспедиций?

Ответ 4: Экипажи кораблей в основном состояли из осужденных преступников.

5. В 60-е годы гг. XV в. португальские моряки, двигаясь на юг, вдоль Африканского континента, пересекли экватор. На их картах появились характерные названия, отражающие истинные цели экспедиции и их удачное практическое осуществление. Результаты первых походов были вдохновляющими.

Вопрос 5: «Перечный …», «Невольничий …», «Золотой…», «… слоновой кости». Какого слова не хватает в этих названиях?

Ответ 5: «Перечный берег», «Невольничий берег», «Золотой берег», «Берег слоновой кости». БЕРЕГ.


6. Форма жидкости Физика - вокруг нас. Интересные факты могут удивить нас, даже если дело касается такой привычной вещи, как обычная вода. Мы все привыкли думать, что жидкость не имеет собственной формы, об этом говорит даже школьный учебник по физике! Однако это не так.

Вопрос 6: Какая естественная форма жидкости?


Ответ 6: Естественная форма жидкости – это шар.

 

Рис. Масло внутри сосуда с разбавленным спиртом собирается в шар, который не тонет и не всплывает (опыт Плато).

7. Интересные факты о физике могут помочь понять свойства такой занимательной вещи, как ОНИ. Они представляют собой неньютоновскую жидкость. Человек или животное не могут погрузиться в НИХ полностью из-за высокой вязкости, но и выбраться из НЕГО очень сложно. Чтобы вытащить ногу из НЕГО, нужно приложить усилия, сравнимые с поднятием легкового автомобиля. В НЕМ нельзя утонуть, но опасность для жизни представляют обезвоживание, солнце, приливы.


Вопрос 7: Через минуту назовите ИХ ДВУМЯ СЛОВАМИ.


Ответ: Зыбучие пески. При попадании в зыбучий песок нужно лечь на спину и ждать помощи.


8. Без него не обходится ни пастух, ни ковбой.

Вопрос 8: Вы знаете, каким было первое приспособление, преодолевшее звуковой барьер? Что это?


Ответ 8: Обычный пастуший кнут. Щелчок, пугающий коров, это не что иное, как хлопок при преодолении скорости звука! При сильном ударе кончик кнута движется так быстро, что создает в воздухе ударную волну. То же самое происходит с самолетом, летящим со сверхзвуковой скоростью.


9. Какова точная высота Эйфелевой башни?


Вопрос 9: Является ли она постоянной? И отчего это зависит?

Ответ 9: А это зависит от погоды! Дело в том, что высота башни колеблется на целых 12 сантиметров. Это происходит от того, что в жаркую солнечную погоду строение нагревается, и температура балок может доходить до 40 градусов по Цельсию. А как известно, вещества могут расширяться под воздействием высокой температуры.

10. Вопрос 10. В число элементов этого древнего искусства входят цепи, столбы и арки. Назовите глав­ный инструмент женщины, которая занимается этим искус­ством.

Ответ 10: вязальный крючок


11. В Китае есть храм, посвященный кошкам, но не всем, а тем семерым котам, которых один китайский полководец в 1600 году взял с собой в поход. Нужны эти животные были для определённой цели, которая достигается благодаря их зрачкам. К слову, чтобы достигнуть этой же цели.

Вопрос 11. Вы в наше время будете использовать вовсе не котов, а некий предмет. Какой?

Ответ 11: Часы.

Комментарий:  По зрачкам котов воины определяли время.


Вопрос 12. В Египте, в Каире, есть музей веществен­ных доказательств. Почему он так называ­ется?

Ответ 12: коллекция музея состоит из древностей, конфискованных у грабителей и контрабан­дистов.


Вопрос13. В Западной и Центральной Европе раннего средневековья рыцарь должен был обладать следующими добродетелями: искусством вер­ховой езды, фехтованием, искусством обра­щения с копьем, плаванием, игрой в шаш­ки.

Назовите еще одну добродетель средне­векового рыцаря.

Ответ 13: Сочинение и пение стихов


Вопрос 14. Про какие рисунки французы говорят: «Смешное уби­вает»?

Ответ 14: про карикатуры.

Вопрос 15. Когда у Форда возникли трудности со сбытом автомобилей, Карнеги дал ему совет: «Драматизируй идею!». Форд последовал этому совету, и в газетах появилось сенсационное фото, заставившее говорить о его автомобилях как об особо прочных и надёжных. Итак, фото: снизу – Форд… А кто наверху?

 Ответ 15: Слон (на крыше автомобиля)

Вопрос 16. О сказках. Этот жилой объект был оборудован его хозяйкой многоэлементной (семикратно дублированной) биологической системой охраны с функциями распознавания «Свой – чужой», приводимой в действие звуковым паролем. Вспомните этот пароль!

 Ответ 16:  «Вы козлятушки, вы ребятушки! Ваша мать пришла…»

Вопрос 17. Михаил Булгаков – «Мастер и Маргарита», Евгений Шварц – «Дракон», Люис Кэррол – «Приключения Алисы», Редьярд Киплинг – «Сказки и истории». Какой пушкинский герой может объединить эти книги?

Ответ 17: Кот Учёный (во всех книгах – коты).

Вопрос 18. Со времён судебной реформы 1864 года в здании судебных установлений в Кремле стояла статуя Фемиды. Какого весьма необходимого атрибута у неё не оказалось, если современники усматривали в этом суть российского правосудия?

Ответ 18: Повязки на глазах (и меч, и весы, и книги законов были…)

  Вопрос 19. Этот «колокол», несомненно, прибавил своим изобретением шума в мире. Потомки его изобретения виновны, с точки зрения экологов, в электромагнитном загрязнении среды. Что это за изобретение?

 Ответ 19: Телефон (белл – «колокол» по – английски)

Вопрос 20. Английский этнограф прошлого века Дж. Фрэзер писал: «Молодые папуасы едят мясо свиньи и крупную рыбу, чтобы приобрести их силу. Народность мири, живущая в Индии, высоко оценивает мясо тигра как блюдо, придающее мужчинам силу и мужество». Каких двух животных ели австралийские аборигены, чтобы научиться быстро бегать и высоко прыгать?

Ответ 20: Страуса эму и кенгуру


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!