Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестяковская средняя школа»
Тема проекта
История Пестяковской средней школы
Руководитель проекта – Куканова Вера Викторовна
Выполнил Куканов Сергей Дмитриевич
ученик 10 «А» класса
п. Пестяки
2019
«История Пестяковской средней школы.
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
В истории школы событий немало,
А сколько людей воспитала она!
Сегодня и нам по наследству досталась
Прекрасная школьная эта страна.
Мы учимся здесь и растём понемногу,
Гордимся успехами школы своей!
И знаем, что в жизни любая дорога
Уходит от школьных дверей.
В поселке школа не только хранилище знаний и культуры, она, какой бы ни был у нее внешний вид, остается островом веры, надежды, любви и мудрости. В прямом смысле - вторым домом для педагогов и для нас, школьников.
В 17-18 веках население нашего края было бедным и почти безграмотным, хотя тяга к знаниям была. На это указывал русский путешественник, герой войны с Наполеоном, литератор, владевший землями на пестяковской земле. В своих очерках «Путешествие по русским проселочным дорогам» он выступил как экономист, этнограф, краевед, Затронул он и вопросы образования края. Он умел радоваться добрым переменам, не смаковал русскую отсталость, не злобствовал по ее поводу, а верил в будущее страны и ее народа. Он писал: «Во многих селениях учатся грамоте крестьянские мальчики и девочки, но по-своему. Ходят по селениям пожилые девы…, большие богомольцы и чтецы церковных книг. Эти девы обучали крестьянских детей по церковным книгам и тем жили.
Обучение обыкновенно начинают азбукой, потом переходят к часовнику и довершают псалтырем.» Шелехов не видел в волости печатных книг кроме церковных, хотя писали гражданскими буквами. Через полвека Николай Рыбкин уже подтверждал наличие гражданских книг в регионе. Народ хорошо знал Библию. Ссылаются историки и на существование церковно-приходской школы. Образовательный процесс осуществляли церковнослужители. И только после 1900 годов начало развиваться образование в Пестяковской волости.
До 1900 года в Пестяках была начальная трехклассная школа. Занимала она здание Пестяковского волостного управления.
В 1900 году Приказом Министерства просвещения была построена новая школа возле земской больницы. Она называлась «Двухклассное Министерства народного просвещения училище». Оно построено было на средства государства. Срок обучения в училище составлял пять лет. Первые три класса (1 отделение) вели два учителя. 4 и 5 классы ( 2 отделение) вел один учитель. По типу школа была смешанной. Учились не только мальчики, но и девочки, девочек было мало. Так в 4-5 классах их было 6 из обеспеченных семей: кулаков и торговцев.Заведующим школой был Побединский Георгий Иванович. В 5-х классах учителем работал Корнилов П.Ф., а затем Маннов Иван Яковлевич – уроженец деревни Белая Рамень современного Пестяковского района. Одной из первых выпускниц была Морозова Анна Васильевна (1905 год). Программа школы была обширная. Ученики получали хорошие и прочные знания. Учащиеся успешно сдавали экзамены в учительские семинарии.
В 4-5 классах в учебный план были введены предметы: геометрия, физическая география и география Россия, естествознание. Естествознание имело разделы: анатомия и физиология человека, ботаника, минерология. Довольно обширным был курс арифметики, коммерческий и математический учет векселей. На уроках геометрии учили измерять площади любых фигур и объемы правильных тел, измерять расстояние до недоступных предметов, высоту домов, деревьев. Также велись уроки пения, физической культуры, старославянского языка и Закона Божьего. Из стен этого училища вышли учителя:Купцов Павел Петрович, Забелин Сергей Иванович, ШевяковИван Алексеевич.
У училища был попечитель купец Паршин, проживающий в Нижнем Новгороде.
14 октября 1912 года Приказом Министерства просвещения Двухклассное училище реорганизуется в Высшее начальное училище и из 4-5 классов открываются первые два класса высшего начального училища. Одним из первых учителей был Колодезников Борис Андреевич, в то же время на 1912-1913 учебный год сохраняется и 5 класс, работающий по старой программе двухклассного училища. В 1 классе высшего училища занималось 19 учащихся, во втором – 9 учеников.
Учебный план Высшего начального училища на 1912-1913 учебный год.
№ п/п | Учебная дисциплина | 1 класс (количество часов) | 2 класс (количество часов/ |
1 | Чистописание | 2 | - |
2 | Русский язык | 5 | 5 |
3 | Старославянский язык | 1 | 1 |
4 | Закон божий | 3 | 3 |
5 | Арифметика | 4 | 4 |
6 | История (всеобщая) | 2 | 2 |
7 | Естествознание | 2 | 3 |
8 | География | 2 | 2 |
9 | Геометрия | 1 | 2 |
10 | Рисование | 1 | 1 |
11 | Черчение | 1 | 1 |
12 | Пение | 3 | 3 |
13 | Гимнастика | 3 | 3 |
В высшее начальное училище принимались дети, окончившие 3 класса начальной школы. Первым инспектором был Суйя Михаил Петрович. Характерно, что все протоколы педагогического совета шли на утверждение директора народных училищ. В уезде был инспектор народных училищ, а в губернии – директор. Сметы училища и отчеты по исполнению их рассматривались тоже на педсоветах.
Недолго просуществовало это училище. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Высшее народное училище преобразуется в школу 2 ступени. Первоначально оно находилось в белом здании школы (сейчас федеральный суд и дом ремесел), что куплено было Гороховецким земством во время первой мировой войны у купца Гусева Василия Павловича за 30000 рублей. Открыто было 5 классов, а в школе 2 ступени 4 класса. В таком статусе школа просуществовала до 1922 года.
С 1922 года школа второй ступени включала в себя 5 классов, а первой ступени – 4 класса. Получилось что-то подобное современной основной школы.
В 1918 году в августе месяце проходили волостные сходы граждан (тогда на территории было семь волостей) с обсуждением вопросов народного образования и выбором учителей. Так на сходе в волостном селе Пестяки в начальную школу были избраны учителя, Купцов Павел Петрович, Забелин Сергей Иванович, Забелина Ольга Ивановна (Казанская), Крылова Н.С. Потом систему выборов отменили, вопросами назначения на работу и увольнения учителей занимался уездный отдел народного образования. В это время активно работали вечерние школы для взрослых(ликбезы). Самое тяжелое последствие прошлого – неграмотность Писать и читать могла только пятая часть населения взрослых. Грамотного женского населения было всего 8 процентов. Обучением неграмотного населения занимались учителя и комсомольцы. Обучение велось в школах, читальнях, частных домах.Согласно декрету от 26 декабря 1919 года, подписанному В.И. Лениным стало ясно, насколько велика была тяга населения к образованию, можно было судить хотя бы по таким фактам: в 1919 -21 годах вечерние классы неграмотными и малограмотными. Они успешно усваивали программу всего 3 – 4 месяца, могли правильно и быстро читать, грамотно писать и считать. В 1919 – 20 годах в 1 классе у учителя Груздевой Анны Ивановны было 90 учеников. В пяти классах насчитывалось 250 учеников.
В 1922 году школа второй ступени переходит на режим пятилетнего обучения. Первые три года обучения составили первый концерн, 4 и 5 годы – второй концерн. Эта школа была единственной средней школой в границах современных Пестяковского и Верхнеландеховского районов. Школа второй ступени готовила в основном учащихся для поступления в вузы и втузы. В 1925 году Пестяковскую школу закончил крупный ученый СССР Аркадий Александрович Космодемьянский, а позднее - герой Советского Союза Николай Иванович Митрофанов. Школа тогда уже называлась единой трудовой, большое внимание уделялось труду. Имелись хорошо оборудованные мастерские: столярная и сапожная.Школа должна была готовить детей не только для поступления в вузы, но и ориентировать на рабочие профессии.
К концу 1927 года было 47 начальных школ, где обучалось 3000 человек, Разрабатывались новые методы обучения. Много в этом вопросе сделали учителя: Иван Алексеевич Шевяков (член партии, первый комиссар просвещения уезда),Иван Алексеевич Плесков (члена партии, позднее возглавлял отдел народного образования).
В 1923-24 годах в школе была образована пионерская организация (дружина) имени В.И. Ленина. Одной из первых вожатых была Надежда Назарова. В 30 годы пионерская организация значительно выросла и насчитывала 380 пионеров. Они имели свою форму, галстуки и значки. Пионеры должны были хорошо учиться и помогать младшим и старшим. В 1961 году приняли участие в областном пионерском слете.
В периоды НЭПа и индустриализации страны школа 2 ступени реорганизуетсяпо решению коллегии наркома просвещения от 7 июля 1924 года. Вопрос профессионализации затянулся на целый год. И только в 1925-26 годах на 7 съезде учителей был решен вопрос ввода в нашей школе педагогического профуклона. В 4 и 5 классах ввели предметы педагогики, психологии и методики. Эти предметы вели учителя: Лебедев М.П. и Купцов П.П. Школа стала выпускать учителей с правом преподавания в начальных школах района. В Пестяковской школе работали учителя: Кукин Н.Г. , Хилова О.М., Шеронова О.А., Андрианов М.С., Морозова Т.П. В 1930-33 годах школа вновь терпит перестройку: закрывается педагогический уклон, расширяется ШКМ – школа – цех колхоза. Вводится комплексный метод преподавания, проектная деятельность. Наша школа слепо не подчиняется этому новшеству, а упорно работает над тем, чтобы учащиеся получали прочные знания. Еще не успели выпустить четвертый класс, как поступило новое решение наркома просвещения о реорганизации школы 2 ступени в десятилетку. Десятый класс набрали из 9 класса. В 1935 году был сделан первый выпуск из 10 класса. Первыми выпускниками были Куричева Е.А. (учитель химии), Кулыгина Валя (окончила МГУ), Пронюшкин А.А.
С 1935 года наша школа работает как десятилетка.
Во время Великой Отечественной войны 1941 -45 годов школа не прекращала работу. Многие выпускники и учителя ушли на фронт, а учащиеся совмещали учебу и работу, помогали колхозам в уборке урожая, шили теплую одежду, вязали варежки, носки и отправляли на фронт.
Во время войны в Пестяках был открыт детский дом, в котором воспитывались дети, которые лишились родителей во время войны. Они начали обучаться в Пестяковской школе. Собрали денежные средства на постройку самолета, за что получили телеграмму от В. Сталина со словами благодарности. «Пестяки, Ивановской области секретарю комитета комсомола тов. Гусевой, копия - пионервожатой тов. Галашиной. Передайте учащимся Пестяковской средней школы, собравшим средства на строительство танков и самолетов, благодарность Красной Армии и мои пожелания им здоровья и успехов в учебе и общественной работе. И. Сталин».
На фронт ушли учительские кадры школы:
Андрианов Михаил Степанович.
Белышев Валерий Александрович.
Кочнев Лука Федорович.
Кочнев Анатолий Осипович.
Кукин Николай Григорьевич.
Куричев Василий Иванович.
Лопатин Григорий Ефимович.
Мамонов Николай Григорьевич
Новожилов Алексей Иванович.
Пронюшкин Александр Александрович.
Сальников Николай Александрович.
Навсегда останутся в памяти учителя, которые отдали свои жизни за победу над врагом. Это Василий Иванович Куричев, Николай Григорьевич Мамонов, Лука Федорович Кочнев, Владимир Александрович Белышев, Анатолий Осипович Кочнев.
После окончания Великой Отечественной войны вернулись в школу преподаватели: Курочкин Б.Д., Андрианов М.С., Забелин С.И , Усачев И.И и другие. Дорогами войны прошли учащиеся школы, а потом работавшие в ней: Н.Г. Кукин, В.В. Свиньев, Сальников Н.А., Халов В.А., Новожилов А.И..
Занимались дети в здании, находившемся на улице Социалистическая дом 11. Во время войны здание школы отдавали под военкомат.
Новая перестройка системы народного образования в 1961-62 учебном году перевела школу на 11 –и летнее обучение. Учащиеся после 9 класса могли продолжить обучение в техникумах, профтехучилищах, работать на производстве, а после 11 класса поступить в высшие учебные заведения.
Со школьниками проводилась очень интересная работа. При школе был большой учебно-опытнический участок, яблоневые сады на территории школы, на улице Фрунзе и в центре поселка, на месте администрации поселка. Многие учащиеся были участниками выставки достижений народного хозяйства в Москве. В осенне-летний период учащиеся оказывали помощь в заготовке сена для ферм, уборке льна, картофеля, хвойных веточек. Собирали золу, металлолом, макулатуру, березовые почки, лекарственные травы, камни с полей. В течение многих лет шефствовали над фермами: раздавали корма, доили коров, кормили молодняк. Участвовали в спортивных и туристических соревнованиях, пионерских слетах. При школе была создана производственная бригада, хор. Руководителем хора был учитель Завьялов. Участники хора выступали в районе и принимали участие в смотрах в г. Иваново, Пучеж, Шуя. Под руководством учителя истории М.Г. Петровой – Курочкиной был организован краеведческий музей, который находился в здании каркаса. Учителя школы рассказывали, как собирался краеведческий материал, экспонаты. Отвечала за работу музея ученица Валя Стрункина. В музее были очень интересные предметы быта, орудия сельского хозяйства, книги, продукты ремесел, костюмы, деньги. Когда организовывался Мытский краеведческий музей, многие экспонаты были переданы туда.
Ежегодно в феврале месяце проводилась общешкольная игра «Зарница». К ней готовились очень долго: готовили классные батальоны, делали оружие, шили маскировочные халаты, рисовали знаки отличия. После школы готовили место для игры, Это был Поповский лес. Рыли окопы, траншеи, блиндажи в снегу. Строили штаб игры. Помогали провести игру военные из Фролищ. Победители участвовали в районной игре.
При школе работал интернат, в котором проживали дети из дальних деревень района. Он находился в здании мастерской. В комнатах размещались дети старших и младших классов. В каждой комнате жило по 20 человек. Для приготовления уроков были открыты классные комнаты, Была своя столовая, баня, где грели воду для уборки помещений интерната.
Школа размещалась в 3 зданиях. (Каркас, нынешнее здание суда, бывшая начальная школа, дом детского творчества). Такой режим работы школы был не очень удобен. Приходилось учителям переходить из здания в здание, а они находились на разных улицах. В середине 70 годов было получено разрешение и выделены деньги на строительство новой школы. Строила ее районная строительная организация. Большую помощь оказали учащиеся школы. 14января 1972 года была пущена в эксплуатацию новая школа, а интернат был переведен в здание белой школы на улице Ленина.Там жило около 80 человек детей, а в 1990 годах построили новый школьный интернат на территории школы.
В 1984 году в школе были созданы педагогические классы, которые изучали педагогические науки, проходили педагогическую практику в детских садах, начальных классах школы, на летних оздоровительных площадках и уличных отрядах. Отвечала за работу в педагогических классах организатор по воспитательной работе Куканова В.В. В уличных отрядах в летнее время вели работу учителя школы. В 1984 году под руководством Куканова А.А работали кружки: драматический и кукольный. Кружковцы овладевали навыками работы с перчаточными и тростевыми куклами, показывали свою работу в группах продленного дня, детских садах, были участниками областных соревнований. Многие учащиеся педагогических классов поступили в педагогические институты и успешно работают в образовании. Это Ухина Е., Лоснова Т., Быкова М., Минутин Е., Соболев А., Гудкова М., Хохлова Т., Хохлова Н., Вяткина О, Ужастина Е., Панцова Н., Краснова С., Голубцова И., Николина Т., Полатина С., Бурлакова Н., Беляков Д., Мягкова Е., Репина Е., Кипарина Е., Фарафонова Н. и другие.
Занималась школа и подготовкой трактористов. Сначала трактор изучали девушки и юноши, потом только юноши. Они получали водительские права на трактор и шли работать в колхозы и совхозы района. Девушки изучали профессии животноводов и продавцов.
Работало школьное лесничество. Дети занимались выращиванием посадочного материала (сосен и елок) в местном питомнике, собирали шишки на семена для посадок молодняка.
В 1999 годах был организован лицейский класс от Российской Международной академии туризма. Школа сделала три выпуска. Руководили лицейскими классами Сутягина М.В., Гнездилова Т.В., Петрова В.Л.
За всю историю школы в ней работало более 70 учителей.
Сейчас в школе работают выпускники школы:
Баринова Е.П.- учитель информатики и технологии.
Горшкова И.Н. – учитель русского языка и литературы.
Железнова И.А. – учитель математики.
Зимина Е.В. – учитель иностранного языка.
Зубова И.А – учитель математики.
Куканова В.В. – учитель русского языка и литературы, МХК.
Купцова Н.В. – учитель начальных классов, иностранного языка.
Лопатина Д.Н. – учитель начальных классов.
Марихова Е.Н. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Минутин Е.А. – учитель физической культуры.
Минутина Н.Ю. – педагог-психолог.
Рассадина А.В. – учитель истории, обществознания.
Терещенко Н.И. – учитель физики, астрономии.
Турыгина Л.В. – учитель русского языка, литературы и истории.
Филиппова Т.А. – учитель начальных классов.
Шалагин С.Н. – учитель физической культуры и ОБЖ.
Ломина М.В. – организатор работы с детьми.
Белова М.Ю. – библиотекарь – педагог.
Многие учителя награждены орденами и медалями. Ордена Ленина удостоены П.П. Купцов, О.И. Забелина, Е.Н. Поросенкова. Заслуженными учителями России стали Н.А. Марихова, П.И. Тюрикова, И.В. Терешкин,
Возглавляли школу следующие педагоги:
Побединский Г.А
Маннов И.А. (1915 -1920)
Лебедев М.П. (1920 – 1930)
Халова А.И. (1930 – 1935)
Журавлев ( 1930 – 1939)
Парский С.А. (1945 – 1950)
Курочкин Б.Д. (1950 -1951)
Андрианов М.С. ( 1951 – 1962)
Марихов Н.И. ( 1962 – 1974) – стаж 19 лет
Серова В.М. (1974 – 1975)
Конин В.А. (1975 – 1979)
Халов В.А. (1979 – 1982)
Киселев В.В. (1982 – 1983)
Марихов Н.И. ( 1983 – 1989)
Новожилова Л.М. ( с 1989) стаж 29 лет
Школа выпустила медалистов:
С золотой медалью:
№ п/п | Фамилия, имя | Год |
| | |
1 | Шеронов Валерий | 1948 |
2 | Коцюба Антей | 1967 |
3 | Шевардина Елена | 2003 |
4 | Зарубина Юлия | 2004 |
5 | Мелешкин Сергей | 2012 |
6 | Ужастин Кирилл | 2017 |
7 | Купцова Полина | 2017 |
8 | Ражева Арина | 2017 |
9 | Кленцова Арина | 2017 |
10 | Чесноков Андрей | 2017 |
11 | Морозова Екатерина | 2018 |
12 | Турыгина Ксения | 2018 |
13 | Краснова София | 2018 |
С серебряной медалью
1 | Шитов Константин | 1950 |
2 | Ильин Валентин | 1951 |
3 | Тарасов Виктор | 1951 |
4 | Зорина Галина | 1961 |
5 | Куликова Валентина | 1964 |
6 | Акимова Валентина | 1965 |
7 | Романова Галина | 1966 |
8 | Кручинин Владимир | 1967 |
9 | Дударева Марина | 1986 |
10 | Забелина Мария | 1986 |
11 | Гнездилов Евгений | 1987 |
12 | Локтева Елена | 1987 |
13 | Сутягин Сергей | 1987 |
14 | Кручинина Евгения | 1989 |
15 | Краснова Эльвира | 1989 |
16 | Хохлова Нина | 1989 |
17 | Мальцева Галина | 1990 |
18 | Ухина Елена | 1990 |
19 | Шульпина Лариса | 1990 |
20 | Кнутова Елена | 1990 |
21 | Севрюгин Василий | 1990 |
22 | Смирнова Наталья | 1990 |
23 | Воронина Ирина | 1991 |
24 | Заговало Оксана | 1996 |
25 | Круглов Михаил | 1996 |
26 | Зыган Елена | 1997 |
27 | Кренин Владимир | 1997 |
28 | Куканов Дмитрий | 1997 |
29 | Устинова Мария | 1997 |
30 | Макарова Ирина | 1997 |
31 | Кучумов Владислав | 1999 |
32 | Кольченко Иван | 2000 |
33 | Новожилов Артемий | 2000 |
34 | Уралов Сергей | 2002 |
35 | Круглов Николай | 2002 |
36 | Якушенков Валерий | 2002 |
37 | Муратова Анна | 2003 |
38 | Муратова Ольга | 2003 |
39 | Вачаев Юрий | 2003 |
40 | Ковалёва Елена | 2004 |
41 | Погодина Татьяна | 2004 |
42 | Ястребов Владимир | 2004 |
43 | Радугина Марина | 2004 |
44 | Горский Сергей | 2004 |
45 | Боровков Вадим | 2005 |
46 | Радугина Софья | 2005 |
47 | Баженова Ксения | 2005 |
48 | Кучумов Алексей | 2005 |
49 | Вассалиева Наталья | 2006 |
50 | Горская Маргарита | 2006 |
51 | Соловьёв Александр | 2007 |
52 | Курбатова Оксана | 2007 |
53 | Бокарева Светлана | 2010 |
54 | Самородкина Любовь | 2011 |
55 | Кленцова Екатерина | 2012 |
56 | Бокарева Наталья | 2013 |
57 | Титюлина Вера | 2014 |
Выпускники школы работают на всей территории нашей страны в разных отраслях народного хозяйства, в науке и образовании, здравоохранении и культуре, служат в рядах российской армии. Нашу закончили А.А. Космодемьянский – крупный ученый, В.А. Забелин – главный врач районной больницы, П.И. Тюрикова – заслуженный учитель школы,, Н.И. Митрофанов – герой Советского Союза, погибший на фронте во время Великой Отечественной войны, - прославили нашу школу своими достижениями в науке, здравоохранении, просвещении, промышленности, культуре.
20