СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История происхождения села Мамлейка

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается история образования села и история происхождения названия села Мамлейка Сеченовского района Нижегородской области

Просмотр содержимого документа
«история с Мамлейка . Топонимика2017»

МБОУ Мамлейская основная школа













Тема «История происхождения села Мамлейка»







Выполнила:

Шагалова Алина Андреевна,

ученица 7 класса

Руководитель:

Афанасьева Елизавета Юрьевна,

учитель истории







с. Мамлейка, 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

  1. История происхождения села. Топонимика…………………………….4

Заключение…………………………………………………………………...7

Список литературы и источников…………………………………………..8

Приложение…………………………………………………………………..9





























Введение

Актуальность темы состоит в том, что история нашего села мало изучена. Практически нет никаких источников, в которых бы глубоко изучалась и описывалась история нашего села. Вопросы о возникновении села и происхождении названия села являются спорными и малоизученными.

Проблема заключается в том, что многие не интересуются историей происхождения своих населенных пунктов и других объектов, находящихся на территории малой родины.

Целью является изучение истории возникновения села и происхождения названия села Мамлейка.

Задачи :

- изучить историю возникновения села.

-изучить материалы по топонимике.

Ожидаемый результат: интерес к изучению темы, изучить историю возникновения села и значения названия Мамлейка.

















  1. История происхождения села. Топонимика.

С малых лет все спрашивали у родителей, родственников, соседей, учителей, что означает название родного села, речки и других объектов родного края. Происхождение названия некоторых глубоко было изучено и не было сложности в объяснении их значения и перевода. Но в нашем селе люди долго не знали точного значения и происхождения названия села. Все пожимали плечами и отшучивались:

— Наверное, это означает «мама» и «лейка». Или «мама» и «лей-ка». Кто-то умывался и говорил: «Мама, лей-ка!», имея в виду воду.

Для получения информации об истории возникновения села и происхождения его названия были изучены книги по краеведению, опрошено взрослое население.

Наше село в древности состояло из двух поселений. Основателем поселений был богатый помещик Александр Ильич Пашков.

В 1783 году для обработки земли в верховьях речки Киши он переселяет из своего села Золотухина 11 крестьянских семей, где основывает населённый пункт под названием Золотушка. С. Золотухино в те далёкие времена было расположено в Ардатовском уезде Симбирской губернии. Население мордовское. Соответственно и деревня Золотушка была с мордовским населением. А.И.Пашков покупал мордовских крепостных крестьян у разных помещиков, производя оплату породистыми собаками. Спустя два года А.И.Пашков переселяет из своей вотчины села В-Талызино семь семей на землю, расположенную рядом с населённым пунктом Золотушка. Появляется новый населённый пункт с названием Степная Вишенка. Это название связано с тем, что на месте, куда отселили семь семей, было большое поле, заросшее дикорастущей степной вишней.

Процесс освоения земельных угодий, на которых образовались поселения Золотушка и Степная Вишенка с каждым годом становился более активным. Численность населения росла.

В год переписи 1806 в д. Золотушке было 27 дворов, число жителей 230 человек. В д. Степная Вишенка 14 дворов, жителей - 83 чел. Так две деревни — два села жили и трудились на одной земле: выращивали хлеб, разводили скот. Несмотря на разные национальности, они с самого начала жили в мире и согласии. Помогали друг другу, вступали в совместные браки и были единоверцами. Только после революции 1917 года вместо двух деревень появилось одно большое село под названием Машлейка, что, по одной из версий, означает «многоовражье». Потом это название преобразовалось в Мамлейку. По второй версии, предложенной нашим земляком, историком Черновым, было выяснено, что название нашего села произошло от мордовского языка. Формант «ма» на самом деле является мордовским словом и означает совершенно противоположное значение — «вода». Скорее всего, под словом «ма» мордва имели в виду не только ключ, родник, источник, но вообще воду. Как писал Э. М. Мурзаев, «…первобытный человек не обладал словарным запасом, поэтому его возможности в процессе присвоения названий были ограниченны. Водой он нередко называл и реку, и озеро, и море.

Сохранилось до сих пор в Мамлейке название «Манёлей», овраг, на берегу которого жила Манё (тетя Маня).

Почему в современном мордовском языке (и у эрзя, и у мокша) нет слова «ма»? В каждом языке, в том числе и в русском, многие слова, которые были в обиходе сотни лет назад, забылись. Спросите у первого попавшегося, что означает слово «ланиты», вряд ли он ответит. Вот и мордовское слово «ма» забыто. На мой взгляд, оно было вытеснено русским словом «вода», которое мордва переиначили на свой лад — «ведь» по-эрзянски и «вядь» по-мокшански.

Окончание «ка» — уменьшительно-ласкательное — появилось позднее с приходом русских.

Эрз. гидроформант «лей» — «ручей, овраг».

В основе названия села точно мордовские слова «мам» и «лей». Если с «лей» всё понятно, то что означает «мам»? Можно было предположить, что это название возникло из двух мордовских слов «ма» и «лей», что означало «овраг, полный воды». В Кулебакском районе есть село с таким же названием. Название Мамлейка означает «овраг Мама». Мам — мордовское мужское дохристианское имя. А так, как оно было нередким у эрзи, значит, и в Сеченовском районе жил человек с таким именем, и в Кулебакском.

Согласно архивным документам упоминается о том, что в 1905 году в нашем селе была построена церковь. В покровский приход входили деревня Золотушка и Мамлейка. В 1931 году церковь была разграблена и ликвидирована. В 1910 году в России была проведена подворная перепись населения с учётом его хозяйственно-экономического состояния. Следует отметить, что в обеих деревнях насчитывалось 13 хозяйств, в которых работало 52 человека. Уровень грамотности населения Золотушки и Степной Вишенки той поры был очень низким. В Степной Вишенке умели писать и читать 10 человек, в Золотушке - 40 человек.

В это время в деревнях не было школы, кто хотел учиться — ходил в Теплостанскую...

По статистике за 1913 год в с. Золотушка численность населения составила 703 чел, в д.Степная Вишенка 470 чел. В обеих поселениях насчитывалось 1173 жителя.

В мордовской половине села в 1928 году образовался колхоз, который назывался «Луч Октября». А в русской половине села в 1929 году образовался колхоз «Большевик».

В 1933 году на месте бывшей церкви разместилась начальная школа. В 1950 х-годах в с. Мамлейка открывается семилетняя школа. А в 1959 году колхозом было построено здание сельского клуба и библиотеки. И в 1994 году 13 января открывается новое здание школы.

Заключение

Многие, с детства услышав предания о названиях своего села, города, передавали их по наследству своим детям, внукам и правнукам. А те считали эти предания верными и точными, не подлежащими никаким сомнениям. Сегодняшним и будущим краеведам, исследователям истории родного края в своих работах надо перелопачивать огромный фактический материал, изучать письменные источники, сравнивать одни факты с другими, чтобы в конце концов сделать правильные выводы.

«Топонимические объяснения, — пишет В. Ф. Барашков, — построенные на переосмыслении непонятных древних названий, называют топонимическими легендами. Так как в настоящее время имеется много топонимов с утраченной мотивировкой, то много и топонимических легенд. Литературоведы рассматривают их как особый вид устного народного творчества. И в этом отношении топонимические легенды представляют безусловный интерес. Но топонимисты, считаясь с их существованием, должны относиться к ним с большой осторожностью, так как легенды не всегда обоснованы, часто не имеют научной доказательности





 













Список использованной литературы

  1. Каптерев Л. М. Нижегородское Поволжье Х—ХVI вв. Горький, 1939.

  2. Карякин И.С. Две деревни-одно село. // К истории поселений Золотушка и степная Вишенка. Борьба. -2004.-23 март.

  3. Мамлейка-село благоустроенное.//Борьба.-1996г. 18 октябрь

  4. Мокшин Н. Ф. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991.

  5. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974

  6. Серебренников Б. А. История мордовского народа по данным языка // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.

  7. Сывороткин М. М. Система адаптации заимствованной лексики тюркского и финно-угорского происхождения в современных русских говорах Окско-Волжско-Сурского региона. Саранск, 2004.

  8. Трудом совместным спаянная дружба.//Борьба.-1982.№117

  9. Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, Р. Н. Бузаковой, М. В. Мосина, М., «Русский язык», «Дигора», 1993, стр. 345, Мокшень-рузонь валкс. Мокшанско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, А. П. Феоктистова, О. Е. Полякова. М., «Русский язык», «Дигора», 1998, стр. 338.











Приложение 1




 

Ареал расселения мордвы

(показан штриховой линией) в X—XIII в. в.






Приложение 2



Приложение 3

Старая школа



Богатый порядок (улица Молодежная)


Приложение 4



Герб села Мамлейка




Приложение 5

Современное здание: Дом культуры, библиотека, детский сад

Часовня

Приложение 6


Поиск и анализ материала в сельской библиотеке

Беседа об истории села с жителями села

Просмотр содержимого презентации
«Мамлейка 2017»

МБОУ Мамлейская основная школа   Реферат  История происхождения села Мамлейка Выполнила : Шагалова Алина Ученица 7 класса Учитель: Афанасьева Е.Ю. с. Мамлейка 2017

МБОУ Мамлейская основная школа

Реферат

История происхождения села Мамлейка

Выполнила :

Шагалова Алина

Ученица 7 класса

Учитель:

Афанасьева Е.Ю.

с. Мамлейка 2017

Актуальность: история нашего села мало изучена. Практически нет никаких источников, в которых бы глубоко изучалась и описывалась история нашего села. Вопросы о возникновении села и происхождении названия села являются спорными и малоизученными. Проблема: многие не интересуются историей происхождения своих населенных пунктов и других объектов, находящихся на территории малой родины. Цель: изучение истории возникновения села и происхождения названия села Мамлейка. Задачи : - изучить историю возникновения села. -изучить материалы по топонимике. Ожидаемый результат: интерес к изучению темы, изучить историю возникновения села и значения названия Мамлейка.

Актуальность: история нашего села мало изучена. Практически нет никаких источников, в которых бы глубоко изучалась и описывалась история нашего села. Вопросы о возникновении села и происхождении названия села являются спорными и малоизученными.

Проблема: многие не интересуются историей происхождения своих населенных пунктов и других объектов, находящихся на территории малой родины.

Цель: изучение истории возникновения села и происхождения названия села Мамлейка.

Задачи :

- изучить историю возникновения села.

-изучить материалы по топонимике.

Ожидаемый результат:

интерес к изучению темы, изучить историю возникновения села и значения названия Мамлейка.

Село в древности состояло из двух поселений. Основателем поселений был богатый помещик Александр Ильич Пашков.  В 1783 году для обработки земли в верховьях речки Киши он переселяет из своего села Золотухина 11 крестьянских семей, где основывает населённый пункт под названием Золотушка. Село Золотухино в те далёкие времена было расположено в Ардатовском уезде Симбирской губернии. Население мордовское. Соответственно и деревня Золотушка была с мордовским населением.  Спустя два года А.И.Пашков переселяет из своей вотчины села В-Талызино семь семей на землю, расположенную рядом с населённым пунктом Золотушка. Появляется новый населённый пункт с названием Степная Вишенка.  Только после революции 1917 года вместо двух деревень появилось одно большое село под названием Машлейка, что, по одной из версий, означает «многоовражье». Потом это название преобразовалось в Мамлейку.

Село в древности состояло из двух поселений. Основателем поселений был богатый помещик Александр Ильич Пашков.

В 1783 году для обработки земли в верховьях речки Киши он переселяет из своего села Золотухина 11 крестьянских семей, где основывает населённый пункт под названием Золотушка. Село Золотухино в те далёкие времена было расположено в Ардатовском уезде Симбирской губернии. Население мордовское. Соответственно и деревня Золотушка была с мордовским населением.

Спустя два года А.И.Пашков переселяет из своей вотчины села В-Талызино семь семей на землю, расположенную рядом с населённым пунктом Золотушка. Появляется новый населённый пункт с названием Степная Вишенка.

Только после революции 1917 года вместо двух деревень появилось одно большое село под названием Машлейка, что, по одной из версий, означает «многоовражье». Потом это название преобразовалось в Мамлейку.

По второй версии, предложенной нашим земляком историком Черновым, было выяснено, что название нашего села произошло от мордовского языка. Формант «ма» на самом деле является мордовским словом и означает совершенно противоположное значение — «вода». Скорее всего, под словом «ма» мордва имели в виду не только ключ, родник, источник, но вообще воду.  Окончание «ка» — уменьшительно-ласкательное — появилось позднее с приходом русских. Эрз. гидроформант «лей» — «ручей, овраг».  В основе названия села мордовские слова «мам» и «лей». Можно было предположить, что это название возникло из двух мордовских слов «ма» и «лей», что означало «овраг, полный воды».  Название Мамлейка означает «овраг Мама». Мам — мордовское мужское дохристианское имя.

По второй версии, предложенной нашим земляком историком Черновым, было выяснено, что название нашего села произошло от мордовского языка. Формант «ма» на самом деле является мордовским словом и означает совершенно противоположное значение — «вода». Скорее всего, под словом «ма» мордва имели в виду не только ключ, родник, источник, но вообще воду.

Окончание «ка» — уменьшительно-ласкательное — появилось позднее с приходом русских. Эрз. гидроформант «лей» — «ручей, овраг».

В основе названия села мордовские слова «мам» и «лей». Можно было предположить, что это название возникло из двух мордовских слов «ма» и «лей», что означало «овраг, полный воды».

Название Мамлейка означает «овраг Мама». Мам — мордовское мужское дохристианское имя.

В 1905 году в нашем селе была построена церковь. В покровский приход входили деревня Золотушка и Мамлейка. В 1931 году церковь была разграблена и ликвидирована.  По статистике за 1913 год в с. Золотушка численность населения составила 703 чел, в д.Степная Вишенка 470 чел. В обеих поселениях насчитывалось 1173 жителя.  В мордовской половине села в 1928 году образовался колхоз, который назывался «Луч Октября». А в русской половине села в 1929 году образовался колхоз «Большевик».

В 1905 году в нашем селе была построена церковь. В покровский приход входили деревня Золотушка и Мамлейка. В 1931 году церковь была разграблена и ликвидирована.

По статистике за 1913 год в с. Золотушка численность населения составила 703 чел, в д.Степная Вишенка 470 чел. В обеих поселениях насчитывалось 1173 жителя.

В мордовской половине села в 1928 году образовался колхоз, который назывался «Луч Октября». А в русской половине села в 1929 году образовался колхоз «Большевик».

В 1933 году на месте бывшей церкви разместилась начальная школа. В 1950 х-годах в с. Мамлейка открывается семилетняя школа.  В 1959 году колхозом было построено здание сельского клуба и библиотеки. В 1994 году 13 января открывается новое здание школы.

В 1933 году на месте бывшей церкви разместилась начальная школа.

В 1950 х-годах в с. Мамлейка открывается семилетняя школа.

В 1959 году колхозом было построено здание сельского клуба и библиотеки.

В 1994 году 13 января открывается новое здание школы.

Заключение  Сегодняшним и будущим краеведам, исследователям истории родного края в своих работах надо перелопачивать огромный фактический материал, изучать письменные источники, сравнивать одни факты с другими, чтобы в конце концов сделать правильные выводы.  «Топонимические объяснения, — пишет В. Ф. Барашков, — построенные на переосмыслении непонятных древних названий, называют топонимическими легендами. Так как в настоящее время имеется много топонимов с утраченной мотивировкой, то много и топонимических легенд. Литературоведы рассматривают их как особый вид устного народного творчества. И в этом отношении топонимические легенды представляют безусловный интерес. Но топонимисты, считаясь с их существованием, должны относиться к ним с большой осторожностью, так как легенды не всегда обоснованы, часто не имеют научной доказательности

Заключение

Сегодняшним и будущим краеведам, исследователям истории родного края в своих работах надо перелопачивать огромный фактический материал, изучать письменные источники, сравнивать одни факты с другими, чтобы в конце концов сделать правильные выводы.

«Топонимические объяснения, — пишет В. Ф. Барашков, — построенные на переосмыслении непонятных древних названий, называют топонимическими легендами. Так как в настоящее время имеется много топонимов с утраченной мотивировкой, то много и топонимических легенд. Литературоведы рассматривают их как особый вид устного народного творчества. И в этом отношении топонимические легенды представляют безусловный интерес. Но топонимисты, считаясь с их существованием, должны относиться к ним с большой осторожностью, так как легенды не всегда обоснованы, часто не имеют научной доказательности

Список использованной литературы  1. Каптерев Л. М. Нижегородское Поволжье Х—ХVI вв. Горький, 1939. 2. Карякин И.С. Две деревни-одно село. // К истории поселений Золотушка и степная Вишенка. Борьба. -2004.-23 март. 3. Мамлейка-село благоустроенное.//Борьба.-1996г. 18 октябрь 4. Мокшин Н. Ф. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991. 5. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974 6. Серебренников Б. А. История мордовского народа по данным языка // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965. 7. Сывороткин М. М. Система адаптации заимствованной лексики тюркского и финно-угорского происхождения в современных русских говорах Окско-Волжско-Сурского региона. Саранск, 2004. 8. Трудом совместным спаянная дружба.//Борьба.-1982.№117 9. Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, Р. Н. Бузаковой, М. В. Мосина, М., «Русский язык», «Дигора», 1993, стр. 345, Мокшень-рузонь валкс. Мокшанско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, А. П. Феоктистова, О. Е. Полякова. М., «Русский язык», «Дигора», 1998, стр. 338.

Список использованной литературы

1. Каптерев Л. М. Нижегородское Поволжье Х—ХVI вв. Горький, 1939.

2. Карякин И.С. Две деревни-одно село. // К истории поселений Золотушка и степная Вишенка. Борьба. -2004.-23 март.

3. Мамлейка-село благоустроенное.//Борьба.-1996г. 18 октябрь

4. Мокшин Н. Ф. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991.

5. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974

6. Серебренников Б. А. История мордовского народа по данным языка // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.

7. Сывороткин М. М. Система адаптации заимствованной лексики тюркского и финно-угорского происхождения в современных русских говорах Окско-Волжско-Сурского региона. Саранск, 2004.

8. Трудом совместным спаянная дружба.//Борьба.-1982.№117

9. Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, Р. Н. Бузаковой, М. В. Мосина, М., «Русский язык», «Дигора», 1993, стр. 345, Мокшень-рузонь валкс. Мокшанско-русский словарь под редакцией Б. А. Серебренникова, А. П. Феоктистова, О. Е. Полякова. М., «Русский язык», «Дигора», 1998, стр. 338.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!