СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по физической культуре на тему: "История развития айкидо в России, в Костроме"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по физической культуре на тему: "История развития айкидо в России, в Костроме"»



Содержание.

Введение………………………………………………………………………3-5

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования

1.1. История появления айкидо. Создатель……………………………….. 6-7

1.2. История развития айкидо в России…………….……………………..8-11

1.3. История развития айкидо в Костроме………………………………….12

1.4.Влияние занятий айкидо на организм и здоровье человека…….……...13

Глава II. Практическая часть исследования

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса………………14

Заключение………………………………………………………………...15-16

Список литературы…………………………………………………………...17

Приложение



Введение.

Актуальность.

В настоящее время известно более полутора тысяч видов боевых искусств. В них немало общего в происхождении и целях, которых они стремятся достичь. Однако есть и различия, в частности, в способах реализации. Возраст большинства боевых искусств составляет несколько столетий, и сформировались они до изобретения огнестрельного оружия. Поэтому нередко программы боевых искусств включают приемы с применением холодного оружия или предполагают обучение способам противостояния вооруженному противнику.

После распространения огнестрельного оружия древние боевые искусства не только не ушли в прошлое, но напротив, переживают второе рождение. Кроме того, появляются новые их виды. Так, в конце Второй мировой войны мир узнал об айкидо.

Основная причина того, что древние боевые искусства не теряют своей актуальности в наши дни, состоит в их духовности. Они имеют глубокие философские корни, обладают стройной системой подготовки, предполагающей как физические, так и психологические и духовные аспекты, благодаря чему человек достигает душевной гармонии, важной для каждого из нас. В полной мере это относится и к айкидо. Его цель – сформировать идеальную личность, соединив тело и разум посредством активных физических и умственных тренировок.1

Айкидо учит жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Но самое главное состоит в том, что, в Айкидо аккумулирует в себе все, что необходимо для развития современного человека, как философия, как образ мысли, как способ развивать свое тело.

1Григорьев А.Н. «Боевое Айкидо». Философия боя. Система обороны, М.:РИПОЛ классик,2013 – 256 с

Особенно это важно для подрастающего поколения, которое через занятия Айкидо с ранних лет приобщается к здоровому образу жизни, освобождаются от культа ложных ценностей, имеющих, к сожалению, очень сильное распространение в молодежной среде современного общества. Особенности Айкидо еще и в том, что оно позволяет заниматься спортивным совершенствованием до преклонных лет. Но дело еще и в том, что высокие идеи Айкидо позволяют объединять людей вне зависимости не только от их возраста, но и от социального статуса, что не маловажно при мощном расслоении нашего общества. Создаваемый Айкидо микро-социум – это во многом гармоничный мир со своим душевным настроем, погружаясь в который можно научиться быть уверенным в себе и уравновешенным, защищаться от негативных проявлений каждодневной жизни.

Работая над этим проектом, я понял, что мало знаю о появлении этого вида спорта, а как он развивался в России, тем более в Костроме вообще ничего неизвестно.

Итак, цель работы: выяснить, как появилось айкидо, как развивалось в России, а также в Костроме.

Гипотеза: Айкидо является малоизвестным, но не менее эффективным видом единоборств. Этот вид спорта развивается в России, а также в Костроме.

Задачи:

1. Изучить историю появления айкидо, его развитие.

2. Провести опрос среди школьников на тему: «Что ты знаешь об айкидо».

3. Исследовать, как появилось айкидо и развивалось в России, в Костроме.

Предметом анализа является вид спорта – айкидо и история развития в России, в Костроме.

Объект исследования: айкидо.

Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме.

Возможность применения: на уроках физической культуры, на уроках здоровья, как дополнительная литература по видам спорта.



Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования

1.1. История появления айкидо. Создатель.

Айкидо — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего. Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются болевым захватом или броском.2

Основатель айкидо Морихей Уесиба родился в Японии в городке Танабэ 14 декабря 1883 года. Он изучал различные стили дзю-дзюцу, в частности. Уесиба обучался у известного мастера дайто-рю (один из стилей дзю-дзюцу) Сокаку Такеды. Так же он добился успехов в искусстве владения мечом. Будучи уже взрослым мужчиной Уесиба познакомился с основателем новой, в то время, религией – омото-кё. Омото-кё говорила, что мир и гармония на земле могут быть созданы только терпимостью и любовью человека. Уесиба очень увлекся этой религией, стал проводить много времени в молитвах и медитации. При этом он продолжал совершенствовать свои навыки в боевых искусствах.

Вскоре из комбинации военного дела и религиозной идеологии родилось боевое искусство, которое основатель Уесиба назвал «Айкидо». Айкидо дословно переводится как: ай – гармония, любовь, ки – духовная сила, до – путь. (Приложение). Новое искусство с технической точки зрения взяло очень много от дзю-дзюцу и от искусства владения мечом, а философской направляющей стало стремление к гармонии с миром через гармонию тела и духа.

В 1940 году японское правительство официально признало айкидо.

2https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE

Морихей Уесиба преподавал до конца жизни. Он умер в 1969 году, в возрасте 86 лет. После смерти основателя школу возглавил его сын Кисемару Уесиба (1921 – 1999). Сегодня школу возглавляет внук основателя Моритеру Уесиба.3

26 апреля 1969 года великий мастер айкидо ушел из жизни. Но его удивительное искусство ведет за собой новых и новых людей, стремящихся к совершенству, гармонии, верящих в любовь, в душе которых горят слова:

"Айкидо – это не путь исправления других, это путь исправления собственного разума.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством.

Лучше всего объяснял суть, принципы и философию айкидо его создатель, в духовном наследии которого можно прочитать следующее.

«Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо – средство установления мира и братской любви между людьми. Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа».















3Киссёмару Уэсиба «Будо – учение основателя Айкидо» М.: Феникс, 1999

1.2. История развития айкидо в России.

Рукавишников Владислав Алексеевич - Генеральный секретарь МЕАФА (Международная евро-азиатская федерация айкидо), Лауреат Национальной премии РСБИ «Золотой Пояс», 5-й Дан Айкидо Айкикай.4 В 1969 году Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым была организована первая секция айкидо, и в 2019 году направление айкидо в России отмечает свой юбилей – 50 лет. Удивительно, что в этом году свой юбилей отмечает и сам Владислав Алексеевич, ему исполняется 80 лет. Владислав Алексеевич Рукавишников не только учитель Айкидо, не только преподаватель, воспитавший не одно поколение технарей, но и свидетель Блокады Ленинграда. (Приложение).

В.А. Рукавишников попал в Республику Мали, где с 1967 по 1969 годы читал ряд технических дисциплин в Национальной школе инженеров города Бамако. Основным развлечением в Бамако по вечерам было кино. В фильмы чаще всего были построены на конфликтах различных школ и направлений каратэ, у-шу и изобиловали схватками. Надо заметить, что в СССР в то время каратэ и другие восточные единоборства, кроме дзюдо, были под запретом. Увиденное на экране произвело на Рукавишникова неотразимое впечатление. Ему захотелось овладеть этим видом боевых искусств и он начал заниматься самостоятельно, повторяя движения и набивая мозоли на руках о бетонные колонны своей виллы. Это не осталось незамеченным. Однажды к В.А. Рукавишникову подошли Борис Нестеров и Вячеслав Гликсман, русские преподаватели, работавшие в колледжах г. Бамако, выспросили, насколько серьезно он интересуется боевыми искусствами, и предложили, соблюдая определенную осторожность, следовать за ними. Для тех, кто не жил в то время, нелишне

4Сайт спортивного клуба Ленкай http://lenkai.spb.ru/trenery/2014/12/12/trenery1_45.html будет напомнить, что каждый советский человек, работавший за границей, обо всех своих встречах, контактах с иностранцами должен был докладывать в Посольство.

Итак, тройка советских конспираторов отправилась на единственном доступном им виде личного транспорта, мопедах, в Дзюдо-клуб Бамако, где Борис и Вячеслав уже некоторое время занимались айкидо. Занятия вел сенсей Ван Бай, вьетнамец по национальности, человек маленького роста, где-то около 160 см, с тоненькими ручками, в толстых очках. Он совсем не походил на тех каратистов, которые не сходили с экранов. Началась тренировка. И этот маленький слабый человечек стал проделывать необыкновенные вещи с превосходящими его по росту, силе, мощи французами, африканцами, пакистанцами и неуклюжими поначалу русскими медведями. Ван Бай оказался необыкновенно быстрым, подвижным, реактивным, его руки исключительно цепкими и крепкими по захвату, а кулачок постоянно контактировал с самыми уязвимыми точками тела. И это были не сцены, подготовленные для съемки фильма, а демонстрация техники айкидо на обычной тренировке. Впечатление ошеломляющее. Сенсей Ван Бай в то время имел 2-й Дан по дзюдо и 2-й Дан по айкидо Айкикай. Кроме того, он владел специальной техникой, которой обучал охранников президента Мали Модибо Кейта.

Исключительно добросовестное отношение русских к занятиям айкидо, их самоотверженность и самоотдача при среднесуточной температуре воздуха свыше 40°С привели к возникновению сердечной атмосферы при занятиях на татами. Первая секция айкидо в СССР.

В июле 1969 года Владислав Рукавишников вернулся в Ленинград. Заниматься айкидо было не у кого и не с кем. Одной разминки по утрам было недостаточно и Владислав Алексеевич пришел в одну из групп каратэ, которые стали в это время тайком появляться в городе. Занятия в спортзале вел тренер Грякалов. Он заметил особенности в перемещениях, уходах от ударов у новичка. Узнав, что тот занимался айкидо, попросил показать что-нибудь из известной ему техники. Демонстрация продолжалась недолго и прекратилась после победы Рукавишникова В.А.

Через несколько дней дома у Рукавишникова раздался телефонный звонок и незнакомый ему голос настоятельно попросил о встрече с ним. Оказывается, в Ленинграде уже была небольшая группа, практиковавшая каратэ и давно интересовавшаяся техникой айкидо, пытаясь освоить технику айкидо самостоятельно по книге. Запрет в СССР на каратэ распространялся и на занятия айкидо. Тренировки проводились под прикрытием дзюдо. Окна спортзала закрывали от любопытных глаз газетами. Однако через 2 — 3 месяца занятия запрещали и группе приходилось искать новый зал.

Так продолжалось довольно долго. Рукавишников демонстрировал технику и охотно учил группу всему тому, что освоил сам. На первых порах, когда методических материалов по айкидо у нас в стране совсем не было, существенную помощь оказали фотографии, привезенные из Мали, на которых кадр за кадром было снято большое число приемов в исполнении Ван Бая. Как жалел Владислав Алексеевич, что, самоотверженно занимаясь айкидо у Ван Бая, он не думал о том, что ему самому впоследствии придется обучать других, не делал никаких записей и методических заметок.

На всплеске интереса к восточным единоборствам в секцию пришло поначалу много случайных людей, главный интерес которых был не в том, чтобы освоить складывавшиеся веками дух и культуру восточных единоборств, и даже не в том, чтобы научиться нейтрализовать агрессию нападающего, а в том, чтобы быстро, за 2—3 месяца, научиться подавить, изувечить, избить или даже уничтожить противника. Поэтому текучесть учащихся в этих группах была большой. Однако в это же время складывается костяк из наиболее активных, способных и умных учеников, которые достигли серьезных успехов, как в освоении техники айкидо, так и его духовной и философской сути.

С середины 80–х годов начали появляться секции Айкидо в Москве, Киеве, Ростове–на–Дону, и других регионах. К концу 80–х годов в Ленинграде и его окрестностях насчитывалось уже достаточное количество клубов, которые в 1989 году, объединившись, сформировали первую в стране федерацию айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1990 году была создана Всестилевая Федерация Айкидо СССР. В названии организации отражен факт, что хотя большинство айкидо тех лет практиковало айкикай, тем не менее, осознавалась необходимость учета интересов и представителей других направлений айкидо.

К концу 90–х годов в России насчитывались уже десятки секций айкидо, практикующих направление ёсинкан. Стали формироваться многочисленные федерации, проводиться крупные семинары с участием японских мастеров, получили широкое распространение учебные фильмы и книги. В 2008 году она была переименована в Фонд Айкидо Ёсинкан.5

Для желающих заниматься айкидо, сейчас нет никаких препятствий. Практически во всех крупных городах функционируют клубы различных стилей айкидо, входящие в состав тех или иных федераций. Регулярно проводятся семинары японских мастеров, экзамены на ученические и мастерские степени. Айкидо стало таким же привычным и доступным для изучения как и традиционные самбо, дзюдо, вольная или греко–римская борьба.

5Сайт Айкидо Ёсинкан http://www.aikido2.ru/aikido/aikido_development.html

1.3. История развития айкидо в Костроме (информация предоставлена со слов тренера по айкидо Сизова М.В.

История развития Айкидо в Костроме началась в 1996 году. Занятия этим боевым искусством объединили людей различных возрастов и профессий. В 2005 году работа сформировавшегося на тот момент клуба была замечена Федерацией Айкидо г. Санкт-Петербурга, руководитель Костромского клуба Сизов Михаил Владимирович был приглашен для обучения и аттестации в г. Санкт-Петербург, где под кураторством мастера Айкидо Айкикай успешно получил сертификат на право работать инструктором Айкидо. В июне 2006 года Костромским Регистрационным центром зарегистрирована Региональная Общественная Организация «Федерация Айкидо Костромской области». Основной целью Федерации является популяризация в г. Костроме и Костромской области боевого искусства Айкидо Айкикай и родственных боевых искусств (Джиу-джитсу и т.д). В настоящее время члены Федерации получают приглашения на участие в международных семинарах с участием признанных мастеров боевых искусств. Учащиеся могут сдавать экзамены на пояса и принимать участие в ежегодных семинарах, проводимых приглашенными мастерами из Санкт-Петербурга.



1.4.Влияние занятий айкидо на организм и здоровье человека.

Великие мастера и учителя Айкидо всегда уделяли внимание гармоничному развитию духа и тела, физическому здоровью человека. Именно поэтому в Айкидо собраны разнообразные приемы и методы оздоровления, накопленные многовековыми традициями Японии, Китая и Индии.

Занятия Айкидо позволяют осознанно подойти к собственному духовному и физическому развитию. Определенные физические нагрузки во время систематических тренировок воспитывают дух, развивают выносливость, способствуют снижению веса и развитию гибкости, поддерживают организм в тонусе, улучшают самочувствие и укрепляют здоровье.
Движения в Айкидо являются своеобразными упражнениями для всей опорно-двигательной системы человека, включая сухожилия, мышцы и суставы. При выполнении всех техник айкидо внимание сосредотачивается на сохранении центральной линии тела и на сохранении спины и шеи совершенно прямыми, а грудной клетки открытой, что помогает приобрести правильную осанку, укрепляет мышцы спины и предотвращает развитие возрастной деформации позвоночника. Выполнение этих движений учит правильному дыханию с участием диафрагмы. В айкидо используется множество техник болевых замков «кансэцу», при выполнении которых суставы запястья и локтя мягко вытягиваются в направлении их естественного сгиба, что развивает их эластичность. Это особенно полезно при борьбе со старением, так как неэластичные суставы колена и запястья с возрастом могут существенно ограничивать нашу мобильность.5

Систематические тренировки Айкидо оказывают общеукрепляющий и оздоровительный эффект на представителей всех возрастных групп.



Глава II. Практическая часть исследования

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса

Я провел анкетирование «Что такое айкидо», чтобы определить, знают ли что-либо ученики об этом виде спорта (Приложение).

В опросе приняли участие ученики 5 – 10 классов (25 человек).

Вопросы:

1. Что такое айкидо?

Анализ ответа: знают – 60%, не знают 40%

2. Что представляет этот вид спорта?

Анализ ответа: из 60% - хорошо знают – 66%, плохо – 34%

3. Хотели бы заниматься этим видом спорта?

Анализ ответа: 28% - хотели бы заниматься.

Анализ результатов анкетирования (приложение).

Результаты: Школьники мало знают об этом виде спорта, поэтому заниматься хотят всего 28 %.

Заключение.

Мне было очень интересно работать по этой теме. При работе с проектом я узнал много нового и интересного о любимом виде спорта.

Айкидо – это современный вид боевого искусства. С практической точки зрения, это эффективный метод самозащиты, который позволяет противостоять одному или нескольким противникам и может применяться против всех видов атак.

Суть айкидо не ограничивается только набором технических приёмов. Айкидо – это путь достижения гармонии, формирования целостной и совершенной человеческой личности, это способ совершенствования духа и самопознания человека.

В отличие от множества других видов единоборств, айкидо обладает рядом уникальных особенностей:

  • это именно самозащита, т.е. система, построенная полностью на ответных действиях против ничем не спровоцированной атаки;

  • в айкидо для защиты активно используется энергия нападающего, а значит, это единоборство даёт возможность противостоять физически более сильному сопернику;

  • для начала занятия этим боевым искусством не нужно особой физической подготовки;

  • айкидо доступно всем независимо от пола и возраста, им занимаются мужчины и женщины, взрослые и дети.

Я выяснил историю появления и развития айкидо. Узнал, что в этом году исполняется 50лет развития айкидо в России. О первом тренере айкидо в России (Рукавишникове В.А), как тяжело ему было тренировать, особенно когда айкидо было запрещено в СССР.

Исследовал развитие айкидо в нашем городе. Оказывается, всего 23 года, как появилось айкидо в Костроме. Нашел тренера, который первым стал тренировать айкидо в Костроме. Этот тренер Сизов Михаил Владимирович рассказал мне очень много нового и интересного материала. Я ходил к нему на тренировки и был удивлен, что айкидо занимаются в Костроме много людей.

Результат тестирования среди учеников школы – интерната показал, что многие из них плохо знают о таком виде спорта, как айкидо, а некоторые даже не слышали.

Я провел в пятом классе мастер-класс, на котором рассказал о появлении и развитии айкидо, показал некоторые приемы. Всем детям очень понравилось, многие даже захотели заниматься этим видом спорта.

Составил буклет, в котором показал историю появления и развития айкидо в России и в Костроме.

Итак, моя цель работы: выяснить, как появилось айкидо, как развивалось в России, а также в Костроме, я считаю, достигнута.

Гипотеза работы подтверждена. Айкидо действительно является малоизвестным, но не менее эффективным видом единоборств. Этот вид спорта успешно развивается в России, а также в Костроме.



Список литературы.

1. Бранд Р. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития. пер. с нем. - М.; изд. «Двойная звезда», Агенство «Фаир», 1994.

2. Гвоздев С.А. Айкидо. Айки-джитсу: Учебное пособие для ДЮСШ. - Мн.: «Современное слово», 2000.

3. Григорьев А.Н. «Боевое Айкидо». Философия боя. Система обороны, М.:РИПОЛ классик,2013

4. Киссёмару Уэсиба «Будо – учение основателя Айкидо» М.: Феникс, 1999

5. Коити Тохэй Что такое айкидо. Ротапринт тип. «Московский печатник».

6. Матвеев В.А. Айкидо - Калуга: ПКФ «Мираж-1», 1991.

Интернет-ресурсы.

1. http://aikidojos.ru/

2. https://aikido-spb.ru/

3. http://aikilife.ru/

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE

5. http://www.aikido2.ru/aikido/aikido_development.html

3. http://www.aikidoka.ru/

6. https://vk.com/russian_aikido_federation



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!