Просмотр содержимого документа
«История развития коррекционной педагогики в россии»
| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейскийполипрофильный колледж» |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПЕДАГОГИКИ
Подготовила студентка Ш-21 группы
Самко Анастасия
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2023
Коррекционная педагогика – это дефектологическая наука, занимающаяся исследованием отклонений в развитии детей и организацией учебно-воспитательной работы с ними.
История становления и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания чрезвычайно непродолжительна. Появление коррекционной педагогики можно отнести ко второй половине XX века. Термин «педагогическая коррекция» в российской педагогике утвердился на рубеже XIX-XX веков.
Развитие коррекционной педагогики в России проходило во взаимосвязи с европейской наукой. Она опиралась на ее теоретические и практические аспекты. При этом, историческое развитие имеет свою специфику.
Начиная с 10-го столетия, русская православная церковь была обязана заботиться и опекать душевнобольной люд. Все монастыри и церкви принимали калек и слабоумных под свое крыло.
Однако, нельзя сказать, что к слабоумным было исключительно положительное отношение. При росте их количества, предпринимались меры по ограничению их перемещений, создавались специальные заведения для их содержания, дабы скрыть с глаз общества. Во второй половине XVIII в. изменилось отношение к гражданам с отклонениями. Екатериной II был издан указ об открытии различных учреждений для лечения и развития людей с отклонениями.
В конце XIX - начале XX веков происходит постепенное выделение коррекционной педагогики в отдельную научную отрасль, связанное с открытием общественных организаций, занимающихся обучением и воспитанием детей с отклонениями.
Развитие дефектологической науки связано с именем Екатерины Грачевой, которая внесла огромный вклад в открытие первых организаций для умственно отсталых детей. Она выпустила несколько теоретических трудов с инструкциями по работе с умственно отсталыми детьми и сама занималась практической работой в этом направлении.
В.П. Кащенко открыл первый санаторий для умственно отсталых детей, который впоследствии превратился в исследовательский центр дефектологии.
В советский период коррекционная педагогика стремилась отыскать комплексное разрешение проблемы детей с умственными недостатками. Требовалось применения нового подхода к теоретическому и практическому направлению исследований дефективного поведения. Огромную роль сыграл в развитии коррекционной педагогики Л.С. Выготский. Он определил необходимость и социальную значимость оказания помощи в обучении детей с дефектами в развитии. Ими были разработаны новые задачи в социальной педагогике. Их суть заключалась в объединение дефективной педагогики с принципами и методами социального воспитания и связать организацию работы нормальной педагогики с ее дефектологическим направлением.
К концу 20-го столетия, отмечаются новые подходы к развитию коррекционной педагогики, проводятся новые исследования и разработки.