СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития педагогической науки в мире с древнейших времен до i половины xix века. педагогическая теория я.а.коменского

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История развития педагогической науки в мире с древнейших времен до i половины xix века. педагогическая теория я.а.коменского»

Тема 9. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В МИРЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Я.А.КОМЕНСКОГО.

План:

1.     Воспитание, школа и педагогические идеи в Античном мире Средиземноморья.

2.     Воспитание и школа в странах Западной Европы и России в эпоху раннего Средневековья (V-XIII вв.).

3.     Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации на Западе и в России (XV-XVI вв.).

4.     Педагогическая теория Я.А.Коменского (XVII в.).

 

Ключевые слова: Спарта, Афины, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, Я.А.Коменский.

 

1. Воспитание, школа и педагогические идеи в Античном мире Средиземноморья.

Древняя Греция: Полис – Лакония, главный город Спарта. Полис – Аттика, главный город Афины.

Классовый состав населения: рабовладельцы – 9000 семейств, порабощенное население (рабы, «илоты»), неполноправное население «периэки» - 250000; земельная аристократия, плутократия, демос (народ), рабы.

Цель воспитания заключалась в подготовке:  воинов-рабовладельцев; гражданина. Основа воспитания: физические развитие личности; гармоническое развитие личности.

Система воспитания обслуживала детей рабовладельцев. Спарта: семейное воспитание (7 лет); агеллы (18 лет): физическое воспитание, военные упражнения, музыка, пение, религиозные танцы, навыки чтения и письма; эфебия (20 лет): воинская служба (до 30 лет). Афины: семейное воспитание (7 лет); 13-14 лет – школа грамматиста: чтение, письмо, счет; школа кифариста: музыка, пение, поэзия; частные платные школы; палестра (16 лет): школа борьбы; гимнасии (18 лет): философия, политика, литература, гимнастика; эфебия (20 лет): продолжалось военное и политическое воспитание; воинская служба (до 30 лет).

Педагогическая теория Древней Греции. Сократ (469-399 до н.э.) – философ-идеалист. Считал, что целью воспитания является необходимость личного совершенствования на основе самопознания. Платон (427-347 до н.э.) – философ-идеалист, ученик Сократа. Цель воспитания – формирование «тела и души наипрекраснейшими и наилучшими». Пути достижения цели – обучение грамоте, литературе, музыке, математике и гимнастике. Государственная система воспитания (по Платону): с 1 до 3 лет – семейное воспитание; с 3 до 6 лет – игры под руководством воспитателя; с 7 до 12 лет – школа (чтение, письмо, счет, музыка, пение); с 12 до 16 лет – школа физического воспитания; с 17 до 18 лет – юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию; с 18 до 20 лет – эфебия (военно-гимнастическая подготовка); с 21 до 30 лет – высшая школа (философия, арифметика, геометрия, астрономия, тория музыки); с 30 до 35 лет – философское образование. Аристотель (384-322 до н.э.) – философ и ученый, ученик Платона. Цель воспитания – всестороннее развитие личности. В его идеалистической системе есть материалистические выводы. Сторонник идей государственного общественного воспитания. Требовал учета возрастных особенностей, обосновал значимость нравственного и эстетического воспитания. Демокрит (4604-370 до н.э.) – философ-материалист.

Один из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания: «Природа и воспитание подобны». Подчеркивал огромную роль труда в воспитании и упражнений в нравственных поступках.

Школьная система Элементарные школы: частные платные начальные школы, обслуживающие свободнорожденное население (допускались девушки). Учебные предметы: письмо, счет, чтение. Грамматическая школа: частая платная школа повышенного типа для мальчиков от 12 до 16 лет.

Учебные предметы: латинский и греческий языки, риторика. Риторическая школа: училось знатное юношество и за высокую плату. Учебные предметы: греческая и римская литература, математика, астрономия, музыка, право, философия. Атенеум: высшая школа в Риме.

 

 Древний Рим

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марк Фабий Квинтилиан (42-118 н.э.). Представитель педагогической мысли Древнего Рима. Организатор риторской школы, учитель-практик, автор сочинения «О воспитании оратора». Педагогические взгляды:  все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей; основы знаний должны закладываться прочно и неспеша; воспитание должно носить общественный характер.

Методы обучения (по Квинтилиану). Теоретические наставления, подражание, упражнение. Требования к учителю: учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать.

 

2. Воспитание и школа в странах Западной Европы и России в эпоху раннего Средневековья (V-XIII вв.).

Типы церковных школ: приходская школа до 12 лет; монастырская школы (внутренняя и внешняя) до 18 лет; кафедральная школа до 20 лет.

Система учебных предметов в церковных школах. Семь свободных искусств: тривиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Средневековые университеты имели: подготовительный (артистический) факультет – обучение 5-6 лет; факультеты: богословский медицинский юридический – обучение 5-6 лет. Содержание рыцарского воспитания: воспитание в семье (до 7 лет); паж при супруге сюзерена (до 14 лет); оруженосец при дворе сюзерена (до 21 года); посвящение в рыцари (в 21 год). Содержание обучения: семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, умение слагать и петь стихи, игра в шахматы, владение копьем, мечом и щитом, фехтование,  охота. В условиях распада государств Западной Европы на множество враждебных феодальных владений военная подготовка имела важнейшее практическое значение.

Система ремесленнического ученичества. Ученик – овладение трудовыми навыками; подмастерье – изготовить «шедевр» и сдать устный экзамен; уплатить взнос за прием в цех; устроить угощение для членов цеха; совершить пешком образовательное путешествие; мастер – кормить ученика «своим хлебом» из своего горшка; лично применять телесные наказания; число учеников ограничено, срок обучение от 3 до 7 лет.

Воспитание и обучение детей простого народа. Цеховые школы: чтение, письмо на родном языке, счет, религия. Обучение ремеслу велось дома в мастерской отца.

Гильдейские школы: обучение примерно то же, что и в цеховых школах. Педагогическая мысль, как и вся практика воспитания и обучения в эпоху средневекового феодализма, была пронизана духом религиозной идеологии.

Педагогические идеи ученых педагогов России. Памятники педагогической  литературы XII в.  «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Восточнославянские племена, жившие на территории Европейской части России, прошли как и все народы, длительный путь исторического развития. Образование и воспитание оказалось важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость против турок, германцев, монголо-татар и др. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое  сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

«Поучение князя Владимира Мономаха детям» (1096) – оригинальный педагогический памятник XII в. Умный государственный деятель  он давал своим детям советы как жить, призывал их любить Родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям. Владимир Мономах советовал быть защитником сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Он советовал им (детям) учиться, ссылаясь на своего отца – князя Всеволода, который знал пять языков. Сам Мономах, судя по «Поучению» был весьма начитан и образован для своего времени.

 

3. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации на Западе и в России (XV-XVI вв.).

Томас Мор (1478-1533) – лорд-канцлер, первый критик строя, основанного на частной собственности, английский мыслитель. Выдвинул идею всеобщего обязательного обучения, равенства в образовании мужчин и женщин. Противопоставлял идее аскетического воспитания идею ценности человека и права на всестороннее развитие. Обосновал необходимость соединения обучения с трудом, изучением ремесел. Труд физический впервые рассматривается не только как жизненная, но и моральная необходимость и ценность. Нравственное воспитание (воспитание чувства справедливости, самоотверженности, гуманности, честности) выдвинул в качестве ведущего направления. Показал, как государство должно организовать постоянное самообразование взрослых. Труды: «Утопия».

Франсуа Рабле (1494-1553) – получил образование в монастырских школах, окончил медицинский факультет, профессор анатомии (Франция). Подверг уничтожающей критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, в мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике, ежевечерние отчеты об изученном. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей. Труды:  «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень (1533-1592) – гасконский дворянин, советник парламента, выдающийся мыслитель, выступивший с критикой феодализма (Франция). Обосновал концепцию всестороннего (умственного, физического, нравственного, эстетического) развития детей. Пропагандировал идею развивающего обучения. Принципами развития умственных сил ребенка считал: наглядность обучения, связь обучения с жизнью, опора на собственные суждения ученика, соединение строгости с мягкостью.  Методы развивающего обучения: опыты, эвристические беседы, экскурсии, свободное общение. Важное средство развивающего обучения – атмосфера радости. Она создается как оформлением школы, так и общим распорядком жизни. Вместе с душой должна совершенствоваться внешность ученика. Средства: бег, гимнастика, танцы, музыка. Труды: «Опыты».

Томмазо Кампанелла (1568-1639) – сын сапожника, юный монах, самовольно оставивший монастырь, философ-борец, итальянский гуманист. Выдвинул идею создания единого мирового государства для устранения конфликтов между людьми, создания мира и счастья на земле. Воспитание должно быть общественным и равным для всех граждан. Цель воспитания:  способствовал развитию у детей всех сил и способностей. Достигается эта цель умственным образованием, физическим, нравственно-эстетическим воспитанием, участием в разных видах труда. Средства умственного развития: учебная книга «Мудрость», настенная живопись, сведения «нарочных разведчиков и послов» о хорошем и дурном, что есть в жизни других народов. Труды: «Город Солнца».

 

4. Педагогическая теория Я.А.Коменского (XVII в.).

Я.А.Коменский  (1592-1670) – славянский педагог-демократ, выдающийся общественный деятель, основоположник научной педагогики. В школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях». Цель воспитания: подготовка к земной жизни и трудовой деятельности; подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к богу (религиозное воспитание). Методы воспитания: личный пример; поучение; упражнение; поощрение; наказание. Принцип природосообразности воспитания – воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.

Система школ. Возрастная периодизация

Возраст, период

Тип школ

Где создается

Кто обучается

Содержание образования и воспитания

До 6 лет детство

 Материнская школа

В каждой семье

Все юношество обоего пола

Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное воспитание

6-12 лет отрочество

Школа родного языка

 В каждой общине, семье, городе

Все юношество обоего пола

Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия. Ремесло. Учение о нравственности

12-18 лет юность

Школа латинского языка

В городе, уезде

Наиболее успешно окончившие школы родного языка

Семь свободных искусств. Физика. География. История. Родной, латинский, греческий языки и один из новых языков.

Классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический, риторический

18-24 года

возмужалость

Академия

В большой провинции

Будущие ученые

Факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Кругосветное путешествие

 

Золотое правило дидактики. «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Дидактические  принципы: 1. Наглядность: «Золотое правило дидактики» - «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствам». 2. Сознательность: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудку». 3. Систематичность и последовательность: «Все последующее должно опираться на предыдущее».      4. Посильность: «Все подлежащее изучению должно распределить сообразно ступеням возраста». 5. Упражнение и прочное усвоение знаний: «Все должно закрепляться постоянными  упражнениями». Должность учителя очень почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем». Учитель должен могуче увлекать учеников благим примером. Для этого учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным человеком. Он должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению».

Важнейшие труды Я.А.Коменского: 1. Великая дидактика. 2. Лабиринт света и рай сердца. 3. Законы хорошо организованной школы. 4. Материнская школа. 5. Открытая дверь языков.   6. Мир чувственных вещей в картинках. 7. Новейший метод языков. 8. Пансофическая школа. 9. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих.

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Расскажите о педагогических взглядах одного из древнегреческих мыслителей.

2. Охарактеризуйте школу раннего средневековья (V-XIII вв.).

3. Назовите основные письменные педагогические памятники России XII-XVII вв., дайте краткую их характеристику.

4. Дайте анализ педагогической мысли эпохи Возрождения и Реформации (XV-XVI вв.).

5. Какое влияние оказал М.В.Ломоносов на развитие русской педагогики?

6. Охарактеризуйте педагогическую деятельность И.И.Бецкого и Н.И.Новикова.

7. Какое место в развитии педагогики России занимали идеи и опыт Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого?

8. Расскажите о влиянии педагогической теории Я.А.Коменского на развитие мировой педагогики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!