СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития православия на Воронежской земле

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гимн Воронежу  Здесь, на бархатных буграх, в русском поле Град Воронежский стоит Божьей волей. Отражается в воде вольной птицей, Здесь петровская земля и столица. Здесь творили Кольцов и Никитин, Строил храмы Митрофан Святитель. Помнят камни победу и славу, Как ходили воевать за Державу.

Здесь колыбель морского флота, И пушки лил Великий Пётр. Город-крепость – щит России, Наша земля – живая сила!

Просмотр содержимого документа
«История развития православия на Воронежской земле»

Гимн Воронежу 

Здесь, на бархатных буграх, в русском поле
Град Воронежский стоит Божьей волей.
Отражается в воде вольной птицей,
Здесь петровская земля и столица.
Здесь творили Кольцов и Никитин,
Строил храмы Митрофан Святитель.
Помнят камни победу и славу,
Как ходили воевать за Державу.


Здесь колыбель морского флота,
И пушки лил Великий Пётр.
Город-крепость – щит России,
Наша земля – живая сила!


День Победы, как орден свободы,
Ветераны пронесли через годы.
Пронесли свою жизнь через пламя,
В сердце каждого вечная память.
Всё равно городские тюльпаны
Зарубцуют открытые раны.
И в объятьях Кольцовского сквера
Снова молодость сердце согреет.


И будут новые поэты
Слагать бессмертные сонеты.
Родятся Бунин и Платонов,
Среди воронежских просторов!


На волнистых берегах, в русском поле,
Город-труженик стоит Божьей волей.
Отражается в воде куполами,
Вписан в летопись времён кораблями.
Книга жизни твоя не закрыта,
В переплёте берегов не забыта.
Никогда и нигде не уронишь
Своё доброе имя – Воронеж!
(С. Гребенников)



"Как источники питают реку, так и

книги питают человеческий разум.

У того, кто пьет из полноводного, чистого

Источника, и разум будет чист".

Протоиерей Леонид Калинин


Для душевной пользы и вечного спасения своей епархии всем живущим в городах, селах и других местах иметь особое внимание к благочестию и спасению своих душ для сохранения и управления нашей Православной верой и своим Отечеством. Пусть пребывают все православные христиане благочестиво и праведно со всяким старанием в прародительской своей вере. Необходимо жить в чистоте, воздержании, святости и покаянии, являть собой образ добрых дел, по святому апостолу; желаю людям своей епархии быть благочестивыми.

Духовное завещание святителя

Митрофана, епископа Воронежского.


I. История Воронежского края до учреждения Воронежской епархии в 1681г.

История Церкви – это прежде всего свидетельство действия Промысла Божия о нас, живущих на земле людях. Эту истину молитвенно выражает псалмопевец:

«Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих».


Верующий человек неизменно обращает свой взор на опыт предшественников, в первую очередь, святых, воспринимая этот опыт как драгоценную помощь и опору в своей жизни и зримое доказательство премудрого Божия милосердия.


Ко времени учреждения Воронежской епархии в 1681г. Воронежская земля являлась окраиной Русского государства. Дон был местом ссылки и безопасным приютом для разбойников, беглых крестьян и всех тех, кто находился под страхом поимки и наказания. Укрываясь в здешних лесах и степях, беглецы составляли разбойничьи шайки и промышляли грабежом. Сюда же во множестве устремлялись раскольники.



Русь и Русская Церковь, по мнению Преосвященного Макария, были особо отмечены Богом. «Разом, почти в один год, положены были первые основы русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование. А если вспомним, что и здесь,. как и во всех других происшествиях мира, несмотря на всю разность по видимости, был один невидимый, главнейший действователь — Бог, Который все движет и направляет к одной высокой цели, хотя и неодинаковыми путями,— то можем ли не прийти к вопросу: что же значит такое точное совпадение двух важнейших событий, совершившихся одном и том же народе?. Зачем это угодно было Господу, чтобы наше отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою еще с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одною общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства». Нам захотелось проследить становление православия в Воронежском крае.



В центральной части Восточно-Европейской равнины находится Воронежская земля, протекает батюшка Дон. Красивы названия его притоков. Это: правые - Ведуга, Тихая Сосна, Чёрная Калитва; и левые - Воронеж, Битюг, Хопёр. Воронеж - столица Российского Черноземья, это город-воин, охранявший южные рубежи государства Российского, колыбель русского Военно-морского флота. Это и крупнейший промышленный, деловой и образовательный центр Европейской части России. Подлинным украшение Воронежской земли являются ее святые, в центре которых три великих святителя: Митрофан, Тихон и Антоний. Это главное духовное богатство этого замечательного края, принадлежащее и всей России, всему православному миру.



До начала XIV в. Придонской край наши предки называли "полем", степью, по которым скитались степняки: хозары, печенеги, половцы, хотя он, до нашествия степняков, был населен русскими славянами и мел свои города и поселения.



Возникновение и распространение христианства в Подонье, историки относят к первоапостольским временам. Существует предание, что Святой Апостол Андрей Первозванный, благовестивший об Учении Христа в, ставших позднее славянских, землях Восточной Европы, бывал и на Дону в пределах нынешней Воронежской области. Кроме св. Апостола Андрея на Дону благовествовали слово Божие Апостолы Филипп и Симон Канонит.

Донские славяне, подобно другим восточнославянским племенам VIII-X вв. были язычниками. "Ни в одной древней летописи, ни в позднейших исторических актах, - говорит священник С.Зверев, - нет прямых известий о времени распространения христианства на Дону.



Выгодное географическое положение сделало известным наш край со времен глубокой древности. По мнению священника С. Зверева, задолго до крещения Руси святым Владимиром, Дон был известен у греков под именем Танаис, был исторической рекой и считался пограничной между двумя частями света Европой и Азией.



В низовьях Дона лежала древняя греческая колония Танаис, но по отдаленности от главных центров христианства Вера Христова не могла здесь прочно утвердиться. И в XIII в. начале XIV в. на Дону еще держалось язычество. Но, постепенно христианство, распространившееся на берегах Черного моря, распространялось и на средний Дон, т. е. на территорию современной Воронежской епархии. Подтверждением тому - пещерные храмовые комплексы, построенные по подобию римских катакомб.



II. История Воронежской епархии от ее учреждения

Гражданская жизнь началась в Воронежском крае сравнительно недавно, Основание Воронежа, как города, было заложено по указу царя Феодора Иоанновича в 1586 году, как одним из укрепленных пунктов, призванных охранять Московскую Русь от остатков монгольских кочевых орд, так как, даже после падения Золотой Орды, набеги татар на эти земли не прекращались.



Поэтому Придонской край представлял из себя малозаселенную степь. Только с XVII века Московское правительство озаботилось заселением этой местности. Смотря на бассейн реки Дон, как на открытые ворота для вторжения татар в Россию, Московское правительство строит здесь ряд незатейливых укреплений и сторожевых пунктов, называемых острожками, которые в последствии сделались городами: Орел, Воронеж, Костенск, Урыв, Коротояк, Острогожск, Валуйки.


Сам город Воронеж находился в плачевном состоянии. Вот как он был описан современником в 1670г.: «Городские стены во многих местах сгнили от дождевой воды, повалились или покосились, кровля на башнях сгнила, мосты опали, и около города ров осыпался». Не в лучшем положении находились храмы и монастыри. За пределами Воронежа была земля крымских татар, и татары, ногаи и другие степные народы нападали на русских поселян и грабили их. Самое печальное то, что в эти времена у наших предков царили весьма грубые, а подчас языческие нравы.


Господь явил милость к нашей земле: на новоучрежденную Воронежскую кафедру был избран святитель Митрофан, молитвенник и труженик, соединивший в себе глубокую веру, аскетизм и любовь к своему земному отечеству. Двадцатилетнее служение Христова угодника святителя Митрофана стало твердым основанием, на котором трудами его преемников архипастырей, пастырей, монахов и многих боголюбивых христиан возрастало и крепло в народе Православие, строились храмы, монастыри, утверждалась Церковь.


«Воронежская епархия была счастлива, что начала свое существование под началом такого благочестивого и мудрого администратора, входившего в духовные и материальные нужды новой епархии. Положивши начало правильной организации епархиального управления, св. Митрофан впоследствии сделался небесным Покровителем своей епархии. Биографических сведений о Митрофане сохранилось, к сожалению, мало. Известно, что он родился 6 ноября 1623 г. Имел мирское имя Михаил. Был приходским священником в с. Сидоровском Шуйского уезда. После смерти жены постригся в монахи в Золотниковскую пустынь недалеко от Суздаля. Затем был поставлен в игумены Яхромского Козмина монастыря во Владимире. В 1675 г. принял почетное назначение игуменом Макарьевского Унженского монастыря. Имел сына Ивана. Назначение в Воронежскую епархию получил в апреле 1682 г. В Воронеж приехал в августе 1682 г. Петр I благосклонно относился к воронежскому архиерею и всячески подчеркивал свое расположение к нему. Мощи святителя и сейчас привлекают в Воронеж многотысячные толпы богомольцев со всей Русской земли. На Воронежской кафедре свт. Митрофан заявил себя хозяйственно-демонстративною и благотворительною деятельностью.


Нужно отметить, что Воронежская кафедра явилась первым и последним местом архирейского служения свт. Митрофана. Святитель со всем усердием принялся исполнять послушание, возложенное на него Церковью. Его внимание простиралось на благоустройство храмов и строительство новых, утешение заключенных, помощь и поддержку нуждающихся. Обладая высокой духовностью и ясным умом, он играл значительную роль и в решении государственных вопросов. Свт. Митрофан содействовал правительству в его новых предприятиях. Во время жизни императора Петра I в Воронеже он сделался его советником и помощником. Во время постройки флота в Воронеже и сборам к походам на Азов, св. Митрофан убеждал простой народ охотно помогать царю. Это было особенно важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным. Не ограничиваясь одним советом царю и увещеваниями народу, святитель оказывал и материальную поддержку Петру I, сильно нуждавшемуся в деньгах.

Когда оказался недостаток в деньгах на постройку флота, необходимого для похода против турок, он вручил Петру I 6000 рублей серебром, с тем чтобы эти деньги помогли царю в борьбе против неверных.



И после удачного Азовского похода святитель Митрофан делал крупные взносы на нужды государства, особенно на военные издержки, изнурявшие государство в царствование Петра I. На постройку кораблей епископ пожертвовал в Воронежское адмиралтейство 3000 рублей и 4 000 рублей на жалование ратным людям. За это он получил благодарность от Петра I., был пожалован царской грамотой.



Эпицентром российских событий конца XVII в. стал район воронежского мужского Успенского монастыря. Именно здесь царь велел заложить строительные площадки для создания морского флота. Верфь тянулась по обе стороны от монастыря. В 1700 г. царь перевел монахов Успенского монастыря в Алексеевский Акатов мужской монастырь, подальше от шума верфи, а Успенскую церковь объявил Адмиралтейской. Успенская церковь и до этого уже была местом торжественных церемоний при спуске кораблей на воду. Так, 2 апреля 1696 г. после специального богослужения в Успенской церкви на воду был спущен первый воронежский корабль - галера "Принципиум", позже - многопушечный корабль "Апостол Петр". В 1700 г. - корабль "Предестинация", в 1703 г. - "Разженое железо", "Святой Георгий", "Святая Наталья" и многие другие корабли, построенные на воронежских стапелях.



Петр I много раз посещал воронежскую Успенскую церковь и, по легенде, даже пел на клиросе. Успенская церковь в Воронеже и сейчас справедливо считается единственным, из сохранившихся, памятником истории и культуры города, связанным с кораблестроением здесь в конце XVII - начале XVIII в.

Покровский девичий монастырь, основанный в 1623 г. и расположенный на склоне холмов выше Успенской церкви, в 1702 г. был также переведен на новое место - вверх по реке Воронеж к урочищу Терновая поляна.



Через 20 лет управления Воронежской епархией св. Митрофан скончался 23 ноября 1703 г., 80 лет от роду, перед этим приняв схиму с именем Макарий. После заупокойного богослужения Петр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак, вынесем его тело сами». Тем самым Петр I показал свое особое уважение и, можно даже сказать, сыновнюю любовь к святителю Митрофану.



Свт. Митрофан явился ярким примером веры, твердости духа, любви к родной земле и людям, не жалевшим ничего для блага и процветания Церкви и родной земли. Все люди, проживавшие и живущие на нашей земле почитали и почитают его как молитвенника и заступника края Воронежского и православного.



Огромный вклад в становление и развитие православия на Воронежской земле внес еще один великий святитель. Это свт. Тихон Задонский. В  1763г. он назначен на Воронежскую кафедру. Здесь, как сказал Спаситель, было "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9,37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства.



В год своего прибытия на Воронежскую кафедру (1763г.) святитель Тихон воссоздает  Воронежскую семинарию и прилагает все усилия для улучшения качества преподавания и духовно-нравственного воспитания семинаристов. Святитель так же заботился о просвещении народа, писал различные поучения и лично боролся с проявлениями язычества и невежества. К сожалению, свт. Тихон пробыл на Воронежской кафедре только четыре года и семь месяцев. Свидетелем его благочестия и почитания святых, стремление привить любовь к Богу и Церкви являются храм в честь свт. Тихона Амафунтского, небесного покровителя свт. Тихона. В наше время проявляя любовь к свт. Тихону этот храм восстановлен в п. Подгорный.



Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысел Божий избрал его орудием прославления Святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации Святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, - говорил Антоний, - как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия».



В 1830 году Антоний начал готовить материалы к прославлению Святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого - истинными.

6-7 августа 1832 года Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России.

13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), именно владыка Антоний сподобился обрести мощи Святителя Тихона Задонского и был инициатором его скорейшего прославления.



Явление свт. Тихона свт. Антонию во сне. Первое обретение мощей свт. Тихона

Святитель Антоний прославился еще и тем, что активно реставрировал храмы и, открывал новые монастыри и общины. К примеру: Задонский Богородице-Тихонов Тюнинский и Белогорский Воскресенский.

1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. Примером глубокого почитания святителя Митрофана является постройка более 20 храмов в честь святителя. Эти храмы находились под особым попечением Антония. В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже.



В 1830 г., когда на Воронежской земле появилась эпидемия холеры, преосвященный Антоний и духовенство принял самое активное участие в борьбе с эпидемией. Примером может послужить совершение молебнов перед иконой Сицилийской Божией Матери, благодаря которым холера не коснулась города.



В начале 1840 года Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру, но отказался от него, услышав в видении голос Святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».



Владыко Антоний был известен как благотворитель и попечитель тюрем, богаделен, детских приютов, а так же обычных граждан, нуждающихся в помощи. Одна из заслуг свт. Антония – это сооружение храма в честь свт. Митрофана в Афонском Русском Пантелеимоновском монастыре.



Святитель старался, чтобы как можно больше людей узнало о подвигах свт. Митрофана, с радостью принимал паломников, благословил дать частицу мощей свт. Митрофана, отправлявшихся в поход на Кавказ.



Свт. Антоний заботился о духовном просвещении. Во время его правления епархией в годах были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло в гг. с 485 до 665 человек.



Без архипастырского попечения Антония не оставалась и современная ему богослужебная практика. При свт. Антонии была составлена служба, акафист свт. Митрофану, а также его житие.



В годину лихолетий гонение на церковь и веру не обошло и наш Воронежский край. Тысячи людей приняли мученическую кончину за веру Христову. Множество пастырей, архипастырей, монашествующих и мирян, даже до смерти, исповедовали Христа. Самым ярким примером твердости веры и духа является свщм. Петр (Зверев). Его подвиг известен далеко за приделами нашей епархии. Православная вера всегда во все времена претерпевала гонения. Но период, когда к власти пришли большевики, был наиболее трагичным для Русской церкви.



Рассматривая становление Православие на Воронежской земле, мы пришли к выводу, что Церковь играла не только немаловажную роль в просвещении и образовании, духовной культуре людей населяющих край Воронежский, но и являлась оплотом государственности на когда-то диких землях.



III. Роль Церкви в жизни дворян и крестьян.

Дворянское сословие и крестьянство являются неотъемлемой частью общества истории XIX в. Дворянином можно было стать, заслужив один из российских орденов или по выслуге на государственной службе, а мирянину перейти в священнослужители было сложно.



В духовных заведениях по закону 1808 года, помимо сыновей духовенства, могли обучаться только дети дворян. Во всех сферах жизни положение дворянства было привилегированным, но постепенно происходили изменения. они стали существовать в тех же условиях, что и крестьяне.



Крестьяне понимали святость Церкви и ее значение для человека, поэтому отношение было уважительное.

Важнейший аспект видится в том, какое значение имели посты, иконы, знания Библии в жизни дворянства и крестьянства. Причем это знание имело религиозно-нравственный смысл, в основе которого лежало представление о том, что ограничение телесных потребностей угодны Всевышнему и благоприятны для успехов в труде.



Все элементы, присущие потребностям дворянина, воспроизводились в его владениях. Центральное место среди усадебных построек занимала Церковь. Она была гордостью деревни, поэтому дворяне считали нужным помогать Церкви и ее служителям.



Церковь как организация стояла на пути взаимодействия и взаимопроникновения двух культур дворянской и крестьянской.



Церковь ассоциировалась с фамильной усыпальницей. В ней производились захоронения всех членов семьи.



Довольно строго в дворянской среде соблюдались посты ( они не только ограничивали себя в питании, но не допускали ничего недостойного по отношению к ближним и окружающим). В дни поста запрещалось чтение светской литературы, предаваться развлечениям на общественных встречах, что делалось дворянами обязательно.



Так же дворяне придавали большое значение крещению, исповеди и причастию.

В начале XIX в. среди дворян славился Задонский монастырь, так как до 1783 года там обитал епископ Воронежский - святительТихон. Дворяне, которые были знакомы со святителем, приезжали в монастырь за духовными советами и благословением. Граф Степан Федорович Толстой часто приезжал в монастырь и посылал письма, и он в своем завещании изъявил желание и после смерти находиться в монастыре.



СвятительТихон к некоторым из богомольцев был исключительно расположен. Так, святой подвижник часто навещал помещика Воронежского уезда села Подгорное Никифора Михайловича Марина. Никифор Марин был помощником воронежского наместника, он взял на поруки крестьян, осужденных на казнь за участие в пугачевском бунте, и с их помощью в селе вместо деревянного, был возведен каменный храм памяти святителя Тихона.



В середине XIX столетия в ходе эпохальных преобразований особое значение приобрел вопрос о просвещении крестьян. Фактически у всех крестьян проявлялся интерес к образованию в духовной школе. Интерес подкреплялся тем, что школы находились недалеко от мест их проживания, учителями были люди, прекрасно знакомые с жизнью крестьян.



Крестьяне приветствовали участие своих детей в церковном хоре и стремились научить их читать Часослов, Псалтирь, Деяния. По данным местных исследований 80-90 гг. XIX столетия, известно о преобладании духовной литературы в круге чтения крестьян. Будучи в большинстве своем неграмотными, крестьяне любили, когда им читали вслух. Предпочитали церковную литературу, любили слушать жития святых.

Они говорили: "Почитай нам про образованных и хороших людей. Вести с/х мы и без книг выучимся, а вот как жить по христиански - нам хочется об этом из книжек узнать". В печатном слове крестьяне старались получить духовные навыки.



Вся крестьянская жизнь была связана с церковным календарем. Крестьяне ориентировались на церковные праздники, с которыми они связывали наиболее значимые события своей жизни. Например, они говорили следующим образом: такое-то событие произошло на Покров, Казанскую и т.д., не называя дату. Крестьяне чтили святые дни, в праздники и выходные не работали.

К православным праздникам относились с особым почтением: например, в дни пасхи каждый домохозяин считал священным долгом принять в свой дом святые иконы и отслужить молебен. Для этого берутся иконы: крест, икона Божьей Матери и Евангелие, и в сопровождении священника, который воспевал "Христос Воскресе", пасхальное шествие обходит все дома прихожан. В ношении иконы принимают участие, давшие обещание потрудиться в этот день. Крест и икону Воскресения обычно нося мужчины, а икону Божьей Матери - женщины.

Соблюдаются стародавние обычаи и обряды в дни и других праздников, особенно Рождества Христова и Богоявления (Крещения). Все время, с канун Рождества и до вечера Богоявления, составляет как бы один непрерывный праздник, и называется "Рождественские святки". Накануне Рождества Христова редко кто принимает пищу до окончания вечерни, а многие и до появления первой вечерней звезды. Вечером на 1-й день Рождества Христова молодая женщина с девушками ходят по селу, по домам знатных и зажиточных жителей под окнами колядовать, а где есть жених или невеста, то поют им величальную песнь: "Ой, рано, рано куры запели. Святый вечер! Раньше того Ванюшка встань, - святый вечер! и т.д." так же под Новый год ходят девушки по селу (щедровать) колядовать, при чем поют поздравительные песни со стихами, выражающими благопожелания хозяевам дома в наступающем году.

В канун Богоявления (Крещения) почитается большой пост. До освящения воды, никто даже из малолетних, не вкушает пищу. Только, по освящении воды в церкви, выпивают немного освященной воды, домохозяин окропляет этой водой дом, двор, скот, пишет кресты на всех дверях и окнах.

В дни Рождества Христова все принимают духовенство с праздничным поздравлением, а на Крещение со святой водою.

Воскресенье сырной недели называется "Прощеным днем". В этот день крестьяне почуют своих родственников и просят прощения друг у друга. В Великий пост в день причащения Святых Тайн никто не ложится спать после обеда из опасения соблазнительных сонных видений. В "Великий Четверг", известный в народе "Чистого Четверга", многие режут свиней еще до восхода солнца, или между утренней и обедней, с убеждением, что сало не испортится в течение даже года. Женщины режут кур для пасхи, так как после четверга кровь проливать грешно, даже кровь птицы. Вечером после "стояния" все выходят из церкви со свечами и бережно несут их в свои дома, где на хатицах, притолоках дверей и окон делают кресты, чтобы быть избавленными от грозы, некоторые обходят дома вокруг, чтобы быть избавленными от пожара.



Религиозно-нравственная основа взаимоотношений 2-х поколений в семье отчетливо выражалась во взглядах крестьян о значении родительского благословения. Благословение дети получали перед отъездом в дальнюю дорогу, перед свадьбой, пред кончиной отца, либо матери. Благословение давалось перед каким-нибудь ответственным, опасным делом. Сын, который был в плохих отношениях со своей матерью, уходя в бурлаки, должен был просить у нее благословения, о чем поведал наблюдатель из Новохоперского уезда Воронежской губернии.



Брак был не только жизненной надобностью, но исполнением Божественной заповеди, и крестьяне верили в святость венца. Браку предшествовали сельские обряды, которые по-своему содержанию были православными. Самым значительным событием в жизни крестьян было таинство венчания, которое происходило в сельском храме.



Религиозное чувство является преобладающим в женщинах. В приходе всегда есть несколько женщин, отказавшихся от замужества по болезни или другим каким либо обстоятельствам. Народ называет их "черничниками". Живут они вместе со своими семействами, занимаются чтением Псалтиря по покойникам. Каждый год с наступлением весны многие женщины отправляются на богомолье в Киев, Задонск, Москву, Новый Иерусалим и Почевать.



С наступлением весны крестьяне считают необходимым и богоугодным для ниспослания дождя на поля, совершить крестный ход на озимый и яровой хлеба.

Так же жителям были не чужды некоторые предрассудки и суеверия, например, верили в существование домового, присутствие которого признавали в каждом доме; в существование русалок, праздновали русальский день, праздник "Ивана купала". Сохранялось убеждение в существование ведьмы, но еще с большей уверенность верили в сны, гадания, заговоры, привороты, поверья, потому больше доверяли знахаркам, чем докторам.



Крестьяне считали, что "вера без дел мертва", и судили о человеке не по его внешней набожности, а как он выполняет Христовы заповеди, а так же свято верили, что вне Церкви не возможно спасение и обретение Царствия Небесного, поэтому после рождения детей, на 2-3 день крестили их. Почетное место занимали кум и кума. Так, пример: в Тамбовской губернии считалось непростительным грехом поссориться с кумом или кумой.



Отношение крестьян к смерти было полностью христианским. Они верили, что душа бессмертна и существует загробная жизнь, и поэтому у них не было чувства страха перед смертью, как физическим явлением. Единственное, чего они боялись - быть неподготовленным к этому событию, а для этого перед смертью исповедовались, причащались, соборовались.



Авторы сборника "Русские" утверждают, что христианство помогло выработать добросовестное отношение к труду, к строгой дисциплине, так как крестьяне считали, что труд благословен Богом.



Кощунство и святотатство были чужды русскому религиозному миру, что первые дела по этим обвинениям появились только после революции 1905 года. В основе закона после 1861 года было право "удаление из общества порочных крестьян".



IV. Значение православной книги в культуре развития Воронежского края.



Отрадно видеть, что, не смотря на все старания богоборческой власти, отделения Церкви от государства, попытки изолировать Церковь от участия в общественной жизни русского народа, сегодня мы видим, происходит объединение Церкви, общества и государства для достижения одной цели - восстановление Русского государства.



Это не пустые слова и лозунги. Я, будучи молодым человеком, общаясь со своими сверстниками, вижу, что настроения у молодежи меняется. Появляются такие понятия, как Вера, Любовь, Отечество. Молодое поколение чаще стало обращаться к Богу в трудные и радостные моменты жизни, уповая не только на свои силы, ум, но и понимая, что «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15.5).


Книга в любой культуре занимает особое место. Она является не только источником знаний, но отражает уровень и качество культуры, свидетельствует о системе ценностей, образе жизни и религиозных традициях людей, народных обычаях и обрядах. В древних летописях говорилось, что книги – это «реки, напояющие мир мудростью». Посредством книги веками распространялась вера Христова по бескрайним просторам нашего Отечества и за его пределами, вплоть до Аляски, Японии и Америки. Памятники русской книжности свидетельствуют, что на Руси всегда было трепетное отношение к книге и понимание ее воздействия на человека. Православная книга – это источник Премудрости Божией, свидетельство о Евангельском законе. Православная книга впитала в себя мудрость слов Спасителя, великих учителей древней Церкви, духовных писателей Русской Церкви. Она и в настоящее время несет читателям спасительные истины, которые явил миру Христос. Одной из отличительных особенностей русской классической литературы является поиск истины, осмысление вечных проблем. Этим русская словесность обязана, в первую очередь, православной вере и христианским традициям.


Мы, воронежцы, являемся наследниками богатейшей истории, изобилирующей примерами великих событий, людских добродетелей, стойкого исповедания веры. Церковная история открывает нам сокровищницу, из которой мы можем черпать примеры, проверенные временем, опыт, основанный на истине, стойкость, мудрость, позволяющую не отступать от правды, и, самое важное, увидеть Промысел Божий во все эпохи человеческого бытия и обогатить наш внутренний мир.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!