СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«История родного края»

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Воспитательные результаты познавательной деятельности.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследования; проявление самостоятельной творческой активности.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной природе, культуре, истории родного края, Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, принимать участие в акциях экологической направленности ( субботники, олимпиады); конкурсах; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные, метапредметные, предметные результаты «История родного края».

Предметные результаты:

- интерес к познанию истории родного края;

- потребность к осуществлению поисковых операций;

- осознание места и роли человека в истории;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

  • любить историю своего края.

  • рассказывать о том, как жили наши предки,

  • иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

  • знать символы области, историю своего имени.

Регулятивные универсальные учебные действия, научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия, научатся:

  • Вести диалог;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные универсальные учебные действия, научатся:

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.

В результате изучения «Истории родного края».

К концу года учащиеся должны знать:

  • единицы измерения времени в представле­нии людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие;

  • типы исторических источников,

  • что археология — наука древности,

  • археологические памятники Брянской области,

  • составителей азбуки — Кирилла и Мефодия, письмо на бересте, былины, летописи,

  • что такое геральдика, правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах,

  • герб, гимн Брянской области, России,

  • появление и смысл имен, отчеств, фамилий, историю про­исхождения собственного имени,

  • что топонимика — наука о происхождении географических на­званий,

  • какие племена жили на территории Брянского края; занятия, жилища, семья, быт, одежда, верования древних славян,

  • первых русских князей: Олега, Игоря, Ольга, Святослава, Влади­мира, Ярослава Мудрого, Владимира Моно­маха,

  • как развивался Брянск при Романе Михайловиче Брянском,

  • древние города Брянского края,

  • какую роль сыграли монахи Севской крепости в Куликовск ой битве,

  • песни «Вставай, страна огромная», «Шумел сурово Брянский лес»;

  • какой вклад внесли жители Брянской области в Победу;

- готовить праздник ко Дню Победы.

Должны уметь:

- различать источники: вещественные (орудия тру­да, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные (летописи, хрони­ки, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, над­писи на камне, металле, кости и других материалах и предме­тах), устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады);

  • различать виды археологических памятников,

  • составлять герб( своей семьи),

  • исполнять гимн Брянской области, России,

  • составить простейшее генеалогическое древо,

  • описать жизнь древних славян, составлять рассказ о Рюриковичах,

  • прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки»,

  • отмечать на ленте времени Крещение Руси,

  • обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения,

  • рассказывать о Куликовской битве,

  • делиться впечатлениями от фотографий, фильмов военных лет,

  • интервьюировать старших членов семьи об участии членов семьи в войне.

получат возможность узнать:

- о римском, григорианском, древнерусском календарях, летоисчисление в Древней Руси,

- о появлении бумаги, изобретении машины для печатания, великом книгопечатнике Иване Федорове,

- о Чашином кургане – колыбеле города Брянска. Юдиновской стоянке,

- о гербах Погара, брянска, Москвы, России,

- как создавались гимн Брянской области и гимн Российской Федерации,

- о ветвях генеалогического древа своей семьи,

- об истории происхождения названий от­дельных городов страны, области, района, названия рек и озер,

  • историю Брянска по названиям,

  • о язычестве , как вероисповедованию древних славян. о мифических существах, населяющие крестьянскую Все­ленную — духах природы: лешем, водяном, русалке, полуднице, прочитать легенды, поверья, сказки о них; из дополнительной литературы, Интернета поглубже узнать о соседях древних славян,

  • прочитать легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и бо­гатыре его Илье Муромце, узнать о появлении рода Рюриковичей на Руси,

  • из дополнительной литературы, Интернета поглубже узнать о Куликовской битве, о народном ополчении 1812 года, о подвигах брянских партизан в ВО войне 1941 – 1945 г, восстановлении Брянска, современной жизни Брянска и области,

  • узнать у старших членов семьи об участии родственников в войне, как и где они встретили День Победы в 1945 году, о вкладе в восстановлении разрушенного войной хозяйства.


II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности


О чем рассказывает наука история.

История времени. Календарь Древней Руси.

Линия времени. Единицы измерения времени в представле­нии людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский кален­дарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский кален­дарь.

Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска. Юдиновская стоянка

Типы исторических источников: вещественные (орудия тру­да, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные (летописи, хрони­ки, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, над­писи на камне, металле, кости и других материалах и предме­тах), устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска.

Археология — наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. Виды археологических памятников.

Великий ученый и археолог Генрих Шлиман. От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера. Археологиче­ские памятники: их поиск, исследование, археологические рас­копки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологиче­ские памятники Брянской области.

Человек на нашей планете. Когда появился первый чело­век? Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки пер­вобытных людей в вашей местности). Занятия: собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь.

Славянская письменность. . Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.

Славянская письменность: глаго­лица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”. Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров.

Геральдика. Основные формы гербовых щитов.

Геральдика - наука о различных гербах, их правильном со­ставлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешест­вие” по средневековому замку и городу. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах.

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколе­ния. “Древо человеческой жизни”: источники, генеалогии. Со­ставление собственной родословной и вычерчивание генеалоги­ческого древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких.

Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает про­исхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестя­ным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История про­исхождения собственного имени.

Имена на карте. Как люди выбирали названия.

Топонимика — наука о происхождении географических на­званий. (Имена на карте). История происхождения названий от­дельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях.

Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Древние славяне. Соседи древних славян.

Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Все­ленную — духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь. Первые русский князья.

Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Влади­мир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и бо­гатыре его Илье Муромце), Ярослав Мудрый, Владимир Моно­мах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей.

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

Древний город. Древние города Брянского края.

Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.

Брянский край при Петре I

Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

Брянская область сегодня.

Содержание курса с указанием форм и видов деятельности

№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во ча сов


Формы организации, виды деятельности

Теория

Практика

О чем рассказывает наука история

1

0,5

0,5

  • Рассматривают старые вещи (семиотика), коллективная беседа «О чем рассказали вещи», составляют рассказы о мире, с точки зрения историка;

  • характеризуют роль исторических источников для понимания событий прошлого:

  • коллективно обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

  • экскурсия в школьный музей и самостоятельно готовят рассказ на основании его экспо­натов о прошлом своего региона, села;

— формулируют выводы из изученного материала, фронтальная беседа на итоговые во­просы и оценивают достижения.

История времени.

2

2


  • Практически определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события:

  • в беседе обсуждают сроки начала года в разных летоисчислениях;

  • работа в паре: анализируют историческую карту, составляют рассказ по ней об исторических событиях;

Исторические источники.

2

1

1экскурсия

  • Практическая работа: обсуждение роли бытовых предметов для понимания событий прошлого;

  • экскурсия в краеведческий музей и готовят рассказ на основании его экспо­натов о прошлом своего региона, города (села);

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы и оценивают достижения.

Археология − наука древности.

3

1

2

Славянская

письменность

3

2

1

В беседе коллективно обсуждают важность находок археологами берестяных грамот, практическая работа: жизнь древних новгородцев на листе бумаги, слушание, обсуждение одного из первых литературных произведений «Слово о полку Игореве»;

беседа о значении летописи, как историческо­го источника; экскурсии по родному городу, селу; готовят сообщение, беседа по вопросам.

Геральдика.

1

0,5

0,5

  • По рассказу учителя знакомятся с понятием «геральдика», «герольд»; на практике выявляют особенности герба Российской Федерации, города Брянска, Погара, отличие герба России от гербов других государств; читают об истории, символике,

  • наглядно знакомиться с Государственным флагом России, из книг самостоятельно узнают о его цветах;

  • слушают, поют, учат текст гимна России, знакомятся с правилами его исполнения, с историей гимна России, на практике отличают гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

  • обсуждают в беседе, зачем нужны символы;

  • моделируют символы своего класса, семьи,

  • практическая работа: рисуют флаг РФ,

формулируют выводы из изученного материала, беседуют по итоговым во­просам и оценивают достижения .

Символы Брянского края.

2

1

1

Моя родословная

2

1

1

  • слушают рассказ и анализируют, по какому принципу давались имена у древних славян, в беседе выявляют взаимосвязь жизни древних славян, их занятий с именем;

  • работа с книгой, составляют план рассказа на материале учебника;

  • практическая работа: составляют гениалогическое дерево своей семьи;

— формулируют выводы из изученного материала, беседа по итоговым во­просам, оценивают достижения.

Моё имя.

1

0,5

0,5

Имена на карте

2

1

1

  • практическая работа: прослеживают маршрут путешествия по карте;

  • составляют рассказ о достопримечательностях городов; о том, как давались названия землям, городам, селам; прогулка к реке, при рассмотрении местности делают вывод, почему река названа Стечка, а село Стечна;

формулируют выводы из изученного материала, коллективно отвечают на итоговые во­просы и оценивают достижения .

Откуда мы родом.

3

1

2

  • практическая работа: анализируют карту расселения племён древних славян;

  • в группах выявляют взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

  • рассказывают о веровании древних славян;

  • в группах составляют рассказ-описание «Древнеславянское жилище»;

  • лепка;

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы и оценивают достижения.

Откуда пошла Русь. Первые русские князья

2

2


  • практическая работа: прослеживание по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории в 9 – 11веках,

  • характеризуют систему власти в 9 -11 веках в Древней Руси, коллективно отмечают на ленте времени Крещение Руси,

  • обсуждают в беседе причину введения на Руси христианства и значение Крещения, экскурсия в церковь,

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы и оценивают достижения.

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

1

1


  • В ходе рассказа учителя прослеживают изменения, происходящие в Брянске при Романе Михайловиче Брянском, самостоятельное чтение книги,

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы и оценивают достижения.

Древний город. Древние города Брянского края.

1

0,5

0,5

Решают проблемную ситуацию: «Какие города на брянщине древние?», анализируют карты Древней Руси, находят древние города Брянского края, характеризуют их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, готовят сообщения, презентуют их, в беседе сопоставляют жизни двух главных городов, обсуждают важность находок археологами берестяных грамот, чтение былины о Садко, формулируют выводы, и оценивают достижения на уроке.

Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.

2

2


  • Просмотр фрагмента фильма Куликовская битва», решают проблемную ситуацию, кто такой Пересвет,

  • коллективно составляют план рассказа о Куликовской битве;

  • рассказывают о Куликовской битве по составленному плану; о поединках богатырей;

отмечают на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

  • беседуют, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

  • осознают роль земляков в Куликовской битве, в истории России;

формулируют выводы из изученного материала, коллективно отвечают на итоговые во­просы.

Брянский край при Петре I

1

1


  • Просмотр презентации о Петрем І, рассказ учителя о реформах Петра I, чтение учебника;

  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Пе­тре I, которой нет в учебнике;

  • обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим; развитие Брянского края при Петре I;

  • отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

  • высказывают своё отношение к личности Петра Великого;

формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы.

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение.

1

1


  • отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

  • беседа, почему воина 1812 года называется Отечественной, какой вклад внес Брянский край в победу 1812года;

  • чтение учебника, фронтальная беседа « Почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной плошали памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому»;

  • извлекают из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовят доклады, презентуют их в классе.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края

2

2


  • Просмотр фрагмента о Великой Отечественной войне, беседа о ВО войне;

  • обсуждают, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашего края, страны и всего мира;

  • прослушивают в записи песню «Вставай, страна огромная», «Шумел сурово Брянский лес»;

  • экскурсия в школьный музее, какой вклад внесли жители Брянской области в Победу;

  • интервьюировать старших членов семьи о том, что к они знают о родственниках участниках войны, где те встретили День Победы в 1945 году; презентация о партизанах,

коллективно в беседе формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы.

Брянская область сегодня

1


1

  • Презентация «Брянск сегодня», работают с дополнительной литературой, извлекают информацию о развитии Брянской области в наши дни;

  • интервьюируют старших членов своей семьи о послевоенной истории стра­ны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, готовят сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке.

Итоговое занятие.

1

1


  • Просмотр презентаций по любимой теме;

формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые во­просы.

Итого

34







III. Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

О чём рассказывает наука история.

1



2

История времени.

1



3

Календарь Древней Руси.

1



4

Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска.

1



5

Юдиновская стоянка.

1



6

Археология – наука древностей.

1



7

Виды археологических памятников. Археологические памятники Брянской области.

1



8

Как жили древние люди.




9

Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.

1



10

Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.

1



11

Слово о полку Игореве.

1



12

Геральдика.

1



13

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.

1



14

Как написан гимн Брянской области.

1



15

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо.

1



16

Краткая родословная князей Трубецких.

1



17

Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

1



18

Имена на карте.

1



19

Как люди выбирали названия.

1



20

Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края.

1



21

Вщиж. Древние славяне.

1



22

Соседи древних славян.

1



23

Откуда пошла Русь.

1



24

Первые русские князья.

1



25

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

1



26

Древний город. Древние города Брянской области.

1



27

Не посрамим русской земли. Севская крепость.

1



28

Куликовская битва.

1



29

Брянский край при Петре Первом.

1



30

Брянский край и Отечественная война 1812 года.

1



31

Брянский край в годы Великой Отечественной войны.

1



32

Юные герои Брянского края.

1



33

Брянская область сегодня.

1



34

Итоговое занятие.

1




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!