История российского автомобилестроения
Социально-патриотический проект
Выполнили: Старицын Александр, Синцов Константин , ученики 9 «А»
Руководитель: Шаймарданова Т.И., кл. руководитель
С самого раннего детства жизнь мальчишек связана с автомобилем. Нам очень нравится играть с машинками, строить их из конструктора, лепить, рисовать. Костя, например, играл в машинки до 11 лет. А меня папа с 11 лет учил водить настоящую машину. Сейчас я учусь на курсах вождения, Костя тоже планирует пойти учиться, Айзирек записалась на курсы. Так что тема автомобилестроения актуальна и обсуждаема в классе и дома.
Актуальность темы
- Мы считаем, что данная тема очень интересная и заслуживает большого внимания,
- как в связи с необходимостью автомобилей в нашей жизни,
- так и в связи с новыми событиями, которые требуют принятия новых решений.
Цели проекта
- изучить историю создания и развития автомобиля в России.
Гипотеза
- Достаточно просто зайти в интернет, чтобы понять, как русские относятся к отечественным автомобилям: с горькой иронией. При этом мало кто знает, что меньше века назад русское автомобилестроение не только процветало, но и опережало зарубежное по всем параметрам.
- ГИПОТЕЗА : рассмотрев историю русского и российского автомобилестроения, доказать, что нам есть чем гордиться и куда развиваться.
Задачи проекта
- 1. Найти и познакомиться с историей развития отечественного легкового машиностроения. (19-21в)
- 2. Исследовать: насколько самостоятельны были модели российских автомобилей.
- 3. доказать, что российское автомобилестроение не только процветало, но и опережало зарубежное по всем параметрам
1. История появления автомобильной промышленности в России
- История отечественного автомобилестроения берет свое начало в 1896-м году.
- На начало ХХ столетия Россия становится одной из самых авторитетных автомобильных держав.
- В разных городах страны строятся автомобильные заводы, выпускавшие сотни и тысячи авто как по зарубежным лицензиям, так и собственных разработок.
Яковлев и Фрезе- основоположники отечественного автопрома.
Их изобретение — первая в Российской империи самодвижущаяся коляска.
Вес выставочной модели составил 300 кг. Двигатель на бензине был мощностью в две лошадиные силы.
Автомобиль мог разогнаться до скорости в 21 км в час и проехать 10 часов без дозаправки. Смерть Евгения Яковлева не дала осуществить все задуманное.
1896 г. Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде
Первый русский электромобиль
В 1899 году на свет появился первый электродвигатель.
Его изобрел Ипполит Романов из Одессы
Автомобиль был быстрее и тяжелее бензинового.
Максимальная скорость составляла 37 км в час, но весил он 750 килограммов — почти половину этого веса занимал аккумулятор.
Он был одноразовым и хватало его только на 65 километров.
изобретатель получил государственный заказ на 80 моделей.
Паровой автомобиль
Автомобиль «Дукс» или «Локомобиль». Двигатели мощностью от 6 до 40 л.с.
Скорость до 140 км в час
Главные отличительные качества - простота и изящество.
Эти автомобили совершенно не шумят.
Весь механизм настолько прост и компактен, что помещается под сиденьем.
К числу достоинств можно отнести его простоту — им может управлять всякий без подготовки и практики.
Руссо-Балт
Автомобиль 1909 года стал самой популярной маркой Российской империи.
У машины было две модели — С и К. Они различались по размеру и мощности.
Европейские «Рено» и «Опель» стоили - 5000 рублей, «Руссо-Балт» модели С - 7500.
Эти автомобили можно назвать гордостью Российской империи благодаря победам в престижных ралли Санкт-Петербург — Монте-Карло в 1912 и 1913 годах.
«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везуви я.
Автомобиль Пузырева
- Для своего автомобиля Иван Пузырев разработал собственную конструкцию. Он хотел собрать автомобиль на территории царской России и произвести все детали здесь же.
- Цена его составила 8 тыс. рублей — это превзошло стоимость «Руссо-Балтов».
- Авто было надежным, но громоздким. В 1914 году на заводе случился пожар.
- Вскоре умер и сам Пузырев.
Автомобиль «Пузырев 28−35» увидел свет в 1911 году.
Российская автомобильная промышленность в эпоху перемен
- Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок.
- Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ).
- Грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах, дал возможность в дальнейшем отечественным конструкторам разрабатывать вполне аутентичные, и что самое главное — хорошие автомобили, такие как ГАЗ-21 «Волга» или ГАЗ-69, пользовавшиеся спросом даже в странах, со своим развитым автомобилестроением.
ГАЗ-А
- Первый советский легковой автомобиль с местными доработкам изготовлен по лицензии Ford.
- Собран в августе 1932 года. Всего по 1936 г. было выпущено 41917 машин.
- ГАЗ-А абсолютно неприхотлив к качеству топлива, ремонтопригоден в любых условиях.
- Специалисты с самого начала творчески подошли к заимствованию , и внесли в автомобиль несколько значительных изменений в сравнении с прототипом — например, усилили картер двигателя и сцепление.
- Автомобили ГАЗ пользовались спросом даже в странах с развитым автомобилестроением.
Автомобили принимали в 1933 г. участие в автопробеге Москва—Каракумы—Москва, преодолев более 9,5 тыс. км.
ГАЗ-М1
- За основу ГАЗ-М1 взят Ford 40 с видоизменением шасси под суровые реальные условия России.
- Ford плохо подходил для эксплуатации в условиях Советского Союза, поэтому в конструкцию было внесено множество изменений.
- Изготовлено с 1936 по 1942 г. 62 888 автомобилей.
- «Эмка» -служебный автомобиль.
ГАЗ М-1 - символ 30-х годов.
ГАЗ-12 ЗИМ
- длиннобазный шестиместный большой седан представительского класса.
- Выпускали с 1949 по 1960 г Всего выпущено 21527 ед.
- Автомобили ЗиМ поставлялись на экспорт в страны соц.лагеря, в Финляндию и Швецию.
- На протяжении всего периода производства выпускалось не более 6-ти автомобилей в день.
- На каждый кузов использовалось до4 кг чистого олова.
Автомобиль часто фигурировал в советских фильмах: «Тайна двух океанов», в комедиях «Семь стариков и одна девушка», «Дайте жалобную книгу», в рекламных и информационных плакатах.
ГАЗ-13 «Чайка»
- Представительский лимузин. С 1959 по 1981 г. собрано 3179 единиц
- В 1958 году «Чайку» представили в Нью-Йорке и Брюсселе.
- «Чайка» - революционная машина : двигатель V8 195 л.с, автоматическая коробка передач с кнопочным управлением, усилитель руля и тормозов, элетростеклоподъемники.
На «Чайке» ездили министры, известные люди мира.
Этот автомобиль в СССР нельзя было купить, его можно было только заслужить.
ГАЗ-М20 «Победа»
- По-настоящему легендарный легковой советский автомобиль, заслуживший любовь и уважение не только в СССР, но и во многих странах мира.
- Его по лицензии выпускали в Польше, в Северной Корее и в Китае.
- Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками.
- Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантность.
- Всего с 1946 по 1958 г. было выпущено 241497 машин
- .Автомобиль часто участвовал в выставках, международных ярмарках.
ГАЗ-21 «Волга»
- Это автомобиль легенда.
- Один из самых красивых и желанных советских автомобилей среднего класса, выпускался с 1956 по 1970 г.
- Всего произведено 639 478 ед.
- В дизайне «Волги» явно угадывалось влияние американских автомобилей таких, как Ford, Chevrolet, Kaiser. Но вся механическая часть ГАЗ-21 была оригинальной советской разработки.
Москвич-400 / -401
- вышел в декабре 1947 г.
- Автомобиль обладал интересными и новаторскими решениями : несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и независимая подвеска Дюбонне.
- С самого начала серийного производства был налажен экспорт: машины отправляли в Финляндию, в Албанию, Польшу и Китай .
Эта советская малолитражка была доступна гражданам СССР со средним достатком.
ЗИС-110
- служил главной машиной страны, ее гордостью более десяти лет.
- Этот настоящий большой и солидный семиместный лимузин.
- Длина 6 метров, масса 2.5 тонны.
- Он напоминал лимузины американской компании Packard.
- Производство длилось с 1945 по 1961 г.
- Автомобиль технически был оснащен в полной мере. Под капотом стоял самый мощный серийный мотор СССР на тот момент. На ЗИС-110 возили членов правительства.
Всего выпущено 2089 машин всех модификаций
ЗАЗ-965А «Запорожец»
- настоящий советский «народный автомобиль», производимый с 1962 по 1969 г.
- При проектировании за основу был взят итальянский Fiat 600 из-за своей удачной и прогрессивной для массового производства конструкции кузова.
- « ЗАЗ-965А» отличался от Fiat 600. (имел трехобъемный кузов, четко выделенный багажник, большое заднее стекло.
- Имел приемлемую проходимость.
- Автомобиль экспортировался в европейские страны, в Финляндию .
Всего выпущено 322 166 автомобилей.
ВАЗ-2101
Выпуск принципиально нового автомобиля открыл в жизни страны новую эпоху.
- Производство модели длилось с 1970 по 1988 г. В качестве прототипа был выбран итальянский FIAT 124, но советский автомобиль был модифицирован и доработан в техническом плане, а также в плане комфорта и безопасности. Было произведено более 800 изменений.
Было выпущено 4.85 миллионов штук ВАЗ-2101 всех модификаций.
Автомобиль также еще называли «Жигули», «единичка» и «копейка».
ВАЗ-1111 «Ока»
- В начале 80-х проектировался «народный автомобиль».
- Своеобразие этой машины, основная идея - абсолютная практичность.
"Ока" прошла весь комплекс испытаний. Одно из последних проходило в горных условиях на Военно-Грузинской дороге.
- Этот советский и российский микроавтомобиль производился с 1987 по 2008 г.
Было выпущено около 700 тысяч экземпляров.
АЗЛК-2141 ( «Москвич»)
- советский и российский легковой переднеприводной автомобиль с кузовом «хэтчбек».
- За основу была взята Simca 1308, довольно успешный французский проект 1976 года.
- Несмотря на то, что чиновники на официальном уровне приказали скопировать Симку, сотрудники Московского автозавода не хотели и не могли этого сделать. Для талантливых конструкторов это было явным оскорблением.
- Французы удивлялись — мы, говорят, видим, что это была Симка, но почему ваша машина лучше и почему у нее аэродинамика значительно лучше?
Выпускался с 1986 по 1998 г . Всего выпущено 716 831 экземпляров.
3. Российский автопром –наши дни, перспективы
АУРУС Aurus Senat.
- Первый российский авто представительского класса. Над дизайном работал научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и в качестве идеи использовал советскую классику.
- В конструкции "Ауруса" около 4,5 тысяч деталей. Их поставляют 74 производителя. 70% из которых российские заводы. Aurus частично собирают вручную .
- Основными покупателями российских машин становятся Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, Азербайджан, Армения, Украина, Туркмения, Киргизия, Вьетнам и Германия.
За 2020 год на экспорт отправили 81,3 тыс. автомобилей в 93 страны.
Lada Vesta
Автомобиль вышел с конвейера в конце ноября 2015 года. Его хвалили за завидную управляемость, простор в салоне, качество сборки и визуал .
Срок службы – 120 тыс. км. и относительная беспроблемность.
Lada Vesta построена на новой платформе. Российские инженеры работали совместно с коллегами из Renault-Nissan.
Веста - развитие проекта "Lada C«. Однако эта "эволюция" — не заимствование, а, скорее, переосмысление опыта.
Заключение
Мы изучили историю создания и развития российского автомобиля и заметили. что на протяжении всей истории российское автомобилестроение стремилось к самостоятельности.
Конструкторы грамотно и творчески подходили к заимствованию, разрабатывали аутентичные модели или максимально унифицированные и что самое главное — автомобили, пользовавшиеся спросом и на мировом рынке .
- Таким образом, мы смогли доказать, что нам есть чем гордиться и куда развиваться.
Как и куда развиваться
- Можно отметить, что советская автомобильная промышленность развивалась с оглядкой на европейские стандарты. Однако были в СССР и уникальные проекты, которые имели уникальные и оригинальные решения. Наши машины обладают неоспоримыми достоинствами. И несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов.
- Как известно, автомобильная отрасль переживает сейчас не лучшие времена. Но беспрецедентная технологическая блокада, объявленная российскому автопрому, — это не только ущерб и угроза принудительной деградации, но и шанс на развитие. А еще это экзамен на стойкость и способность к переменам.
- «Мы должны работать над формированием новых производственных цепочек. Сегодня этот тезис еще более актуален с учетом необходимого решения задач по импортозамещению», — заявил госсекретарь союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев .