СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русских фамилий и личных имен

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение учеников к слову, искусству владения им, вырабатывание умений, навыков в поисковой деятельности, развитие творческих способностей обучающихся помогут расширить кругозор учеников, вызовут желание проникать в тайны родного языка...

Просмотр содержимого документа
«История русских фамилий и личных имен»

Аннотация.

В условиях модернизации образования и введения в образовательные учреждения предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения данный курс позволит обучающимся узнать много нового об истории возникновения русских фамилий и личных имён, познакомиться с талантливыми земляками, полюбить историю и литературу родного края, что позволит обучающимся сориентироваться в выборе профессии. Приобщение учеников к слову, искусству владения им, вырабатывания умений, навыков в поисковой деятельности, развитие творческих способностей обучающихся помогут расширить кругозор учеников, вызовет желание проникать в тайны родного языка, будет способствовать развитию творческого мышления и организации самостоятельной поисковой и исследовательской работы.

Цель: формировать у обучающихся лингвистическую компетенцию.

Задачи:

-развивать интерес обучающихся к русскому языку, его прошлому, пробуждать желание изучать историю своего языка и его современное состояние;

-расширять и углублять запас знаний, полученных ранее;

-повышать языковую грамотность, создавать условия для подготовки к сдаче экзамена;

-формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, развивать творческие способности;

-вырабатывать умение собирать материал и проводить этимологический анализ, работая со справочной литературой.

Курс рассчитан на 17 часов.


























Учебно-тематический план.


№п/п

Тема

Количество часов

Вид деятельности

Форма контроля

1

2

3

4

5

1

Введение. История русских фамилий: приглашаем в путешествие.

2

Лекция с элементами беседы. Тестирование.

Рассказы-версии о происхождении своих фамилий и фамилий родственников.

2

Фамилии, образованные от крестильных имен.

3

Практическое занятие.

Творческие работы (доклады, сочинения, статьи)

3

Фамилии, образованные от мирских имен.

3

Антропоними

ческое исследование.

Составить антропонимический словарь фамилий, образованных от мирских имен.

4

Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ.

3

Диспут.

Составить антропонимический словарь фамилий, образованных от профессиональных прозвищ

5

Фамилии, образованные от географических названий.

3

Работа в библиотеке с краеведческим материалом.

Обзор литературных страниц областных и местных изданий. Сбор портфолио.

6

Личные имена (происхождение и история)

3

Конференция.

Защита авторских проектов.








Содержание тем.

Тема 1. История русских фамилий: приглашаем в путешествие.

Антропонимика - наука о происхождении фамилий. Термин «антропонимика» и его значение. Что можно узнать, исследуя происхождение фамилий. Варианты происхождения собственной фамилии. Роль фамилии в жизни человека.

Тема 2. Фамилии, образованные от крестильных имен.

Влияние христианской религии. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен. Древнееврейские, древнегреческие и латинские корни фамилий. Фамилии, образованные от уменьшительной формы крестильного имени. Влияние социального происхождения на образование фамилии.

Тема 3. Фамилии, образованные от мирских имен.

Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Фамилии, принадлежащие к древнейшему типу исконно русских. Двуименность - древняя славянская традиция. Процесс формирования русских фамилий. Популярность фамилий, образованных от мирских имен.

Тема 4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ.

Отражение занятий предков в современных фамилиях. Существование профессиональных прозвищ. Роль профессии в выделении конкретного человека из массы людей. Великорусская форма фамильных прозвищ на -ов/ев и -ин. Распространенность фамилий с суффиксом -енко.

Тема 5. Фамилии, образованные от географических названий.

Одна из групп наиболее древних русских фамилий - фамилии, восходящие к географическим: названиям. Фамилии на -итин образованы от названий городов. Возникновение самых необычных «искусственных фамилий». «Географические фамилии» как самая многочисленная группа «искусственных фамилий».

Тема 6. Личные имена (происхождение и история).

Языческие корни происхождения славянских имен. Крестильные имена. Церковнославянские имена греческого, латинского и еврейского происхождения. Некалендарные имена. Использование вторых имен. Существенное различие между крестильными и всеми другими именами.


















Методические рекомендации к темам.


Тема 1. История русских фамилий: приглашаем в путешествие.


Оборудование: список рекомендуемой литературы в области антропонимики, компьютер.

Цель: расширить знания учащихся в области истории происхождения русских фамилий.

Задачи:

  • пробудить интерес учащихся к происхождению русских фамилий;

  • выявить знания учащихся о корнях своих фамилий;

  • показать учащимся, как отражается в структуре фамилий «биография» их возникновения.

Ход занятия.

  1. Сообщить учащимся цели и задачи элективного курса.

  2. Лекция.

Антропонимика как наука. Что можно узнать, исследуя происхождение фамилий. Роль фамилии в жизни человека.

  1. Беседа по вопросам.

  1. Что изучает наука антропонимика?

  2. Нужно ли знать о происхождении фамилий?

  3. Задумывались ли вы о происхождении своей фамилии?

  1. Работа на компьютере:

  1. выполнение теста по антропонимике;

  2. результаты тестирования.

  1. Домашнее задание.

1) Подготовить рассказы-версии о происхождении своих фамилий и фамилий родственников.


Тема 2. Фамилии, образованные от крестильных имён.

Оборудование: соответствующие словари и справочники, первоисточники.

Цель: показать влияние христианской религии и социального происхождения на образование форм крестильных христианских имён и фамилий.

Задачи:

  • отметить своеобразие древней славянской традиции - двуимённости;

  • объяснить возникновение двухсоставных фамилий.

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания. Прослушивание рассказов-версий о происхождении своих фамилий и фамилий родственников.

  2. Практическое занятие: работа с первоисточниками.

  3. Подготовка к написанию сочинения.

  4. Составление плана к сочинению.

  5. Домашнее задание.

  1. Создание творческих работ (докладов, сочинений, статей).



Тема 3. Фамилии, образованные от мирских имен.


Оборудование: соответствующие словари и справочники, записи на доске, первоисточники.

Цель: умение собирать материалы готовить учебно-научные работы; формирование интереса к исследовательской деятельности в области антропонимики.

Задачи:

  • дать понятие об этапах проведения самостоятельного исследования;

  • научить школьников работать с алгоритмом использования различных способов переработки текста;

  • провести с учащимися исследовательские работы обучающего характера.

Ход занятия.

1. Обсуждение творческих работ учащихся (докладов, сочинений, статей).

  1. Знакомство со спецификой учебного исследования. Основные направления учебных исследований в области антропонимики.

  2. Определение темы, проблемы индивидуального исследования.

  3. Изучение специальной литературы по теме исследования.

  4. Сбор материалов к практической части исследования.

  5. Анализ материалов.

  6. Выводы по теме исследования.

  7. Домашнее задание.

Составить антропонимический словарь фамилий, образованных от мирских имен

.

Тема 4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ.


Оборудование: карточки с фамилиями для диспута.

Цель: учить доказывать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные факты.

Задачи:

  • формировать навыки публичного выступления;

  • совершенствовать навыки аналитического мышления;

  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение составленных антропонимических словарей фамилий, образованных от мирских имен.

  2. Диспут. Версии участников диспута о происхождении фамилий, предложенных учителем на карточках.

  3. Провести сравнение путей формирования фамилий Бондаревых, Овсянниковых, Черепенниковых, Мирошниченко. Аргументировать свою точку зрения.

  4. Подведение итогов диспута.

  5. Домашнее задание.

1) Составить антропонимический словарь фамилий, образованных от профессиональных прозвищ.



Тема 5. Фамилии, образованные от географических названий.


Оборудование: краеведческий материал, географическая карта Воронежской области, карточки с фамилиями, этимологический словарь.

Цель: на основе краеведческого материала обосновать роль местных географических названий в формировании фамилий.

Задачи:

  • определить местные географические названия, связанные с фамилиями земляков;

  • формировать навыки коллективной работы;

  • пробудить любопытство и любознательность к тайнам происхождения фамилий.

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение составленных словарей фамилий, образованных от профессиональных прозвищ.

  2. Работа с картой Воронежской области. Отбор материала связанного с происхождением фамилий земляков (Подгорные, Воронины, Донские, Затонские и др.).

  3. Работа с карточками по группам.

  4. Задание рабочим группам по словарю.

  5. Толкование фамилий земляков, образованных от местных географических названий.

  6. Сбор портфолио.

  7. Домашнее задание.

  1. Обзор литературных страниц областных и местных изданий.

  2. Сбор портфолио.


Тема 6. Личные имена (происхождение и история).


Оборудование: интерактивная доска, иллюстрационный материал к докладам на электронных носителях.

Цель: учить школьников защищать проектно-исследовательскую работу; совершенствовать умения и навыки владения современными информационными технологиями.

Задачи:

  • воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развивать у учащихся коммуникативные навыки письма и слушания;

  • вырабатывать способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Чтение докладов по выбранным учащимися темам, связанных с происхождением личных имен.

  3. Подведение итогов конференции и элективного курса в целом.

  4. Анкетирование учащихся по вопросам значимости элективного курса в выборе профиля на 3 ступени обучения.

Сбор портфолио

.Темы для самостоятельной творческой работы.

  1. Доклад «О происхождении моей фамилии».

  2. Реферат «Имена, заимствованные из других языков».

  3. Сочинение «Говорящие» фамилии в художественных произведениях».













































Список используемой литературы.


  1. Евграфова М. И. Что в имени тебе моем? /Приложение к газете «Первое сентября»/Русский язык - 2000 г. №44.

  2. Зима Дм. и Н. Имя и судьба. -М., 2003г.

  3. Никонов В. А. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем: проблемы антропонимики.-М. «Наука», 1970г.

  4. Никонов В. А. Словарь русских фамилий./Сост. Е. Л. Крушельницкий. - М.,1993г.

5.Петровский Н.Л. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари,

Астрель, 2000 г.

6.Русская ономастика и ономастика в России. Словарь. Под редакцией Трубачева 0. Н. -М.: Школа-Пресс, 1994г.

7.Словарь иностранных слов. Под редакцией Лехина И.В.-М.:1951г.

8.Суперанская А. В. Словарь русских личных имен.- Аст., 1998 г

.



































Список рекомендуемой литературы.

  1. Введенская JI. А. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся старших классов / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников.- М., 1971г.

  2. Волина В. В. Откуда пошли слова: Занимательная этимология слов.- М., 1996 г.

  3. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий.- М., 2001 г,

  4. Горбаневский М. В. В мире имен и названий,- М., 1983 г.

  5. Никонов В. А. Ищем имя. М., 1988 г.

  6. Никонов В. А. Словарь русских фамилий /Сост. Е. Л. Крушельницкий.- М., 1993г.

  7. Успенский Л. В. Ты и твое имя.- Волгоград, 1994 г.

  8. Щетинин Л. М. Имена и названия.- Ростов н/Д, 1968 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!