СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История русского государства»

Конспект занятия: «История русского государства»

Цель: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки". Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.

Вызвать интерес к истории возникновения России, воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.

Ход

I. - Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.

Посмотрите на карту и скажите: "Страна – это что?" (Ответы детей.)

- Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).

- Правда, наша страна очень огромная, красивая.

- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)

- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)

- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.


Лента времени


прошлое

- Сегодня мы поговорим о предках.

- Кто такие – предки? (Ответы детей.)

- Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

- наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово "слава". А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.

- Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).

- Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.

- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)

- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: "У леса жить – голодным не быть". Почему так говорят?

- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.

Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: "Чем больше рук – тем легче труд" и "Сообща преодолевать трудности".

Физминутка. "Здравствуй солнце золотое".

II. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).

Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.

-Где чаще всего селились люди?

III. - Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.

- Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.

- Древляне – охотились в лесах.

Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.

-(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)

- Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)

IV. - У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.

(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).

Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.

(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в Росси не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

- Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с - гордостью должны носить достойное имя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!