СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История села Новоспасское

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История села Новоспасское»

с. Новоспасское

История

Т ак исторически сложилось, что село имеет два названия: первое с момента возникновения – Шаланга, второе с 1462 года, когда в селе была построена церковь, названная в честь Святого Спаса.

В 1330 году Иван Калита перевёл Даниловский монастырь в Кремле на свой великолепный двор, где построил храм во имя Преображенья. Монастырь стал называться монастырем Святого Спаса. С этого времени многие сёла и монастыри стали носить название Спаса Нового. Вот и наше село было переименовано в Новоспасское (допускалось и написание Ново-Спасское).

Расположено село Новоспасское в семи километрах к югу от Починок, на левом берегу реки Рудни. На севере и северо-западе протекает речка Стырша, к которой примыкают несколько болот.

В 1647 году починковская пустошь, прилегающие земли и села, в том числе и село Новоспасское, по личному указу царя Алексея Михайловича Романова перешли во владения боярина Б.И. Морозова. В 1689 году бывшие крестьяне Б.И.Морозова стали государственными, приписанными к ведомству поташного правления. Они обязаны были выплачивать подати и специальный налог, выполнять барщину.

Поташное производство потребляло большое количество леса, поэтому обширные пространства обезлесивались, и во второй половине восемнадцатого века казенное производство поташа было прекращено.

С 1760 года крестьяне села Новоспасское были приписаны к Починковскому конному заводу. Они платили оброк на его содержание, выполняли различные натуральные повинности (заготовка сена, доставка фуража). Конезаводу были переданы во владения пастбища и леса, которыми ранее пользовались жители села Новоспасское. Крестьяне села неоднократно обращались с жалобами в правительственные учреждения о незаконном изъятии обрабатываемых ими земель в пользу конезавода, однако эти жалобы оставались без удовлетворения.

Для того чтобы заплатить конному заводу денежный оброк, большинство крестьян вынуждено было заниматься ремеслом. С тех пор в селе Новоспасское большое распространение получило производство валяной обуви. Мастера – «валяльщики» работали не только в своем селе. Часто, объединившись по два человека, со своими инструментами они ходили по соседним населенным пунктам и целыми зимами занимались изготовлением валенок. Секреты мастерства передавались по наследству, и этот промысел сохранился до наших дней.

До 1816 года документов по истории села не найдено. С 1816 года в Арзамасском архиве имеются ревизские сказки по селу Новоспасское.

Из ревизской сказки от февраля 1816 года известно: «Жители с. Ново-Спасское были приписаны к Починковскому конному заводу. Всего жителей в Новоспасске было 682 человека , но к февралю месяцу 1816 г. выбыло 208 человек. Конным заводом выдано жителям денег в сумме 6192 рубля 29 коп. Крестьяне с. Ново-Спасское сделали доход государству в сумме 8700 рублей»1. Старшим села был Максим Григорьев «не умеющий грамоте».

Не было грамотных в селе и в 1834 году. Из ревизской сказки 1834 г.: «Жителей с. Ново-Спсское Лукояновского уезда приписали к Починковскому военно-конскому заводу: мужчин 438, женщин 435. …Фрол Семёнов 48 лет. Жена Наталья Семёнова 40 лет. Отавной чиновник, причисленный на участок земли без платежа податей в число крестьян, Яков Филиппович Соболев… Прописных к 1834 г. по ревизской сказке нет. В заштат уволенный Николай Васильевич Остроумов. За неимением грамотных в 1834г., руку приложил Пётр Иванович».2

В 1859 году Ново-Спасское (Шаланга) являлось селом казённым приреке Рудня, от уездного города – 51 верста, от становой квартиры –4 версты, число дворов – 112, душ мужского пола – 446, женского – 484. Церковь православная.

1836 год: 190 дворов, 766 душ мужского пола, 727 женского. Всего десятин земли – 2044, леса – 303, лошадей – 341, коров – 294, мелкого рогатого скота – 898.

В 1888 году в селе с 1857 жителями была открыта церковно-приходская школа, и обучались в ней 23 ученика.

1897 год: число лошадей – 488, коров – 341, мелкого скота – 294, обрабатываемой земли для себя 898 десятин, 12 человек на военной службе, 72 на заработках.

Данные о селе за 1909 год: «Село Новоспасское – Шалангатом. Положение дач возвышенное по обе стороны реки Рудня. Глубина реки местами от 1 до 2 аршин, ширина 5 сажен. Вода … хороша, почва – черноземная. Крестьяне – русские православные, занимаются хлебопашеством и частью промыслами. На хозяйство причитается 1 лошадь, 1 корова, 5 овец, 2 свиньи. В свободное время от хлебопашества крестьяне занимаются извозом и продажею хлеба. Уходящих крестьян в низовые губернии на заработки 10 человек. В селе находятся староста и сотский».

Как видим, написание села то Шелонга, то Шелонгатом, а на карте Лукояновского уезда – Шаланга, то есть к началу XX века единого правописания в названии села не существовало, каждый чиновник называл село на свой лад.

1912 год: Составлен план земли общества крестьян с. Ново-Спасское Починковской волости и план участка, отведённого к одним местам из земли общества крестьян села Ново-Спасское Починковской волости Лукояновского уезда Нижегородской губернии генерального межевания. «Отвод участков произведён в 1912 году по распоряжению Нижегородской землеустроительной комиссии от апреля 1912 года. Землеустроитель Н.В.Виноградов».

12 марта 1918 года Починковскую волость раздели на 3 волости: Новоспасскую, Тагаевскую и Починковскую. Начиная с 1918 года в документах уже не встретишь слово «крестьянин», всё – бедняк, бедняки. В характерном документе того времени Новоспасский совет, докладывая 24 января 1919 года о политическом настроении, сообщает, что политическое настроение в c. Новоспасское хорошее.

В 1930 году, когда в селе началась «сплошная коллективизация», был создан колхоз «Искра». Первым председателем колхоза «Искра» стал уроженец села Никитино В. Лобанов.

Работа в колхозе велась в основном на конной тяге, обмолот хлебов вели на конной молотилке и вручную цепами. Общественные животноводческие постройки были плетнёвые, а зерносклады были сложены из кулацких амбаров. Правление колхоза разместили в бывшем доме «кулака» Иконникова Николая на Третьей улице – Сдобновке (ныне улица Буденного). В это время был образован Сельский совет, который находился в центе села на Первой улице – Большой улице (ныне улица Ленина). Затем здание правления тоже перенесли в центр села.

Люди с неохотой шли в колхоз. Имея постоянный заработок от производства валенок, значительная часть жителей села в колхоз не вступала. И коллективизация единоличных хозяйств продолжалась вплоть до 1940 года (некоторые шаланговцы, такие как Михаил Григорьевич Травницкий, Андрей Иванович Майдокин, Анастасия Ильинична Рабынина, не были членами колхоза и в 1974 году).

Крестьянам, вступившим в колхоз, не по нутру была совместная работа – «в 1934-1938 годах дисциплина в колхозе была на низком уровне, часто менялись председатели и бригадиры».

Такое положение в какой-то мере объясняет тот факт, что в период с 1930 по 1939 годы в местном колхозе сменилось 15 председателей. Видимо, партийное руководство района способствовало смене председателей, как не обеспечивших сплошную коллективизацию.

В 1939 году построили срубовой свинарник, конный двор, а затем телятник и дом животноводов.

Из брёвен разрушенной церкви, находившейся на территории сельского кладбища, а также из брёвен домов раскулаченных и высланных из села жителей в центре села, на площади, была построена школа.

В тридцатые и сороковые годы XX века село Новоспасское являлось центром одноименного сельского совета, в нем находилась центральная усадьба колхоза «Искра», а на административной территории располагались село Шишадеево (колхоз «Новый путь»), поселок Ключи (колхоз им. Чапаева) и поселок Калиновка (колхоз им. Горького).

В начале Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии было призвано более 600 мужчин, больше половины из них погибли, защищая Отечество. В память о их подвиге в центре села воздвигнут памятник-обелиск.

Тяжело приходилось жителям села в послевоенные годы, но нужно было думать о будущем. В 1958 году в селе Новоспасское построен клуб.

В 60-е годы стало интенсивнее развиваться сельхозпроизводство в колхозе «Искра». Земли хозяйства являлись одними из самых плодородных и удобных для обработки земель Починковского района. Многие годы колхозом руководил фронтовик Дмитрий Иванович Майдокин. В те же годы началась плодотворная деятельность талантливого агронома, уроженца села Новоспасское Ивана Александровича Стукалина. Впоследствии И.А.Стукалин еще 25 лет руководил агрономической службой крупнейшего тогда в районе хозяйства «Ленинская искра».

В 1963 году произошло объединение двух хозяйств: колхоза «Искра» (с. Новоспасское) и колхоза им. Ленина (с. Починки). Председателем объединённого колхоза «Ленинская искра» был назначен Яков Леонтьевич Фадеев. За успешное руководство Я.Л.Фадеев был награждён орденами Трудового Красного знамени и Знак Почёта.

О коло трех десятков лет, являясь крупным подразделением колхоза «Ленинская искра», участок №2 в селе Новоспасское оставался как бы колхозом в колхозе. Здесь успешно действовали молочно-товарная, свиноводческая фермы, ремонтная мастерская, машинно-тракторный парк, огородная бригада, были хорошие зерновые склады и крытый ток.

Участок в разные годы возглавляли талантливые организаторы сельхозпроизводства Иван Михайлович Балашов, Дмитрий Васильевич Рабынин, Иван Степанович Стукалин.

Жители, имевшие небольшой, но стабильный заработок, оставались в селе, рождались дети. В 60-е годы XX века ежедневно за школьные парты садились более 200 юных жителей с. Но¬воспасское, а ежегодно выпускниками восьмилетней школы становились более 60 юношей и девушек.

1963 году произошло объединение двух хозяйств: колхоза «Искра» (с. Новоспасское) и колхоза им. Ленина (с. Починки). Председателем объединённого колхоза «Ленинская искра» был назначен Яков Леонтьевич Фадеев. За успешное руководство Я.Л.Фадеев был награждён орденами Трудового Красного знамени и Знак Почёта.

Именно для такого количества учеников в середине 60-х годов и было начато строительство нового типового школьного здания. Основное бремя расходов взял на себя, колхоз «Ленинская искра», а тип здания и его месторасположение выбрал председатель этого хозяйства Яков Леонтьевич Фадеев. Организационные и хозяйственные заботы легли на плечи директора школы Виталия Денисовича Дивейкина. И вот усилиями строителей при согласованных действиях руководства колхоза и педагогического коллектива в 1967 году новое здание школы было возведено.

В 1980 году в память о воинах-земляках, павших на фронтах Великой Отечественной войны в центре села воздвигнут памятник-обелиск.

Одним из серьезных и продолжительных по времени препятствий для полноценного развития села и сельхозпроизводства являлось бездорожье. Только в восьмидесятые годы XX века была решена проблема постройки капитального моста через реку Рудня, и проложена дорога с твердым покрытием.

В период с 2005 по 2010 года прекратил своё существование участок №2 колхоза «Ленинская искра», в 90-е годы переименованного в ЗАО «Междуречье».

С огласно последней переписи населения, проведенной осенью 2010 года, в селе Новоспасское насчитывается 146 хозяйств, проживает 340 человек. В селе есть магазин, почта, медпункт, клуб. К сожалению, в августе 2010 года в селе Новоспасское была закрыта школа.

После закрытия школы детей села Новоспасское начали возить в соседнее село Дивеев-Усадскую средне-образовательную школу. Старую школу продали предпринимателям из Мордовии. На её месте планируется создание завода по производству кирпича, пеноблоков.

Но строительство "заморозилось".

Жители села до сих пор недовольны закрытием школы подтверждая это своими заявлениями в органы и высказываниями в сторону самоуправления по району. Но на их действие власть, ни каким образом не обращает внимание. Люди были обеспокоены, что культура села будет уничтожена, ведь на все праздники и знаменательные дни школьники показывали своё творчество в разных видах художества. Мероприятия по случаю праздников проходят в местном клубе под руководством учителей.

В клубе в 2010 году был проведен капитальный ремонт – это заслуга заведующей клуба Ильиной Галине Ивановны. Она, как и прежде устраивает с молодежью населению села незабываемые праздники.

В этом году 3 июня селу исполнилось пятьсот пятьдесят лет. В честь юбилея был проведён праздник с размахом. Приехало много гостей посмотреть на веселье. А так же чтобы поздравить жителей села прибыл глава сельской администрации. С самого утра прошел концерт, в котором приняли участие более пятидесяти человек. После концерта состоялась дискотека, где вся молодёжь села, а так же пожилые люди приняли активное участие. В честь завершения праздника люди с восхищением любовались на пышный салют

Промыслы жителей

С давних пор в нашем селе Новоспасское занимались различными кустарными промыслами: плели лапти, ткали холсты, половики. Но основным занятием было изготовление валяной обуви их овечьей шерсти.

После стрижки овец шерсть обычно сваляна в клочья, поэтому ее надо разбить и расчесать. Делали это раньше вручную на специальном приспособлении, которое состояло из лучка с натянутой струной, скрученной из обезжиренных и засушенных овечьих кишок, решетки и бойка.

Лучок и решетку закрепляли на стене. На решетку клали шерсть, струну опускали в нее и били по натянутой струне бойком. Струна вибрировала и накручивала шерсть на себя, а при дальнейших ударах разбивала ее на отдельные волоски.

Затем эту распушенную шерсть настилали на полотнище ровным слоем, придавая определенную форму, скатывали в рулон и выкатывали в мягкий волок. Потом войлок складывался по длине пополам, из него формировали подобие будущего валенка. Чтобы войлок не склеивался, внутри делали перегородку из бумаги или из какого-нибудь другого материала, затем долго выкатывали и выглаживали руками, для того чтобы войлок не разъединился. Все это делали с сухой шерстью. Потом полотнище убирали, каждую заготовку отдельно скручивали и связывали, и помещали в котел с водой, который ставили в русскую печь, чтобы кипятить и парить заготовку.

При изготовлении валенок 43-44 размера требовалось 5-6 фунтов шерсти, а для женских (37-39 размера) – 2,5-3 фунта.

Для работы с сырой горячей заготовкой был нужен определенный инструмент: катарушка, валек, подбивалка, каток, рубежка. Вот при помощи этого нехитрого инструмента валенок доводили до нужного размера, насаживали на колодку и помещали в горячую печь сушить.

Когда валенки высыхали, их очищала пемзой и снимали с колодки. Обувь была готова.

Мастера – валяльщики работали не только в своей деревне. Часто, группами по 2 человека, со своим инструментом, они ходили по селам, где была шерсть, и работали там целыми зимами.

В 50 – 60 годы изготовлением валенок в нашем селе занимались, примерно, 70% населения. Среди них Анна Андреевна и Иван Андреевич Иконниковы, Мария Петровна и Иван Владимирович Марфидины, Анна Егоровна и Николай Александрович Архиповы, Николай Николаевич Новиков, Василий Васильевич Балашов, Виктор Константинович Лашманов. Сейчас мастеров совсем не осталось. К сожалению, молодежь секреты мастерства не переняла.

Предания села Новоспасское

Изучая историю села Новоспасское, беседуя со старожилами, я узнала, что о самом селе и о событиях, когда-то здесь происходящих, существует много легенд.1 Вот некоторые из них.

Шаланга

Происхождение названия Шаланга объясняют несколько легенд.

Согласно одной легенде первые поселенцы села приплыли по реке Рудня на лодках-шаландах.

Согласно второй легенде первыми поселенцами были жители села Шаланга, которое находилось за Сормовым. Хозяин проиграл своих крестьян в карты, но они бежали от нового хозяина и поселились в нашей местности. Вновь основанному селу дали старое название.

Согласно третьей легенде название произошло по всей вероятности, от выходов местами по берегам этой речки железистых песчаников рудного, т.е. ржаного цвета. Это название широко распространено в Полесье – в пограничных частях Белоруссии и Украины. Это доказывает то, что оно было занесено из тех областей.

Согласно четвертой легенде Рудня – руд – древнее «река» или «водный путь». По мнению многих исследователей, это свидетельствует о пребывании на русской равнине в дословянское время (около 3 тысячелетия до н.э. каких-то древних индоевропейцев). Рудня – необычайно живописная речка. Красива ее долина с высокими глинистыми берегами, извилистое русло с песчаными пляжами. Однако удаленность реки от крупных городов сдерживает освоение ее как обширной зоны отдыха. Без Рудни Шаланга не село, а без плотины Рудня –не река. Первую плотину построил зажиточный мужик из Березенской слободы. Была она земляная, и каждый год ее сносило половодьем. В 1934 году построили деревянную, а в 1964 году железобетонную.

Большое количество воды позволяет использовать лодки для отдыха. Но в последние годы Рудня сильно загрязняется сточными водами жилого комплекса и перерабатывающих предприятий с. Починки. По территории Починковского района протекает сравнительно не большая речка Рудня длина, которой 84 км, площадь бассейна 1,4 тыс. кв. км., средняя дата ледостава – 8 ноября, средняя дата вскрытия – 1 апреля.

Она является правым притоком Алатыря, последний несет ее воды в Суру, которая впадает в Волгу. Таким образом, речка Рудня пополняет водные просторы Волги. Она протекает по возвышенной местности территории с юга на север. Река имеет выраженные водоразделы и довольно глубокие долины с более крутыми правыми склонами, часто рассеченными оврагами и балками. Пойма реки – шириной 1,5 - 2 км. Преимущественно луговая, местами заболоченная старицами в период весеннего половодья на короткое время она ежегодно затапливается. Русло реки извилистое. Долина реки не особо широкая, с асимметричными, нередко крупными склонами. Ее пологие склоны в некоторых местах заросли кустарниками.

Село Новоспасское

Село уже существовало до 1462 года. Точной даты возникновения села в архивных записях не обнаружено.

В 1462 году в селе, которое до этого имело название Шаланга, была построена церковь, названная в честь Святого Спаса. С тех пор село было переименовано в Новоспасское. Поскольку сел с таким название было несколько, село часто называли Новоспасская Шаланга.

Строительство церкви связывают с зажиточным крестьянином по имени Захар, который откупил у государства место на правом и на левом берегу реки Рудня, находящееся между селами Шаланга и Дивеев-Усад. Места были богаты травостоем и годились как для сенокоса, так и под пастбище. Но Захар тем самым закрыл проход к водопою на реке Рудня стадам, которые неподалеку пасли жители села Никитино. После продолжительных земельных споров остановились на том, что Захар отдаст угодья на левом берегу Рудни никитинцам в обмен на сруб церкви.

Улицы села: Большая улица, Кисуровка, Сдобновка, Богомоловка

В селе Новоспасское четыре расположенные параллельно улицы. Исторически сложилось так, что наряду с официальными названиями, улицы имеют и названия, которые существовали до революции 1917 года: Большая улица, Кисуровка, Сдобновка, Богомоловка. Еще при названии улиц используются порядковые числительные: Первая, Вторая, Третья, Четвертая. Первая от Рудни улица – Большая улица. Она, по сравнению с другими, сама широкая. Дома на ней строились «в два порядка», то есть по обе стороны дороги. Эта улица на селе считалась центральной. В настоящее время именно на ней расположены школа, почта, клуб, магазин.

Вторая по счету улица – Кисуровка. В народе говорят, что когда-то на ней выстроил дом зажиточный селянин по прозвищу Киса. С тех пор улицу стали называть Кисуровкой.

Третья по счету улица – Сдобновка. Название Сдобновка образовано от слова «сдобный» в значении «белый хлеб». Рассказывают, что на этой улице некоторые семьи жили зажиточно, и по праздникам в этих семьях пекли сдобный хлеб.

Четвертая по счету улица – Богомоловка. Известны две легенды о возникновении такого названия. По одной легенде считалось, что это самая дальняя улица, на краю села, почти, что в чистом поле. Каждую весну талая вода с полей заливала всю улицу. Земля долго сохла, и засевали участки там позже других. И чтобы устроить жизнь в этих трудных условиях, жителям той улицы приходилось больше других молиться Богу. По другой легенде на последней улице был молельный дом или небольшая церквушка, куда люди приходили молиться Богу.

Дом лавочника

Лет 30 назад достопримечательностью села Новоспасское было большое кирпичное здание старинной кладки из красного кирпича.

В начале XX века зажиточный крестьянин Михаил Пырков купил у соседки-вдовы, муж которой погиб в Первую мировую войну, большой участок земли. Почти в центре села он построил двухэтажный дом с высоким крыльцом. Такой дом был в то время в селе редкостью. Нижний этаж, построенный из кирпича, был разделен капитальной стеной на две половины. В одной половине была лавка, в другой жил хозяин с семьей. На втором деревянном этаже лавочник открыл закусочную. В лавку за товаром приезжали крестьяне из окрестных сел и даже из Починок.

Через некоторое время дом лавочника сгорел. После пожара М. Пырков восстановил только нижний этаж.

Но в 30-е годы лавочника раскулачили, дом отобрали, а его с семьей выслали в Сибирь. Существует легенда о том, что перед отъездом лавочник спрятал в своем огороде накопленное богатство.

Председатель сельсовета распорядился отдать дом лавочника под магазин. После того как построили новое здание магазина, в доме был магазинный склад. Со временем здание разрушилось.

Однако легенда о зарытом лавочником кладе существует на селе и до сих пор. Сторож магазина Петр Дуденков темной-темной ночью видел на месте зарытого клада золотого петуха, который махал крыльями. Но сколько ни искали клад, так и не нашли.

Старинные обряды

В устном народном творчестве календарная поэзия, связанная с бытом и практической жизнью крестьян, является самой богатой и разнообразной.

«Соловушку выносить»

Так называется обряд встречи лета, праздник, который отмечается через неделю после Пасхи. В народе этот день называют Красная Горка или Радоница. Вечером этого дня празднично одетые люди собираются на лавочках около домов и ждут, когда «соловушку понесут». Так как улицы в нашем селе располагаются с севера на юг вдоль берега реки Рудня, то издавна южную часть улиц называют Конец, а северную – Суя. Традиционно «соловушку несут» из Суи в Конец с песнями и частушками, исполняемыми под гармошку.

 

Мы в Конец-то раз ходили,
Палки попадалися.
А нам палки ни к чему:
Ребята показалися.
У меня коса большая,
В косе розовый пучок.
Сколько раз ему мигала –
Он сидит, как дурачок.
Мой миленок-то далеко,
И платочек у него.
Он утрется и вспомянет,
Как любила я его.
Открой, мамонька, окошко
Пусть продует ветерок,
Я миленка не видала
Двадцать пятый вечерок.
Прислал милый мне письмо,
Читала я в среду:
«Не гуляй, Нюра, ни с кем:
Скоро я приеду».
Скоро, скоро Троица,
Земля травой покроется.
Скоро миленький приедет,
Сердце успокоится.
Золото мое колечко
Укатилось в лебеду.
В воскресенье выйду замуж,
В понедельник убегу.
У меня мамонька-вдова.
А мне волюшку дала.
А теперя кается:
Никак со мной не справится.
Мой-то миленький умрет,
Положу его вперед,
Уряжу его цветами,
Зальюсь горькими слезами.
Скоро, скоро я домой.
Скажу маменьке родной:
«Мамонька родимая,
Работа лошадиная»

 

По пути к начавшим праздник присоединялись все новые и новые люди. И так со всех улиц народ сходится в Конце. Здесь веселье продолжается: переодетые в сарафаны мужчины веселят публику, девушки и парни исполняют частушки и песни, а также пляшут под гармошку. Праздник продолжается до позднего вечера. Потом люди постарше расходятся по домам, а молодежь продолжает гулянье. Люди радуются весне и скорому наступлению лета, встречают соловьев, которые своим пением скрашивают трудную жизнь крестьян.

«Жаворонки»

Весенний праздник «Жаворонки» отмечается в нашем селе Новоспасское уже давно. Каждый год 21 марта его встречают очень весело. Главной традицией является выпечка жаворонок. Хозяйки замешивают крутое тесто и делают из него птичек – жаворонок. Чтобы у птички выделялись перышки на крыльях и хвосте, тесто разрезают ножом; глазки делают из горошины. Выпекают их только в русской печи, потому что там они приобретают особую крепость и становятся поджаренными, то есть с коричневой корочкой. Как только птички испекутся, их отдают детям, которые одну из них выносят на улицу, подбрасывают вверх несколько раз и поют:

 

Жаворон, жаворон,
Прилети-ка к нам,
Принеси-ка нам
Тепло летечко
С сохой, с бороной и с севом.
Нам зима-то надоела:
Все кудели переела,
Веретена переломала.
Жаворон, жаворон,
Прилети-ка к нам,
Принеси-ка нам
Тепло летечко
С сохой, с бороной и с севом.

 

Этой песенкой люди звали весну, приветствовали ранних жаворонков и желали друг другу богатого урожая. После кукания жаворонка едят и продолжают праздник застольем. Праздник «Жаворонки» имеет свои приметы. Если жаворонки хорошо пропекутся и подрумянятся, то лето будет жарким, и жди хорошего урожая. А если жаворонок сыроват и бледен, то лето будет дождливым.

(Часовня Михаила Архангеля. Восстановил Владимир Иванович Петрунин)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!