СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История славянской письменности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с историей создания славянской письменности.Прививать детям любовь к родному слову,к родному языку,отечественной историию.Работать над развитием правильного беглого чтения целыми словами.Воспитывать национальную гордость за язык.

Просмотр содержимого документа
«История славянской письменности.»


24.01.22г Литературное чтение. Тема : История славянской азбуки.

Опросить учащихся на уроке:( Полякову М, Фролову К, Третьякову М, Ежову А, Козлова А.)

Планируемые результаты:


Предметные:

  1. Воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки).

  2. Чётко и правильно произносить все звуки.

  3. Плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения.

  4. Читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок.

  5. Определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя.

  6. Отвечать на вопросы о прочитанном произведении.

  7. Объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.


Метапредметные:


- Регулятивные:

  1. понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

  2. планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, понимать важность планирования действий.

  3. контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

  4. оценивать чтение по ролям по предложенной учителем системе (шкале);

  5. определять границы известного и неизвестного под руководством учителя;

  6. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  7. анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  8. осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;

  9. стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

- Познавательные:

  1. Находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание.

  2. Работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю.

  3. Находить информацию в энциклопедии, сети Интернет.


- Коммуникативные:

  1. Отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению.

  2. Создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца.

  3. Участвовать в диалоге с учителем и одноклассником.

  4. Внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит.

  5. Участвовать в парной и групповой работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).


Личностные:

  1. Относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям.

  2. Относиться с уважением к родному языку.

  3. Размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям.

  4. Понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни.

  5. Ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения.

  6. Понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Педагогические задачи:

1. – Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

– Познакомить с историей создания славянской азбуки.

2. Работать над развитием правильного плавного беглого чтения целыми словами.

3. Воспитывать национальную гордость за язык.




Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.

Каждый час и каждый день

Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

Готовятся к уроку.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

– Ребята, мы с вами выучили уже все буквы, знаем русскую азбуку, умеем читать и писать. А знаете ли вы, кто придумал для нас нашу азбуку?

– Знаете историю славянской азбуки? И почему мы говорим не русская азбука, а славянская? Похожа ли наша современная азбука на славянскую?

– А хотите узнать?

– Значит, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

– Какова будет цель нашего урока?



– Как мы будем достигать нашу цель? О ком и о чём будем узнавать? Сформулируйте задачи урока, используя слова – помощники:

  • Мы узнаем, кто…


  • Мы узнаем, когда…

  • Мы узнаем, почему….

  • Сравним, похожа ли…


  • Будем учиться пользоваться азбукой. А что это значит?


– Для начала разомнём наш язычок и поработаем

Со скороговорками:

От топота копыт пыль по полю летит.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Белые бараны били в барабаны.


– Ответьте на вопрос, что такое азбука?


– Откройте словари, которые лежат у вас на столе. Поработайте В ПАРАХ: найдите и прочитайте, какое определение слова «азбука» даёт нам словарь. У вас на партах лежит один лист из словаря. Найдите в нём слово азбука и прочитайте, что оно обозначает. Оговорюсь сразу, это слово имеет несколько значений, мы рассмотрим только два.



АВТОР –  Создатель какого-нибудь произведения. Автор проекта. Автор романа. 


АЗБУКА – 1) Совокупность букв, используемых в системе письма, построенного на основе славянских букв; алфавит. 2) Книга, таблица, используемая при обучении грамоте. 


БУКВАРЬ –  книжка для первоначального обучения грамоте.



СЛАВЯНЕ –  одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы). 


– Продолжаем работать В ПАРАХ. Найдите, кто такие славяне.

(ПАРАЛЛЕЛЬНО ВСЁ ОТОБРАЖАЕТСЯ НА ЭКРАНЕ)


– Почему же азбуку назвали славянской?



– А кто же её придумал? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из рассказа В. Крупина «Первоучители словенские».


– Открываем учебники на странице 88. Внимательно слушаем меня и глазками следим за текстом, запоминаем ударения в словах и правильную интонацию.


– Итак, как вы поняли из текста, кто придумал славянскую азбуку?


– Вы слышали о них что?


– А хотите узнать о них поподробнее?


– Сообщение об этих братьях для нас приготовили…


(ПАРАЛЛЕЛЬНО ИДЁТ ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ЭКРАНЕ)


– Вот так выглядела славянская азбука. (НА ЭКРАНЕ)

– Похожи ли буквы славянской азбуки на буквы современной азбуки?

– Как вы думаете, как раньше называли, например, буквы А?, Б?, В?

– А как эти же буквы мы называем сейчас?

– Какую азбуку запомнить проще?


ФИЗМИНУТКА


В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Ответы детей.






История славянской азбуки.

Познакомиться с историей славянской азбуки.






Мы узнаем, кто придумал славянскую азбуку.

Когда её придумали.

Почему её называют славянской

Сравним, похожа ли славянская азбука на русскую азбуку.

Будем учиться читать.




Произносят скороговорки



Ответы детей.


Дети работают со словарями В ПАРАХ и находят значение нужных слов.



























Её придумали для целой группы славянских народов.





Дети слушают учителя и по тексту следят за его чтением.



Братья Кирилл и Мефодий.


Отвечают.




Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения.



Дети отвечают на вопросы.









Выполняют упражнения вслед за ведущим.

III. Применение на практике изученного материала.

– Прочитаем ещё раз отрывок из рассказа В. Крупина «Первоучители словенские».


– Ответим на вопросы. Соединим в нашей памяти то, что вы прочитали с тем, что рассказали ребята.


– Кто создал славянскую азбуку?


– Что вы узнали о Кирилле и Мефодии?


– Сравните современную азбуку и славянскую.


– Почему Кирилл и Мефодий решили создать свою азбуку? Как об этом сказано в тексте? Найдите, прочитайте.


– Важно ли для человека знать азбуку? Почему?


– Каких вы знаете литературных героев, судьба которых так или иначе связана с азбукой? С учением?




– Рассказ Леонида Пантелеева мы с вами уже читали. Кто сможет его кратко пересказать, напомнив всем его содержание?


– А сейчас мы с вами послушаем диалог между Буратино и папой Карло, происходящий в тот момент, когда папа Карло принёс Буратино Азбуку.

Папа Карло, — сказал Буратино, — а как же я пойду в школу без Азбуки?
— Эге, ты прав, малыш…
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
— Вот тебе Азбука. Учись на здоровье.
— Папа Карло, а где твоя куртка?
— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…


– Молодцы! Как вы поняли, как Азбука поможет Буратино в жизни?


Дополнительное задание:


– А сейчас мы поиграем, поработаем В ГРУППАХ. У вас на столе лежит рассыпавшаяся пословица. Соберите её и обсудите, в чём её смысл.

  1. Азбука – к мудрости ступенька.

  2. Сперва аз да буки, а там и науки.

  3. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

  4. Азбука — наука, а ребятам — мука.

  5. Аз да буки избавляют от скуки.

  6. Азбука – не скука, а ступень к науке.

Читают рассказ по заданию учителя.

















Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения буратино», девочка Иринушка из рассказа Леонида Пантелеева «Буква «Ты».

Пересказывают рассказ.



Читают диалог по ролям.

















Ответы детей.




Работают в группах.

IV. Домашнее задание.

Дома вы научитесь читать отрывок «Первоучители словенские» и подготовите рассказ о Кирилле и Мефодии, вспомнив, о чём говорили на уроке.


IV. Итог урока.

– Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали на уроке.

– А над чем мы работали сегодня на уроке?

– Что узнавали?

– Чему учились?

– Достигли ли мы цель нашего урока?

– Все ли задачи решили?

– Каким бы смайликом вы оценили свою работу? Поднимите его.

Подводят итог урока.

V. Рефлексия.

Проанализируем нашу работу на уроке, используя начала предложений.


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…


Дополняют предложения.







А.Н.Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино»

(ОТРЫВОК)

— Папа Карло, — сказал Буратино, — а как же я пойду в школу без Азбуки?
— Эге, ты прав, малыш…
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
— Вот тебе Азбука. Учись на здоровье.
— Папа Карло, а где твоя куртка?
— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так…Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…














Азбука – к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Азбука — наука, а ребятам — мука.

Аз да буки избавляют от скуки.

Азбука – не скука, а ступень к науке.




























1) В 9 веке в Византии, в городе Солунь (Греция), жили два брата — Константин (родился в 827 г.) и Михаил родился в 815 г.) Михаил был самым старшим из семи братьев, а Константин самым младшим. Разница в возрасте между братьями была 12 лет. Имена Михаил и Константин им дали родители при рождении. При крещении Константин получил имя Кирилл, а Михаил – Мефодий. Оба брата получили прекрасное образование.


2) Мефодий сделал неплохую военно – административную карьеру, стоял во главе войска, мог распоряжаться финансами и налаживать внешние связи. Позже он оставил военную службу и постригся в монахи, став во главе монастыря на горе Малый Олимп.


3) Кирилл пошёл по духовно – учёной дороге. Он удивлял всех своими способностями и феноменальной памятью. Он обучался многим наукам, владел несколькими языками, посвятил себя церкви.


4) В 856 г. Кирилл вместе с несколькими своими учениками поехал в монастырь к Мефодию. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников, у которых зародилась мысль о создании славянской азбуки. А нужна она была, чтобы перевести на славянский язык греческие церковные книги.


5) Кирилл из греческой азбуки взял 24 буквы, которые легли в основу славянской азбуки. Но так как в славянском языке звуков было больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. Всех букв в первой славянской азбуке набралось 38, потом увеличилось до 43. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. Славянская азбука получила название Кириллица, в честь одного из братьев Кирилла.


6) Братья вместе посещали многие земли и многие народы. Их целью было – донести до других народов истинные ценности христианства. В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!