СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации рассматривается история создания романа, особенности композиции и жанра

Просмотр содержимого документа
«История создания "Герой нашего времени"»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Идейный замысел. Композиция. Фабула романа

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени».

Идейный замысел.

Композиция.

Фабула романа

Содержание   История создания романа Замысел автора Жанр Композиция Система рассказчиков Отклики на роман

Содержание

  • История создания романа
  • Замысел автора
  • Жанр
  • Композиция
  • Система рассказчиков
  • Отклики на роман
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.   В. Г. Белинский

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабристского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.  Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабристского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа:  «Герой Нашего Времени, , точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.  «Но не думайте,  чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков.  Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает! В предисловии журналу Печорина:  «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.» 3

Замысел Лермонтова

В предисловии ко второму изданию романа:

  • «Герой Нашего Времени, , точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
  • «Но не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!

В предисловии журналу Печорина:

  • «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.»

3

 История создания   1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа. 1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1838 – 1840 г.г . – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие

История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. )

1838 – 1840 г.г . – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань»

1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века»)

1841 г. -переиздание, введено предисловие

«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -« Отечественные записки » (1840 г.)   «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» - М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)

«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» Отечественные записки » (1840 г.)

«…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» - М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)

Жанр романа   «Бэла» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла «Максим Максимыч» «Тамань» авантюрная новелла остросюжетная повесть «Княжна Мери» дневник «светская» повесть записки «Фаталист» романтическая новелла социально-психологический философский роман Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий. 8

Жанр романа

«Бэла»

романтическая новелла

путевой очерк

психологическая новелла

«Максим Максимыч»

«Тамань»

авантюрная новелла

остросюжетная повесть

«Княжна Мери»

дневник

«светская» повесть

записки

«Фаталист»

романтическая новелла

социально-психологический

философский роман

Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий.

8

Композиция романа ФАБУЛА СЮЖЕТ Фабула  (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. «Тамань» «Бэла» «Максим Максимыч» «Фаталист» Ж у р н а л П е ч о р и н а «Княжна Мери» «Тамань» «Княжна Мери» «Бэла» «Фаталист» «Максим Максимыч» 8

Композиция романа

ФАБУЛА

СЮЖЕТ

Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

«Тамань»

«Бэла»

«Максим Максимыч»

«Фаталист»

Ж

у

р

н

а

л

П

е

ч

о

р

и

н

а

«Княжна Мери»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Бэла»

«Фаталист»

«Максим Максимыч»

8

Хронология событий «Тамань»:  около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»:  10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. 10

Хронология событий

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.

«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

10

 Отказ от хронологии обусловлен следующим:  выбор наиболее значимых эпизодов  особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий  необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в  определенной последовательности  выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)  композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть  образ героя, исследовать историю души. 10

Отказ от хронологии обусловлен следующим:

  • выбор наиболее значимых эпизодов
  • особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
  • необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в

определенной последовательности

  • выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
  • композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть

образ героя, исследовать историю души.

10

Сюжет Фабула История жизни История души

Сюжет

Фабула

История жизни

История души

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Максим Максимыч Печорин Путешествующий офицер Человек чести, воин- Образованный офи- Человек, размышля- цер, кое-что знает о  ющий о смысле жизни, ского долга, дисцип- о собственном назна- лины; простодушен, Печорине, о его стран- добр, искренен ном и противоречи- чении. Сам себя судит И казнит вом характере. Объ- ективная оценка. КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ  Трагическая исповедь Печорин – таинствен- Психологический ный и загадочный че- героя. Искренен перед Портрет героя. Попыт- ловек, его нельзя по- читателем и самим нять, а его поступки собой. ка дать объяснение не- которым поступкам. нельзя объяснить конкретный и реалис- тичный образ.  10

Система рассказчиков

ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Максим Максимыч

Печорин

Путешествующий

офицер

Человек чести, воин-

Образованный офи-

Человек, размышля-

цер, кое-что знает о

ющий о смысле жизни,

ского долга, дисцип-

о собственном назна-

лины; простодушен,

Печорине, о его стран-

добр, искренен

ном и противоречи-

чении. Сам себя судит

И казнит

вом характере. Объ-

ективная оценка.

КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ

Трагическая исповедь

Печорин – таинствен-

Психологический

ный и загадочный че-

героя. Искренен перед

Портрет героя. Попыт-

ловек, его нельзя по-

читателем и самим

нять, а его поступки

собой.

ка дать объяснение не-

которым поступкам.

нельзя объяснить

конкретный и реалис-

тичный образ.

10

Отклики на роман Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма» В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Отклики на роман

Николай I – «отвратительный» роман

Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов

Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»

В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»

В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги».

А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя