СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания комедии "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в подготовке к уроку по литературе в 8 класе по теме "История создания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Просмотр содержимого документа
«История создания комедии "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор"»

Тема. История создания комедии "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания".

Цели : познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

Задачи:

- познакомить учащихся с историей создания и первой постановкой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; обогатить знания учащихся о театрально-драматических понятиях; дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

-развитие интереса учащихся к личности и творчеству Н.В. Гоголя, продолжить формирование навыков работы с учебником;

-воспитание у учащихся интереса к театральному искусству, к комедии как драматическому искусству.



Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Слово учителя.

- Его обличительная драматургия ввела в духовный мир русской культуры гениальные образы всепроникающей и очищающей сатиры. Пьесы писателя неразрывно связаны с его эпическими произведениями – и по жизненному материалу, и по духовно- нравственному содержанию, и художественности. Сценичность его прозы была очевидна для современников и бесспорна для потомков. О ком же пойдёт сегодня речь? Да, вы не ошиблись. Мы будем говорить о Н.В. Гоголе и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра, её обличительные традиции глубоко проникли в пласты многих национальных культур. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены.

- В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

  1. Сообщение учащегося о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь родился 1 апреля 1809г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями. (слайд 2)

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли.

После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом.

Имя Гоголя стало широко известно российскому читателю после выхода в свет в 1831 году оригинального сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказыванием пороков на глазах зрителей. Он призывал к созданию русской драматургии, которая отражала бы русскую действительность.

В середине 30-х годов Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи». Комедию “Ревизор” Н.В. Гоголь пишет уже будучи известным писателем в октябре 1835. После появления комедии (1836 год) Гоголь уезжает за границу.

Сообщение учащегося об истории создания комедии «Ревизор»

В «Авторской исповеди» Николай Васильевич Гоголь вспоминал о возникновении замысла написать комедию «Ревизор»: «… Ни я сам, ни мои товарищи не думали, что мне придётся быть писателем комическим и сатирическим, хотя на меня часто находила охота шутить и даже надоедать другим моими шутками. Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьёзно»

Гоголь писал Пушкину: “Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!” Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

«Читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный»



Сообщение учащегося

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.

“Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене. Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года. Присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ни актерами, ни зрителями. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

“Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. А несколькими днями позже, в письме к историку

М. П. Погодину, он с горечью замечает: “И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…”

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Окончательная редакция комедии относится к 1842 году. «Ревизор», поставленный на сцене и опубликованный в печати, вызвал многочисленные и противоречивые отклики. Обобщая все негативное, что было высказано в адрес комедии, издатель журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой писал в 1842 году в журнале «Русский вестник»: «…«Ревизор» его – фарс, который нравится именно тем, что в нем нет ни драмы, ни цели, ни завязки, ни развязки, ни определённых характеров. Язык в нём неправильный, лица – уродливые гротески, а характеры – китайские тени, происшествие – несбыточное и нелепое…»

В. Г. Белинский высоко оценил комедию Гоголя: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое»



  1. Слово учителя с элементами беседы

Литературоведческий комментарий.

- Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).

- Давайте вспомним теорию.

-Что такое комедия? К какому роду литературы она относится?

- Составляем кластер. (Род литературы: эпос, лирика, драма)

-Что является главным в пьесе? (реплики, ремарки)

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.

В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

Композиция пьесы.

3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.

  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.

  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

  • Развязка – событие, завершающее действие.

Демонстрация домашнего творческого задания:

У театральной афиши”.

  1. Сделать афишу к пьесе.

  2. Сделать программку к спектаклю.

  3. Нарисовать иллюстрации к пьесе (любого персонажа)

Парад героев

Характеры и костюмы.

Замечание для господ актеров.

(Авторские ремарки)

Городничий.

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков.

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”

В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.

Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).

Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.

Приложение

Объявление домашнего задания.

1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

 

Характер

 

Речевые

 

Поступки

 

2. Готовить свою роль по тексту. Действие 2,3,4

Поделиться…






























Сообщения учащихся

Сообщение учащегося о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь родился 1 апреля 1809г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями. (слайд 2)

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли.

После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом.

Имя Гоголя стало широко известно российскому читателю после выхода в свет в 1831 году оригинального сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказыванием пороков на глазах зрителей. Он призывал к созданию русской драматургии, которая отражала бы русскую действительность.

В середине 30-х годов Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи». Комедию “Ревизор” Н.В. Гоголь пишет уже будучи известным писателем в октябре 1835. После появления комедии (1836 год) Гоголь уезжает за границу.

Сообщение учащегося об истории создания комедии «Ревизор»

В «Авторской исповеди» Николай Васильевич Гоголь вспоминал о возникновении замысла написать комедию «Ревизор»: «… Ни я сам, ни мои товарищи не думали, что мне придётся быть писателем комическим и сатирическим, хотя на меня часто находила охота шутить и даже надоедать другим моими шутками. Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьёзно»

Гоголь писал Пушкину: “Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!” Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

«Читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный»



Сообщение учащегося

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.

“Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене. Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года. Присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ни актерами, ни зрителями. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

“Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. А несколькими днями позже, в письме к историку

М. П. Погодину, он с горечью замечает: “И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…”

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Окончательная редакция комедии относится к 1842 году. «Ревизор», поставленный на сцене и опубликованный в печати, вызвал многочисленные и противоречивые отклики. Обобщая все негативное, что было высказано в адрес комедии, издатель журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой писал в 1842 году в журнале «Русский вестник»: «…«Ревизор» его – фарс, который нравится именно тем, что в нем нет ни драмы, ни цели, ни завязки, ни развязки, ни определённых характеров. Язык в нём неправильный, лица – уродливые гротески, а характеры – китайские тени, происшествие – несбыточное и нелепое…»

В. Г. Белинский высоко оценил комедию Гоголя: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!