„ Гроза“
Александр Николаевич Островский
Творческая история пьесы „ Гроза “
- 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода.
- Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы.
- «Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в 1860 - напечатана в журнале «Библиотека для чтения».
Кострома
Город Калинов
- Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы.
- Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма.
- В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Ки ́ нешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке.
- Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии.
Кинешма
Место действия
- Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги.
- Чтобы представить волжские пейзажи, посмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плёс».
Исаак ЛЕВИТАН (1860 — 1900) Вечер. Золотой Плёс
- Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни этого городка слияния с красотой природы.
- А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина.
- Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью.
- Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.
Жанр пьесы
- Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и называл пьесу «комедией».
- Дальнейшая работа над пьесой заключалась в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера.
- Островский определил жанр – драма.
Драма
- Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу.
- Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт – столкновение противоборствующих сторон.
Конфликт
- Добролюбов писал:
- «Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят вследствие столкновения двух партий — старших и младших , богатых и бедных , своевольных и безответных ».
Конфликт драмы
- Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
- Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха).
- Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Говорящие имена
- Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.)
- Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль).
- Савёл Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший».
- Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.
Прототип Катерины
- Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой.
- Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества.
- Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер.
- Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.
- Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.
- Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.
Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства.
Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
КОСИЦКАЯ, ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА (по мужу Никулина) (1827–1868), актриса Малого театра 1840–1860-х., создавшая в своем творчестве образ простой русской женщины, показав ее непростую человеческую судьбу, полную драматизма и глубоких переживаний.
Гроза (значение названия пьесы)
- Гроза как физическое явление ( IV действие)
- Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
- Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.