СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельучебного занятия: сформировать у учащихся представление о содержании военных реформ России, об основных реформаторах Российской армии в период с 1550 по 1918 года.

Задачи учебного занятия:

Обучающая: Познакомить учащихся с ходом становления вооруженных сил на Руси.

Развивающая:Развивать аналитические навыки.

Воспитывающая:Формировать чувство патриотизма.

Оборудование: лекционная аудитория, мультимедийный проектор, ноутбук.

Просмотр содержимого документа
«История создания Вооруженных Сил Российской Федерации»

Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

учебное занятие: 40 минут (1 учебный час)

Тип учебного занятия:Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний.

Цельучебного занятия: сформировать у учащихся представление о содержании военных реформ России, об основных реформаторах Российской армии в период с 1550 по 1918 года.

Задачи учебного занятия:

Обучающая: Познакомить учащихся с ходом становления вооруженных сил на Руси.

Развивающая:Развивать аналитические навыки.

Воспитывающая:Формировать чувство патриотизма.

Оборудование: лекционная аудитория, мультимедийный проектор, ноутбук.

Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнова для 10 классов 2014 года, мультимедийная презентация «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации», раздаточный материал.

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на положительное восприятие нового материала

Создать благоприятную атмосферу для проведения урока

1 минута

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь.

Приветствуют и слушают учителя

II этап учебного занятия: организационный (постановка цели урока)

Цель

Задачи

Длительность

1.Сфомулировать совместно с учащимися цель урока (показ 1 слайда презентации)

Спланировать совместно с учащимися план урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

7-9 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам.

Предлагает ответить на несколько вопросов

Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли:

Первые постоянные части стрельцов были сформированы при:

Первая регулярная армия была создана при:

Основная причина военной реформы, проведенной в 60—70-х гг. XIX столетия:

Дата введения в России всеобщей воинской повинности:

Проблема! Недостаточно знаний чтобы ответить на эти вопросы.

Цель урока: получить представление о содержании военных реформ России, об основных реформаторах Российской армии в период с 1550 по 1918 года. Поэтому мы, сегодня рассмотрим следующие вопросы: (показ2 слайда презентации)

Организация вооруженных сил Московского государстваXIV-XV веках.

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.

Военная реформа Петра I в первой четверти XVIII века, создание регулярной армии и флота.

Военные реформы 1860-1870 годов под руководством военного министра Д.Ю.Милютина, их особенности.

Военные реформы 1905-912 годах и их особенности.

Регулятивные УУД

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем.

Коммуникативные УУД

высказывать свое мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы.

Коммуникативные УУД

Оформлять устную информацию в письменной форме.

Слова учителя: Работать мы с вами будем следующим образом. Полученные знания мы будем заносить в таблицу ( 3 слайд). Также у вас на столе таблица с терминами (4 слайд). На протяжении всего урока вы будете в этой таблице вставлять незнакомые вам слова в термины. Итоги мы подведем в конце урока.

Коммуникативные УУД

Оформлять устную информацию в письменной форме.

III этап учебного занятия: изучение нового материала 28-30 мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Демонстрирует мульмедийную презентацию «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации» сопровождая дискуссионной беседой текст слайдов.

Слова учителя: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова известного писателя Валентина Пикуля «История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…» (учитель показывает 5 слайд презентации).

6 слайд: Куликово поле, Полтавское поле, Бородинское - овеяло славой российского оружия, родившие свободу и могущество нашей страны. Все они стали величественными мемориалами истории.

Во все времена русский народ выходил единой дружной семьей для изгнания алчных завоевателей, пришедших на нашу землю, был стойким защитником своего родного обиталища - земли Российской.

7 слайд: Развитие и становление Вооруженных Сил России неразрывно связано с историей Российского государства. На протяжении многих лет русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В период с XIV по XVII в. практически нет ни одного мирного года, когда на рубежах Российского государства было бы спокойно и не нужно было давать отпор неприятелю. Поэтому государство находилось в постоянной готовности к войне, и его устройство соответствовало этому требованию

Личностные результаты (6-23 слайд )

Формирование основ российской гражданской эдентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Коммуникативные УУД (7 слайд)

Осознанное чтение текста

Познавательные УУД(7 слайд)

Овладение логическими действиями (установление причинно-следственных связей, построение рассуждений)

Почему в период с XIV по XVII в. государство находилось в постоянной готовности к войне?

Слова учителя: А начнем мы знакомиться с реформами в армии со времен Ивана III (учитель показывает8 слайд-заставку).

Я приглашаю к доске для короткого выступления ученика …

Регулятивные УУД

Умение слушание

Познавательные УУД

Преобразовывают информацию из одной формы в другую (записывая в таблицы новые термины).

Коммуникативные УУД

1. Владея приемом монологической речи, доносить информацию до других. Выступление с опережающими сообщениями

2. Расширение словарного запаса



Слово учителя: (Показывая9 слайд) Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505), который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе - 250-300 тысяч человек (около 3 % населения Руси).

10 слайд: В период с 1550 по 1571 гг. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которым положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиков, занявших ключевые командные штаты в армии.

11 слайд: основное содержание военных реформ Ивана IV:

упорядочение системы комплектования и военной службы

в поместном войске;

организация централизованного управления армией;

создание постоянного стрелецкого войска;

централизация системы снабжения;

создание постоянной сторожевой службы на южной границе.

Регулятивные УУД (9-10 слайд)

Умение слушать.

Познавательные УУД (в помощь информация 11слайда)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде таблицы).

Слова учителя:и вновь новые термины – поместное войско и стрелецкое войско.

(Показывая 12 слайд):Поместное войско (дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в XV-XVII веках) имело характер ополчения.

В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

(Показывая13 слайд):Стрелецкое войско - первое постоянное войско в Русском государстве середины XVI - начала XVIII веков. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500-1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». Расформировано по указу Петра I в начале XVIII века.

Коммуникативные УУД (12-13 слайд)

Расширение словарного запаса

Познавательные УУД (12-13 слайд)

Преобразовывают информацию из одной формы в другую (записывая в таблицы новые термины).

Слова учителя:Следующие реформы - военными реформами Петра I (учитель демонстрирует14 слайдпрезентации). Слово знатоку военной истории…

Коммуникативные УУД

1. Владея приемом монологической речи, доносить информацию до других. Выступление с опережающими сообщениями

2. Расширение словарного запаса

Познавательные УУД

Преобразовывают информацию из одной формы в другую (записывая в таблицы новые термины).

Слово учителя: (15 слайд) Регулярная русская армия была создана при Петре I в начале XVIII в. Ее созданию способствовало поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой в битве со шведской армией. Стрелецкие полки и дворянская конница показали свою полную беспомощность. Русская армия потеряла под Нарвой более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

16 слайд: Петр I ввел новую систему комплектования армии. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10— 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I значительно увеличить численность постоянного войска. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских полках — Преображенском или Семеновском.

17 слайд: По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

18 слайд Основное содержание военных реформ Петра I:

создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования;

упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами;

централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией, учреждение должности главно­командующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером;

открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров;

проведение военно-судебных реформ.

Регулятивные УУД

Умение слушать

Познавательные УУД (в помощь информация 18слайда)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде таблицы).

Слова учителя:Но на этом военные реформы не закончились, и об этом нам сейчас расскажет знаток военной истории …

(19 слайд).

Коммуникативные УУД

1. Владея приемом монологической речи, доносить информацию до других. Выступление с опережающими сообщениями

2. Расширение словарного запаса

Познавательные УУД

Преобразовывают информацию из одной формы в другую (записывая в таблицы новые термины).



Слово учителя: (20 слайд)

Преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина.

Цель: создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56 гг.

21 слайд: В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России отменили рекрутские наборы в армию и ввели всеобщую воинскую повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 год. Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе. Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, поэтому обучение их чтению и письму стало обязательным.

22 слайд: основное содержание военных реформ 1860-1870 г.г.:

замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов);

выделение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ);

учреждены постоянные военные суды (полковые, военно-окружные и главные).

Регулятивные УУД

Умение слушать

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде таблицы).

Слова учителя: (23 слайд)

Д. А. Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной». Военно-судебные реформы 1860-1870 годов способствовали усилению русской армии.

Регулятивные УУД

Умение слушать

Слова учителя: (24 слайд). военные реформы 1905-1912 годов об этом нам сейчас расскажет знаток военной истории …

Регулятивные УУД

Умение слушать

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде таблицы).

Слово учителя: (25 слайд) После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой мощи Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка.

26 слайд: Надвигалась Первая мировая война, которая началась 19 июля 1914 г. Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

27 слайд: основное содержание военных реформ 1905-1912 гг:

усилена централизация военного управления (введена территориальная система комплектования);

сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус;

приняты новые программы для военных училищ, новые уставы и новые образцы артиллерийских орудий;

создана тяжелая полевая артиллерия, усилены инженерные войска и улучшено материальное обеспечение.

Регулятивные УУД

Умение слушать

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде таблицы).

IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов 7 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя:Хотелось бы проверить и таблицу с терминами. Обменяйтесь, пожалуйста, с учащимся на парте таблицами и поставьте соседу оценку. (29 слайд).

Регулятивные УУД

1.Рефлексия. В диалоге осознают причины своего успеха или неуспеха, дают оценку, находят способы выхода из ситуации неуспеха.

Личностные УУД

2.Объяснять смысл своих оценок, мотивов (личностная саморефлексия).

3.Умение учиться.

Слова учителя:Предлагаю в заключении ответить на вопросы небольшого теста о военных реформах, которые мы сегодня с вами изучали (30 слайд)

Слова учителя:А вот так вы должны были ответить на поставленные вопросы (31 слайд).

Слова учителя:На этом наш первый урок по истории создания Российской армии завершен. Продолжим на следующем уроке. Домашнее задание – работа с информацией таблиц.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!