СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История создания Вооружённых Сил России»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«История создания

Вооружённых Сил России»

Просмотр содержимого документа
««История создания Вооружённых Сил России»»


«История создания

Вооружённых Сил России»


Урок в 10 классе по ОВС учебник А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова.


Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с основными этапами истории создания Вооружённых Сил России.

  2. Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.

  3. Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России.

Оборудование:

Учебник по ОБЖ.

Учебник История России с древних времён до конца XIX века.

Раздаточный материал:

- опорная схема урока и таблица;

- указ о военной службе в середине XVI в.

- устав о воинской повинности. 1874г.

Схема этапов развития ВС России.

Выставка книг по теме.

План урока.

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

Изучаемые вопросы.

1. Организация ВС. Российского государства с IX по XVI век Военная

реформа Ивана IV в середине XVI века.

2. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, её особенности.

3. Военная реформа в России во второй половине XIX века, создание

массовой армии.

III. Заключительная часть.

Ход урока:

I. Вводная часть

Сообщение учителем темы и цели урока.

Данная тема актуальна и важна для вас по ряду причин:

- во-первых, в связи с продолжающейся на современном этапе реформой ВС России;

- во-вторых, потому что в будущем многим из вас предстоит служба в армии, либо в правоохранительных органах;

II.Основная часть

Используя опорную схему урока, характеризую основные этапы в создании армии. Объясняю ход работы учащихся во время урока. (см. приложение)

На основе выступлений групп учеников, которые получили опережающее задание подготовить краткие сообщения об одном из основных этапов развития ВС. России, учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы:

1. Каков способ комплектования ВС на данном этапе?

2. Каков срок службы в армии и призывной возраст военнослужащих?

Выслушиваются сообщения учащихся. После каждого сообщения заносится краткая информация в свободную таблицу (см. приложение). После заполнения каждого периода, организуется беседа с учащимися всего класса. В ходе беседы, на основании знаний полученных на уроках Отечественной истории, учащиеся стараются обосновать способ комплектования армии с точки зрения социально-экономического и политического развития, а так же внешнеполитических задач решаемых государством на данном историческом этапе.

После заполнения таблицы проводится беседа по вопросам:

1. Какой из способов комплектования приведённых в таблице, на ваш взгляд, более прогрессивен и эффективен? В чём его преимущества?

2. Армия – важнейшая государственная структура, наряду с правоохранительными органами. Поэтому реформы в ВС проходят по инициативе самого государства.

Назовите факторы, которые вызывают необходимость проведения реформ в армии. (Назовите причины, по которым проводятся реформы в армии?)

К основным причинам реформ армии относятся:

- экономические (наличие или отсутствие средств на содержание армии)

- внешнеполитические наличие внешней угрозы, необходимость расширения

жизненного пространства)

- военно-технические (преодоление технической отсталости, модернизация)

3. Каждой группе дается задание: Исходя из анализа современного социально-экономического положения и внешнеполитических задач России ответить на вопрос: Какой из способов комплектования ВС предпочтителен для России на современном этапе?

После того как каждая группа заполняет последнюю графу таблицы, осуществляет выступление перед классом, с обоснованием своего варианта.

Возможные варианты ответов:

а) контрактная служба

б) всеобщая воинская обязанность

в) смешанный способ комплектования:

- всеобщая воинская обязанность

- контрактная служба.

III. Заключительная часть:

За последние 3400 лет на земле было только 250 лет мирной жизни. За это время произошло 15000 войн. К сожалению эта ситуация не меняется и на современном этапе. Человечество решает спорные моменты и по-прежнему с помощью силы и не спешит разоружаться. Поэтому армия нужна нашему государству. А вот какой она будет, зависит, в том числе, и от нас с вами.

Д.З. стр.192 - 196 учебника, конспект.


Результативность:

Учащиеся ознакомились с организацией ВС Российского государства;

у них выработалась точка зрения, относительно проводимых реформ

в армии;

улучшилась психоэмоциональная обстановка в коллективе;

появился интерес к предмету.














Приложение

История создания Вооруженных Сил России.

Опорная схема урока.

Этапы развития Вооруженных Сил России.



Период

Способ комплектования

армии.

Призывной возраст.

Срок службы

С IX по XIV века

Княжеские дружины

Народное ополчение

Не ограничен

По мере необходимости

XV – XVI вв.

Дворянское ополчение

Постоянное стрелецкое войско

С 15 лет

Пожизненно

Начало XVIII -

Середина XIX вв.

Постоянная армия на основе

Рекрутского набора

С 15 до 32 лет

Солдаты пожизненно, дворяне – 25 лет

Вторая половина XIX -

начало XX века

Всеобщая воинская повинность

С 20 лет

Пехота – 6 лет и 9 лет в запасе, флот – 7 лет и 3 года в запасе.

Начало XXI

века












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!