СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История создания железнодорожного форменного костюма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания железнодорожного форменного костюма

Просмотр содержимого документа
«"История создания железнодорожного форменного костюма"»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




Кафедра «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)»



Классный час.

Тема «История создания железнодорожного форменного костюма»



Методическая разработка









Автор преподаватель спецдисциплин Агеева Н.Б.







Рязань 2019г.









План проведения

1. Вступительное слово классного руководителя – Агеева Н.Б.

2. Доклад «Первые образцы ж.д. формы» - об. Ежов Артем.

3. Доклад «Виды ж.д. форменного костюма» - об. Николаева Екатерина.

4. Доклад «Железнодорожная форма советского периода и до наших времен» - об. Зайцев Руслан.

Материально- техническое обеспечение:

- Проектор, экран.

-презентация «История железнодорожного форменного костюма».

- видеофильм «История железнодорожного форменного костюма», представленный на конкурс «Рязанские Кулибины».

Место проведения – Рязанский железнодорожный колледж, кабинет 24 .

Дата – 5 декабря 2019 г.

Участники – гр.№93,73 –специальность «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)»



























Вступительное слово классного руководителя



Наверное, нет такого человека ,которого не завораживали бы идущие с большими скоростями по рельсам поезда. А машинист с помощником кажутся небожителями, управляющими этой грозной машиной, которая по началу извлекала клубы пара как в преисподней, а сейчас мчится как выпущенный из мощного орудия снаряд.

В нашей стране форменная одежда всегда вызывала уважение, иногда- священный трепет, а иногда страх. Человек в форме в глазах людей наделялся дополнительными правами и полномочиями.

Мы обучаемся в Рязанском железнодорожном колледже, на занятия ходим в форме, поэтому нам было интересно знать какая форма была при основании железных дорог, как менялась ,что нового сейчас. Вот ,что мы выяснили.





Доклад «Первые образцы ж.д. формы»

Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.

Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного.

Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.

Доклад «Виды ж.д. форменного костюма»

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:

  • инженеры путей сообщения;

  • чиновники центральных учреждений;

  • чиновники местных учреждений;

  • железнодорожные служащие.

  • К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).

24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:

  • парадную;

  • праздничную;

  • обыкновенную;

  • особую;

  • будничную;

  • летнюю;

  • дорожную.

Доклад «Железнодорожная форма советского периода и до наших времен»

Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 г.

1932 г. – особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещенные на петлицах: у высшего командного состава – звездочки, у среднего – шестигранники, у младшего и рядовых – углы.

1943г. - введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах. Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы – светофор, связисты – скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот

1955 г. – форма была заменена формой гражданского образца. 3наки различия перенесли на петлицы.

1963 г. – на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился.

Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».

С наступлением 1995 года, происходят очередные изменения в различительных знаках и в форменной одежде железнодорожников.

Приказ Министерства путей сообщения РФ от 22.12.1994 N 14Ц "О форменной одежде".

Вновь возвращаются погоны, правда ,теперь в виде полу-погонов, звёздочки имеют поперечное размещение. Вид эмблемы теперь представлен крыльями эллипс образным колесом. Старший и высший начальствующий состав получает эмблему, вышитую с использованием золотистых нитей. Для рядового, для младшего состава и среднего звена начальников эмблему изготавливают из металла с золотистыми оттенками. Параметры кокарды на головном уборе имеют следующие размеры: ширина двадцать миллиметра, высота тридцать миллиметров. Темно-зелёный цвет поля, золотистое обрамление в виде лавровых листьев, расположенных в основании эллипса. Расположение технического знака с золотистым цветом сделано на поле кокарды.

Женщины носят кокарду в виде эллипса на пилотке, размеры её несколько отличаются: ширина двадцать семь миллиметров, высота тридцать четыре миллиметра. Перекрещённые молоток и разводной ключ представляют собой технический знак, находящийся на тёмно-зелёном поле. На правой и левой частях окружности изображена усечённая рессора.

Последние изменения форменной одежды железнодорожников проводились в 2010 году.

Приказ Минтранса РФ от 27.11.2009 N 217 "О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!