СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана в качестве наглядного сопровождения  к внеклассному занятию-путешествию «История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц».

Целевая аудитория воспитательного занятия: учащиеся 9-11 классов.  

 Данная презентация будет  интересна  педагам дополнительного образования, учителям истории, литературы, МХК.

Просмотр содержимого документа
««История становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»»

Урок-путешествие  Тема: «История становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»   Станции:  I «Информационная» II «Аналитическая» III «Игровая»

Урок-путешествие Тема: «История становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»

Станции:

I «Информационная»

II «Аналитическая»

III «Игровая»

I станция «Информационная»  Начало системе женских закрытых институтов было положено Екатериной II в 1764 году. По  указу Екатерины II и проекту Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795 гг.), в 1764 году был основано учреждение Императорского Воспитательного Общества благородных девиц – первый и самый престижный в Российской империи институт благородных девиц, в будущем получившее название  – Смольный институт благородных девиц.

I станция «Информационная» Начало системе женских закрытых институтов было положено Екатериной II в 1764 году.

По  указу Екатерины II и проекту Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795 гг.), в 1764 году был основано учреждение Императорского Воспитательного Общества благородных девиц – первый и самый престижный в Российской империи институт благородных девиц, в будущем получившее название  – Смольный институт благородных девиц.

Был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. Историческая справка  В начале XVIII века на берегу Невы Петр I  построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал В. В. Растрелли. В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание.  Галактионов С.Ф. Смольный институт. Литография, 1823

Был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной.

Историческая справка

В начале XVIII века на берегу Невы Петр I  построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал В. В. Растрелли. В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание.

Галактионов С.Ф. Смольный институт. Литография, 1823

 Через семь месяцев после открытия Воспитательного общества благородных девиц 31 января 1765 года было учреждено  мещанское отделение при Смольном институте для воспитания дочерей: ремесленников,  отставных низших военных чинов, -мелких чиновников,  мелких торговцев, купцов и мещан. Это отделение было рассчитано на 240 воспитанниц, также разделенных на четыре возраста. Управление «благородными» и «мещанскими» отделениями было единым.

Через семь месяцев после открытия Воспитательного общества благородных девиц 31 января 1765 года было учреждено мещанское отделение при Смольном институте

для воспитания дочерей:

  • ремесленников,
  • отставных низших военных чинов,
  • -мелких чиновников,
  • мелких торговцев,
  • купцов и мещан.

Это отделение было рассчитано на 240 воспитанниц, также разделенных на четыре возраста. Управление «благородными» и «мещанскими» отделениями было единым.

Цель создания учреждений – «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» Так в Санкт-Петербурге появился Смольный институт благородных девиц, разместившийся в Воскресенском девичьем Смольном монастыре, здесь планировалось воспитывать девочек дворянского происхождения,  в котором дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.  По мнению И.И.Бецкого: «Корень всему злу и добру -Воспитание».

Цель создания учреждений – «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества»

Так в Санкт-Петербурге появился Смольный институт благородных девиц, разместившийся в Воскресенском девичьем Смольном монастыре, здесь планировалось воспитывать девочек дворянского происхождения,  в котором дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. По мнению И.И.Бецкого: «Корень всему злу и добру -Воспитание».

Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены: - немного из французского, - еще меньше из русского, - наличие определенного религиозного воспитания, - отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих. В первых наборах рассчитывать на поступление могли лишь дочери тех дворян, чьи роды были внесены в III, V и VI части дворянских родословных книг, или тех, которые имели чины, как минимум, 9-го класса (капитан) на военной службе или 8-го класса (коллежский асессор) на гражданской. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы.  Помимо

Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены:

- немного из французского,

- еще меньше из русского,

- наличие определенного религиозного воспитания,

- отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих.

В первых наборах рассчитывать на поступление могли лишь дочери тех дворян, чьи роды были внесены в III, V и VI части дворянских родословных книг, или тех, которые имели чины, как минимум, 9-го класса (капитан) на военной службе или 8-го класса (коллежский асессор) на гражданской. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы.

Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей, так и просто богатыми людьми.

И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал.  Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.   Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые (оранжево-красные ) , протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.

И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал.

Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.  Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые (оранжево-красные ) , протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.

Устав «Общества благородных девиц» был издан 5 мая 1764 года Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница — помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Устав «Общества благородных девиц» был издан 5 мая 1764 года

Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница — помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:   I Первый возраст (6-9 лет), преподавали: закон Божий русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский) арифметику рисование рукоделие и танцы

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

I Первый возраст (6-9 лет), преподавали:

  • закон Божий
  • русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский)
  • арифметику
  • рисование
  • рукоделие и танцы
II возраст (9-12 лет), преподавали: закон Божий русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский) арифметику рисование рукоделие и танцы история география практическое знакомство с домашним хозяйством

II возраст (9-12 лет), преподавали:

  • закон Божий
  • русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский)
  • арифметику
  • рисование
  • рукоделие и танцы
  • история
  • география
  • практическое знакомство с домашним хозяйством
III возраст (12-15 лет), преподавали: закон Божий русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский) арифметику рисование рукоделие и танцы история, география практическое знакомство с домашним хозяйством словесные науки, опытная физика, архитектура и геральдика (последняя была исключена из программы в 1783 году)

III возраст (12-15 лет), преподавали:

  • закон Божий
  • русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский)
  • арифметику
  • рисование
  • рукоделие и танцы
  • история, география
  • практическое знакомство с домашним хозяйством
  • словесные науки, опытная физика, архитектура и геральдика (последняя была исключена из программы в 1783 году)
IVвозраст (15-18 лет) Данный возраст был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию, «педагогическую практику»- обучение девочек младшего (первого) возраста.  В мещанском отделении преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью отделения училища было воспитание  хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств.

IVвозраст (15-18 лет)

Данный возраст был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию, «педагогическую практику»- обучение девочек младшего (первого) возраста.

В мещанском отделении преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью отделения училища было воспитание  хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств.

Воспитательная сторона была подчинена выработанной И.И. Бецким особой системе, которая имела в виду по классификации «Устава»:   Физическое воспитание. Для этого «благородные девицы» были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их «есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто».

Воспитательная сторона была подчинена выработанной И.И. Бецким особой системе, которая имела в виду по классификации «Устава»:

  • Физическое воспитание. Для этого «благородные девицы» были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их «есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто».

Физико-моральное воспитание   — основывается на тезисах: «праздность есть мать пороков, а отец — всех добродетелей — трудолюбие» и «трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для  доброты сердца».     Собственно моральное воспитание — опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение. Дидактическое – посредством обучения .
  • Физико-моральное воспитание   — основывается на тезисах: «праздность есть мать пороков, а отец — всех добродетелей — трудолюбие» и «трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца».
  • Собственно моральное воспитание опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.
  • Дидактическое посредством обучения .

Дортуар

Дортуар

Смолянки в столовой

Смолянки в столовой

Урок пения

Урок пения

Урок игры на арфе

Урок игры на арфе

Хор воспитаниц Смольного института

Хор воспитаниц Смольного института

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев.

Девушки за шитьём.

Девушки за шитьём.

Урок рисования

Урок рисования

Урок гимнастики

Урок гимнастики

Экзамен на знание хороших манер

Экзамен на знание хороших манер

На катке

На катке

Преподавательский состав Смольного института

Преподавательский состав Смольного института

  Каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета; для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; в третьем возрасте форма была серого цвета, а в четвертом возрасте носили платья белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака – золотого вензеля с инициалами императрицы!

  Каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета;

для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; в третьем возрасте форма была серого цвета, а в четвертом возрасте носили платья белого цвета.

Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака – золотого вензеля с инициалами императрицы!

Устав особое место уделяет религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Все высокие нравственные качества Устав Смольного института предполагал прививать детям, в первую очередь, личным примером всего педагогического персонала, начиная с его начальницы, которой «…. следовало поступать во всем с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером она должна одобрять всех прочих, к воспитанию молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения». Медицинский осмотр Умеренность, кротость и благоразумие должны быть главными качествами воспитателей.

Устав особое место уделяет религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Все высокие нравственные качества Устав Смольного института предполагал прививать детям, в первую очередь, личным примером всего педагогического персонала,

начиная с его начальницы, которой «…. следовало поступать во всем с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером она должна одобрять всех прочих, к воспитанию молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения».

Медицинский осмотр

Умеренность, кротость и благоразумие должны быть главными качествами воспитателей.

С 13 лет воспитанниц готовили к светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож  устраивались балы, спектакли, концерты на которых присутствовали и принимали участие  воспитанницы института.     Приём- экзамена на знание хороших манер.

С 13 лет воспитанниц готовили к светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож  устраивались балы, спектакли, концерты на которых присутствовали и принимали участие  воспитанницы института.

Приём- экзамена на знание хороших манер.

Чаепитие с гостями

Чаепитие с гостями

Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.  Екатерина II даже обращалась к Вольтеру и Дидро с просьбой написать для этой цели специальные пьесы – как в свое время Расин писал для Сен-Сира. Все это развивало в девушках определенное «стремление к роскоши, что в то время оправдывалось желанием создать противовес грубости нравов и способствовать развитию вкуса и более утонченного склада жизни»

Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

Екатерина II даже обращалась к Вольтеру и Дидро с просьбой написать для этой цели специальные пьесы – как в свое время Расин писал для Сен-Сира.

Все это развивало в девушках определенное «стремление к роскоши, что в то время оправдывалось желанием создать противовес грубости нравов и способствовать развитию вкуса и более утонченного склада жизни»

Смольный институт благородных девиц просуществовал до 1919 года. Смольный институт. Последний выпуск 1917 года .

Смольный институт благородных девиц просуществовал до 1919 года.

Смольный институт. Последний выпуск 1917 года .

Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве  и других городах.  В 1783 цели образования в Смольном институте были изменены – увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.  Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве  и других городах.

В 1783 цели образования в Смольном институте были изменены – увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.

Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Выводы: Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство . А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясь сам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытового поведения. Итак, образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне - это особа, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге.

Выводы:

Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство . А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясь сам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытового поведения.

Итак, образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне - это особа, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге.

Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы - российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любую тему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальных инструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму. Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Она любит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями. ...Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этот образец лишь некоторые поправки.

Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы - российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любую тему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальных инструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму. Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Она любит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями. ...Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этот образец лишь некоторые поправки.

 II станция «Аналитическая» Вопросы для 1 группы (с опорой на текст исторической справки: « История становления женского образования в России в начале XVIII века.»  1.Какие попытки были предприняты Петром I в первой половине XVIII века для развития женского образования в России? 2.Что предписал Петр I, издав Указ 24 января 1724 г. ? 3.Какие были основные направления в развитии женского образования в России в первой половине XVIII века? 4.Как характеризовали приезжие иностранцы русских женщин? 5.Каким был уровень образования? 6.Какие предметы изучались? Приведите примеры из текста. 7.Какую роль сыграло для становления женского образования в России - домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов, по вашему мнению?

II станция «Аналитическая»

Вопросы для 1 группы (с опорой на текст исторической справки: « История становления женского образования в России в начале XVIII века.»

1.Какие попытки были предприняты Петром I в первой половине XVIII века для развития женского образования в России?

2.Что предписал Петр I, издав Указ 24 января 1724 г. ?

3.Какие были основные направления в развитии женского образования в России в первой половине XVIII века?

4.Как характеризовали приезжие иностранцы русских женщин?

5.Каким был уровень образования?

6.Какие предметы изучались? Приведите примеры из текста.

7.Какую роль сыграло для становления женского образования в России - домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов, по вашему мнению?

Вопросы для 2 группы ( с опорой на Устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года ): 1.Со скольки лет принимали в Институт благородных девиц? Какие документы необходимо было предоставить при поступлении? 2.Как оформляли девушек при приёме в институт? 3.Кого не принимали в институт? 4. До какого возраста обучались девушки в институте? Почему была нужна их изоляция? 5.На сколько возрастов делили воспитанниц? И какие предметы были подготовлены для изучения (опираясь на текст Устава)?

Вопросы для 2 группы ( с опорой на Устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года ):

1.Со скольки лет принимали в Институт благородных девиц? Какие документы необходимо было предоставить при поступлении?

2.Как оформляли девушек при приёме в институт?

3.Кого не принимали в институт?

4. До какого возраста обучались девушки в институте? Почему была нужна их изоляция?

5.На сколько возрастов делили воспитанниц? И какие предметы были подготовлены для изучения (опираясь на текст Устава)?

6.Сколько было начальниц и надзирательниц над девушками? 7.Что говорится в уставе об отношение к девушкам? 8.Что через воспитание и знания девушки получали для себя? 9.Как предполагалось прививать навыки заботы своём здоровье и чистоте? 10.Что говорится об особом месте, когда кто-то из девушек заболеет?

6.Сколько было начальниц и надзирательниц над девушками?

7.Что говорится в уставе об отношение к девушкам?

8.Что через воспитание и знания девушки получали для себя?

9.Как предполагалось прививать навыки заботы своём здоровье и чистоте?

10.Что говорится об особом месте, когда кто-то из девушек заболеет?

Вопросы для 3 группы (опора на воспоминания    Е.Н. Водовозовой) 1.Каков был режим дня? 2.Какова была окружающая обстановка в Смольном институте (привести строки из воспоминаний Е.Н. Водовозовой) 3.Какое было меню в столовой? Достаточное ли было питание для юных воспитанниц? Если нет, то почему? 4.Соблюдали ли пост девушки в смольном институте? 5.На каких языках разговаривали классные дамы с институтками?

Вопросы для 3 группы (опора на воспоминания Е.Н. Водовозовой)

1.Каков был режим дня?

2.Какова была окружающая обстановка в Смольном институте (привести строки из воспоминаний Е.Н. Водовозовой)

3.Какое было меню в столовой? Достаточное ли было питание для юных воспитанниц? Если нет, то почему?

4.Соблюдали ли пост девушки в смольном институте?

5.На каких языках разговаривали классные дамы с институтками?

6.Использовались ли грубость и брань классные дамы при воспитании девушек? 7.Велик ли был процент смертности среди воспитанниц? 8.Отправляли ли в лазарет заболевших девушек?

6.Использовались ли грубость и брань классные дамы при воспитании девушек?

7.Велик ли был процент смертности среди воспитанниц?

8.Отправляли ли в лазарет заболевших девушек?

III станция «Творческая» Задания 1.Необходимо каждой группе составить самостоятельно тест из 5 вопросов. 2. Группам поочереди протестировать друг друга: -представитель группы устно озвучивает тест, -остальные члены групп отвечают на листе бумаге, -представитель устно озвучивает ответы, -остальные члены групп проверяют себя самостоятельно. -листы с ответами собирают представители групп.

III станция «Творческая»

Задания

1.Необходимо каждой группе составить самостоятельно тест из 5 вопросов.

2. Группам поочереди протестировать друг друга:

-представитель группы устно озвучивает тест,

-остальные члены групп отвечают на листе бумаге,

-представитель устно озвучивает ответы,

-остальные члены групп проверяют себя самостоятельно.

-листы с ответами собирают представители групп.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!