СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История старого храма села Серебряное

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы подрастающее поколение любило свою Родину и чувствовало за неё ответственность, нужно прививать любовь к своей малой родине. Знание истории родного края помогает воспитывать патриотизм в школьниках через уважение к её истории и людям, которые раньше жили на этой земле. 

Просмотр содержимого документа
«История старого храма села Серебряное»

Введение.

Я родилась и живу в старинном сибирском селе с красивым названием – Серебряное. И село у нас красивое. И есть в нём свои достопримечательности. В центре села установлен бюст герою Советского Союза Клавдию Карповичу Красноярову. Мы гордимся, что когда-то в нашем селе жил герой, повторивший подвиг Александра Матросова. А в другой части нашего села есть памятник другого рода - вросший в землю фундамент старого храма и безымянные кресты за железной оградкой.

Нам захотелось узнать, о чём хранит память этот безмолвный памятник. И мы обратились к нашему сельскому священнику. Он рассказал нам и предложил архивные материалы для нашей работы. Так что на эту работу нас благословил настоятель нашего храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла – протоиерей Василий (Климченко).

Цель нашей работы – узнать, почему разрушили храм? Кто был последним священником в этом храме? И что с ним стало?

I. История церкви села Серебряное.

Наше село было основано в 1730 год. Называлась он деревня Серебрянская. Первая однопрестольная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла была основана ещё в 1780 году. В этом же году она была освящена. Однако во время грозы она сгорела от удара молнии. Вторая церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла тоже деревянная, но на каменном фундаменте построена в 1841 году «тщанием прихожан, прочна и вместительна, и в этом же году освящена. В 1883 году церковь была расширена пристройками с правой и левой сторон храма и устройством новой колокольни на каменном фундаменте под железной крышей; снаружи обшита тёсом и выкрашена краской». Приписаны к Петропавловскому приходу были «деревни: Боровянка в 4-х верстах, Исаково в 6 верстах, Сидоровка в 15 верстах, Ситниково в 35 верстах, Стрижово в 15 верстах, Согра в 5 верстах»1.


С 1843 года с открытием Петропавловского прихода деревня Серебряное получила статус села. Село росло. И со временем стало волостным (районным) центром. В конце XIX века в селе действовали торжки – ярмарки - Ивановский (24 – 27 июля) и Дмитриевский (26-28 октября), Серебрянский сельский банк, при волостном управлении сберкасса, функционировал полицейский урядник, фельдшерский пункт. В деревне действовали ветряные мельницы, хлебозапасной магазин, кузницы, маслозавод, мелочная и пивная лавки. В 1897 году открылась начальная школа.

Поскольку приход был большой, то в нём должны были служить два священника, дьякон и пономарь. Первым священником был Николай Васильевич Мухин. Бывало, что служили и по два священника, например, с 1874 по 1893 годы. Сельскими священниками чаще служили люди среднего возраста с большим списком наград за усердную пасторскую службу. Это были люди из духовного звания или образованные выходцы из крестьян. Народная жизнь тесно была связана с церковью, даже метрические книги велись в ней. Жизнь человека фиксировалась в них тремя событиями: крещением, венчанием, отпеванием2.

II Борьба с религией в послереволюционные годы

Но наступил 1917 год и в корне поменял народную жизнь. После прихода большевиков к власти в октябре 1917 года их религиозная политика была направлена на искоренение религии, как несовместимой с их идеологией.

Большевики не скрывали своего враждебного отношения к религии вообще. Так, в ст. 65 той же Конституции 1918 года, исходя из принципа разделения общества на «близкие» и «чуждые» классы, монахи и духовные служители церквей и культов лишались избирательных прав.

Декретом «О земле» 1917 года были отняты и национализированы монастырские и церковные земли. А Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (23 января, 5 февраля 1918 года), закреплял светский характер государства. Этот Декрет лишал религиозные организации права юридического лица и права собственности. Все здания, ранее принадлежавшие религиозным организациям, перешли в собственность государства, а сами организации с этого времени стали пользоваться ими на правах бесплатной аренды. Таким образом, религиозные организации лишились юридической и экономической самостоятельности, а государство получило мощный рычаг для давления на них.

В ходе Гражданской войны вся Сибирь оказалась отрезанной от России линией фронта. Город Омск был освобожден белыми от большевиков. Происходящие изменения не могли не отразиться на Русской православной церкви (РПЦ) в Сибири. Омский епископ Сильвестр подписал воззвание «Защитите страну от большевиков», а состоявшийся в Томске духовный Собор опубликовал послание «Всем членам православной церкви епархий, освобожденных от советской власти».

В конце 1919 года колчаковцы оставили Омск. Архиепископ Сильвестр остается в городе вместе со своим духовенством и паствой. Во исполнение послания патриарха Тихона Сильвестр обратился к верующим, призывая их отдалиться от политической борьбы, обозначая деятельность церкви, как исключительно молитвенную. Захватив Омск, большевики начали преследование священнослужителей, помогавших армии Колчака А.В. Архиепископ был арестован и заключен в тюрьму, а потом большевики подвергли святителя мучительной смерти.

В Омской епархии из 560 существовавших до революции церквей к концу 1921 года было закрыто 151. В 1937 году Омская епархия прекратила своё существование и вновь восстановлена была в 1946 году.3

Шла глобальная борьба - уничтожение Русской Православной Церкви, духовенства, а также сочувствующих им людей.


Но кроме открытого террора, большевики стремились разрушать церковь изнутри, сея раздор среди её членов, и для этого поддерживали так называемых «обновленцев». Сразу после февральской революции среди священства появилась группа священнослужителей , которые были очень рады революции и посчитали, что идеи революции должны распространяться и на Русскую Православную Церковь. Но их идеям не суждено было прижиться в России. Просуществовав некоторое время, распалась их организация. И большинство священников раскаялись в своих заблуждениях.

Первый архивный документ, который удалось обнаружить относительно функционирования Петропавловского храма в селе Серебряном в советский период, датирован 22 мая 1927 г. Это «Опись культурного имущества, переданного в пользование Серебрянской общине». Из него следует, что «Храм, на каменном фундаменте, крытый железом, с таковой же колокольней и оградой с 5 входными дверями, с 12 окнами с 2-мя рамами, железными решётками и 2-мя чугунными печьми".4Здание храма оценивалось на тот момент в 5.522 руб.

В храме имелись иконы: 5 в жестяных ризах, 2 выполненных на жести и оправленных медью, 43 - на дереве, и 14 - на полотне. В храме было 3 плащаницы стоимостью в 50 руб. каждая, 3 больших и 3 малых Евангелия, 1 Антиминс, оцененный властями в 7 руб. На колокольне находилось 6 колоколов, общим весом в 46 пудов 30 фунтов общей стоимостью 935 руб.»5 Причём, в примечании говорилось, что один колокол был со щелью.

В фондах Государственного Исторического Архива Омской области сохранился интересный документ, характеризующий религиозную жизнь нашего села. Она относится к 1933 г. Так, в заявлении, адресованном в Иконниковский (Горьковский) райисполком и подписанном 50 грамотными прихожанами, читаем: "Для совместного удовлетворения религиозных потребностей, мы, граждане в числе 56 человек, принадлежащие к Серебрянской Православной общине Синодального течения, решили образовать религиозное общество. Район деятельности объединения будет распространяться на село Серебренское и селения, входящие в его приход: деревни Исаковка и Согры. В соответствии с постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 8 / IV 1929 г. " О религиозных объединениях" (С.У. 1929 г. № 35 стр.355) и инструкцией НКВД от 1 окт. 1929 г. за № 328, "о правах и обязанностях религиозных объединений" (бюллетень НКВД 1929 г. № 37) просим зарегистрировать религиозное общество под названием: Серебрянская Православная Община обновленческого течения...".6

2 декабря 1933 г. в Иконниковский райисполком от церковного Совета села Серебреного поступает заявление следующего содержания: "Церковный Совет просит разрешить открыть службу в церкви в день Рождества и Крещения 7-19 января 1934 г. и в эти дни сделать общее собрание верующих для решения дел церковных (выбора членов церковного совета, об изыскании средств на содержание храма и ремонта его и проч.). Просим разрешить Крестный ход на воду или отслужить в церковной ограде..."7

Но власти, ссылаясь на эпидемию, бушевавшую в районе, в крестном ходе и богослужении на воде отказали. Пытаясь разрешить сложившуюся ситуацию, священник М. Ястребов начал в Согре совершать молебны на квартирах, что впоследствии стало известно властям. Назревал конфликт.

Осенью 1935 г. по распоряжению местной власти здание церкви у верующих было отобрано и использовано под ссыпной пункт зерна. Церковное имущество и богослужебную утварь убрали в особую кладовую, устроенную в паперти церковного здания.

Вот в это время появляется в Серебряном последний священник - Илья Иванович Грибов.


III. Илья Иванович Грибов – последний священник разрушенного храма.

Родился Илья Иванович Грибов 20 июня 1880 года в селе Дмитриевском Льговского уезда Курской губернии в крестьянской семье. Обучался в церковно-приходской школе, окончив 3 класса. В 1916 году был призван на фронт, где служил рядовым в 8-ом этапном батальоне. После возвращения в ноябре 1918 года с фронта заболел. Предпринятые попытки лечения болезни положительных результатов не давали. Но как-то раз завели Илью Ивановича в одну церковь, где ему стало лучше. Так он при церкви и остался, а впоследствии стал священником.

Первые сведения о его священстве относятся к 1920-му году, когда он служил в Никольской церкви села Евгащино Дзержинского (ныне Большереченского) района Омской области. Из информационного письма УФСБ России по Омской области от 06.10.2014 за № 10/7/Б-330 следует, что Илья Иванович до 1933 года работал «служителем культа» в с. Логиновское Тарского района. Более подробных сведений не указано. В 1933 году он был арестован за невыполнение гособязательств (каких именно - установить не удалось). Возможно, за неуплату налогов, так как в те годы, как приходы, так и священнослужители облагались непомерно высокими налогами, несвоевременная уплата которых довольно жестко наказывалась.

Илья Иванович был приговорен к двум годам лишения свободы, которые отбывал в концлагере, расположенном на территории Тарского района. Работал он на лесозаготовках. По отбытии срока 10 сентября 1935 г. он вновь вернулся в с. Евгащино, приступив к прежним обязанностям священника.

22 октября 1935 г. Архиепископ Анатолий (Синицин) Указом за № 195 назначает его настоятелем Петропавловского храма села Серебряное.8На место священник прибывает в начале декабря 1935 г. и сразу же регистрируется в Иконниковском райисполкоме. От властей было выдано удостоверение о том, что он может служить,9 только вот храм, как упомянуто выше, был занят хлебом, поэтому, на первых порах приходилось служить молебны по домам. Потом в 1936 году церковь по просьбам верующих вернули общине. Они сделали в ней ремонт за свой счёт, и службы возобновились.

Не прошло и двух лет, как священник Грибов И.И. был обвинен в принадлежности к контрреволюционной повстанческой организации, в участии создания контрреволюционных групп в селе для борьбы с советской властью, в проведении контрреволюционной агитации и распространении пораженческих настроений о скорой войне и гибели советской власти. При обвинении Грибов И.И. признался, что разделял антисоветские взгляды, но никакой антисоветской деятельностью не занимался.

Согласно выписке из протокола заседания тройки при управлении НКВД по Омской области от 17.09.1937 Грибов Илья Иванович был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20.09.1937.

Теперь у нас вызывает большое сомнение, что на территории области была некая сплочённая преступная организация, созданной с целью вооруженного свержения действующей власти. А члены этой организации вели активную подпольную работу по созданию структурных подразделений (боевых групп) в сельских населенных пунктах, проводя агитацию среди населения. А священник Грибов Илья Иванович являлся одним из инициативных её членов.

Возникают вопросы, - чем же конкретно занимался священник, какие противозаконные, преступные действия он совершил и какие доказательства, подтверждающие предъявленное обвинение, были собраны по делу? И еще, так ли был в действительности опасен священник Грибов И.И., чтобы его нужно было не просто изолировать от общества, а приговорить к высшей мере наказания – расстрелу?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к материалам дела. Очень интересным документом в деле является выданная на Грибова И.И. Серебрянским сельским Советом характеристика:

«По приезде в село священник повел свою работу за посещение церкви, как взрослыми, так и отдельной части молодежи. В церкви запугивал тем, что те, кто не ходит в церковь, а ходит в другое место (клуб) попадут в ад. При посещении сельского совета вел себя грубо, говорил, что никого не признает и никому не подчиняется; в зимнее время ходил на территории других сельских советов, где выполнял религиозные обряды, в тоже время занимался сбором хлеба и денег. В деревнях стариков и старух посылал собирать с колхозников хлеб, деньги, яйца. Имел связь с бывшими кулаками и подкулачниками, через которых проводил работу против мероприятий партии и правительства. И все указанные лица, под его влиянием, ожидают скоро войны и свержения советской власти. Под влиянием Грибова житель Волков в колхозах деревень Саратово и Новопокровка проводил работу по разложению трудовой дисциплины».

Никаких иных значимых для дела сведений, в том числе, о членстве в контрреволюционной повстанческой организации и о деятельности по созданию групп для свержения советской власти «всё знающий» сельский Совет не предоставил.

Анализируя изложенные в характеристике сведения, можно сделать вывод, что он ревностно относился к своим обязанностям священника. Ни в коем случае нельзя ставить священнику в вину его призыв к прихожанам о необходимости посещения церкви. Ведь именно эти слова сельский Совет расценил, как действия, направленные против мероприятий партии и правительства, а также по разложению трудовой дисциплины в колхозах, поскольку пребывание колхозника на литургии, отвлекало его от работы (от выполнения задач партии и правительства). Необходимость посещения церкви указана в церковных правилах. Разъяснение же церковных правил прихожанам является обязанностью священника, что он и делал.

А посещение Грибовым И.И. территорий других сельских советов для осуществления религиозных обрядов, может ли вообще являться общественно опасным деянием? Однозначно - не может. Вот, например, ситуация, когда родственники умершего христианина, проживавшего на территории другого сельского Совета, ходатайствуют перед священником в отпевании, так как по месту их жительства вообще нет священника. Вряд ли, в этом случае, согласие священника на отпевание можно расценивать как аморальное поведение.

Что же касается такого аргумента, указанного в характеристике, как «сбор хлеба, денег, а также продуктов питания у колхозников», то здесь намеренно для усиления негативного впечатления слово «пожертвование», было сознательно заменено на слово «сбор», имеющее совершенно другую смысловую нагрузку.

Следует напомнить, что после принятия декрета «О земле», кроме пожертвований от населения иных источников доходов у служителей церкви не было, продовольственные пайки им не полагались. А священник должен был как-то питаться.

Сам лично Грибов Илья Иванович жил бедно, о чем наглядно свидетельствует протокол проведенного 26 августа 1937 года у него обыска, в ходе которого было обнаружено и изъято всего 9 фотографий, разная духовная переписка и письма. Никаких ценностей найдено не было, о чем в протоколе письменно отмечено.

Таким образом, становится понятно, что предъявленное Грибову И.И. обвинение было построено на основании его разговоров с немногочисленными знакомыми. В этих разговорах обсуждалась политическая и экономическая обстановка в стране, высказывалась критика в адрес советской власти, что не отрицал сам Грибов И.И. в ходе допросов. Но кроме этих обсуждений, никаких противоправных действий он не совершал. Все другие обвинения священником были отвергнуты.

К такому же выводу пришел президиум Омского областного суда, который, пересмотрев дело 29 декабря 1958 года, оправдал Грибова И.И. за отсутствием в его действиях состава преступления. Справедливость в итоге восторжествовала, но очень поздно, результат произошедшей следственной ошибки уже не исправить. К большому сожалению, место захоронения священника пока остаётся неизвестным.

В 1937году, по воспоминаниям старожилов села Серебряное, произошли ужасные события, которые долгие годы отзывались душевной болью у жителей села.

Мария Семёновна Соловьёва, старожил села, рассказывала о том, как происходило «закрытие» церкви в Серебряном. Тогда ей было всего лет семь, но она очень хорошо запомнила, «как выносили из здания храма церковную утварь и иконы, которые сваливали в кучу, а то, что могло гореть, бросали в костёр. Хорошо запомнилось событие ещё и потому, что её брат Сергей Семёнович Соловьёв был невольным участником этого события.

Сергей работал в колхозе кузнецом. Разрушать храм он отказывался, но его заставляли в приказном порядке. И вот посланные из колхоза работники в назначенный день пришли и стали выносить из храма церковную утварь и иконы. Выносили и просто бросали на землю.

В церковной ограде стояла толпа любопытствующих, среди них было много детей, поскольку время было рабочее — страда деревенская. Да и не хотели прихожане смотреть, как глумятся над святыней».

Во время Великой Отечественной войны в здании церкви был детский дом, где жили дети из блокадного Ленинграда. А потом долгое время там был клуб. ц А когда в 1989 году был открыт новый дом культуры, здание храма стали разбирать. Разбирали два года. Но крепкий церковный фундамент даже с помощью техники не могли повредить. Так и стоят эти руины и напоминают о минувших, но не забытых событиях.


Заключение


Сделаем некоторые выводы:

  1. После Октябрьской революции новая власть проводила антирелигиозную политику, поэтому закрывались и уничтожались храмы;

  2. Священников власть большевиков объявляла врагами народа, их ссылали, сажали в тюрьму, расстреливали;

  3. Последним священником нашего разрушенного храма был Илья Иванович Грибов, расстрелянный в 1937 году.


Прошли времена богоборчества в Росси. В 1997 году вновь в нашем селе открылась церковь. В ней служит уже более 20 лет преемник Ильи Ивановича Грибова - протоиерей Василий Алексеевич Климченко. Мы его хорошо знаем, он приходит к нам в школу. Он вместе с нами в клубе на больших мероприятиях, когда всем селом празднуем Рождество или Пасху.

Но самый любимый наш праздник – это престольный праздник нашей церкви – 12 июля – день святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В этот день к нам приезжает много гостей. И каждому жителю нашего села, хоть взрослому, хоть ребёнку найдётся, чем и как помочь. И служба, и угощение, и концерт – всё должно понравиться и запомниться тем, кто приехал к нам в Серебряное в этот день.

Живёт родное село, действует в нём церковь. Строится новый храм на высоком берегу недалеко от прежнего разрушенного храма. В феврале засияли над Серебряным золочёные купола. Это будущее нашего села, которое начинается сейчас. Но прошлое забывать нельзя. Наша Родина – это не только любимые места, это её история. А история страны складывается из историй жизни отдельных людей. Из тех людей, которые на своём месте честно выполняли свой долг, как Илья Иванович Грибов. Не все, пострадавшие за веру, причислены к лику святых. Не все, защищавшие Родину до последней капли крови, получили золотую звезду героя. Но, может быть, именно благодаря им жива наша Родина и у неё есть будущее.


Литература:

  1.  Архив Сербрянского историко-краеведческого музея. (Воспоминание старожилов)

  2. Государственный исторический архив Омской области. (ГИАОО)

  3. Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. Омск: Типография «Иртыш», 1914г, с. 672

  4. Данилов В.П., Жук А.В., Шульга Р.Б. «Краткая история православия и ислама на территории Западной Сибири» Омск 2007г.

  5. Древо, Открытая православная энциклопедия https://drevo-info.ru/articles/8117.html

  6. История развития села Серебряное. Сайт Серебрянского музея: file:///C:/Users/1/Documents/Новая%20папка2/История%

  7. История Омской епархии. Духовенство и миряне Омской епархии в годы политических репрессий XX века http://omsk-eparhiya.ru/eparhiya-segodnya/istoriy

  8. Петров С.Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири. Ж. «Гуманитарные науки в Сибири» №4 2013г. С.79 – 82.







Приложение1

Воспоминание Марии Семёновны Соловьёвой (старожил села)


Мария Семёновна Соловьёва, старожил села, рассказывала о том, как происходило «закрытие» церкви в Серебряном. Тогда ей было всего лет семь, но она очень хорошо запомнила, как выносили из здания храма церковную утварь и иконы, которые сваливали в кучу, а то, что могло гореть, бросали в костёр. Хорошо запомнилось событие ещё и потому, что её брат Сергей Семёнович Соловьёв был невольным участником этого события.

Сергей работал в колхозе кузнецом. Разрушать храм он отказывался, но его заставляли в приказном порядке. И вот посланные из колхоза работники в назначенный день пришли и стали выносить из храма церковную утварь и иконы. Выносили и просто бросали на землю.

В церковной ограде стояла толпа любопытствующих, среди них было много детей, поскольку время было рабочее — страда деревенская. Да и не хотели прихожане смотреть, как глумятся над святыней. Некоторые верующие в селе после этих событий, в течение всей своей последующей жизни, чтобы не осквернять храма Божьего, который остался теперь только в их памяти, ни разу больше в здание не вошли.

Со слов Марии Семёновны, Сергей разрушать храм не хотел и с чувством глубокого прискорбия выносил он из здания иконы, и спустившись с высокого крыльца церкви аккуратно клал их на землю, рядом с кучей утвари. За это активисты над ним подсмеивались, но он не обращал на них внимания.

Некоторые иконы были совсем не большого размера и тут-то вездесущие ребятишки в суматохе ухитрялись выхватить из кучи икону и спрятать её у себя под одеждой. А когда вынесли из церкви что-то похожее на гробницу (записано со слов Марии Семёновны Соловьёвой), которая в лучах дневного света так сияла, что кругом стало ещё светлее, по крайней мере, детям тогда так показалось. И конечно же дети думали что гробница золотая, но когда несущий её человек резким движением бросил этот чудесный предмет на кучу утвари, то она раскололась на небольшие кусочки. И дети успевали выхватывали эти кусочки, и прятали их у себя под одеждой вместе с иконами.

Теперь уже никто не может рассказать, где находятся в настоящее время эти предметы, которые местным жителям удалось спасти. Но похоже на то, что многие из них так и остались лежать в укромных местах, где положены были своими спасителями. Многие жители села и их потомки переехали в другие населённые пункты, кто добровольно, а кто принудительно, они могли забрать иконы с собой.


























Приложение 2.

Метрическая таблица, которая каждый год составлялась священниками Серебрянской церкви.










Священник: Василий Буров

Диакон: Иоанн Конобьевский

Дьячок: Иосиф Молоков

Пономарь: Фёдор Иноземцев

Вновь родившихся

Бракосочетавшиеся

Умерших

мужского

женского

обоего пола

супружество

лица

мужского

женского

обоего пола

103

110

213

28

56

97

102

199

Дополнительные сведения: Причиной смертности у возрастных была горячка, и неблагополучные роды, у малолетних родимец и оспа.



















Таблица 24. 1870 год [37]



Священник: Василий Буров; запрещённый священник Стефан Тоболкин провёл несколько крещений и венчаний.

Диакон: Иоанн Конобьевский

Пономарь: Фёдор Иноземцев

Благочинный: Семён Софонов

Вновь родившихся

Бракосочетавшиеся

Умерших

мужского

женского

обоего пола

супружество

лица

мужского

женского

обоего пола

114

107

221

Нет сведений

Нет сведений

104

82

186






1 Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. Омск: Типография Иртыш, 1914 с. 672

2 Метрические книги см. Приложение

3 Данилов В.П., Жук А.В., Шульга Р.Б. «Краткая история православия и ислама на территории Западной Сибири» Омск 2007г.

4 ГИАОО. Ф Р-437. Оп. 6. Д. 333. Л.Л. 10-10 Об.

5

6 Там же. Л . 11.

7 Там же . Л.12

8 Там же. Л.37.

9Там же. Л.42.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!