СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История Свято – Троицкого храма села Лебяжье Курского района» Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа посвящена комплексному исследованию истории Свято–Троицкого храма села Лебяжье Курского района Курской области.

Просмотр содержимого документа
««История Свято – Троицкого храма села Лебяжье Курского района» Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению»

Региональный конкурс

проектных и исследовательских работ обучающихся

«ЛЕСТВИЦА»

Курская область, Курский район




«История Свято – Троицкого храма села Лебяжье

Курского района»



Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению




Автор(ы): Петриёва Снежана Ивановна, 16 лет, 10 класс.

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области


Руководитель: Чуйкова Оксана Александровна, учитель ОПК, ОРКСЭ, ОДНКНР МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

e-mail:chuikovaoksana1 @gmail.com

телефон: 8(920)7030940


















Курск

2017


Региональный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся


«ЛЕСТВИЦА»

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

представляет на региональный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся

«Лествица»


Петриёвой Снежаны Ивановны


Название работы

«История Свято – Троицкого храма села Лебяжье Курского района»




Номинация (подчеркнуть одну номинацию):

Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению

Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Лучшая волонтерская организация или волонтерская акция года

Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей

Лучшая работа в области литературного или художественного творчества

Лучший мульти-медиа или интерактивный проект по православной культуре или краеведению

Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви.


2017 год


_______________________________

(подпись)



Региональный конкурс проектных и исследовательских

работ обучающихся

«ЛЕСТВИЦА»


Петриёва Снежана Ивановна


Название работы

«История Свято – Троицкого храма села Лебяжье Курского района»



Номинация (выделить цветом и подчеркнуть одну номинацию):

Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению

Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Лучшая волонтерская организация или волонтерская акция года

Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей

Лучшая работа в области литературного или художественного творчества

Лучший мульти-медиа или интерактивный проект по православной культуре или краеведению

Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви.

Краткая аннотация работы

(не более 1 000 печатных знаков)

Проектно-исследовательская работа посвящена комплексному исследованию истории Свято–Троицкого храма села Лебяжье Курского района Курской области.

Перед Петриёвой Снежаной была поставлена цель, собрать материал по истории православного храма села Лебяжье, его прошлого и настоящего.
Обучающаяся использовала разнообразные источники: архивные документы, книги, газетный материал, Интернет-ресурсы, устные рассказы и воспоминания местных жителей. Она встречалась со служителями церкви

Была проведена большая поисковая работа по истории храма, обработан значительный объём материала. Были найдены редкие изображения храма и установлены имена людей, которые принимали участие в создании и восстановлении храма. В итоге работа получилась интересной, познавательной и представляющей определенную историческую ценность.


Содержание

1. Введение ________________________________________________________ 2

1.1. Актуальность реализованного проекта _____________________________ 2

1.2. Цели и задачи проекта ___________________________________________ 3

1.3. Объект исследования ____________________________________________ 3

1.4. Предмет исследования ___________________________________________ 3

1.5. Методы исследования ___________________________________________ 3

1.6. Практическое применение результатов работы ______________________ 4

2. Содержание работы ______________________________________________ 4

2.1. Особенности храмовой архитектуры Троицы Живоначальной в Лебяжьем

2.2. Результаты исследовательской работы _____________________________ 5

2.2.1. Некоторые исторические факты _________________________________ 5

2.2.2. Храм в наши дни _____________________________________________ 10

2.2.3. История служебной деятельности настоятелей храма _______________ 13

2.2.4. Чудотворная икона Свято-Троицкого храма села Лебяжье ___________ 15

2.2.5. Социологический опрос обучающихся школы ____________________ 15

3. Выводы ________________________________________________________ 17

4. Заключение _____________________________________________________ 18

5. Библиографические ссылки _______________________________________ 19

6. Список приложений ____________________________________________ 20

7. Приложение ___________________________________________________ 21

1.Введение

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев.

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углубленного познания своей малой Родины, её святых мест.

1.1.Актуальность реализованного проекта

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание и образование школьников, которое направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Проект предназначен для обучающихся старшей ступени школы, так как именно юношеский возраст, является благоприятным периодом для становления личности, её представлений об образе жизни и взаимодействии его с окружающим миром. Актуальность проекта заключается в том, что формирование образа жизни без формирования четких ценностных ориентиров не возможна. Вот та серьезная причина, которая заставила обратиться к этому вопросу. Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа, основанному на православной традиции, культуре. Данный проект может быть интересен и полезен всем тем, кто «воспитывает в человеке человеческое». В основе работы с обучающимися лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Ведь русские храмы и монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители — это красота не только в камне, но главное — в душах людей. Храмы всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции и, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства; воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего края.

Задачи проекта: ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Курской области, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России; развитие гражданских качеств личности школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

1.3. Объект исследования: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.

1.4. Предмет исследования: Свято-Троицкий храм села Лебяжье Курского района.

1.5. Методы исследования:

1. Эмпирический (изучение и анализ литературы, архивных источников, публикаций).

2. Беседа с респондентами.

3. Метод использования Интернет – ресурсов.

4. Социологический опрос.

5. Метод презентаций.

6. Обобщение и систематизация полученных сведений.

1.6. Практическое применение результатов работы: использование на уроках краеведения, истории, основ православной культуры, во внеурочной деятельности. Предложенный материал расширяет кругозор обучающихся, обогащает содержание учебного материала в целом. Проект является развивающимся, так как служит отправной точкой новым социокультурным проектам.

Итогом работы является систематизированный краеведческий материал, размещенный на сайте МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.

2. Содержание работы.

2.1. Особенности храмовой архитектуры Троицы Живоначальной в Лебяжьем.

Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.

Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь — сам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды». Чаще всего в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание храма обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Храм Троицы Живоначальной в Лебяжьем, обиходное название Свято-Троицкий храм села Лебяжье, об истории которого я хочу рассказать, выстроен в русско-византийском стиле. По композиции это одноглавый бесстолпный храм с двумя двусветными приделами, в которых престолы Святого Николая Чудотворца и великомученика Димит­рия Солунского. Алтарная часть храма обозначена тре­мя полукруглыми апсидами, перекрытыми конхами. Цен­тральный объем здания завершен световым барабаном с крупной маковичной главой. С запада к храму примы­кают небольшая трапезная, трехъярусная колокольня, увенчанная шатром, и гульбище в виде крытой арочной галереи. Предполагают, что Троицкая церковь была построена по проекту архитектора В. Моргана. Храмовая часть церкви в точности соответствует одному из его ти­повых проектов, изданных в специальном альбоме, но в сравнении с типовым проектом композиция храма до­полнена трапезной, колокольней и гульбищем. По про­екту В. Моргана церковь – пятиглавая. Возможно, четыре малые главы Троицкого храма были утеряны. (Приложение 1)

2.2. Результаты исследовательской работы.

2.2.1. Некоторые исторические факты.

В ходе проведения исследовательской работы мною были изучены литературные источники, статьи в периодической печати, архивные материалы. Проведена личная беседа с настоятелем храма священником Сергеем Клинцовым, старостой храма Светланой Озеровой, местными жителями, и был проведён социологический опрос обучающихся Клюквинской средней школы. Полученная информация дала возможность, в полной мере, ответить на поставленные вопросы и получить сведения для написания исследовательской работы.

В пяти километрах к юго-востоку от Курска, на старом тракте в города Корочу и Старый Оскол, находится село с красивым названием Лебяжье, а вблизи от него – деревня Толмачёво. Эти села роднит общая история и когда-то единое название «Лебяжье - Толмачево тож». (Приложение 2)

Все началось с нападения крымских татар на Курский край. После жестокой сечи с победой русские возвращались домой. На пути, среди лесов, раскинулось большое озеро, по которому, словно встречая победителей, плыла стая лебедей. Недалеко еще несколько озер, на которых также жили лебеди. Тогда и назвали местность Лебяжье. Во втором названии села сохранилась фамилия одного из первых владельцев этих земель – Толмачева. История села Лебяжье - Толмачево уходит в седую древность, насчитывая более трех веков своего существования. В документах по истории церквей упоминается о построенной здесь уже в 1654 году деревянной церкви Михаила Архангела. В писцовых книгах конца XVII века находится краткое описание села: «Село Толмачево-Лебяжье тож. В селе церковь Архистратига Михаила деревянная клецки... а в церкви церковное строение, а у церкви на церковной земле поп Сила Афонасьев. Пашни пахатныя перелогом и дикаго поля добрыя земли по обе стороны реки Семи. 20 четей в поле, а в дву потому тож. Сена по дикому полю и по конец поль 20 копен, лес вопче с помещики до берегу реки Семи, по озеру рыбныя ловли и всякие угодья: пашни пахать и сено косить и всякими угодьи владеть вопче с помещики села Лебяжье-Толмачево тож через десятину...»[1]. В этом же документе перечислены владельцы села: Толмачевы, Фирсановы, Мелеховы, Макаровы, Беседин, Глебовский, Кизилов, Буколов, Шевляков.

В середине XVIII века Лебяжье принадлежало крупному землевладельцу И.П. Анненкову.

В конце XIX века это имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

Из документальных источников о Новосильцеве известно как о главе Курского городского самоуправления в 1893–1897 годах и состоятельном купце, имеющем паровой водочный завод, пекарню, конфетную фабрику в Курске; винокуренный завод в селе Жеребцово Курского уезда; шестнадцать ренсковых погребов виноградных вин в Курске и сорок шесть по Курской губернии.

Приблизительно в 1899–1905 годах в селе Лебяжье Новосильцев построил винокуренный завод (не сохранился) и на территории старого парка, у реки Сейм, – усадебный дом, хозяйственные и жилые постройки. Судя по возрасту деревьев лебяженского регулярного парка, можно предположить, что он был заложен в середине XIX века. Значит, ранее здесь существовала усадьба И.П. Анненкова. (Приложение 3)

Самое старейшее на территории усадьбы строение – церковь Святой Троицы, построенная в 1856 году. До Троицкого кирпичного храма известны две ему предшествующих деревянные Михайловские церкви. Первая, о которой упоминалось выше, построена в 1654 году, вторая, вероятно, в конце 1770-х годов.

В документе «Прошения о строительстве нового Михайловского храма» указана дата его закладки: сентябрь 1773 года «...по прошению дворянина Толмачева со всеми той церкви прихожанами построения в оном селе Толмачеве вместо ветхой деревянной… она деревянным же зданием на том же кладбище... на имя протопопа Максима Сонцева запрописанием...»[2]. Возможно, Троицкая церковь стоит на месте предшествующих храмов и исчезнувшего старого кладбища...

Храм был возведен усилиями прихожанина штабс-капитана Николая Львовича Изъединова. В клировой ведомости церкви, хранящейся в государственном архиве Курской области, указывается, что церковные постройки были добротными: каменная церковь с колокольней, в церкви три престола: Святой Троицы, святого Архистратига Михаила, святителя Николая Чудотворца. Дома для священника не было. Имелась каменная церковно-общественная сторожка, в которой с 1910 года располагалась церковно-приходская школа. В церкви хранились: опись имущества с 1856 г., метрические данные с 1781 г., имелись все необходимые церковные книги; была отдельно церковная библиотека 165 томов. При церкви также были учреждены школы: министерская с 1901 года и земская с 1884 года.

В приход церкви входило три деревни: село Лебяжье (121 дом, население - 827 человек); село Толмачево (88 домов, население - 561 человек); деревня Безлесная (97 домов, население - 647 человек); хутор Беседин (24 дома, население - 176 человек). Число прихожан на 1898 год составляло 1031 мужчина и 1059 женщин. По социальному статусу: духовных лиц - 17 человек, дворян - 113 человек, мещан - 38 человек, крестьян - 2043 человека. Доход церковь имела разный: от распашной земли, которой имелось 38 десятин, от братской кружки, от продажи свечей. Были и другие поступления в капитал церкви. Священник - Булгаков Василий Михайлович, 1865 г. рождения, имел многочисленные церковные награды, окончил Курскую Духовную семинарию, служил в Обоянском уезде; с 1889 г. служил в с. Лебяжье; имел должность законоучителя в школах прихода. Получал содержание: от процентов по вкладам в кредитных учреждениях, с подцерковной земли и кружечных доходов (более 300 руб. в год). Дьякон - Кузнецов Иван Тимофеевич, 1879 г. рождения, окончил двухклассную тульскую школу; содержание его составляло более 200 руб. в год. Псаломщик - Лукьянов Иосиф Михайлович, 1895 г. рождения, окончил 1 класс Духовной семинарии. Староста - Каменев Тимофей Ефимович (из крестьян), 1856 г. рождения, образования не имел. Кроме них при церкви состояли: заштатный дьякон (Ивановский А.А.), заштатный псаломщик (Попов И.А.).

Архивный документ свидетельствует: «О духовном завещании дворянки Елизаветы Николаевны Изъединовой», хранящемся в фонде Курской духовной консистории, что «15 марта 1903 года дворянка Елизавета Николаевна Изъединова,  проживающая в городе Курске по Почтовому переулку, в доме Труханова, составила завещание, по которому наследницам: племянницам Екатерине Петровне Кругликовой и Ольге Петровне Гробовской было завещано  «в счет заверенного капитала произвести тщательную реставрацию святых икон и всей внутренности в выстроенном покойным отцом моим Николаем Львовичем Изъединовым храме села Лебяжьего Курского уезда и оплачивать причту означенной  церкви 200 рублей в год с принятием на себя половинной части расходов каждой из наследниц»[3].
Церковь со временем ветшала, и ей требовался ремонт. Десятого мая 1917 года на общем сходе прихожан Троицкой церкви в числе двух сотен человек обсуждался вопрос состояния храма, на котором говорилось, что штукатурка во многих местах обрушена, крест с колокольни сорван бурей в 1916 году. В присутствии священника Василия Булгакова и церковного старосты  Дмитрия Носова было составлено прошение архиепископу Курскому и Обоянскому Тихону, в котором сказано: «1917 года 10 дня мы, ниже подписавшиеся крестьяне, на общем сходе, где имели  суждение о ремонте нашего храма, который неотложно такового требует». Прошение было тут же подписано, и наложена резолюция о разрешении взять деньги из свободных средств церкви. Долгие годы жизнь православной святыни текла своим чередом. Здесь молились, венчались и крестились.

Решением исполнительного комитета Курского областного Совета депутатов трудящихся четвертого июля 1940 года Троицкая церковь села Лебяжье Лебяженского сельсовета Стрелецкого района Курской области была закрыта. Здание передано исполкому Стрелецкого райсовета для переоборудования и, как указывается в бумагах, под культурные цели. Но здесь все равно продолжались богослужения. Тайно.

В тяжёлые годы войны церковь была источником духовной силы и поддержки населения. Старожилы села Лидия Ивановна Носова и Галина Семёновна Полякова помнят, каким был храм когда-то.

- И в войну службы шли,- рассказывает Лидия Ивановна. – Мы детьми часто в храм бегали. Помню, в голод батюшка нам медку на ложечке давал. Молились, чтобы поскорее мирное время настало. Один раз нашу семью чуть не расстреляли немцы, но один из них человечным оказался. «Пятеро детей, - говорит. – Жалко».

- А у нас в доме немцы стояли, - рассказывает Галина Семёновна.- Мы, дети, сидели на печке, и пошевелиться боялись. Но как-то, помню, немец кашей нас угостил. И такое было.

Но так уж случилось, что в своё время духовные традиции в нашей стране были утеряны, православные храмы, изливавшие свой чудесный колокольный звон, в начале двадцатого века были закрыты или полностью разрушены.

2.2.2. Храм в наши дни.

За 160 лет Троицкий храм стал настоящей сокровищницей, в которой можно врачевать свои телесные и душевные недуги, где можно укрыться от зол и напастей. Свято-Троицкий храм села Лебяжье один из немногих, который функционировал в советское время. В нём проходили службы в праздники и воскресные дни. Со временем церковь обветшала, требовались колоссальные финансовые вложения. С 2006 года, благодаря стараниям настоятеля Вячеслава Веретенникова, старинной постройке вернули былое величие и красоту. (Приложение 5). Финансировали ремонт храма и предприниматели, и фермеры, и просто жители села. Жертвовать на строительство храмов напоказ предприниматели считают неправильным. Всё не просто так, не случайно, и сегодня многие бизнесмены, просчитывая алгоритмы последствий и причин в жизни и бизнесе, это понимают. Во всём своя взаимосвязь. Что отдаёшь, то и получаешь. (Приложение 6)

К сожалению, всеми любимый батюшка отец Вячеслав в 2015 году ушел из жизни. Теперь в храме служит отец Сергий, который 14 лет был священником Якутской епархии.

Настоятель Свято-Троицкого храма села Лебяжье Сергей Михайлович Клинцов рассказал: «Может, кому-то покажется удивительным, что священник приехал из Якутии. Лично в моем примере нет ничего удивительного. Я являюсь коренным жителем Курской области, родился в поселке Тим, вернулся к себе на родину».

Отец Сергий старается поддержать каждого, кто к нему обращается, рассказать о смысле духовной жизни и ответить на вопрос, зачем надо ходить в церковь. Отец Сергий сказал, что недостаточно, просто увидев храм, зайти, поставить свечу, помолиться у чудотворного образа. Человек, испорченный грехом, хочет поменьше сделать усилий, а получить наибольший результат. Так не бывает в духовной жизни. Нам приходится убеждать людей, что ходить в храм нужно, что ходим мы не просто по традиции. Храм — это дом Господа. Мы ходим, чтобы почерпнуть благодать в богослужении.

Каждый день с утра и до вечера на пороге храма встречает каждого, кто хотя бы на минутку остановился рядом с церковью староста прихода – Озерова Светлана Юрьевна. Вот и меня она встретила приветливо улыбаясь. Узнав о том, что я пишу исследовательскую работу, с радостью согласилась рассказать и показать документы, связанные с историей храма Святой Троицы. В разговоре, Светлана Юрьевна отметила, что сельский храм не имеет особой популярности среди паломников и богомольцев, но те, кто хотя бы раз побывал здесь, стремятся обязательно вернуться и возвращаются, привозят с собой других людей. Светлана Озерова: «Я приглашаю человека в храм, рассказываю историю, объясняю, что непонятно». Вот такой замечательный человек, староста прихода, преданный служению Богу и своему делу есть у нас в селе.

Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания подрастающего поколения. В мае 2015 года, в рамках общеепархиальных памятных мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы в Свято-Троицком храме села Лебяжье Курского района прошли уставные богослужения и встреча со школьниками Клюквинской средней общеобразовательной школы. По окончании Божественной литургии в присутствии преподавателей и детей была отслужена заупокойная лития о всех почивших воинах за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Настоятель храма протоиерей Сергий Клинцов обратился к обучающимся школы с назидательным словом о значении подвига наших дедов, защищавших Родину от фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу страну. «Важной задачей для нас является сохранить память о подвиге наших предков. Именно они в те тяжелые годы создавали то, что нам сейчас позволяет жить дальше – Победу. Если мы забудем своих предков, мы потеряем Родину» - отметил священник. Закончилось памятное мероприятие во дворе храма, где силами прихожан был организован «сладкий стол» для школьников. (Приложение 7)

Церковь занимала и занимает важное место в ходе крестьянской жизни. В село вовремя церковного праздника стекались жители прихода со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Так случилось и 12 июля 2016 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме села Лебяжье Курского района. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Сергий Клинцов. По окончании Литургии был отслужен праздничный молебен. Архипастырь поздравил молящихся  с праздником  и посвятил свою проповедь  апостолам Петру и Павлу, которые много потрудились в распространении евангельской веры и почитаются столпами Церкви Христовой, ее первоверховными апостолами.

Вот что говорят прихожане Лебяженской церкви Святой Троицы. Бурдеева Галина Михайловна: «Для меня в церкви наступает благоденствие, я успокаиваюсь и все проблемы становятся совсем не страшными и решаются потом очень легко». Каменева Галина Фёдоровна: «Сам чистый воздух церкви лечит все мои немощи, Святой Дух, присутствующий там, помогает преодолеть все трудности». Посещение церкви, вера человека не просто дань моде, а таинство, помогающее людям жить и испытывать радость даже от малого. Храм выполняет просветительскую роль, знакомит с православной культурой и ее традициями, направляет личность осуществлять свою деятельность в рамках нравственных ценностей, а это так необходимо в нашем современном мире.

2.2.3. История служебной деятельности настоятелей храма.

Проводя исследовательскую работу об истории храма, собирая материалы, беседуя с прихожанами, я поняла, что моя работа будет не полной без рассказа о двух выдающихся священниках, замечательных людях, истинных граждан и патриотов своего Отечества: схиигумене отце Луке (Бочарове) и протоирее Вячеславе Веретенникове. Написать об этих священнослужителях просили люди, простые прихожане храма Святой Троицы. Они говорили о них, как можно говорить о самых близких и самых дорогих. Потому что в самые радостные и горькие минуты их жизни эти люди были рядом.

Схиигумен Лука (в миру Виктор Георгиевич Бочаров) родился 9 мая 1925 года в г. Курске, в православной семье. Детство и юношество прошли в трудные довоенные и военные годы. С 1961 года по 1963 год  он нес послушание у наместника Троице-Сергиевой Лавры. В 1962 году был пострижен в монахи наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Пименом с именем Лука в честь апостола и евангелиста Луки. В 1963 г. Преосвященным Феодосием, епископом Черниговским, рукоположен в сан иеродиакона, а в 1964 г. Высокопреосвященным Никодимом (Ротовым), митрополитом Ленинградским и Новгородским, в сан иеромонаха. Отец Лука окончил Одесскую духовную семинарию, в затем Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии был направлен на служение в Курскую епархию. Более тридцати лет он служил в храмах города Курска, Касторенского, Октябрьского, Курского и Рыльского районов Курской области. В апреле 1997 года по состоянию здоровья был почислен за штат Курской епархии, но продолжал совершать богослужения в Свято-Троицком храме села Лебяжье Курского района, в последнее время молился в Воскресенско-Ильинском храме. За усердное служение Церкви Христовой он награжден иерархическими наградами, включая право ношения креста с украшениями (1981 год), орденом преподобного Сергия Радонежского III ст. (1986 год), юбилейной медалью преподобного Серафима Саровского (2005год).
     Отец Лука был добрым пастырем, пользовался большим уважение и любовью православных курян. Имея за плечами большой жизненный и духовный опыт, он старался помочь всем кто обращался к нему за советом и молитвенной помощью. 15 декабря 2013 года отошел к Господу заштатный клирик Курской епархии схиигумен Лука (Бочаров). Он похоронен у Свято-Троицкого храма села Лебяжье Курского района.

Отец Вячеслав родился 17 октября 1938 года в Курске. После обучения в школе проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии с 1957 по 1960 год. В 1975 году он окончил Московскую духовную семинарию. 14 июля 1972 года его рукоположил в сан диакона митрополит Таллинский и Эстонский Филарет. Через год в Сергиево-Казанском соборе епископом Курским и Белгородским Николаем рукоположен  в пресвитера. За время служения с 1972 года отец Вячеслав служил в храмах Курской епархии, являлся настоятелем Владимирского храма села Липовчик Советского района, Иоанна Богословского храма села Ноздрачево Курского района, Покровского храма села Банищи Льговского района, Георгиевского храма села Уколово Золотухинского района, храма Бориса и Глеба села Березники Рыльского района и с 1997 года являлся настоятелем Троицкого храма села Лебяжье Курского района. В 2015 году по указу митрополита Курского и Рыльского Германа назначен его почетным настоятелем. Отец Вячеслав пользовался большим уважением и любовью прихожан. За усердное служение Церкви Христовой был награжден священническими наградами. 11 апреля 2015 года на 77-м году жизни после продолжительной тяжелой болезни отошёл к Господу протоиерей Вячеслав Веретенников. Почетный настоятель Троицкого храма села Лебяжье Курского район, не дожил до начала Пасхального богослужения всего несколько минут. 13 апреля 2015 года состоялось погребение заслуженного и многими любимого батюшки на территории Свято-Троицкого храма. Отпевание возглавил благочинный протоиерей Евгений Бычков в сослужении духовенства епархии. После отпевания гроб с усопшим обнесли вокруг церкви, и тело предали земле у алтарной части храма. (Приложение 8)

Прихожане храма Святой Троицы села Лебяжье, идя в церковь на службу, отдают дань памяти священникам, которые посвятили всю свою жизнь служению Богу и людям, прося у Господа упокоения души почивших схиигумена Луки и протоиерея Вячеслава. 

2.2.4. Чудотворная икона Свято-Троицкого храма.

В церкви находится множество икон. Главная святыня Троицкого прихода — чудотворная икона Божией Матери «Иверская». Староста прихода Светлана Озерова рассказала: «По молитвам к Богородице случалось немало исцелений. Печальный взор небесной покровительницы дарит любовь и утешение». Второе название этой иконы Божией Матери — Вратарница (Портаитисса). Она, как настоящий страж, стоит на защите Вас и Вашего дома и ограждает от злых действий и разрушительных мыслей. Богоматерь через Иверский образ настоящей Матери в этой иконе является Заступницей нашего жилища от разных бедствий – от ограбления, потопов, пожаров и т.д. Иверская икона помогает в исцелении душевных и телесных заболеваний, она показывает грешникам путь к раскаянию. В России существуют два основных списка этой иконы. Говорят, что эти списки делались краской, которая растиралась святой водой, взятой с подлинной иконы с Нового Афона. (Приложение 9)

2.2.5. Социологический опрос обучающихся школы о знаниях истории и значении храма в современной жизни села.

Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать о том, знают ли дети историю своего храма, а так же выявить отношение к значению церкви для жителей, был проведен социологический опрос обучающихся МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа». Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:

  1. Выявить знание истории храма в селе Лебяжье.

  2. Выявить желание обучающихся больше узнать об истории нашей церкви.

  3. Выявить, оказывает ли влияние на жителей храм в нашем селе.

Результаты исследования и их анализ.

В ходе исследования было опрошено 35 учеников основной и старшей школы. При проведении опроса выяснилось, что около 99% опрошенных учеников не знают историю храма в селе Лебяжье.

Вопрос 1: Знаете ли вы историю нашего храма? Ответов да-1, нет-34.

Так же выяснилось, что 81% опрошенных обучающихся хотели бы подробнее узнать историю о храме Святой Троицы. В результате был выявлен интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.

Вопрос 2: Хотели ли вы узнать больше о храме Святой Троицы, если бы такая информация была в доступной форме? Ответов да-26, нет-9.

По результатам третьего вопроса мною установлено, что 85% учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит, церковь воспитывает хороших и достойных людей.

Вопрос 3: Как вы считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся добрее и воспитаннее? Ответы да-28, нет-3, не знаю-4.

На вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии храма на жителей села Лебяжье 83% опрошенных уверенны в этом влиянии, 11% не знают и 6% думают, что нет. Большинство отметило большую роль храма для жителей нашего села. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значение и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства. Возможно, если большее количество людей будет посещать храм, то жители села станут более нравственными и духовными.

Вопрос 4: Оказывает ли храм какое либо действие (нравственное, духовное, воспитательное) на жителей нашего села? Ответы да-27, нет -3, не знаю- 5.

  1. Выводы

В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствует – храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни 2 храма. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.
В своей работе я попыталась обработать собранный материал. И если мои старания принесли кому-то свет знаний, значит, я работала не зря. В ходе проведённой исследовательской работы гипотеза подтвердилась.

4.Заключение.

Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены.

Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог![4]





















  1. Библиографические ссылки

    1. [1], [2], [3] – Клировые ведомости 16 церквей 4 благочинного округа Курского уезда за 1916 год. Курский госархив, фонд 483, № описи 1, стр. 124 – 136.

    2. [4] – Н. Мельников. Отрывок из поэмы «Русский край».

    3. Хохлова Е.В. «Усадьбы и приусадебные хозяйства Курской губернии». Курск 2006 год.

    4. Донченко Ю. «Курские дни князя Саши Ратиева» Курск 2007 г.

    5. Донченко Ю. Предприниматель и благотворитель// «Курская правда» от 12.09.2003 год.

    6. Кепов А. Лебяжье// "Городские Известия" от 20 июля 2000 года.

    7. Озеров Ю. Курский купец – турецкий подданный//Городские известия № 104 от 21.08.2001 год.

    8. Гойзман Ш.Р. Курская энциклопедия. Курск 2004 – 2016 г.

    9. Курская епархия, интернет – портал «курская-епархия.рф» [email protected]





















  1. Список приложений

    1. Приложение №1. Храм Святой Троицы села Лебяжье. 2017 год.

    2. Приложение №2. Карта села Лебяжье Курский район Курская область

    3. Приложение №3. Г.А. Новосильцев; Старый деревянный дом в Лебяженской экономии Г.А. Новосильцева , сгоревший осенью 1912 г.; Новый каменный трехэтажный дом - усадьба в Лебяженской экономии Г.А. Новосильцева, построенный в 1912-1914 г.г. по проекту архитектора А.Д. Сухова.4

    4. Приложение №4. Фото «Кепов А. Лебяжье// "Городские Известия" от 20 июля 2000 года».

    5. Приложение №5. Внутренне убранство храма Святой Троицы.

    6. Приложение №6. Церковь Святой Троицы, каменная, трехпрестольная, построена в 1856 году. Фото 2007 год.; Троицкая — «Лебяженская» церковь. Фото 2017 год.

    7. Приложение №7. Настоятель храма протоиерей Сергий Клинцов с обучающимися Клюквинской средней школы.

    8. Приложение №8. Схиигумен Лука, могила настоятеля храма Святой Троицы села Лебяжье.

    9. Приложение №9. Протоирей Вячеслав Веретенников, могила настоятеля храма Святой Троицы села Лебяжье.

    10. Приложение №10. Чудотворная икона Свято-Троицкого храма «Иверская».











































ПРИЛОЖЕНИЕ

























Приложение № 1





Храм Святой Троицы села Лебяжье.

2017 год.





















Приложение №2





Карта села Лебяжье

Курский район Курская область



























Приложение №3



Георгий Александрович Новосильцев

Старый деревянный дом в Лебяженской экономии Г.А. Новосильцева ,

сгоревший осенью 1912 г.

Приложение №3

Новый каменный трехэтажный дом - усадьба в Лебяженской экономии Г.А. Новосильце­ва, построенный в 1912-1914 г.г. по проекту архитектора А.Д. Сухова.



Усадьба Георгия Александровича Новосильцева.

Современное состояние.



Приложение №4



Кепов А. Лебяжье// "Городские Известия" от 20 июля 2000 года



Приложение №5



Внутренне убранство храма Святой Троицы



П риложение №6




Троицкая «Лебяженская» церковь, каменная, трехпрестольная,

построена в 1856 году.

Фото 2007 год.








Троицкая — «Лебяженская» церковь.

Фото 2017 год.









Приложение №7







Настоятель храма протоиерей Сергий Клинцов с обучающимися Клюквинской средней школы

























Приложение №8

Схиигумен Лука

Могила настоятеля храма Святой Троицы села Лебяжье

схиигумена Луки

Приложение №9

Протоирей Вячеслав Веретенников

Могила настоятеля храма Святой Троицы села Лебяжье

Вячеслава Веретенникова

Приложение №10







Чудотворная икона Свято-Троицкого храма села Лебяжье «Иверская».

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!