И. И. Бейнаровича
№ слайда | Текст к слайдам |
СЛАЙД 1.заставка М ИВ | Добрый день, Уважаемые слушатели Киррило-мифодиевских чтений! |
Здравствуйте! |
СЛАЙД №1 М | Ирина Владимировна, а Вы помните имена своих учителей? |
СЛАЙД №2 ИВ | Конечно, это Валентина Яковлевна Суханова, учитель начальных классов. Я тебе скажу больше, мы считаем ее нашим семейным учителем. Моя младшая сестра тоже училась у Валентины Яковлевны. Мне посчастливилось учиться у двух Заслуженных учителей РСФСР Дружковой Марии Михайловны и Белоглазовой Людмилы Александровны. Обе историки, это их учительская деятельность определили мой профессиональный выбор. |
СЛАЙД №2 М | А я с большой любовью всегда называю имя моей первой учительницу … . Ирина Владимировна, получается, что учителя есть у каждого человека! Значит, профессия учителя существовала всегда? |
СЛАЙД №3 ИВ | Ты знаешь, Миша, профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя, и он, судя по всему, был первым учителем человечества. |
М | С уроков истории я помню, что согласна результатов археологических раскопок, первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египта за долго до нашей эры. |
ИВ | Уважаемые юные слушатели, обратите внимание, что необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества. |
СЛАЙД № 4 М СЛАЙД № 5 М | Мы восьмиклассники первой Белоярской школы в течение этого учебного года в рамках курса внеурочной деятельности «Истоки», участвовали в исследовательском проекте «История учительства в истории России». Цель проекта, выяснить, как шло становление и развитие российского учительства. После бурных обсуждений, в рамках празднования Года педагога и наставника, мы составили хронологический – обзор, включающий сведения по истории развития профессии учителя. |
ИВ | Предлагаем вам, уважаемые слушатели КМЧ, совершить краткий экскурс по некоторым страницам нашего обзора. |
СЛАЙД № 6 М | Давайте вместе обратимся к истории. Первые школы на Руси возникли в конце X века, когда христианство стало государственной религией. Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. На протяжении Средних веков главными центрами книжности были церкви и монастыри. В них обучали грамоте, церковному пению и греческому языку. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь. И в течение нескольких столетий практически ничего не менялось! |
СЛАЙД №7 ИВ | Уважаемые юные слушатели, знаете ли вы, что в начале XV века наряду со школами при церквях и монастырях открываются частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей. При этом никакой специальной мебели не было: дети занимались за столами, сидели на стульях или скамьях. Да и грамотность самих учителей вызывает сомнения. В конце XV века новгородский архиепископ Геннадий жаловался московскому митрополиту на «мастеров грамоты», не способных ничему научить и просил открыть в Новгороде училище. Интересно то, что плату с родителей учеников учителя брали не только деньгами, но и продуктами, одеждой, другими необходимыми вещами. До массового образования было еще далеко. |
… СЛАЙД №8 М СЛАЙД № 9 М | Обращаем ваше внимание друзья, что до Петра I развитие образования шло медленно. Значимым событием было открытие в Москве первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинская академия в 1687г. Первыми преподавателями стали греческие учёные-монахи — братья Лихуды. Они сами составили программу, ориентированную на европейские образцы. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники. |
СЛАЙД № 10 ИВ | Следующий важный шаг вперед в развитии образования был сделан при при Петре I. Появились государственные цифирные школы, где упор делался на арифметику и геометрию, а также впервые - профессиональные школы, которые выпускали металлургов, аптекарей, переводчиков, моряков. Кроме всего прочего в русских школах стали изучать правила хорошего тона. Для преподавания новых специальностей приглашали учителей - немцев, голландцев, французов. Вскоре стало модно нанимать иностранцев в качестве домашних учителей. Многие из них, «кроме природного языка своего», ничего не знали. Профессию педагога шарлатаны стали воспринимать, как вариант легкого заработка. |
СЛАЙД № 11 М СЛАЙД № 12 М | Уважаемые слушатели, приглашаем вас в век 18! Царица Екатерины II продолжила развивать профессиональное образование. В уездных городах появились малые народные училища, в них давали начальное образование. Кое-где открылись главные народные училища: их программа была рассчитана на пять лет, а выпускники могли преподавать в начальной школе. В 1779 году первая учительская семинария открылась при Московском университете, а спустя четыре года — при Главном народном училище в Петербурге. При Екатерине II впервые стала внедряться привычная нам классно-урочная система, и стало развиваться женское образование. Но образование было доступно только детям из богатых сословий |
СЛАЙД № 13 ИВ | Обращаем ваше внимание, уважаемые слушатели, что в 1800 году в образовании произошла, по сути, революция. В это время стали использовать первую большую школьную доску, которая и посей день является непременным атрибутом школьной жизни. |
СЛАЙД № 14 М | Ну а в России в 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Во многих городах появились гимназии. В них давали всестороннее образование в приоритете были гуманитарные науки и готовили к поступлению в университет. Выпускник гимназии мог сразу стать преподавателем. |
СЛАЙД № 15 ИВ | На следующей странице нашего обзора вы узнаете, что в 1834году Николай1 принимает Положение о порядке производства в чины по гражданской службе. Согласна, этого положения преподавателей приравняли к гражданским служащим. Первый классный чин давали в зависимости от сословной принадлежности и образования. Наиболее квалифицированными считались выпускники университетов, они сразу могли получить чин VIII класса. Ниже по статусу были учительские институты и учительские классы гимназий. Их выпускники должны были проработать несколько лет, прежде чем получали свой первый чин. Дальнейшее продвижение зависело, как в армии, от должности и сроков «беспорочной» службы. Каждому чину соответствовали свои льготы: освобождение от налогов, пенсия и прочее. |
М | Уважаемые слушатели, обратите внимание, что директором гимназии мог стать учитель, имеющий чин не ниже 7 класса, а также отличные характеристики от начальства. А если директор гимназии дослужился до 4 класса, что соответствовало зВанию действительного статского советника, т.е. как тогда говорили дослужился до статского генерала. |
СЛАЙД № 16 ИВ | Общепринятой датой рождения школьной формы считается 27 февраля 1834 года, когда Николай I издал «Указ о гражданских мундирах». С тех пор она менялась много раз, и даже отменялась в 90-ы годы ХХв. Сейчас вопрос о введении единой формы для школьников звучит все чаще. |
СЛАЙД № 17 М | В ходе работы над исследованием мы были удивлены, что до середины 19 века организацией учебного пространства в школах не уделялось должного внимания. Учащиеся обучались в классах за общими столами, сидели на скамьях. Во второй половине XIX века медики стали замечать, что у гимназистов сильно портится зрение и осанка. Вот тогда-то и появился первый стол, специально разработанный для учеников. По указу царя Александра II парта Эрисмана стала обязательным атрибутом всех учебных заведений России. |
СЛАЙД №18 ИВ | В годы царствования Николая II правительство стало лучше финансировать начальные школы. К 1915 году среди детей 8–11 лет в Московской и Петроградской губерниях 81–90% учились в школах. Правда, в других регионах этот процент был значительно ниже. В целом массового образования для детей не было. |
СЛАЙД № 19 М | Знаете ли вы, уважаемые слушатели КМЧ, что после революции и прихода к власти большевиков советская власть активно начала борьбу за всеобщую грамотность. Но учителей не хватало, поэтому открывались краткосрочные учительские курсы и курсы повышения квалификации. «Учительские» семинарии заменили педагогические техникумы. В 1920 году в Москве открылась Академия трудового просвещения, а в 1923-м — Индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта. В университетах по всей стране начали работать педагогические факультеты. |
СЛАЙД № 20 ИВ | Особенно остро нехватка учителей ощущалась в деревнях. Выпускников отправляли туда по распределению. Работа и условия были трудными: учителю нередко приходилось жить прямо в школе, у него не было своего огорода и скотины, а маленькое жалованье часто выплачивали с задержкой. В любой момент учителя могли перевести на новое место работы. В это время на плечи учителей ложилась большая общественная работа: читать колхозникам газеты или выполнять обязанности секретаря, входить в комиссии, которые решали вопросы от благоустройства до политпросвещения. Но учителя пользовались большим авторитетом и уважением в то время. |
М | В дополнительной литературе мы нашли информацию о том, что в 1936 году учителям значительно повысили жалованье. Средняя зарплата выросла в два-три раза: в начальной школе до 250–300 рублей, а в средней — до 270–425 рублей. Но и это были небольшие деньги: пара женских туфель стоила 280 рублей, а мужское пальто — 350 рублей. |
СЛАЙД № 21 ИВ | Всех слушателей приглашаем на следующую страницу нашего обзора. В годы Вов советские учителя показали яркий пример высокого понимания своего гражданского долга, они четко осознавали серьезность поставленных перед ними задач и отдавали все силы делу воспитания и образования детей. В годы Вов труд и образование стали делом особой важности. Удивителен тот факт, что, несмотря на сложное время, правительство находило средства на открытие новых школ. В 1944 г была открыта первая школа в нашем поселке, что положило началу образования на Белом Яру. |
СЛАЙД № 22 М | Нам приятно было узнать, что в послевоенные годы авторитет учителя только рос. Необходимо было восстанавливать страну и воспитывать образованных граждан. В 1960-х – 70-х годах практически любое кино обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей. В эти годы профессия учителя считалась престижной, а педагог был человеком авторитетным и уважаемым, учивший согласна государственных ценностей, но при этом с душой и энтузиазмом относившийся к своему делу. |
СЛАЙД № 23 ИВ | Уважаемые юные слушатели, посмотрите эти фильмы, и вы лучше будете понимать учителей! Последнее десятилетие ХХ века было очень непростым для нашей страны. После распада Советского Союза было нелегко и учителям: низкая заработная плата, неуважение к труду педагога, менялись ценности и приоритеты. В 1990г мне пришлось начинать сою педагогическую деятельность. Это было действительно непростое время! |
СЛАЙД № 24 М | Потребовалось два десятилетия, чтобы изменить отношения общества к преподавателям в лучшую сторону. За последние годы наш Президент не однократно подчеркивал, что поднятие авторитета учителя – это задача абсолютной государственной важности". |
СЛАЙД № 25 ИВ | 2023 год объявлен в России годом педагога и наставника. Это показатель того, что фигура учителя становится знаковой в российском обществе. |
СЛАЙД № 26 М | Уважаемые учителя, мы, ваши ученики, желаем ВАМ, представителям одной из главнейших профессий, от которых зависит благополучие нашего общества профессионального роста, достойной оплаты труда, благодарных учеников и уважения в обществе! Мы верим, что вы впишите в историю учительства свои достойные строки! А мы, ваши ученики, в этом вам поможем! |