ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление –44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) – Дошкольное образование
Мансурова Розалия Ранисовна
Контрольная точка №1
Тема: История в системе социально- гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. (03.10.2022)
Преподаватель Бобылева Наталья Михайловна
Уфа 2022
Задания
Определите обьект и предмет исторического исследования на примере исторического события.
Перечислите исторические источники и дайте краткую характеристику каждому из них.
Как вы считаете, для чего нам нужно знать историю нашей страны?
1. История-это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Обьектом изучения всех общественных наук, в том числе и истории, является общество.
Предметом изучения гуманитарной науки является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной науки.
Обьектом является начало ХХ века, предметом является революция 1905-1907 год.
2. Исторические источники- это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
Классификация источников:
- Предметные источники: древние надписи на камне, металле, керамике; граффити- тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе и бумаге печатные материалы.
- Вещественные памятники: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.
- Этнографические памятники: сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. (обычаи, нравы, обряды, танцы)
- Фольклорные материалы: памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты.
- Лингвистические памятники: географические названия, личные имена и т.д
- Кинофотодокументы, документы видео- и аудиорядов.
- Историография- это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных отдельной теме, эпохе.
Историографией также называют вспомогательную историческую дисциплину, которая изучает историю исторической науки, накопление исторических знаний, разногласия в истолковании исторических явлений. В историографии собранный материал требует своего обьяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоритические концепции.
Историография Киевской Руси начинается с «Повести временных лет» первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Ее содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. Научное освещение российской истории начинается с ХVIII в., когда знания о прошлом, содержавшиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться.
Отцом русской историографии называют В.Н.Татищева (1686-1750гг.) первый который профессионально занимался проблемами истории нашего общества.
М.В.Ломоносов (1711-1765)- автор ряда трудов по русской истории («Краткий Российский летописец с родословием», «Древняя Российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.
Норманская теория была создана немцами Байером и Миллером и обосновывала неспособность якобы невежественных славян создать свою государственность и призвавших для этого варягов.
М.В.Ломоносов привел ряд аргументов, опровергавших домыслы немецких ученых (антинорманская теория).
Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину- видному историку, писателю и публицисту. Карамзин выдвинул идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием».
Крупный русский историк В.О. Ключевский придерживался позитивисткой «теории фактов». Весь русский исторический процесс- от древнейших времен до реформ 60х гг. ХIХ в.- Ключевский делил на четыре периода:
- «Русь днепровская, городовая, торговая» (с VIII по XIII в.)
-«Русь верхневолжская, удельнокняжеская, вольноземледельческая» (XII- середина XV в.)
- «Русь великая. Московская, царскобоярская, военнозлемледельческая» (XV- начало XVII в.)
- «Всероссийский, императорский, дворянский» (XVII – середина XIX в.)
В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: первобытнообщинный строй (до IX в.); феодализм (IX – середина XIX в); капитализм ( вторая половина XIX в.- 1917 г.); социализм (с 1917г.)
Феодальный период делили на три этапа:
-ранний феодализм (Киевская Русь).
-развитой феодализм (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства)
- поздний феодализм (новый период русской истории, разложение и кризис феодально-крепостнических отношений)
С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране «перестройки», шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов.
3. История России учит и воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. Формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.
История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место Российской Федерации в мировом сообществе. И мы понимаем, что именно героическое прошлое нашего народа, т.е. история России, создала высокий статус нашего государства на планете.
Мы не можем жить без истории. Разве мы должны забыть тех солдат, что лежат в сырой земле, тех, кто боролся и отдал жизнь за нас, за нашу свободу в годы Великой Отечественной войны?! Нет! Мы должны помнить об этом!
На данный момент то что происходит в наше время с Украиной, сколько наших ребят, воюют, защищают нас о врагов. Каждый день история, мы должны, обязаны передавать, обьяснять все своим детям, то что происходило и происходит сейчас.