СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История вяземских храмов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа посвящена истории храмов древнего русского города Вязьма. В работе обобщен и обработан достаточно немногочисленный материал.

Просмотр содержимого документа
«История вяземских храмов»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»






Исследовательская работа на тему:

«История вяземских храмов».
















Автор: студентка группы 1 «Л»

Ильичева Александра


Научный руководитель:

Наташенков Н.А.



















Вязьма 2017г


ПЛАН:



1. Введение. Вязьма и исторические события конца XVI века - п.п.

XVII века

2. Краткие сведения о Иоанно-Предтеченском монастыре

3. Одигитрия Смоленская - жемчужина русского зодчества XVII вв.

4. Вяземские храмы, возведенные в XVI-XVII веках и их роль в укреплении

государственности и воссоединении исконно русских земель

5. Вывод. Отношение государства и церкви

6. Используемая литература

1

Старинный русский город Вязьма фигурирует в документах конца XV – первой половины XVII в.в. как одна из важных крепостей, ее стратегическое значение подчеркивают и иностранные источники. При Иване IV Вязьма приписана к опричнине. Город окружают дворцовые села, владения Годуновых, Шуйских, Романовых. Во время русско - ливонской войны в городе сосредотачиваются запасы продовольствия, собираются резервные войска. Деревянные и земляные укрепления, существовавшие с конца XV века, обновляются и расширяются. В конце XVI века в Вязьме было 500 дворов с населением 575 человек (мужского пола). Она имеет торговые связи с Москвой, Ригой, Нарвой, Поволжьем. Проходящие через город, вблизи его крепости, дороги на Москву, Смоленск, Торжок, Калугу, Белый формируют улицы посада и слобод.

В XVII веке Вязьма оказывается в центре событий войны между Польшей и Россией. По Деулинскому перемирию 1618 года Вязьма остается за русским государством и становится пограничным городом - крепостью. Ее население составляют поселенцы и ремесленники, связанные с обслуживанием войска. В 1630 году закрывается граница с Польшей и начинается строительство новой крепости (большого острога). Сооружается шесть каменных башен, земляной вал (высотой 14 метров) и деревянная ограда (высота стен 4 метра). Общая длина укрепления достигала 1140 метров.

Крепость стала ядром формирования города, в ней располагались боярские и дворянские дворы, пушкарская и стрелецкая слободы, гостиный двор, таможенная изба, тюрьма, харчевни, кабаки, житницы, двор воеводы, церкви. В городе тогда насчитывалось около 30 улиц, несколько слобод ( ямская, монастырская ). Вязьма выполняла роль стратегического плацдарма для решения задачи по освобождению Смоленска и других исконно русских земель.

Цель данного реферата осветить огромную роль вяземских храмов:

Иоанно-Предтечева монастыря и церкви Одигитрии Смоленской в духовной, культурной, экономической и политической жизни Московского государства, а также в решении жизненно важных задач по укреплению русской духовности и государственности в наше сложное время.

2

1542год... На полторы версты от крепости, на высоком пологом холме у реки Бебри, монах Гавриил Болдинский основал церковь в честь Иоанна Предтечи. Близость к столице, удобное положение - у важной дороги на запад - ведут к быстрому росту монастыря. Иван Грозный, Борис Годунов делают вклады, наделяют его землями, домами, рыбными угодьями. Это потом, сожженный и разоренный в начале XVII века гетманом Жолтовским, монастырь пришел в запустение.

В 1619 году встречали здесь возвращавшегося из плена митрополита Филарета, будущего патриарха всея Руси. И монастырь вновь обретает покровительство царей и особые льготы. После заключения под Вязьмой Поляновского мира к нему отходит несколько сел, мельница на реке, торговые лавки в городе.

За три года возводился на его территория в честь мирного договора первый каменный храм, посвященный Смоленской Одигитрии. Стараясь скрасить неудачу военных действий за Смоленск, правители вкладывают в эту церковь на западных границах большие средства.

В чем же сила огромного эстетического влияния одного из лучших памятников русской архитектуры XVII века?


Архитектурные особенности храма.


Церковь выстроена из кирпича. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы. Облик целиком определен тенденциями столичного зодчества (церкви Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках).

Высокий четверик храма сильно вытянут с севера на юг. Над тремя рядами кокошников три шатра на восьмигранных барабанах. Симметричные северные и южные приделы первоначально, видимо, также были увенчаны шатрами. Алтари храма и приделов образуют единую пятичастную композицию. При ремонте 1980-х гг. сделаны купольные кровли приделов с фронтонами в основании, растесаны окна и сбиты многие наличники, а крыльцо на южной стороне заложено кирпичом. Тогда же были закрыты ряды кокошников над приделами и главным четвериком. Стены храма расчленены парами полуколонн в нишах. Архитрав прерывается килевидными наличниками окон. В кокошниках первого яруса квадратные изразцы поставлены на угол. Под шатрами ребра восьмигранных барабанов украшены цепочками из дынек.

Белокаменные резные дыньки входят и в рамочные обрамления окон. Ребра шатров подчеркнуты белокаменными гуртами.

В храме сомкнутый свод прорезан световым кольцом средней главы. Трапезная внутри состоит из Г-образного основного помещения и двух близких к квадрату.

Все они перекрыты коробовыми сводами с лотками. Под северо-западной частью трапезной находится подвал из пяти камер, в него ведет с западной стороны узкий сводчатый коридор. Все три помещения северного придела перекрыты полуциркульными сводами по линии запад-восток. Над южным крыльцом - полуциркульный свод с распалубками, над южным приделом - свод сомкнутый. Пространство храма было связано с трапезной арочными проемами. Такие проемы ведут и в апсиды под цилиндрическими сводами, переходящими в конхи.

Исследователи ставят ее в один ряд с "подлинной симфонией шатров " - московских церквей возведенных в XVII веке. Только три подобные церкви с трехшатровым завершением сохранились в стране...



3


- История Одигитрии Смоленской напрямую связана с Иоанно - Предтеченской обителью основанной в 1536 году преподобным Герасимом Болдинским с благословения митрополита Макария и позволения Ивана IV - в 1566 году храм посетил царь Иоанн Грозный, проездом в Смоленск для осмотра строящейся крепости - в 1598 году в обители остановился Борис Годунов. Он пожаловал пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме, рыбный ловли и лавки в торговой части крепости.

- В начале XVII века польско-литовские отряды неоднократно захватывали обитель, убивали монахов, грабили и жгли храмы.

Царь вернул монастырю прежние земли и льготы, и дал им ежегодное государственное жалование - при игумене Гурии в 1635-1638гг. на пожертвования из царской казны построен в замен сгоревшей деревянной церкви храм Одигитрии.

- храм сильно пострадал в 1812 году, и долгое время стоял в запустении, восстановлен в1832-37гг. на пожертвования прихожан при архимандрите Вениамине.

- монастырь и храм закрыты в 1918 году. Здесь проживал и был расстрелян новомученик и светитель Макарий, епископ Орловский и Севский

- в 1922 году часть утвари, иконы и книги изъяты комиссией райисполкома

- в 1930-е годы разграблен окончательно

- все постройки пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 гг.

- с 1961 по 1989год производились реставрационные работы под руководством мастера Петрова В.В., которые основывались на исследованиях архитектора - реставратора П.Д.Барановского

- в1989 году монастырь и церковь переданы епархии и в 1990 году решением Священного Синода здесь вновь открыт Вяземский Иоанно- Предтеченский монастырь

- с 1990 по 1995гг. настоятелем монастыря был игумен Аркадий ( Недосеков), при котором выполнены все первоначальные работы по возрождению этой древней обители

- 26 декабря 1992 года отмечался 450-летний юбилей со дня основания обители

- 3 мая 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

- в августе 1995 года решением Священного Синода обитель преобразована в женский монастырь

- 4 ноября 1998 Митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в Вознесенском храме монастыря


4

Уже не раз в противоречивые и судьбоносные периоды нашей истории Православная Церковь играла огромную роль в освобождении и возрождении земли русской.

Особенно примечательна ее положительная роль в преодолении негативных последствий " смутного времени", и духовное влияние в строительстве и укреплении Московского государства (вторая половина XVI- первая половина XVII в.в.). Это было время великих потрясений и бедствий. Годы царствования Ивана Грозного, неопределенности правления Бориса Годунова, Смутное время, Польско-Шведская интервенция... и, постепенное предотвращение хаоса и смуты, которое связано с воцарением родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича и более плодотворной деятельностью его сына Алексея Михайловича в деле освобождения земли Руси от иноземных завоевателей, строительства сильного централизованного государства.

Приведем несколько аргументов, доказывающих определяющее значение вяземских храмов в решении важнейших исторических задач данной эпохи, силе их духовного, морального и нравственного влияния.

- Названия храмов. Иоанно-Предтечев маностырь. Одигитрия Смоленская - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (А Матерь Божия традиционно покровительница Руси).

- Духовно-эстетическое влияние. Расположена на высоком холме. Хорошо заметна с любой точки города, ослепительно-белый цвет, построена в лучших традициях столичного зодчества.

- С появлением монастыря и храма ведется регулярная церковная служба. И так как Православная церковь сохранила все древнейшие христианские обряды и традиции, которые действуют и поныне, следовательно, кроме богослужения священнослужители вели и проповедническую деятельность среди прихожан (наставления по проблемам текущей жизни на основании Святого Писания, то есть влияние и на светскую жизнь).

- Просветительская деятельность. Развивается иконопись- роспись стен, организуется внутреннее убранство. Наличие библиотек и церковных книг, которые писались от руки, то есть происходило распространение грамотности.

- Экономическое значение. Строительство храма способствовало развитию ремесел и народных промыслов, так как для постройки необходимы: зодчие, строители, изготовление кирпича и других строительных материалов.

- Роль работодателя. Монастыри имели свои земли и церковных крестьян, т.е. занимались организацией и управлением сельскохозяйственными работами. Они являлись центрами возрождения и развития хозяйства после очередного разорения ( например в Отечественную войну 1812 храм сильно пострадал и долгое время стоял в запустении. И при архимандрите Вениамине в 1832-1837годах был восстановлен и освящен на средства прихожан и вяземских купцов. Он снова, как и в XVII веке выполнил свою миссию).

- На протяжении с XV и по п.п. XVII вв. Вязьма пограничный город-форпост, город-крепость, где наибольшее число населения составляли люди военные. Большинство из них исповедовали православие. Церковь укрепляла у служивых людей веру в победу в борьбе за правое дело.

- Противоборство католической Польши и православной Руси. Это не только военное противостояние, но и духовное. Строятся красивые и монументальные храмы по проектам столичных зодчих. (Одигитрия Смоленская 1635-1638гг, церковь Вознесения 1650-1656гг. и Собор Троицы 1674-1676гг.-отметим, на Смоленщине два собора).

В итоге, в XVII веке, наряду с действиями московских правителей, вяземские священники, прихожане выполнили свою миссию, в 1654 году был освобожден город Смоленск, состоялось воссоединение с Украиной, значительно укреплялась сила и влияние Руси.



5


Можно приводить множество примеров как обустроить нашу современную жизнь, написать множество планов, диссертаций, но без прочной духовной основы православия нам их не решить.

Неужели наша многовековая история ни чему нас не научила. Восстанавливается храм, приход, община - восстанавливается общественная нравственность, развивается и улучшается жизнь. И как ужасно будет, если мы снова сделаем ошибку и отвергнем нашу Духовную Основу, нашу идею, цель в жизни.

Нет сильной, действенной власти без единой духовной основы -Православной веры. Огромную роль играет пример праведников, святителей, священнослужителей сила их влияния на общину.

Центральный вопрос нашего времени - отношение государства и церкви. Здесь не должно быть формализма, популизма и пустых обещаний. Нужна конкретная помощь и истинная Вера в Бога и справедливость?

Власти давно пора понять, что основная причина отрицательного результата реформ не логика, техника, программа, а отсутствие Духовности, ВЕРЫ, Веры в Бога, Иисуса Христа. Тогда и только тогда наш народ поверит в возможность позитивных перемен. И вновь возродится Великая Россия. Тому свидетельствует наша история.

Возрождение нашей Родины в XVII веке, преодоление разорения после наполеоновского нашествия, и даже в период Великой Отечественной войны советские атеистические власти вспомнили о великой силе православной духовности и позвали церковь на помощь, и мы победили.

Государству необходимо сделать шаг на встречу народу, который ждет настоящих перемен в своей жизни, а не очередных пустых обещаний, время которых прошло.

Наш смоленский край, как и ранее, приграничная территория. И перед нами множество схожих как и ранее проблем.


Некоторые соображения по данному вопросу:


- Никаких преобразований и реформ не может быть осуществлено без Веры людей в позитивное будущее. Эту миссию снова, как и неоднократно в нашей истории может выполнить наша Православная церковь. Но церкви необходима и наша помощь, и в первую очередь не декларативная, а деятельная! И здесь опять огромный искусственный забор, с якобы неразрешимыми проблемами т.к.:

- церковь отделена от государства еще декретом Ленина, и хотя нынешние власти порвали с коммунистическим прошлым, но статья в новой конституции осталась (но в праве есть положение: "Что не запрещено, то разрешено"). А значит, церковь может и должна принимать участие в воспитании и образовании молодежи.

- Вопрос об экономических привилегиях церкви ( освобождение от налогов, пожертвования и т.п.). Иначе нам не устоять перед экономической мощью тоталитарных сект (пример Аум Сенрике, Свидетели Иеговы и др.)

- Актуален вопрос об ограничении распространения и усиления влияния других религиозных конфессий на исконно православных территориях (пример Косово и др.)

- Православное обучение и воспитание не противоречат светскому т.к. его основу составляют морально-нравственные аспекты, например, отношенье в семье, готовность к ратному делу, отношения к ближнему и др. вопросы.

- Положительный опыт Японии, Юж.Кореи, Китая, которые перенимают лучшие западные достижения, но сохранили прочную основу для будущей успешной жизни- самобытную национальную культуру и религию

- Наш специфический менталитет, который основывается на коллективизме, взаимовыручке, теплых и открытых отношений, а также особое географическое положение.

- Без прочной религиозной морально-этической основы невозможно решить проблем и противоречий современной науки (клонирование, нанатехнологии, искусственный интеллект и др.)

- Одна из современных проблем русских людей в пореформенное время- духовная разобщенность, когда каждый стоит один на один перед своими проблемами и не ждет помощи от ближнего.

- Тот, кто не чтит памяти предков и не чтит своей национальной культуры, пытается построить свою жизнь на основе искусственной, массовой культуры не имеет будущего (постепенное вымирание белого населения в США и Зап. Европе). И многие другие проблемы.

- Тех, кто не поможет делу Возрождения духовности России, ждет забвение и проклятие потомков. А за правое дело, восстановление памяти наших предков, нам следует бороться.

Н.Ф.Федоров: « … Наше время отличается глубочайшим разрывом между детьми и отцами. Дети, утратив связь с отцами, утратили и цель в жизни… при всяком ничтожном случае лишают себя ее… Христианство устраняет это недостаток. И любовь братская может получить твердую основу только в воскрешении же, ибо только оно объединяет каждое поколение в работе для общей цели. Если наш род распался, и мы обратились в непомнящие родства народы и сословия и этот процесс распада продолжается внутри самих народов и сословий, то причину этого явления нужно искать в отсутствии, в недостатке прочной основы, т.е. общие цели и общие работы; а иной высокой цели, естественной, не выдуманной, кроме воскрешения отцов, или восстановлении всеобщей любви нет и быть не может».



6

Литература:



1) " Архитектурные памятники Смоленской области " каталог книга I, 1987г. Москва

2) " Воспитание историей " Л. Батуева Москва " Советская Россия" 1987г.

3) Материалы Иоанно - Предтеченского монастыря. Вязьма 2002г.

4) Смоленский край в период феодализма. Г.Т.Рябков. Смоленск. 1984г.

5) Элементарный курс всеобщей и русской истории. И.Беляминов. М.: Просвещение, 1993г

6) Краткие очерки русской истории. Д.Иловайский. М.:Просвещение, 1993г

7) Поклон из Вязьмы. Альманах «Памятники отечества». Можайск. 1996г.




13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!