СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История возникновения баскетбола

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения баскетбола и его развитие до Олимпиады 1936 года

Просмотр содержимого документа
«История возникновения баскетбола»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАСКЕТБОЛА

Учитель физической культуры

ГБОУ лицей № 179

Калининского района Санкт-Петербурга

Шинкарев Михаил Николаевич


Баскетбо́л (англ. basket «корзина»+ball «мяч») - спортивная командная игра с мячом в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды - забросить мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину. 

Баскетбол, который американцы считают своим национальным видом спорта не меньше, чем бейсбол или американский футбол, на самом деле изобрел канадец.

Учитель физкультуры Джеймс Нейсмит, канадец шотландского происхождения, придумал новый вид спорта – 21 декабря 1891 года. Баскетбол является одним из немногих видов спорта, у которого есть официальная дата появления и который может отмечать свой день рождения. Который мы сегодня и празднуем, вспоминая, как баскетбол появился.

Прежде, чем рассказывать о возникновении баскетбола, нужно узнать кто такой Джеймс Нейсмит. Джеймс Нейсмит вообще не должен был стать учителем физвоспитания. Его родственники настаивали на том, чтобы он стал священником, а решение пойти учиться на учителя было воспринято с ужасом: в 1800-е спорт в США многими считался инструментом дьявола, отвлекающим молодежь от церкви, работы и семьи. «Годы спустя я спросил свою сестру, простила ли она меня за то, что я бросил обучение на теолога, – вспоминал Нейсмит. – «Нет, Джим», – ответила она».

У Джеймса Нейсмита не было среднего имени. Многие источники указывали его полное имя как «Джеймс А. Нейсмит», на что сам Нейсмит шутил, что «А» означает «аноним».

Детство Джеймса Нейсмита было непростым. Его семья эмигрировала в Канаду из Шотландии, отец работал за гроши на лесопилке. Когда ему не было еще и 9 лет, какое-то проклятье свалилось на семью: сначала скончался дед Джеймса, вскоре сгорела лесопилка, затем отец подхватил тиф. Дядя маленького Джима забрал его вместе с младшим братом и старшей сестрой к себе, чтобы дети не заразились. Старший Нейсмит вскоре умер от болезни, а спустя три недели – и его жена, подхватившая тиф во время ухода за мужем. Так Нейсмиты осиротели, а воспитывать их стали дядя и бабушка (она скончается через два года).

В сельской глуши было мало развлечений, и дети придумывали себе собственные игры. Одной из таких, любимой игрой Джеймса, была «Утка на камне». У каждого игрока было по камешку, один игрок («защитник») ставил свой на большой камень. Другие дети вставали в 5-6 метрах от камня и старались своими камешками сбить камешек защитника. Если они попадали, они оставались в игре, но если промахивались, то должны были найти свой камень до того, как их осалит защитник. Игра так нравилась Нейсмиту, потому что в ней требовалась точность, реакция и умение уворачиваться от защитника.

Будущий профессор, доктор и изобретатель Джимми Нейсмит был не очень хорошим учеником в школе. Он предпочитал учебе свежий воздух: работу на ферме или на заготовке леса, плавание в реке или рыбалку, а зимой – катание на санках или хоккей. За три года до выпуска он объявил родственникам, что бросает школу и будет работать на ферме полный рабочий день. Он вернулся в школу только в 19 лет, когда дядя, насмотревшись на убогие столярные навыки Джеймса, посоветовал ему работать головой, а не руками.

Когда Нейсмит вернулся в школу, он быстро приспособился и был дважды переведен в старший класс прямо по ходу учебного года. Ему хорошо давалась математика и естественные науки, но с языками были большие проблемы. Впрочем, он поборол и их, а однажды его, еще школьника, позвали заменять приболевшего учителя в сельской школе. Первые ученики Нейсмита показывали лучшие результаты в правописании и худшие – в математике. Так он выяснил, что часто проще преподавать другим то, что сам с трудом когда-то изучал, чем то, что давалось легко.

Университет МакГилла, куда поступил Нейсмит, был одним из первых в Северной Америке, где физическая культура была введена в образовательную программу. Особенно популярным было регби, постепенно эволюционировавшее в американский футбол.

Однажды Нейсмит случайно забрел на тренировку по регби. Центр команды сломал себе нос, и ему требовалась замена из зрителей. Нейсмит никогда не играл, но вызвался и настолько успешно заменил травмированного, что ему предложили место в команде. Джеймс согласился при условии, что сможет использовать форму травмированного игрока (на свою у него не было денег). Следующие шесть лет он выступал на позиции центра в регбийной команде университета, не пропустив ни одной игры.

Предпоследний и последний год обучения Нейсмита признавали лучшим спортсменом университета МакГилл. Кроме регби, он играл в футбол и лакросс, а также занимался боксом. Девизом Нейсмита в колледже было «Не позволяй сегодня никому трудиться больше себя».

Закончив бакалавриат, Нейсмит продолжил обучение в теологической школе в МакГилле, стремясь стать пресвитерианским священником, но не оставил спорт, «инструмент дьявола» – более того, он был назначен спортивным директором университета после смерти предшественника.

Вскоре Нейсмит бросил обучение, так и не став священником. «Я обнаружил тот факт, – позднее напишет он, – что есть другие способы влиять на молодежь, кроме как проповедями, почувствовал, что мне не нужно становиться священником, чтобы менять жизни людей к лучшему». Один из знакомых Нейсмита предложил ему стать практикантом в одном колледже в американском Спрингфилде, штат Массачусетс, где развивалась образовательная физкультурная программа.

Спортивным департаментом колледжа заведовал Лютер Гулик – сейчас он признается «отцом преподавания физкультуры» в США.

В колледже учились по двум программам: по одной готовили преподавателей физического воспитания, по другой – спортивных администраторов. Если первые проявляли интерес к занятиям гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта в закрытых помещениях, потому что знали, что это им когда-то придется преподавать. Будущим администраторам, студентам колледжа Молодёжной христианской ассоциации, вынужденным выполнять гимнастические упражнения, считавшиеся в то время единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания и не было никакого энтузиазма, когда их на целый час загоняли в физкультурный зал.

Новый спорт не нужен был бы, если бы не зима. В конце XIX века не хватало игр, которые бы можно было проводить в закрытых помещениях – гимнастика и аэробика были популярными, но не очень захватывающими видами спорта. А в северных штатах, каким является и Массачусетс, зимой уже нельзя было поиграть ни в футбол, ни в регби, ни в бейсбол, а хоккей пока не успел стать популярным по эту сторону границы и слишком зависел от погодных условий.

Однообразию таких занятий необходимо было положить конец. Новые игры тоже не привлекали их. На совещании между преподавателями Нейсмит высказался, что «проблемы не в людях, а в системе, которую мы используем». Гулик отреагировал на эти слова, как настоящий руководитель: назначил Нейсмита ответственным за изобретение новой игры.

Так практиканту Нейсмиту поручили найти способ, как увлечь студентов чем-то активным в зале. Джеймс сначала отказывался от этого поручения, но вскоре оставил работу преподавателя психологии, теологии, борьбы и плавания (такой вот нестандартный набор), чтобы изобрести новый спорт для апатичных «клерков».

До Нейсмита эти несносные студенты свели с ума двух инструкторов. Джеймс был третьей, и скорее всего последней попыткой Лютера Гулика ввести в образовательную программу зимний спорт.

Другой проблемой была недостаточная электрификация общества. Под искусственным светом в зале нельзя было заниматься спортом, который требовал бы лишь меткости. Так что в Спрингфилдском колледже перед преподавателями стояла задача: изобрести новый вид спорта, которым можно было бы заниматься зимой в слабо освещенном зале.

На изобретение новой игры у него было 14 дней.

За день до конца срока, отведенного на изобретение новой игры, Нейсмит был в панике – он так ничего и не придумал. Тогда он попытался подойти к проблеме, с другой стороны. Почему попытки видоизменить старое провалились? Потому что людям нравились те игры такими, какие они есть, без новшеств. Как вообще строится абстрактная спортивная игра? Обычно в ней есть мяч. Так у будущей игры появился центральный элемент, вокруг которого она строится.

Но мячи тоже бывают разными. Если мяч маленький, нужно много инвентаря к нему – клюшки, биты, ворота, щитки, маски и так далее. А чем больше инвентаря – тем сложнее правила, а нужна простая игра. Еще маленький мяч легче спрятать где-нибудь в игровой форме. С большим мячом работать удобнее.

Второй задачей было определить философию спорта. В регби нельзя было играть в маленьких залах, потому что это привело бы к большому числу травм из-за столкновений. Столкновения происходят, чтобы остановить бегущего с мячом человека. «Я сидел за столом с этими мыслями и сказал вслух: «Если он не будет бежать с мячом, его не нужно будет захватывать. Если его не будут захватывать, в игре не будет грубости». До сих пор помню, как я щелкнул пальцами и крикнул: «Нашел!», – писал позднее Нейсмит. Так был сформирован основной принцип новой игры – нельзя бежать с мячом. Едва ли подробное описание, но это был лишь первый штрих эскиза будущего спорта.

Третья задача – обосновать цель игры. Поначалу Нейсмит хотел, чтобы мяч забрасывали в стоящие друг напротив друга ворота, как в лакроссе – сетка 2 на 2,5 метра. Но если мяч будут слишком сильно бросать, то заденут другого игрока и травмируют его, а это снова не подходит. И тогда Нейсмит вспомнил свое детство и игру в «Утку на камне». В ней нужна была не сила, а аккуратность – именно та особенная черта, которую искал в своей новой игре Нейсмит: «Я подумал, что если цель, которую нужно поразить, будет горизонтальной, а не вертикальной, то игрокам придется бросать мяч по дуге. Сила, суть грубость, будет бесполезна».

Нейсмит также решил, что цель нужно подвесить над головами игроков, чтобы защитники не могли столпиться вокруг нее и заблокировать путь мяча. Мы уже нащупываем что-то похоже на знакомый нам баскетбол, не правда ли?

Многие, не зная, что у Нейсмита не было исторического образования и в конце 19 века история и обычаи, каких-то там, индейцев основную массу белых людей не интересовали. Поэтому утверждение, что прародителем современного баскетбола – является ритуальная игра древних индейцев племени майя пок-та-пок является откровенно «притянутым за уши».

Утром 21 декабря 1891 года, воодушевленный Джеймс Нейсмит приехал на работу. С этого момента начинается сплошная череда случайностей и импровизаций. На выбор у Нейсмита было два мяча – один для регби, другой для футбола. Мяч для регби вытянутый, чтобы его можно было нести в руках, заключил Джеймс, а в новой игре, чтобы избежать грубости, это не нужно. Поэтому был выбран круглый мяч.

Первым вариантом привычной для нас баскетбольной корзины была пара коробок полметра на полметра. Правда, существовали они только в воображении Нейсмита. Задание принести их в спортивный зал Нейсмит дал уборщику колледжа, но тот ни чего подходящего не нашел и предложил две корзинки из-под персиков. Так родился «корзиномяч». Запомните навсегда это имя – Поп Стеббинс – так звали уборщика, который нашел корзины от персиков у себя в кладовке. Именно ему Нейсмит доверил «почетное право дежурить с лестницей во время матча, для извлечения заброшенных в корзины мячей.

Корзины были закреплены к перилам балкона на высоте в 10 футов (304,8 см). «Если бы перила были на высоте 11 футов, то именно там бы я их закрепил», – говорил Нейсмит. А ведь динамика баскетбола изменилась бы, если бы забивать сверху или бросать издали стало сложнее.

Правила новой игры Нейсмит написал менее чем за час, затем отдал их стенографистке колледжа, Мисс Лайонс, чтобы она их напечатала.

Правил было всего 13. Они были прикреплены парой чертежных кнопок на доске объявлений в физкультурном зале – и так стали официальными.

Первая игра прошла 9 на 9 – просто потому, что в группе было 18 студентов. Границами площадки служили стены зала, освещение было слабым, а на игроках не было никакой специальной экипировки. Нейсмит расставил игроков по площадке, как в лакроссе – три в защиту, три в центр, три в нападение, вызвал двоих игроков, подбросил мяч – и родилась новая игра.

Позднее Нейсмит вспоминал: «Уже через несколько минут экспериментатору стало ясно, что игра удалась. Игроки, казалось, от всей души наслаждаются перипетиями игры, в особенности попытками избежать столкновения с соперником». Игра настолько увлекла студентов, что они хотели продолжать ее и после окончания занятия.

Сложнее всего первым баскетболистам было приспособиться к резкой остановке после получения мяча. Естественный инстинкт – продолжать двигаться с мячом. Но это было нарушением, а по правилам игрок после фола удалялся с площадки до следующего попадания. «Бывало, что в штрафной зоне находилось по полкоманды», – вспоминал Нейсмит.

Грубость тоже присутствовала. Перечень травм в первой игре, по Нейсмиту: несколько фингалов, одно вывихнутое плечо, одна потеря сознания. Неплохо для получаса игры.

В игре был заброшен всего один мяч. Автором исторического попадания стал Уильям Чейз, закинувший мяч в корзину с 8 метров.Среди 18 участников первого баскетбольного матча был даже японец – Гендзабаро Исикава, который позднее познакомит свою родину с чудной новой игрой. Другие участники первого матча привезли баскетбол во Францию, Индию, Великобританию и Персию.


Вскоре по школе распространились слухи о новой, пока еще безымянной игре, на матчи стали приходить зрители. Через две недели на одной из игр появилось 100 человек – в том числе группа студенток из женского колледжа Бакингем, возвращавшихся с обеда и случайно проходивших мимо зала и услышавших шум. Преподаватели из Бакингема после игры подошли к Нейсмиту и спросили, могут ли и они играть в баскетбол. Нейсмит был не против – и так родилась первая женская баскетбольная команда. Против них выступила команда, собранная из стенографисток Спрингфилдского колледжа.

В январе 1892 года правила баскетбола были опубликованы в газете Спрингфилдского колледжа – «Треугольнике». Никакого отношения к «треугольному нападению» она, конечно, не имела: треугольник был эмблемой YMCA, которую когда-то придумал начальник Нейсмита в колледже Лютер Гулик.

В редакцию «Треугольника» пришло так много запросов на копию правил, что она издала отдельный буклет, где также описывался необходимый для игры инвентарь.

Уже в апреле 1892 года об игре написали в New York Times – под заголовком «Новая игра с мячом, замена футболу без грубости».

Первый баскетбольный мяч делала велосипедная фабрика «Overman Wheel Co.» из Массачусетса. Он был легче и больше, чем футбольный мяч, которым играли до этого.

Первые мячи были коричневыми, и только много лет спустя их стали делать оранжевыми – чтобы зрители лучше видели мяч с трибун. В конце 1890-х Нейсмит попросил Эй Джи Сполдинга разработать улучшенную версию баскетбольного мяча. И спустя более 100 лет мячи фирмы «Spalding» являются официальными в НБА, но только раньше они были не очень ровные, не очень круглые и со шнуровкой, что затрудняло дриблинг.

В США баскетбол распространялся по учебным заведениям в качестве элемента уроков физкультуры. Еще до начала XX века баскетбол появился в Канаде, где также понравился студентам колледжей и университетов. Джеймс Нейсмит продвигал баскетбол в США, а колледж МХА, где состоялся первый матч, регулировал правила игры около десяти первых лет существования баскетбола.

Через десять лет Сполдинг выпустит и первую специальную баскетбольную обувь.

С распространением игры проявилось и первое неудобство: лезть на стремянку доставать мяч из корзины после каждого попадания надоедало. В Спрингфилдском колледже на балконе сидел специальный человек, который вынимал мяч из корзины. Затем кто-то предложил вырезать у корзин дно – увы, история не сохранила имя автора и место этого важного изобретения. Но даже дно было вырезано не для того, чтобы мяч проваливался, а чтобы можно было вытолкнуть его из корзины снизу палкой. «Поскольку палки часто не было под рукой, – вспоминал Нейсмит, – нам приходилось использовать другие предметы. К счастью, неопытность игроков приводила к тому, что мяч забрасывался в корзину очень редко».

В 1898 году корзины поменяли на кольца с прикрепленной сеткой. К 1912 году уже были распространены кольца с отверстием в нижней части сетки.

Поскольку в большинстве залов были балконы, то за кольцами сидели зрители, и некоторые недобросовестные болельщики могли мешать попаданию мяча в корзину. И организаторы матчей придумали еще один важный элемент баскетбола – щит. Никто, правда, не предполагал, что щит облегчит попадание мяча в корзину и повысит результативность, а, следовательно, и зрелищность спорта.


В 1895 году прошел первый матч между университетами – его разыграли команды Миннесотской государственной школы агрономии (ныне – университет Миннесоты в Сент-Поле) и колледжа Хэмлайн (ныне – университет Хэмлайн). Хотя первая студенческая команда появилась еще в Вандербилте в 1893 году – но она не играла с другими колледжами.

Баскетбол распространялся с такой пугающей скоростью, что в некоторых местах США YMCA запретила его – баскетбольные матчи вытесняли из физкультурных залов другие виды спорта. Тогда баскетболистам пришлось перебираться в залы для бальных танцев, арсеналы, ангары и другие крупные крытые помещения.

Забавно, но в самом Спрингфилде баскетбол прижился не с первой попытки – в 1899 году баскетбольную команду распустили и вернули только в 1907.

Одним из студентов Нейсмита в Спрингфилде был Уильям Морган. В 1895 году он решил изобрести свою собственную игру – так в Холиоке, в 10 километрах от Спрингфилда, родился «минтонетт». Его мы знаем сейчас по названию «волейбол».

Уже в 1896 году, всего через пять лет после изобретения баскетбола, состоялся первый профессиональный баскетбольный матч. Он проводился в бальном зале, и чтобы мяч не улетал к зрителям, паркет огородили проволочной сеткой. Так появился первый термин для названия баскетбола и баскетболистов – «Cage Game», «cagers», «клеточники». О проволоку легко было пораниться, поэтому ее обычно заменяла сетка из веревок – и так профессионалы играли до 1940-х. В студенческом баскетболе «клетка» была практически сразу запрещена.

В 1898 году родилась первая профессиональная лига. Шесть команд составили Национальную Баскетбольную Лигу – это название (НБЛ) через сорок лет по наследству перейдет к лиге-прародительнице НБА. Игроки зарабатывали около 10 долларов за матч.

Нейсмит очень долго не придавал значения своему изобретению. Для него это была лишь маленькая игра, которая уступала гимнастике и борьбе по своей пользе.

Однажды Нейсмит проводил занятие, на котором сравнивал свои первые правила баскетбола с новыми. Через какое-то время, когда ему снова понадобились те правила, он обнаружил, что забыл их тогда в аудитории. Поиск ни к чему не привел, и вскоре Нейсмит потерял надежду отыскать артефакт. Но через 12 лет он просматривал свои документы и обнаружил конверт без пометок, датированный 1891 годом. Нейсмит вскрыл конверт – и из него выпали две самые важные страницы в истории баскетбола.

Ближе к двадцатым годам XX века. Сначала баскетбол появился в азиатских странах, с которыми США вели активные торговые и дипломатические отношения. Первые баскетбольные команды вне США появились в Японии, Китае и на Филиппинах. Затем баскетбол появился в Южной Америке и Европе.

Особую роль в международной популяризации баскетбола сыграли летние Олимпийские игры в Сент-Луисе 1904 года, в рамках которых американцы устроили показательный турнир среди команд из нескольких близлежащих городов. Позднее на Олимпиадах 1924 и 1928 годов баскетбол также был представлен в качестве показательного вида спорта. В 20-х годах XX века национальные федерации баскетбола появились в десятках стран мира. Тогда же прошли первые официальные международные встречи. Например, в 1919 году прошел баскетбольный турнир между армейскими командами США, Франции и Италии, а в 1923 году во Франции состоялся первый в истории баскетбола международный женский турнир с участием команд из США, Англии и Италии.

Международная федерация баскетбола (ФИБА) была создана в Женеве в 1932 году, а ее первыми участниками стали восемь стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция и Чехословакия.

В 1932 году проводилось собрание совета американских тренеров. Нейсмит не участвовал в нем, но выслал несколько предложений по улучшению игры. Одним из таковых была идея отвести защищающейся команде 30 секунд на то, чтобы отобрать мяч, а нарушение каралось бы штрафным броском. По сути изобретатель баскетбола мог изобрести баскетбол еще раз – его провидческая мысль опередила появление счетчика 24-секунд в НБА на 20 лет. Но он считал, что важнее мотивировать защиту отобрать владение у атаки, а не атаку – скорее выбросить мяч в кольцо.

В том же письме совету Нейсмит предложил награждать попадание издали 4 очками вместо 2. И снова он опередил свое время – трехочковая линия впервые появилась только в 1961 году в АБЛ (в 1979 – в НБА).

В тренерских штабах первых олимпийских сборных было 17 (!) выпускников Спрингфилдского колледжа. С задачей подготовить преподавателей физической культуры колледж явно справлялся.

Вручал первый олимпийские медали также Нейсмит. Все они достались американским командам, причем Джеймс был гражданином двух стран, игравших под проливным дождем в финале – США и Канады. Бронзу взяла сборная Мексики.

Во время Олимпиады в Берлине состоялся первый международный конгресс ФИБА, на котором были приняты единые международные правила баскетбола.

О деталях зарождения баскетбола было известно не так много до 2006 года, когда внучка Нейсмита Хелен, которой на тот момент уже было 74 года, не решила разобраться в пяти пыльных коробках с документами, оставшимися от Джеймса Нейсмита. Там были письма, фотографии, первые правила, описание первой игры самим Нейсмитом и множество других полезных артефактов, рассказавших историю изобретения баскетбола.

Нейсмит никогда не пытался извлечь выгоды из своего изобретения – он даже не зарегистрировал патент на игру, а также всегда отказывался от рекламных контрактов – лишь под конец жизни, по убеждению друзей, он рекламировал баскетбольный мяч фирмы «Роулингс». Однажды к нему в офис зашел адвокат, который обещал ему долю с каждого проданного билета на баскетбольный матч. Нейсмит тут же выгнал адвоката из своего офиса.

Не все согласны с тем, что баскетбол изобрел Нейсмит. Потомки Лэмберта Гилла, директора YMCA в деревне Херкимер, штат Нью-Йорк, утверждают, что именно 19-летний Гилл в 1890 году изобрел этот вид спорта, а первая игра была сыграна еще 7 февраля 1891 года. Но никаких весомых доказательств семья Гилла так и не предоставила, кроме фотографии команды Херкимера, на которой совсем не ясно, каким видом спорта занимались игроки.

В честь Нейсмита студенческая спортивная ассоциация NCAA раздает свои главные награды – именем Нейсмита названы призы лучшему игроку и лучшему тренеру в студенческом баскетболе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!