СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История возникновения и развития генетики, методы генетики.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История возникновения и развития генетики, методы генетики.»

История возникновения и развития генетики, методы генетики.

История возникновения и развития генетики, методы генетики.

Цели урока:  Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами и местом каждого из них в учебной теме. Углубить знания о материальных носителях наследственности. Формировать убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей. Познакомить с логикой научного открытия.

Цели урока:

  • Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами и местом каждого из них в учебной теме.
  • Углубить знания о материальных носителях наследственности.
  • Формировать убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.
  • Познакомить с логикой научного открытия.
  Плохо приходится тому, кто полагает,  что генетикой можно пренебрегать.   Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.  Вильгельм Швебель

Плохо приходится тому, кто полагает,

что генетикой можно пренебрегать.

Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

Вильгельм Швебель

ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение ) - наука о наследственности и изменчивости организмов

ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение ) - наука о наследственности и изменчивости организмов

Наследственность – это способность организмов передавать признаки из поколения в поколения.

Наследственность – это способность организмов передавать признаки из поколения в поколения.

 Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки    Изменчивость Наследственная Ненаследственная (генотипическая) Модификационная  (фенотипическая) связана с изменениями связана с изменениями во в генах (с их перестановкой, внешней среде, вызывающие утратой и т.д.) морфологические (внешние)  изменения

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки

Изменчивость

Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная

(фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями во

в генах (с их перестановкой, внешней среде, вызывающие

утратой и т.д.) морфологические (внешние)

изменения

    ГЕНЕТИКА:    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ    6 этапов в истории развития генетики

ГЕНЕТИКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ 6 этапов в истории развития генетики

Структура современной  генетики фундаментальная генетика (классическая генетика, цитогенетика, молекулярная генетика, эволюционная генетика, генетика популяций и др.)  Прикладная генетика (генетика растений, генетика животных, генетика микроорганизмов, генетика человека).

Структура современной генетики

  • фундаментальная генетика (классическая генетика, цитогенетика, молекулярная генетика, эволюционная генетика, генетика популяций и др.)
  • Прикладная генетика (генетика растений, генетика животных, генетика микроорганизмов, генетика человека).
Методы генетики селекционный метод; цитогенетический метод; популяционный метод; молекулярно-генетический; мутационный метод; генеалогический метод; близнецовый метод и др.

Методы генетики

  • селекционный метод;
  • цитогенетический метод;
  • популяционный метод;
  • молекулярно-генетический;
  • мутационный метод;
  • генеалогический метод;
  • близнецовый метод и др.
 Грегор Иоганн Мендель     (1822 – 1884) австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности 1865 г. «Опыты над растительными гибридами» создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства; разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков; сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)

Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884)

  • австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности
  • 1865 г. «Опыты над растительными гибридами»
  • создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
  • разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
  • сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
  • высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)
1900 год – рождение генетики Гуго Де Фриз (1848 – 1935)  -  голландский ученый Эрих Чермак – Зейзенегг (1871 -1962)  –  австрийский ученый Карл Эрих Корренс (1864 – 1933)  – немецкий ученый  независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя

1900 год – рождение генетики

  • Гуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученый
  • Эрих Чермак – Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученый
  • Карл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый

независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя

В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин « генетика » для обозначения новой науки В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин « ген » в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
  • В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин « генетика » для обозначения новой науки
  • В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин « ген » в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
Томас Хант Морган  (1866 – 1945) 1933 г., Нобелевская премия по физиологии и медицине за экспери- ментальное обоснование  хромосомной теории наследственности «…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»

Томас Хант Морган (1866 – 1945)

1933 г., Нобелевская

премия по физиологии

и медицине за экспери-

ментальное обоснование

хромосомной теории

наследственности

«…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»

Особенности развития отечественной генетики Начало развития генетики в нашей стране приходится на первые годы Советской власти. В 1919 г. в Петроградском университете была создана кафедра генетики, которую возглавил Юрий Александрович Филипченко. В 1930 г. открылась Лаборатория генетики Академии наук СССР под руководством Николая Ивановича Вавилова (с 1933 г. – Институт генетики). В 1920–1930-е гг. наша страна лидировала по всем разделам генетики.

Особенности развития отечественной генетики

  • Начало развития генетики в нашей стране приходится на первые годы Советской власти. В 1919 г. в Петроградском университете была создана кафедра генетики, которую возглавил Юрий Александрович Филипченко. В 1930 г. открылась Лаборатория генетики Академии наук СССР под руководством Николая Ивановича Вавилова (с 1933 г. – Институт генетики).
  • В 1920–1930-е гг. наша страна лидировала по всем разделам генетики.
Кольцов Николай Константинович – предсказал свойства носителей генетической информации; разрабатывал теорию гена; разрабатывал учение о социальной генетике (евгенике).
  • Кольцов Николай Константинович – предсказал свойства носителей генетической информации; разрабатывал теорию гена; разрабатывал учение о социальной генетике (евгенике).
Вавилов Николай Иванович – сформулировал закон гомологических рядов, разработал учение о виде как системе.
  • Вавилов Николай Иванович – сформулировал закон гомологических рядов, разработал учение о виде как системе.
Мичурин Иван Владимирович – открыл возможность управления доминированием.
  • Мичурин Иван Владимирович – открыл возможность управления доминированием.
Серебровский Александр Сергеевич – создал учение о генофонде и геногеографии: «Совокупность всех генов данного вида я назвал генофондом, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в лице генофонда мы имеем такие же национальные богатства, как и в лице наших запасов угля, скрытых в наших недрах».
  • Серебровский Александр Сергеевич – создал учение о генофонде и геногеографии: «Совокупность всех генов данного вида я назвал генофондом, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в лице генофонда мы имеем такие же национальные богатства, как и в лице наших запасов угля, скрытых в наших недрах».
Четвериков Сергей Сергеевич – в работе «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» доказал генетическую неоднородность природных популяций.
  • Четвериков Сергей Сергеевич – в работе «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» доказал генетическую неоднородность природных популяций.
Дубинин Николай Петрович – доказал делимость гена; независимо от западных исследователей установил, что важную роль в эволюции играют вероятностные, генетико-автоматические процессы.
  • Дубинин Николай Петрович – доказал делимость гена; независимо от западных исследователей установил, что важную роль в эволюции играют вероятностные, генетико-автоматические процессы.
Шмальгаузен Иван Иванович – разработал теорию стабилизирующего отбора; открыл принцип интеграции биологических систем.
  • Шмальгаузен Иван Иванович – разработал теорию стабилизирующего отбора; открыл принцип интеграции биологических систем.
Шмальгаузен Иван Иванович – разработал теорию стабилизирующего отбора; открыл принцип интеграции биологических систем.
  • Шмальгаузен Иван Иванович – разработал теорию стабилизирующего отбора; открыл принцип интеграции биологических систем.
Дата Вклад ученых в развитие генетики 1856-1865 Работы Грегора Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности. 1900 К. Корренс, Г. де Фриз и К. Чермак переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем. 1901-1903 Разработана мутационная теория Г. де Фриза 1911 Т. Морган сформулировал хромосомную теорию 1920 Русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 1962 Английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности 1968 Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код 1990-2000 Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы.

Дата

Вклад ученых в развитие генетики

1856-1865

Работы Грегора Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.

1900

К. Корренс, Г. де Фриз и К. Чермак переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем.

1901-1903

Разработана мутационная теория Г. де Фриза

1911

Т. Морган сформулировал хромосомную теорию

1920

Русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

1962

Английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности

1968

Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код

1990-2000

Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы.

История генетики в датах 1935г - экспериментальное определение размеров гена 1953 – структурная модель ДНК 1961 – расшифровка генетического кода 1962 – первое клонирование лягушки 1969 – химическим путем синтезирован первый ген 1972 – рождение генной инженерии 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека 1980 – получена первая трансгенная мышь 1988 – создан проект «Геном человека» 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии 1997 – клонировали овцу Долли 1999 – клонировали мышь и корову 2000 год – геном человека прочитан!

История генетики в датах

  • 1935г - экспериментальное определение размеров гена
  • 1953 – структурная модель ДНК
  • 1961 – расшифровка генетического кода
  • 1962 – первое клонирование лягушки
  • 1969 – химическим путем синтезирован первый ген
  • 1972 – рождение генной инженерии
  • 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека
  • 1980 – получена первая трансгенная мышь
  • 1988 – создан проект «Геном человека»
  • 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии
  • 1997 – клонировали овцу Долли
  • 1999 – клонировали мышь и корову
  • 2000 год – геном человека прочитан!
Значение генетики в современном мире:  а) для решения проблем медицины;  б) в сельском хозяйстве;  в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.

Значение генетики в современном мире:

а) для решения проблем медицины;

б) в сельском хозяйстве;

в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.

Основные генетические понятия Фенотип – совокупность всех призна-ков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды). Генотип – совокупность всех генов особи. Ген – участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке. Аллельные гены – это гены, распола-гающиеся в гомологичных хромосомах. Локус – место расположения гена в хромосомах.

Основные генетические понятия

  • Фенотипсовокупность всех призна-ков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды).
  • Генотипсовокупность всех генов особи.
  • Генучасток молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке.
  • Аллельные геныэто гены, распола-гающиеся в гомологичных хромосомах.
  • Локус – место расположения гена в хромосомах.
Основные генетические понятия Гомозиготы – это организмы, кото-рые при скрещивании не дают рас-щепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет; имеют одинаковые гены).   АА, ВВ или аа, bb .   Гетерозиготы - это организмы, кото-рые при скрещивании дают расщеп-ления признаков в следующем поко-лении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).  Аа, В b , Сс и т.д.

Основные генетические понятия

  • Гомозиготыэто организмы, кото-рые при скрещивании не дают рас-щепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет; имеют одинаковые гены).

АА, ВВ или аа, bb .

Гетерозиготы - это организмы, кото-рые при скрещивании дают расщеп-ления признаков в следующем поко-лении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).

Аа, В b , Сс и т.д.

Основные генетические понятия Доминантный ген – это преобладаю-щий Аа, АА (аллель, который обеспе-чивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетерозигот-ном состоянии). Рецессивный ген - подавляемый аа (это аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомозиготном состоянии). Гибридологический метод – метод основанный на скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. (Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание…).

Основные генетические понятия

  • Доминантный генэто преобладаю-щий Аа, АА (аллель, который обеспе-чивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетерозигот-ном состоянии).
  • Рецессивный ген - подавляемый аа (это аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомозиготном состоянии).
  • Гибридологический методметод основанный на скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. (Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание…).
Первоначально генетика изучала общие закономерности наследственности и изменчивости на основании фенотипических данных.  Понимание механизмов наследственности, то есть роли генов как элементарных носителей наследственной информации, хромосомная теория наследственности и т. д. стало возможным с применением к проблеме наследственности методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин.  Сегодня известно, что гены реально существуют и являются специальным образом отмеченными участками ДНК или РНК — молекулы, в которой закодирована вся генетическая информация .
  • Первоначально генетика изучала общие закономерности наследственности и изменчивости на основании фенотипических данных.
  • Понимание механизмов наследственности, то есть роли генов как элементарных носителей наследственной информации, хромосомная теория наследственности и т. д. стало возможным с применением к проблеме наследственности методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин.
  • Сегодня известно, что гены реально существуют и являются специальным образом отмеченными участками ДНК или РНК — молекулы, в которой закодирована вся генетическая информация .
Сравнение классических и современных идей о природе гена Классические идеи о природе гена Ген в свете молекулярной генетики 1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы. Ген - единица мутации, функции и рекомбинации. 1. Ген - физико-химический объект, участок молекулы ДНК. 2. Ген - единица функции, мутации и рекомбинации; последней подвергаются и более мелкие единицы. 3. Ген делим, обладает сложной структурой. 4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положе-ния в хромосомах. 5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. 6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, нахо-дящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов). Ген - неделимая единица. 4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов. 5. Ген - устойчивая структура, спо-собная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов. 6. Гены расположены исключи-тельно в хромосомах.

Сравнение классических и современных идей о природе гена

Классические идеи о природе гена

Ген в свете молекулярной генетики

1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

  • Ген - единица мутации, функции и рекомбинации.

1. Ген - физико-химический объект, участок молекулы ДНК.

2. Ген - единица функции, мутации и рекомбинации; последней подвергаются и более мелкие единицы.

3. Ген делим, обладает сложной структурой.

4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положе-ния в хромосомах.

5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, нахо-дящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов).

  • Ген - неделимая единица.

4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

5. Ген - устойчивая структура, спо-собная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.

6. Гены расположены исключи-тельно в хромосомах.

Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем: Родительские особи обозначаются буквой Р от слова ( parents ) – родители. Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова ( Filli ) – потомство, дети. В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например,  F 1 – гибриды первого поколе-ния). Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса). Женская особь ♀ (Зеркало Венеры). Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака). Большой буквой обозначается доминантный аллель (А) Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)

Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем:

  • Родительские особи обозначаются буквой Р от слова ( parents ) – родители.
  • Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова ( Filli ) – потомство, дети.
  • В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например, F 1 – гибриды первого поколе-ния).
  • Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса).
  • Женская особь ♀ (Зеркало Венеры).
  • Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака).
  • Большой буквой обозначается доминантный аллель (А)
  • Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)
Алгоритм решения задач по генетике Дано: Ген Признак Решение: А - жёлтый цвет Р: ♀ АА х ♂ аа а - зелёный цвет жёл зел Р - АА х аа Гаметы: А а _____________________  F 1: Аа : Аа : Аа : Аа Фенотипы и генотипы F 1 - ?  все жёлтые (100%) F 2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа   жёл жёл  Гаметы: А и а А и а  F 2: АА Аа Аа аа  ж ж ж з  75% жёлтые, 25% зелёные  3 : 1  Мейоз, в каждую гамету ( n )  попадает  только один ген из пары.

Алгоритм решения задач по генетике

  • Дано:
  • Ген Признак Решение:
  • А - жёлтый цвет Р: ♀ АА х ♂ аа
  • а - зелёный цвет жёл зел
  • Р - АА х аа Гаметы: А а
  • _____________________ F 1: Аа : Аа : Аа : Аа
  • Фенотипы и генотипы F 1 - ? все жёлтые (100%)
  • F 2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа
  • жёл жёл
  • Гаметы: А и а А и а
  • F 2: АА Аа Аа аа
  • ж ж ж з
  • 75% жёлтые, 25% зелёные
  • 3 : 1
  • Мейоз, в каждую гамету ( n )
  • попадает
  • только один ген из пары.
Вывод : таким образом, генетика- это наука о закономер-ностях наследственности и изменчивости - двух противо-положных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.  Вспомните цели урока  Сформулируйте выводы, дополнив предложения: Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что ____________ . Изучая генетику, я хочу _____________ . На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ .

Вывод : таким образом, генетика- это наука о закономер-ностях наследственности и изменчивости - двух противо-положных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.

Вспомните цели урока

Сформулируйте выводы, дополнив предложения:

Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что ____________ .

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ .

1. Что изучает генетика? 2. Как называется совокупность наследственных признаков, полученных от родителей? 3. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков организма? 4. Основной метод, применяемый для изучения закономерностей наследования признаков.

1. Что изучает генетика?

2. Как называется совокупность наследственных признаков, полученных от родителей?

3. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков организма?

4. Основной метод, применяемый для изучения закономерностей наследования признаков.

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание: Изучить с. 253-255.  составить кроссворд с генетическими терминами.  создание презентации по теме:  «История развития генетики» или «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Домашнее задание:

  • Изучить с. 253-255.
  • составить кроссворд с генетическими терминами.
  • создание презентации по теме:

«История развития генетики» или «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!