СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко-культурный стандарт как система взглядов на современное историческое образование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является первой частью материала об ИКС (историко-культурном стандарте). В ней обозначены особенности историко-культурного стандарта как системы взглядов на современное историческое образование. Приводятся принципы Концепции нового учебно-методического комплекса. Раскрывается линейная модель преподавания отечественной истории в школе.

Просмотр содержимого документа
«Историко-культурный стандарт как система взглядов на современное историческое образование.»

«Историко-культурный стандарт как система взглядов на современное историческое образование».



Автор: Малышев Николай Иванович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области.

Введение.

История как совокупность общественных наук о прошлом человеческого общества исследует сохранившиеся остатки культуры. Результаты этой работы позволяют ученым получать объективную информацию об обществе в его развитии и многообразии. История является одной из основ государства. Именно общая история наряду с языком, культурой, общей территорией проживания объединяет людей, сплачивает их в народ, нацию.

Начиная с горбачевских времен, а затем и в 90-е годы ХХ века в нашей стране зародилась практика подмены в истории подлинного ложным для обеспечения определенной тенденции политической деятельности. Это было нужно тем бизнес и политическим кругам, которые жаждали потери Россией конкурентоспособности в геополитике и на мировом рынке ради собственного вхождения в число мировой элиты. Проявлялась эта тенденция и в написании учебников истории, в которых была на лицо фальсификация фактов, развенчание героев. Одно сознательно искажалось, а о другом вообще не говорилось ни слова. Учебники часто писались на зарубежные гранты, что само по себе многое объясняет.

В нулевые годы нашего века становилось очевидным неприятие обществом сложившегося положения. Патриоты все более упорно и настойчиво стали сражаться против либеральных взглядов, за сбережение подлинной истории страны. В конце нулевых – начале первого десятилетия века изменилась и внутриполитическая ситуация. Власть заявила о том, что патриотизм – это и есть идеология нашего народа. А защита собственной истории стала фактором обеспечения национальной безопасности.

Начавшиеся изменения в жизни общества, модернизация экономики и других областей жизни страны привели к позитивным переменам и в общественных науках – истории, философии, социологии. 15 мая 2009 года был подписан Указ о создании Комиссии при президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Был определен порядок деятельности Комиссии, ее состав. Возглавил комиссию С.Е. Нарышкин – в то время Руководитель Администрации Президента РФ. С этого началась разработка критериев оценки исторических фактов и их значения для развития страны. И сегодня профессионалы и неравнодушные граждане уделяют серьезное внимание этой проблеме.

20 июня 2012 г. произошло важнейшее событие - было воссоздано Российское историческое общество. Учредителями его стали Российская академия наук, МГУ им. М.В.Ломоносова, Университет СПб, МГИМО – всего 27 учреждений образования, науки, искусства, СМИ. Общество поставило перед собой задачу формирования общероссийской исторической культуры на базе непредвзятого изучения фактов, их публикации. Популяризация истории есть средство сохранения национальной памяти. Познавая историю, человек осознает себя частью своего народа, принимает как должное необходимость служения Родине и заботы об общественном благе. Символично, что на логотипе общества изображен памятник Минину и Пожарскому скульптора И.П. Мартоса. Спасителям родины поставили памятник на Красной площади с надписью на постаменте - «Гражданину Ми­нину и князю Пожарскому благодарная Россия». Два великих гражданина возглавили борьбу народа за независимость страны в 1612 году и победили в этой борьбе.

1. Историко-культурный стандарт как новый взгляд на историю страны.

В феврале 2013 года эта тенденция продолжилась. Президент В.В. Путин выдвинул идею разработки «единого учебника» истории. Уже в апреле начала свою работу группа по координации разработки новых учебников истории. Во главе ее стал глава Российского Исторического Общества (в то время спикер ГД) Сергей Нарышкин.

1 июля 2013 года на суд общественности был представлен проект историко-культурного стандарта (ИКС). Обнародование документа рабочей группы по подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является знаковым событием для современного российского общества. Ведь ставкой в борьбе патриотов за сбережение истории является наше государство и цивилизация. Молодые люди должны знать подлинную историю своей страны, малой родины, своего народа. Они должны гордиться своей страной, ее историей. В таком аспекте перемены в преподавании этого учебного предмета очевидно назрели и требуют своего осуществления.

Сразу же началось широкое профессиональное и общественное обсуждение этого документа. Важнейшим моментом стало определение в ИКС всех обязательных для изучения основных исторических дат, событий, явлений, понятий и персоналий с древнейших времен до наших дней. К этой работе были привлечены академики, лучшие ученые-историки. Результатом серьезной работы стало формирование трактовки событий, основной точки зрения для их освещения. Так началась работа над новыми учебниками для школы.

На портале «Президента России» опубликовано выступление В. В Путина на встрече с авторами концепции нового учебника истории (16 января 2014 года). В нем Президент высказал свое видение проблемы реформирования преподавания отечественной истории. Во встрече также участвовали Председатель ГД председатель Российского исторического общества, руководитель рабочей группы по подготовке концепции нового учебника истории Сергей Нарышкин, помощник Президента А. Фурсенко, Министр образования Д. Ливанов, Министр культуры В. Мединский, представители научного, образовательного и экспертного сообществ.

Историко – культурный стандарт дает принципиальные объективные оценки историческим событиям, политическому устройству. Лучшие ученые и педагоги страны разработали в помощь преподавателю перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий (мы рассмотрим их в п.5 плана модуля). Важнейшее значение для подготовки учебно- методических комплексов приобретают основные подходы в обучении сегодняшних школьников российской истории. Они также предложены в историко-культурном стандарте. Перемены в школьном историческом образовании вполне соответствуют значительно возросшему интересу и требовательности общества и к образованию, и к исторической науке.

В нашем обществе не стихают дебаты по поводу событий и личностей из прошлого. Их оценка зачастую определена политическими взглядами, интересами участвующих в обсуждении людей. В такой обстановке преподавателю на основе ИКС теперь будет легче выработать взвешенную, объективную позицию. Эта позиция будет донесена на занятиях обучающимся и послужит правильному, объективному освещению исторических событий.

Учитель имеет возможность использовать современные достижения исторической науки, оперировать вновь открытыми фактами, а также введенными в научный оборот документами. Одним из последних примеров возникновения такой возможности у учителя является опубликование Министерством обороны РФ ста прежде не известных документов о начале Великой Отечественной войны. С их помощью можно найти ответы на многие острые вопросы, будоражащие сегодня наше общество. Познакомьтесь с этими свидетельствами советских полководцев о первых днях страшной войны.

2. Реализация историко–культурного стандарта.

Модернизация школьного исторического образования проходит в связи с внедрением Историко-культурного стандарта (ИКС). Он стал составной частью подготовленной по поручению Президента в 2013-2014 годах «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». В Стандарте предложены научные, объективные оценки исторических событий, главные подходы к изучению российской истории в сегодняшней школе. Приведен перечень рекомендуемых к изучению тем, понятий и терминов, событий и личностей. В помощь преподавателю приводится перечень основных исторических источников. И все это разработано как научная основа содержания школьного курса истории.

Результатом внедрения ИКС станет возникновение у обучающихся представления об истории России и мира как едином процессе. На занятиях должна быть подчеркнута связь всех исторических этапов между собой и с современным положением нашей страны в мире. Молодые люди должны понять и почувствовать важность сегодняшнего места и роли России в мире. Необходимо подчеркивать особую роль всех народов, населяющих нашу страну, их культуры в истории России и в мировой истории. Крайне важно формировать собственную, индивидуальную позицию обучаемых в отношении истории и современного облика страны.

В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории заложены базовые принципы школьного исторического образования. Среди них:

  • связь между явлениями в процессе развития общества, сохранение и передача социальных и культурных ценностей, традиций от поколения к поколению;

  • непрерывность процесса формирования государственности, государственной территории и единого многонационального российского народа, его главных символов и ценностей;

  • формирование представления об истории России как неотделимой составной части мировой истории, понимания особенностей развития страны, ее места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • формирование убежденности в необходимости верховенства права, социальной солидарности, безопасности, свободы и ответственности.

  • возможности достижения с помощью исторического образования целей воспитания патриотов, граждан России;

  • развитие убеждения в важности согласия и уважения между государством и народами для успешного развития страны и мира;

  • изучение разных аспектов жизни в истории государства и общества России, разных движущих сил процессов и явлений, их разных черт;

  • представление событий в истории страны с учетом способности обучаемых воспринимать и усваивать явления внешнего мира, осмысливать их на основе предшествующего опыта;

  • развитие у учащихся способности к межкультурному диалогу, к уважительному отношению к российской и мировой культуре.

Историко-культурный стандарт характеризуется изменениями и в содержательной части учебного предмета - российской истории для средней школы. Они коснулись следующих аспектов преподавания:

1. уточнена периодизация российской истории, отдельных дат и терминов;

2. составлен перечень «трудных вопросов» в истории России, вызывающих повышенное внимание и по-разному оценивающихся в обществе. Это поможет учителям грамотно расставлять акценты, формулировать позицию и доносить ее учащимся;

3. усилен патриотический аспект при изучении истории России, например, усилено внимание к изучению истории Великой Отечественной войны;

4. проблемы духовно-нравственной культуры народов нашей страны заняли особое место в преподавании;

5. краеведение стало обязательным для изучения (региональный/локальный компонент).

В настоящее время в распоряжении учителей появился учебно-методический комплекс, написанный на основе историко-культурного стандарта. В него входят учебная программа курса истории, учебники, методические пособия, книги для учителя, комплекты карт и электронных приложений. Этот учебно-методический комплект способствует достижению нескольких целей.

  • создания условий для эффективного обучения школьников истории России;

  • демонстрации единства истории России с мировой историей;

  • представления истории страны как результата деятельности многих поколений;

  • яркости, красочности изложения и легкости восприятия учебного материала.

В «Рекомендации по переходу на УМК по истории России (6-10)», подготовленном издательством «Просвещение» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова четко обозначены все его этапы и средства. Форма презентации, в которой изложены предложения позволяет получить материал в структурированном виде и лучше разобраться в нюансах. Вам необходимо ознакомиться с этим материалом для четкого понимания дорожной карты процесса реформирования преподавания истории.

Все требования к школьному курсу отечественной истории заложены в Примерной программе учебного предмета «История», входящей в Примерную основную образовательную программу основного общего образования. Она была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15. Программа опубликована на портале Реестра примерных основных общеобразовательных программ Минобрнауки России. Настоятельно рекомендуем вам посетить реестр и познакомиться с обеими программами.

3. Линейная модель преподавания истории в школе.

Десятилетия преподавание истории в школе велось по «концентрической» системе. Во время широкого обсуждения проблем, связанных с проблемой преподавания истории в школе, и профессионалы, и родители решительно высказались за изменение принципа организации курса истории в школе.

После того, как в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [10] убрали отдельные нормативные ограничения, стало возможным сделать это. Было принято решение о переходе к линейной модели преподавания предмета. Она будет применяться с 5 по 10 классы. «История» как учебный предмет входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным. Минимальное количество часов – 68 часов в год или 2 часа в неделю.

В начале изучения предмета - курс всеобщей истории. Школьники получают представление о пути развития человечества, народов и государств. Обязательно четко выделяется мысль о передаче и усвоении социальных и культурных ценностей, всей совокупности традиций народов от поколения к поколению. Важно подчеркнуть место и роль России в мировом историческом процессе.

В начальной школе (3-4 классы) изучаются рассказы по истории России. Это сокращенное изложение предмета в систематизированном виде, т. е. подготовительный, вводный курс, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. Подготовительный курс также решает задачи становления личности в процессе усвоения историко-культурных знаний, эмоциональных ценностей и норм общества. Рассказы по истории демонстрируют неразрывную взаимосвязь истории России, города, села, семьи ученика.

В дальнейшем при прохождении систематических курсов истории России и всеобщей истории (5 – 10 классы) ставится задача выработать основные представления о нашей родине, ее развитии и достойном месте в мировой истории. Важнейшим требованием в преподавании является постоянное использование на занятиях многоуровневого подхода. Нужно подчеркивать связь истории государства в целом с историей его регионов, народов, населяющих страну, с историей социальных групп, семьи и человека. Именно такое преподавание делает из человека гражданина. При этом он чувствует свою принадлежность к определённому этносу, религиозной общности. Учитель должен прививать навыки работы с историческими источниками не только по истории страны, но и по истории своего края.

Изучение предмета в 11 классе может быть различным – базовым или углубленным. Выбор уровня преподавания зависит от таких факторов, как желания выпускников, родителей и возможности школы осуществить это желание. Школа имеет право использовать индивидуальный учебный план, осуществлять один или несколько профилей обучения.

Арсенал методов в 11 классе существенно увеличивается. Это касается историко-методологических, формирующих культуру и личностно значимых компонентов исторической подготовки школьников. Необходимо добиться синтеза знаний по истории России и формируемого у обучающихся мировоззрения, а также умения анализировать события прошлого и наших дней. Для этого идет работа с комплексами исторических источников, анализируются, сравниваются между собой факты из отечественной и всеобщей истории.

Углубленное изучение истории предполагает, кроме освоения базового уровня, приобретение учащимися знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии; овладение основными приемами работы с историческими источниками; формирование умений оценивать различные исторические версии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!