СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истрия создания Суворовских училищ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный материал к классному часу "История зоздания Суворовских училищ"

Просмотр содержимого документа
«Истрия создания Суворовских училищ»

История создания Суворовских училищ.

  1. Вступление

Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам".

Заповедь великого полководца свято чтили в кадетских корпусах России. Недаром один из корпусов был назван суворовским. Не случайно в Доме ветеранов первой мировой войны в Сан-Франциско, где по сей день собираются живущие там российские кадеты, есть Суворовский зал с бюстом генералиссимуса. Естественен вопрос: имел ли какое-либо отношение к кадетским корпусам сам автор "Науки побеждать"?

  1. Основная часть.

  1. Военные училища до Великой Отечественной войны.

В "Истории Лейб-гвардии Семеновского полка" П. Дирина помещен "Список генералиссимуса, генерал-фельдмаршалов, гражданских чинов 1-го класса и министра, служивших и числившихся в Лейб-гвардии в Семеновском полку", который начинается следующей записью: "Генералиссимус: князь Италийский граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Поступил в Лейб-гвардию в Семеновский полк солдатом в 1742 году. Оставался в этом звании восемь лет, посещая в свободное от службы время классы шляхетного кадетского корпуса . Так что будущий полководец в возрасте 12-20 лет изучал науки в корпусе, который затем с 1794 по 1797 год возглавил его ученик - генерал М.И. Голенищев-Кутузов. Следовательно, связь у кадетских корпусов с А.В. Суворовым непосредственная.[1]

Российское государство посредством кадетских корпусов решало две задачи: во-первых, оказывало помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давало детям, предназначенным к воен­ной службе в офицерском звании, "общее образование и соответствующее предназначению воспитание" .[1]

Эти же задачи необходимо было решать и новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако в то время вся существовавшая в России до 1917 года система подготовки военных кадров была до основания разрушена. Новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было. Но в конце концов в системе Наркомпроса были созданы специальные школы - средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.

Артиллерийские спецшколы существовали с 1937 по 1946 год, затем в 1947 г. они были реорганизованы в артиллерийские подготовительные училища, завершившие свою историю в 1955 году. Военно-морские спецшколы и спецшколы ВВС были сформированы в 1940 году. Будущих моряков в них готовили до 1944 г., а летчиков - до 1955 года.

Учились в спецшколах 3 года, с восьмого по десятый класс. Кроме общеобразовательных дисциплин в учебные планы были включены основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Местные учащиеся жили дома, а иногородние - в общежитии. Летом в спецшколах проводился двухмесячный лагерный сбор.

Жестокое  время  Великой Отечественной войны стало серьезным испытанием для спецшкольников первых наборов. Среди них был и Анатолий Круковский, учившийся с 1937 по 1940 год в 7-й артиллерийской Ленинградской спецшколе . 19 ноября 1942 года его батарея вела огонь у разрушенных стен Сталинграда по противнику, имевшему па этом направлении шестикратное превосходство. Профессор, доктор технических наук генерал-майор в отставке Анатолий Станиславович Круковский передавал свой богатый боевой опыт вместе с последними достижениями военной науки слушателям и преподавателям Военной (бывшей Михайловской) артиллерийской академии .[2]

  1. Создание Суворовских военных училищ.

Суворовские военные училища были созданы во время Великой отечественной войны в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Тогда же они получили своё название в честь русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова[4][5]. Инициатором их создания был генерал-лейтенант Алексей Игнатьев, обратившийся 17 апреля 1943 года с письмом к И. В. Сталину: он предлагал, в виде опыта, создать один кадетский корпус в Москве. Сталин сделал 2 поправки: училища были названы Суворовскими; и создавались сразу 9 училищ "типа старых кадетских корпусов".

В 1943 году открылось 11 училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в Астрахани), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Калининское, Орловское (в Ельце), Ставропольское, Ташкентское, Кутаисское (два последних — училища НКВД, позже — МВД, для детей пограничников);

Цель создания суворовских училищ определялась следующим образом - "подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование". Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР предписывало Народному комиссариату обороны:

-училища сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года;

-к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;

-к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;

-к 15 сентября представить на утверждение СНК "образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ".

Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ. .[4]

В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, с центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным имуществом, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев - "воспитанник". И только через два года воспитанников СВУ стали называть "суворовцами".

В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот, были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.

В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.

С медалью "За оборону Сталинграда" пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он но мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен. Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом, с медалью за оборону этого города поблескивала медаль "За боевые заслуги". Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 г., а Коля ушел в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешел линию фронта. Провел в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль "За боевые заслуги". С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калининского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбежке в этом же городе. Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году, Так и шел он боевыми дорогами с саперами, пока не отправили его в ноябре 1943 г. в суворовское училище. До сих пор вспоминает полковник запаса Меркушев Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль "За победу над Германией".

К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...

1 декабря во всех 11 училищах начался в торжественной обстановке учебный год. Это событие отметили в специальных статьях, репортажах местные и центральные газеты. В редакционной статье "Красная звезда" писала: "Суворовские военные училища - преемники лучших традиций старых кадетских корпусов. Много замечательных офицеров и генералов нашей армии начинали свой армейский путь кадетами. В одном из наставлений о кадетских корпусах сказано: "русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию... "".[2]

В течение декабря первым СВУ были вручены Боевые Знамена. А в это время в Москве была завершена разработка "Положения о Суворовских военных училищах". Несомненно, что составители этого документа, добросовестно следуя Постановлению от 21.08.43 г., основательно проштудировали "Положение о кадетских корпусах" 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: "Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 г.: "Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Только вот понятие "воспитание" у Положений различное, соответствующее у каждого духу своего времени. Отмечу только, что "Положение о кадетских корпусах" не только называло воспитательные цели в корпусах, как "подготовление... к будущей службе Государю и Отечеству, но и указывало, посредством чего эти воспитательные цели достигаются. В "Положении о Суворовских военных училищах" требовалось "воспитывать у учащихся беззаветную преданность и любовь к Родине и Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)". Указывались и другие воспитательные цели, но пути их достижения приведены не были. Так что повое Положение оказалось не таким универсальным, как Положение 1886 года. .[4]

    1. Структура и внутренний распорядок Суворовских училищ.

Согласно "Положению о Суворовских военных училищах" и штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при .начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела,  В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трех взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания "вице-сержант" и "старший вице-сержант". Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание "вице-старшина",Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.

Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании "Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища". В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.

В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ: Казанское, Куйбышевское, Горьковское, Саратовское, Тамбовское, Тульское, в 1953 году — Минское, в 1955 году — Ленинградское

Они были   учреждены   Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как дне капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.

В 1945 году состоялся первый выпуск из суворовских училищ, созданных комиссариатом внутренних дел. Их первые выпускники провели в стенах училища всего лишь два года. В основном они продолжили учебу в пограничных училищах. Затем охраняли сухопутные и морские границы нашей страны. Многие выпускники отличились при охране государственной границы. В 1948 году, когда сделали первый выпуск СВУ Народного комиссариата обороны, лейтенант Борис Зимин, окончивший Ташкентское СВУ в 1945 г., был награжден высшей правительственной наградой за то, что один задержал двух хорошо подготовленных нарушителей границы.

Год первого выпуска из суворовских училищ стал и началом экспериментов над ними. Кавказское СВУ с 1948 г. реорганизовали в Суворовское офицерское училище. По сути дела оно объединило два военно-учебных заведения - суворовское и пехотное училища. [3]

  1. Развитие Суворовских училищ в советское и постсоветское время.

С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.

Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заве­дений, поэтому в 1958 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.

25 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление "О порядке приема в суворовские и нахимовские училища", которое, оказало неблагоприятное воздействие на дальнейшую судьбу суворовских училищ. Некоторые СВУ были расформированы и на их базе были устроены образцово-показательные школы-интернаты. Оставшиеся СВУ были переведены на трехлетнее обучение.

В 1964 г. срок обучения в СВУ был сокращен до 3 лет, с 1969 г. - до двух (9-й и 10-й классы).

В 1975 году в СССР действовало 8 училищ: Казанское, Калининское, Киевское (бывшее Харьковское), Ленинградское, Минское, Московское (бывшее Горьковское), Свердловское и Уссурийское (бывшее Курское). .[4]

После распада СССР российские СВУ в 1992 г. вновь перешли на трехлетнее обучение. В конце 1990-х гг. в них был введен семилетний образовательный цикл. В 2009 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков уволил из армии работавших в училищах офицеров-воспитателей и отстранил суворовцев от участия в парадах Победы 9 мая, мотивируя это тем, что марш отвлекает их от учебной деятельности. Однако возглавивший оборонное ведомство в ноябре 2012 г. Сергей Шойгу эти решения отменил. До 2009 г. поступить в эти учебные заведения могли только молодые люди, после возможность обучаться получили и девушки.

В настоящее время в России существуют десять суворовских военных училищ Минобороны РФ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Московское военно- музыкальное, Пермское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское (Владикавказ, Северная Осетия - Алания), Тверское, Ульяновское, Уссурийское (Приморский край), а также шесть суворовских училищ Министерства внутренних дел РФ - Астраханское, Грозненское (Чечня), Елабужское (Татарстан), Новочеркасское (Ростовская обл.), Санкт- Петербургское, Читинское (Забайкальский край).

В СВУ поступают дети с 5 класса, срок обучения составляет 7 лет. Как и прежде, суворовцы проживают в училище.

В 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу изменил правила поступления в СВУ. Прием проводится на конкурсной основе при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Были отменены льготы для детей военных, внуков Героев России, а также для внуков и правнуков Героев СССР. В случае одинаковых показателей на вступительных экзаменах предпочтение все же отдается детям военнослужащих и ветеранов военной службы. .[2]

  1. Выдающиеся выпускники.

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие. Космонавт Владимир Джанибеков, закончивший Ташкентское СВУ в 1960 г., так отзывается о нем, "Если я чего и добился в жизни, то этим я обязан суворовскому училищу. Я убежден, что необходимо развивать сеть суворовских и нахимовских училищ. Так готовить кадры будущих офицеров, как это делают суворовские и нахимовские училища, не сможет никто!" .[2]

Ш. Заключение.

Сегодня основой воинского воспитания суворовцев становятся славные традиции русской армии, ее офицерства. И, несомненно, большую роль и воспитании суворовцев играет изучение традиции их предшественников - кадетских корпусов России. Да и у самих суворовцев за полувековую историю сложились славные традиции.



Литература и источники.

1.Абрамычев А.И. «Кто знамени присягал…»/ Алексей Абрамычев.-(Память)//Наш современник.-2011.- с. 245-254

2. Бовищанский Т. Завещание Суворова/ Т. Бовищанский/// Пионер.-2013.-№7.-с.2-7

3.Суворовские военные училища за двадцать лет, // Сб-к статей // М.: Восниздпт, 1963

4.http://www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/comm.htm

5.https://tass.ru/info

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Суворовское военное училище




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!