Методы | Осуществляемые действия | Примеры заданий |
Метод наблюдения | Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; | Что происходит с побегом комнатного растения на подоконнике, если его не поворачивать в течении 14 дней. Что происходит с кожным покровом после надавливания пальцем? Что вы наблюдаете при освещении глаза соседа по парте фонариком.? Пронаблюдайте в микроскоп реакцию инфузории на соль? Что происходит с цветком тюльпана при затенении и усиленном освещении? Проведите наблюдение за изменением размера почек куста сирени с наступлением весны. Проведите наблюдение работоспособности ученика при статической и динамической нагрузке. |
Исторический метод | Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. | Почему никто не смог сконтруировать микроскоп до Гука? Установите ,каковы на Ваш взгляд, причины ошибочных суждений о эволюции Аристотеля(Линнея,Ламарка,Ф.Рэди). Почему именно в данное историческое время появился труд Ч.Дарвина и не ранее? Почему лечение раковых заболеваний стало возможным только в конце 20 века? Почему клонирование организмов нельзя было выполнить в середине 20 века? Какие знания позволили судить о изменении климата Земли? Каковы причины сохранения необычных животных в Австралии? Почему так важна работа геологов совместно с биологами в разрезах карьеров. Можно ли утверждать, что эволюция не имеет направления? |
Метод описания | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий (для географов). | Ученик вправе начать с того, что он считает наиболее существенным. Сам составляет план и сам по нему описывает. Составьте план ,осуществите сбор информации ,опишите и объясните признаки сукцессионный изменений водоема в центре села Филиппенково. Составьте план ,осуществите сбор информации, опишите и объясните причину значительного зарастания стеблей древесных растений мхом в близи школьной кочегарки и отсутствия такого в сквере. Составьте план, осуществите сбор информации, опишите и объясните причину разной длины и площади листовой пластинки на разных участках побега дерева. Составьте план, осуществите сбор информации, опишите и объясните причину изменения наклона побега комнатного растения к окну. |
Картографический (для географов) | Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. | |
Статистический | Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений). | 1.Если найдете ошибки, исправьте их. Объясните свои действия. Царство. Отдел. Класс. Род. Семейство. Вид. 2. Если найдете ошибки, исправьте их. Объясните свои действия На Земле встречается много видов берез, в том числе карликовая ,каменная, бородавчатая и белая.. 3.Исправьте найденные ошибки: Леса бывают березовыми, хвойными и лиственными.К топливным полезным ископаемым относятся торф, бурый уголь, древесный уголь и каменный уголь. 4.Исправить логическую ошибку. Для умеренных широт характерны смешанные и лиственные леса, например дубовые. 5.Полезно предложить ученикам объяснить, к каким ложным выводам может привести суждение, построенное на ошибке в классификации. Царство.Животные. Класс.Млекопитающие. Отряд .Хищные. Семейство.Волчьи. Род.Волк. Вид.Собака Домашняя. |
Сравнительный | Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. | Начиная с определения сходства и различия по одному-двум признакам. установление отношений между понятиями, в том числе отношений соподчинения – между родом и видом. 1) Назовите существенные признаки (основания), по которым можно описывать листья. 2) Назовите изменяющиеся (варьирующие) признаки у листьев(пород собак или кошек). 3) Выберите два любые признака и сравните по ним два или три листа по вашему выбору. Сформулируйте свой ответ в форме сложносочиненного предложения. Предложить сформулировать свой вариант ответа и другим ученикам. 4.Прочитайте предложения (суждения) и объясните: а) как вы понимаете их смысл; б) какие из них вы считаете правильными / неправильными, почему; в) в каких из них обобщение понятия сделано верно. = Волк – это хищный зверь. = Хищный зверь – это волк. |