СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги внедрения ФГОС в 1 в классе МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан 2014-2015 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

            Хотелось бы поделиться своими впечатлениями, высказать свою точку зрения, обозначить проблемы и указать на трудности при введении новых государственных стандартов. Работаю по УМК «Перспектива»

Просмотр содержимого документа
«Итоги внедрения ФГОС в 1 в классе МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан 2014-2015 год»

Итоги внедрения ФГОС в 1 в классе МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан 2014-2015 год

                  Учитель Шайдуллина Э.М.

Задача современной образовательной   системы –

                                                                 не напичкать ученика  фундаментальными

                                                  знаниями, а сформировать навыки

                                                                        успешной социальной адаптации, способности

к  самообразованию...

А.М. Кондаков

            Хотелось бы поделиться своими впечатлениями, высказать свою точку зрения, обозначить проблемы и указать на трудности при введении новых государственных стандартов. Работаю по УМК «Перспектива»

           Одной из самых первых задач стала  для меня – прочтение документа (ФГОС). Многое не понятно: Что взять за основу ? С чего начать свою деятельность? Что внедрять и как? Чем больше я собирала информации, тем больше возникало вопросов.  В течение  года были пройдены  курсы, которые помогли внести некоторую ясность в моё сознание, выстроить линию  своей деятельности. Первым шагом стали – рабочие программы, которые были полностью переработаны. Изменилась пояснительная записка, тематическое планирование с учётом УУД (универсальные учебные действия), изменился план-конспект урока, где чётко прописывалось, на какие УУД направлены задания. Уроки стали носить чаще научный, проблемно-поисковый характер, применяться метод  исследования, метод проекта, ИКТ в уроке, мультимедийные уроки для повышения интереса учащихся.

           На основе результатов систематического  и планомерного наблюдения и использования диагностических методик можно сделать обоснованные выводы и дать оценку результатов обучения. В течение периода с сентября 2014 года по март 2015 года с моей стороны осуществлялся контроль  качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и особенность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Устанавливалась динамика успеваемости, сформированность качеств личности (УУД), необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). На основании этого появилась возможность выявить проблемы в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить.          Для фиксирования индивидуальных достижений каждого школьника  разработано Портфолио – копилка успехов

            С целью определения уровня готовности детей к школе, в начале года была проведена  диагностическая работа, по окончании каждой четверти – текущий контроль. В конце года будет проведена  итоговая комплексная работа.        

     Была проведена входная комплексная диагностическая работа по обучению грамоте и математике с целью - выявить уровень стартовых возможностей первоклассников. Выявлены уровни выполнения работы (в баллах)

  Вывод: необходим индивидуальный подход, частая смена деятельности, наблюдения психолога..

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Деятельность по организации учебного процесса

-умеет наблюдать за объектом окружающего мира;

-умеет сравнивать предметы по отдельным признакам.

-умеет работать с простейшими готовыми моделями (предметными, знаковыми,графическими).

-проводит простейшие измерения (линейка,ручка,карандаш,резинка)

-умеет работать с учебником, понимает иллюстрации, схемы, таблицы, сноски.

--умеет осознанно читать вслух (темп).повыш.труд)

-умеет грамотно списать текст, писать под диктовку.

-

-умеет договариваться, оценивать свой вклад и общий результат.

-умеет выполнять действия по образцу.

     На период адаптации среди 28 обучающихся 3 ученика справились с заданиями повышенного уровня.

    У 10 учащихся развиты данные умения хорошо (работали самостоятельно).

5 учащихся - справились с помощью учителя.

        Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия жизни – школьное обучение. Из данного обследования детей выявлены три уровня адаптации.

Высокий

уровень

-положительно относится к школе;

-учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;

-проявляет большой интерес к самостоятельной работе (всегда готовится ко всем урокам);

-общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

-занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний

уровень

- положительно относится к школе;

-понимает учебный материал, если учитель объясняет подробно и наглядно;

-усваивает основное содержание программы;

-сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, при условии контроля со стороны взрослого;

-общественные поручения выполняет добросовестно;

-дружит со многими одноклассниками

Низкий

уровень

-положительно относится к школе;

-объясняемый материал усваивает фрагментарно;

-самостоятельная работа с учебником затруднена;

- держится в классе обособлено

             Вывод: дети с низким уровнем адаптации нуждаются в особом контроле, внимании, индивидуальном подходе

Речевая деятельность

-умеют работать с учебником, понимает иллюстрации, схемы, таблицы, сноски --умеют осознанно читать вслух –

-умеют грамотно списать текст (без ошибок)

-допускают 1-2 ошибки –

Допускают 3-5 ошибок –

-умеют писать под диктовку -



Деятельность по организации учебного процесса

-умеют договариваться, оценивать свой вклад и общий результат -

-умеют выполнять действия по образцу - 12чел



Познавательная деятельность

-умеют наблюдать за объектом окружающего мира -  

-умеют сравнивать предметы по отдельным признакам -

-умеют работать с простейшими готовыми моделями (предметными, знаковыми, графическими)

-проводят простейшие измерения (линейка, ручка, карандаш, резинка)-

Оценка уровня стартовых возможностей (начало года)

Колво уч-ся по списку

Кол-во    писав-   ших

Уровни выполнения работы










Высокий


Средний


Ниже среднего


Низкий




     

 В образовательном процессе технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения занимает значительное место.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Основная цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проектная деятельность младших школьников способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения. 


Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что очень важно с позиции того, что новый стандарт – это общественный договор между семьей, обществом и государством. 

Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока средствами системно – деятельностного метода обучения:

  1. Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

  2. Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

  3. Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

  4. Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.

  5. На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника).

  6. Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

  7. Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

  8. Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог).

  9. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.
    Важной особенностью личностно – ориентированного урока является взаимодействие учителя и ученика. 
    Учебный диалог на личностно - ориентированном уроке можно считать специфическим видом технологии. Учебный диалог не только метод обучения, но и неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любого личностно - ориентированного урока.
    Технологию проблемного (эвристического) обучения на начальной ступени образования рекомендуется реализовывать путем систематического подключения младших школьников к выполнению проблемных заданий.
    Личностно-ориентированному характеру обучения придает использование технологии уровневой дифференциации.

  1. дифференциация учебных заданий по уровню творчества, по уровню трудности, по объему учебного материала;

  2. организация дифференцированной работы по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся, по форме учебных действий.

     Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

     Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

     На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

       В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное


Внеурочная деятельность в 2014/2015 учебном году осуществляется в 1в классе и направлена на реализацию индивидуальных потребностей обу-чающихся общеобразовательных учреждений области путем предоставления выбора занятий, направленных на развитие детей, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

На основании проведённого анализа оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы первого класса в рамках ФГОС планируются во втором классе следующие задачи:

1.Разработать программы учебных предметов в соответствии с программой УУД  

2. Простроить работу по  формированию УУД через предметные линии, внеурочную деятельность.

3.Изучить необходимый уровень достижения личностных результатов для второклассников, разработать типовые задания, нацеленные на личностные и метапредметные результаты.

4.Во внеурочную деятельность включить задания на поиск лишнего, сравнение, анализ, синтез, развивающего характера. Разнообразить формы проведения совместных мероприятий, способствующие развитию регулирующей речи учащихся.

5.Формировние  коммуникативных учебных действий спланировать через систему заданий на уроках и внеурочной деятельности, через совместные мероприятия с родителями

6.Продолжить развивать познавательный интерес-умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве, любознательность.

7.Разработать контрольные листы для подведения итогов за первое полугодие и второе. Образовательную карту для самооценки.

8.Продолжить работу по заполнению разделов Портфолио и диагностической  карты успешности .

9.Использовать разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставить цели, задачи предстоящей работы, давать самооценку происходящему.

10.Включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Какие проблемы возникли в ходе реализации ФГОС НОО, какая помощь нужна в настоящее время

  1. Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса

  2. Создание комнаты психологической разгрузки

  3. Недостаток помещений для организации внеурочной деятельности 

  4. Оснащение учебных кабинетов компьютерами, создание локальной сети и подключение к  Интернету.


Выводы по реализации ФГОС за период с сентября 2014 ода по март 2015 года:

  • опыт внедрения ФГОС показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг;

  • школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды;

  • материально-технические возможности школы (использование компьютера, спортзала, ) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

  • наблюдения за первоклассниками показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

  • эффективность внедрения ФГОС будет оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2015 года (мониторинг качества организации учебно-воспитательной деятельности, мониторинг достижения планируемых результатов к концу 1-го года обучения; мониторинг качества деятельности учителя, мониторинг количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!