СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги жизненного пути и творческих исканий Льва Николаевича Толстого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подведение итогов изученного материала и творческого пути Льва Николаевича Толстого итоги изучения романа - эпопеи "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Итоги жизненного пути и творческих исканий Льва Николаевича Толстого»

План открытого обобщающего урока: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Запись на доске:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

(Из письма к а. А. А толстому; 18 октября 1857 г.)

1. Насколько герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Отражают этот девиз самого писателя?

2. В чем, по-вашему, Жизненному пути это проявилось особенно ярко?

План:

1. Истоки личности Л.Н. Толстого

2. На пути к роману «Война и мир».

3. Духовные Искания главных героев романа Война и мир

4.Мини игра

5. Итоги урока

Вступительное слово:

Л.Н. Толстой Сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественный силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе.

На сегодняшнем уроке мы повторим и вновь пройдём теми дорогами, какими шёл Л.Н. Толстой к вершине своего творения к написанию романа-эпопеи «Война и мир».

1.Ребята, послушайте и скажите, пожалуйста, на какие условные периоды жизни мы делим жизнь Л.Н. Толстого?

(1828-1849;1849-1857;1851-1855;1860-1870;1880-1890;1900-1910)

2. Можно сказать, что это были годы становления личности писателя? Докажите.

-Но вначале попытайтесь поразмышлять: что же такое личность?

3. Как сформировалась идея нравственного Самосовершенствования. К чему она привела?

(« Правила жизни – правила исправления»)

4. Почему на всю жизнь Толстой запомнил детскую игру муравьиных братьев?

Ответ: Идеал муравьиных братьев, льнувших Друг другу, только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводным всех людей мира; остался для Толстого тот же. И как тогда верю, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так он верит и теперь, что есть это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

Сутью игры в «муравьиных братьев» была Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди на земле не знали никакого несчастья, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, это тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, И палочка это зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа, в том месте, где похоронен Толстой.

Вывод: Подводя итоги, скажу, в одной из дневниковых записей Толстого читаем о смысле человеческого существования: «довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно Умерших людей и что поэтому всякий человек, исполнявший закон жизни, подчинивший свою животную личность разуму и проявлению силы любви, жил и живёт после исчезновения своего существования в других людях, – чтобы нелепые и ужасные суеверия смерти уже никогда вовсе не мучили меня»

Толстой как бы готовил себя к продолжению жизнь после смерти.

В 1863-м году Толстой написал: «я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько Спокойными к работе. И работа это есть у меня. Работа это – роман из времени 1810-1820г., Который занимает меня вполне.

Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтобы всё шло по-прежнему.»

Вопросы:

Скажите, пожалуйста, О работе над каким произведениям идёт речь?

5. Какова творческая история романа Война и мир?

6. Основная идея произведения

-А попутно – «что такое идея?»

7. Композиционные особенности романа.

- Что такое композиция ?

А теперь прошу выйти желающих и составить схему опорных положений по:

- Сценам мирной и военные жизни 1805 г.

-Идейно нравственные искания князя Андрея

-Путь к счастью Наташи Ростовой

-Духовное перерождение Пьера

И дать описание

(Остальные в это время открывают полюбившиеся Страницы «Войны и мира» и находит в тексте:

8. «Как описывает Толстой сражение от Женграбина до Аустерлица»

Описание салона Анны Павловны Шерн

Гости гостиной, кто они?

(Работаем с текстом)

Найдите элементы сатиры и иронии.

Описания Толстым гостей Анны Павловны

А чем говорят гости салона и о ком

Зачитайте, пожалуйста, –

9. Что является кульминацией романа?

-Что такое кульминация?

10. Л. Толстой писал в романе «Война и мир»: «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение», - Объясните эти слова.

11. Что пережили в моменты Бородинского сражения Пьер и князь Андрей?

12. Нашли ли герой романа Война и мир свою зелёную палочку. Ваше мнение.

Ребята, наша беседа была бы неполной, если бы мы не Вспомнили о двух великих личностей, описанных в романе, это символические характеры : 13.На одном – классический тщеславный (Наполеон), А на другом простой, скромный и потому истинно величественная фигура (Кутузов).

Да, эти две Фигуры представляют стихии индивидуалистического пособления( войну) И духовные ценности мира, единения людей.

14. Ребята, я обращаюсь к вам, какими нравственными и безнравственными категориями наделяет писатель одного и другого полководца.

Кутузов: верность делу, Человечность, достоинства, патриотизм, скромность, ответственность, товарищества.

Наполеон: тщеславие, соперничество, высокомерие, эгоизм, карьеризм, честолюбие, Индивидуализм.

Вслед за Достоевским какие черты в человеческом характере Толстой считает безобразными.

А теперь внимательно послушайте и пытаетесь доказать справедливость утверждения, что 15. Толстой описал историю столкновение Наполеона с русским народом.

«До тех пор, – заявляет Толстой, – пока пишутся истории отдельных лиц,… А не история всех Без единого исключения людей, принимающих участие в событиях, – нет никаких возможностей описывать движение человечества из понятия о силе, заставляющий людей направлять свою деятельность к одной цели».

Ценность человеческой личности в книге Толстого определяется полнотою связей человека с окружающим миром, близостью его к народу, глубиной «Врастания» В общую жизнь: « Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо вы проводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного По быстроте и времени года, похода».

Ребята, Толстой показал нам в своем произведении незабываемые странице нашего государства от войны 1805 г. до 1812 г., мы не раз встречались на перекрёстках военных действий, перекрёстках судеб главных героев – Пьера, Наполеона, Андрея. Война противна и автору романа, героям, и русскому народу. Но Именно это событие являлось тем камертоном нравственных ценностей человека когда ложь уходит и остается только любовь к людям, которая достигает вершины – полного забвения своего я для других. Посмотрите на доску ответьте:

1. Насколько герой романа Толстого отражают Жизнь самого писателя, который Связан с каким периодом его жизни

Вывод: продолжая идеи Толстого, изложенные в трактате «А жизни 1888-го, поэт и мыслитель Даниил Леонидович Андреев, который надеялся, что самый заветный его труд – «Роза мира – выйдет фундамент грядущего всечеловеческого братства»

Вера в будущего человека, облагороженного образа .

А теперь мы немного отдохнём: я сейчас условно разделяю вас на участников трёх команд: первая от окна, капитан (казак)

Вторая – следующий ряд, капитан (Белоусов)

Третья – последний ряд, капитан (Рыгаловский)

Вам придётся поучаствовать в мини игре: правила

1. На обсуждение вопроса дается минута; ответ считается принятым, если поднят флажок. Без этого ответ не засчитывается, выкрики с места несут штрафные очки.

1.Над кем и когда впервые была совершена гражданская казнь в России? (Чернышевский)

2. Кому из героев и какого романа принадлежат эти слова: «Да он прав, 1000 раз прав, этот дуб, – пускай другие ,молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена (кн. Андрей)

3.О каком литературном термине идёт речь: «...Вынужденные иносказания, художественная речь, насыщенная недомолвками, Ироническими намёками…»(Озопов язык)

4. В каком году был написан роман Война и мир? (1863 – 1869– шесть лет работы)

5. Кому принадлежат слова, Высказанные в романе «Война и мир»:

Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! – Думал он, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения (Пьер)

6. Годы жизни Льва Николаевича Толстого (1828-1910)

7. Что это такое?(5 Элементов сюжета)

8. Дать определение что такое:

А) идеал

Б) гармония

Итог урока: сегодня в ходе нашей беседы мы Перелистнули страницы жизни, Творчества, дневник Толстого и страницы романа.

Думаю, что это поможет вам в написании творческой работы и изложения ваших мыслей

Всё, что было снято и развинчено жизнью В ходе войны 1812 г. – гордые мечты о славе, и высокое Болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины, – все это вновь возвращается в данном романе – эпопеи На круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях отечественной войны вселенский смысл Коротаевской народной правды, Уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовёт к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца и только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей народной жизни, который наверняка одобрил бы Платон Коротаев и которые, до времени вновь ушли в мирный быт, чтобы бы в эпоху Новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить великие дела.

«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога, – говоря словами Пьера, я завершаю наш урок». Спасибо всем за работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!