План открытого обобщающего урока: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Запись на доске:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»
(Из письма к а. А. А толстому; 18 октября 1857 г.)
1. Насколько герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Отражают этот девиз самого писателя?
2. В чем, по-вашему, Жизненному пути это проявилось особенно ярко?
План:
1. Истоки личности Л.Н. Толстого
2. На пути к роману «Война и мир».
3. Духовные Искания главных героев романа Война и мир
4.Мини игра
5. Итоги урока
Вступительное слово:
Л.Н. Толстой Сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественный силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе.
На сегодняшнем уроке мы повторим и вновь пройдём теми дорогами, какими шёл Л.Н. Толстой к вершине своего творения к написанию романа-эпопеи «Война и мир».
1.Ребята, послушайте и скажите, пожалуйста, на какие условные периоды жизни мы делим жизнь Л.Н. Толстого?
(1828-1849;1849-1857;1851-1855;1860-1870;1880-1890;1900-1910)
2. Можно сказать, что это были годы становления личности писателя? Докажите.
-Но вначале попытайтесь поразмышлять: что же такое личность?
3. Как сформировалась идея нравственного Самосовершенствования. К чему она привела?
(« Правила жизни – правила исправления»)
4. Почему на всю жизнь Толстой запомнил детскую игру муравьиных братьев?
Ответ: Идеал муравьиных братьев, льнувших Друг другу, только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводным всех людей мира; остался для Толстого тот же. И как тогда верю, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так он верит и теперь, что есть это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.
Сутью игры в «муравьиных братьев» была Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди на земле не знали никакого несчастья, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, это тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, И палочка это зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа, в том месте, где похоронен Толстой.
Вывод: Подводя итоги, скажу, в одной из дневниковых записей Толстого читаем о смысле человеческого существования: «довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно Умерших людей и что поэтому всякий человек, исполнявший закон жизни, подчинивший свою животную личность разуму и проявлению силы любви, жил и живёт после исчезновения своего существования в других людях, – чтобы нелепые и ужасные суеверия смерти уже никогда вовсе не мучили меня»
Толстой как бы готовил себя к продолжению жизнь после смерти.
В 1863-м году Толстой написал: «я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько Спокойными к работе. И работа это есть у меня. Работа это – роман из времени 1810-1820г., Который занимает меня вполне.
Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтобы всё шло по-прежнему.»
Вопросы:
Скажите, пожалуйста, О работе над каким произведениям идёт речь?
5. Какова творческая история романа Война и мир?
6. Основная идея произведения
-А попутно – «что такое идея?»
7. Композиционные особенности романа.
- Что такое композиция ?
А теперь прошу выйти желающих и составить схему опорных положений по:
- Сценам мирной и военные жизни 1805 г.
-Идейно нравственные искания князя Андрея
-Путь к счастью Наташи Ростовой
-Духовное перерождение Пьера
И дать описание
(Остальные в это время открывают полюбившиеся Страницы «Войны и мира» и находит в тексте:
8. «Как описывает Толстой сражение от Женграбина до Аустерлица»
Описание салона Анны Павловны Шерн
Гости гостиной, кто они?
(Работаем с текстом)
Найдите элементы сатиры и иронии.
Описания Толстым гостей Анны Павловны
А чем говорят гости салона и о ком
Зачитайте, пожалуйста, –
9. Что является кульминацией романа?
-Что такое кульминация?
10. Л. Толстой писал в романе «Война и мир»: «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение», - Объясните эти слова.
11. Что пережили в моменты Бородинского сражения Пьер и князь Андрей?
12. Нашли ли герой романа Война и мир свою зелёную палочку. Ваше мнение.
Ребята, наша беседа была бы неполной, если бы мы не Вспомнили о двух великих личностей, описанных в романе, это символические характеры : 13.На одном – классический тщеславный (Наполеон), А на другом простой, скромный и потому истинно величественная фигура (Кутузов).
Да, эти две Фигуры представляют стихии индивидуалистического пособления( войну) И духовные ценности мира, единения людей.
14. Ребята, я обращаюсь к вам, какими нравственными и безнравственными категориями наделяет писатель одного и другого полководца.
Кутузов: верность делу, Человечность, достоинства, патриотизм, скромность, ответственность, товарищества.
Наполеон: тщеславие, соперничество, высокомерие, эгоизм, карьеризм, честолюбие, Индивидуализм.
Вслед за Достоевским какие черты в человеческом характере Толстой считает безобразными.
А теперь внимательно послушайте и пытаетесь доказать справедливость утверждения, что 15. Толстой описал историю столкновение Наполеона с русским народом.
«До тех пор, – заявляет Толстой, – пока пишутся истории отдельных лиц,… А не история всех Без единого исключения людей, принимающих участие в событиях, – нет никаких возможностей описывать движение человечества из понятия о силе, заставляющий людей направлять свою деятельность к одной цели».
Ценность человеческой личности в книге Толстого определяется полнотою связей человека с окружающим миром, близостью его к народу, глубиной «Врастания» В общую жизнь: « Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо вы проводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного По быстроте и времени года, похода».
Ребята, Толстой показал нам в своем произведении незабываемые странице нашего государства от войны 1805 г. до 1812 г., мы не раз встречались на перекрёстках военных действий, перекрёстках судеб главных героев – Пьера, Наполеона, Андрея. Война противна и автору романа, героям, и русскому народу. Но Именно это событие являлось тем камертоном нравственных ценностей человека когда ложь уходит и остается только любовь к людям, которая достигает вершины – полного забвения своего я для других. Посмотрите на доску ответьте:
1. Насколько герой романа Толстого отражают Жизнь самого писателя, который Связан с каким периодом его жизни
Вывод: продолжая идеи Толстого, изложенные в трактате «А жизни 1888-го, поэт и мыслитель Даниил Леонидович Андреев, который надеялся, что самый заветный его труд – «Роза мира – выйдет фундамент грядущего всечеловеческого братства»
Вера в будущего человека, облагороженного образа .
А теперь мы немного отдохнём: я сейчас условно разделяю вас на участников трёх команд: первая от окна, капитан (казак)
Вторая – следующий ряд, капитан (Белоусов)
Третья – последний ряд, капитан (Рыгаловский)
Вам придётся поучаствовать в мини игре: правила
1. На обсуждение вопроса дается минута; ответ считается принятым, если поднят флажок. Без этого ответ не засчитывается, выкрики с места несут штрафные очки.
1.Над кем и когда впервые была совершена гражданская казнь в России? (Чернышевский)
2. Кому из героев и какого романа принадлежат эти слова: «Да он прав, 1000 раз прав, этот дуб, – пускай другие ,молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена (кн. Андрей)
3.О каком литературном термине идёт речь: «...Вынужденные иносказания, художественная речь, насыщенная недомолвками, Ироническими намёками…»(Озопов язык)
4. В каком году был написан роман Война и мир? (1863 – 1869– шесть лет работы)
5. Кому принадлежат слова, Высказанные в романе «Война и мир»:
Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! – Думал он, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения (Пьер)
6. Годы жизни Льва Николаевича Толстого (1828-1910)
7. Что это такое?(5 Элементов сюжета)
8. Дать определение что такое:
А) идеал
Б) гармония
Итог урока: сегодня в ходе нашей беседы мы Перелистнули страницы жизни, Творчества, дневник Толстого и страницы романа.
Думаю, что это поможет вам в написании творческой работы и изложения ваших мыслей
Всё, что было снято и развинчено жизнью В ходе войны 1812 г. – гордые мечты о славе, и высокое Болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины, – все это вновь возвращается в данном романе – эпопеи На круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях отечественной войны вселенский смысл Коротаевской народной правды, Уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовёт к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца и только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей народной жизни, который наверняка одобрил бы Платон Коротаев и которые, до времени вновь ушли в мирный быт, чтобы бы в эпоху Новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить великие дела.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога, – говоря словами Пьера, я завершаю наш урок». Спасибо всем за работу на уроке.