СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая практико - значимая работа"Проектный метод в урочной и внеурочной деятельности начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На курсах повышения квалификации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках ФГОС НОО" я выбрала для защиты эту тему, так как метод проектов в начальной школе сейчас актуален.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая практико - значимая работа"Проектный метод в урочной и внеурочной деятельности начальной школы"»

.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников





Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования



Кафедральный вариативный модуль

72 часа

ГРУППА № 108

Итоговая практико-значимая работа

ТЕМА: Проектный метод в урочной и внеурочной деятельности начальной школы


Выполнил: Мартынова Н.М.

учитель начальных классов МОУ Юрцовской СОШ


Проверил: Хрипунова Н.В.,

преподаватель филиала ГОУ ВО МО

«Государственный социально-

гуманитарный университет» в городе

Егорьевске - Колледж педагогики и

Искусства



Егорьевск, 2015

Содержание.

  1. Введение……………………………………….. 3

  2. Методический паспорт………………………... 5

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

    1. Из истории метода проектов………………6

    2. Что такое «метод проектов»?...................... 7

    3. Классификация проектов…………………. 9

    4. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.. 11

Глава 2. Особенности проектной деятельности в начальной школе

    1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………… 14

    2. Этапы работы над проектом и деятельность участников…… 17

    3. Презентация проектов ………………………………………… 18

  1. Заключение…………………………………………………………. 19

  2. Приложение………………………………………………………… 20

  3. Библиография………………………………………………………. 25















Введение.

" Проект есть всякое действие совершаемого от всего сердца и с определённой целью..." / Кагаров Е. Г. /

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении  и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности  призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания , обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Цель данной работы: раскрыть особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками


Задачи:

1.Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

2.Рассмотреть возможности применения метода проектов;

3.Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта..
4. Показать применение проектной деятельности в воспитательной работе младших школьников

5.Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение педагогической, методической литературы по данной проблеме, беседа с преподавателями и обучающимися, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения, анкетирование среди учителей.




Методический паспорт

  1. Адресация

Опыт работы может быть использован учителями начальных классов во внеурочной деятельности



2.Цель:

Повышение квалификации педагогических работников в рамках курсов по теме: « Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»


3.Задачи:

- Изучение теоретического материала в рамках проектной деятельности в начальной школе

- Обобщение опыта по заявленной теме


4. Возраст исследователя:

49 лет



5.Время работы:

Ноябрь – декабрь


6. Режим работы:

3 раза в неделю


7. Материально – техническое обеспечение


Методическая литература, интернет – ресурсы, фотоаппарат, мультимедийный проектор.

8. Мотивация к работе:

Обмен опытом, саморазвитие, выступление на ШМО учителей начальных классов



Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

1.1. Из истории метода проектов.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

1.2. Что такое «метод проектов»?

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проектусовершенно особые :

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)

исследовательской, информационной, практической.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

1.3. Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций .

1.По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  1. По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  1. По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

  1. По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

1.4. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

По мнению исследователей данного вопроса, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап: учитель – ученик;

2-4 этапы: учитель – ученик;

Последний этап: учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

В любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро - и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

Глава 2. Особенности проектной деятельности в начальной школе

2.1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

- умение спрашивать (выяснить точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.


При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го ар 4-ый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

2.2. Этапы работы над проектом и деятельность участников

1 этап. Введение в проект.


Цель этапа - мотивировать детей на участие. Учитель проводит урок введения в проект, на котором дети обсуждают ответы на основополагающий вопрос проекта, пытаются сформулировать ответы на проблемные вопросы проекта; формулируют свои желания и ожидания от проекта.

2 этап. Организация.

Цель этапа – формирование групп (ботаники, зоологи, экологи) участников. Определяется цель и задачи проекта, в краткой форме записывается план работы над проектом, определяются пути решения проблемы, планируют работу под руководством учителя.

3 этап. Исследование.


Цель этапа – собрать и подготовить материал. Участники групп посещают библиотеки, работают с энциклопедиями, научными изданиями, набирают материал о выбранном растении и животном, делают записи об источниках. Задача учителя – консультирование детей по вопросам.

4 этап.

Продукт

Цель этапа – разработка и создание продукта проекта.

Учащиеся вырабатывают идеи по разрешению проектной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями, затем выбирают лучшую идею и на её основе создают продукт проекта.

5 этап. Защита проекта.


Цель этапа - анализ результатов и презентация (защита) проекта.

Учитель проводит консультацию по подготовке к защите. На защите каждая группа не только представляет свою работу, но и выступает экспертом выступлений одноклассников, а также задает вопросы, заранее подготовленные или спонтанно возникающие по ходу. Задача учителя на защите – организовывать процесс чередования выступлений и вопросов проекта.



2.3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.

Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Виды презентаций проектов:

- доклады;

- слайд-шоу;

- компьютерная презентация;

- игра;

- стендовая презентация;

- концерт;

- литературный альманах;

- видеофильм;

- реклама;

- заочная экскурсия;

- спектакль;

- театрализованное представление;

- демонстрация электронных пособий и т.д.


Заключение.

Проектная внеурочная деятельность помогает организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. Я заметила, что те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в начальной школе и показывают высокую успеваемость на уроках.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



Приложение.

В качестве примера представляю первые творческие проекты, которые я выполняла с детьми.

Проект «Птицы нашего края».

Основными целями данного проекта являлись:

1. Развитие общеучебных навыков и активизация познавательной деятельности учеников;

2. Развитие социальных и коммуникативных навыков – умение работать в группе, выстраивать отношения внутри группы;

3. Развивать исследовательские и творческие способности – уметь наблюдать, выявлять главное, выполнять творческую работу.

4. Уважительно относиться к природе, любить и беречь живые существа.

Работа над проектом велась 3 месяца. Мы с детьми собирались один раз в неделю и под моим руководством дети  работали с полученными материалами, делились своими идеями и строили дальнейшие планы по выполнению проекта. 

Проект проводился в четыре этапа:

Первый этап: Знакомство учащихся с проектом, определение целей и задачи проекта, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением внутри групп обязанностей между учащимися.

Этот этап работы очень важен, так как именно здесь необходимо эмоционально заинтересовать учащихся в работе над проектом. Я прибегла к помощи демонстрации красочных слайдов разнообразия существующих птиц и вопросом, встречали ли они подобных птиц в нашем краю? Дети загорелись желанием выяснить, какие птицы живут в нашем крае. Что стало первым продуктивным шагом в нашем проекте.

Второй этап: Это поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос взрослых). Также дети проводили наблюдение за птицами и в школе и дома. Например, дети выяснили, чем питаются встреченные ими птицы, определили их вид, название и т.д. На практических занятиях проводили экскурсии в парк, клеили кормушки для птиц и развешивали их в школьном саду и дворах детей.

Третий этап – оформление результатов работы в виде книги «Птицы нашего края», в котором мы собрали иллюстративный и информативный материал о птицах, творчество второклассников – рисунки, стихи, рассказы и собственные наблюдения о птицах.

Четвертый этап (заключительный) – защита коллективного творческого проекта. Здесь мы подвели итоги работы. Защита проводилась в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п.

Продолжением проекта «Я – юный исследователь» стала следующая в ней тема «Моя малая родина», которая носила уже не групповой, а индивидуальный проект. Этапы работы строились по такому же принципу, как и в предыдущем проекте.

На первом этапе мы с ребятами поставили цель работы и выяснили задачи для реализации проекта. С каждым учеником была проведена работа по усвоению задачи и пониманию цели проекта. Ребят также увлекла идея рассказать о своей малой родине.

На втором этапе дети активно занимались поиском информации о своей малой родине – с помощью интернета, включили в работу своих родителей, которые активно помогали на протяжении всего проекта.

На третьем этапе – составляли и сортировали полученный детьми результат их работы: отбирали фотографии, интересные заметки, рассказы и воспоминания детей о местах, которые ими запечатлелись в памяти и создали красочную и веселую презентацию.

На заключительном этапе, мы провели презентацию работ, на которую пригласили и родителей второклассников. Детям были вручены дипломы и благодарности за проделанную работу.


Проект «Моя малая родина»

    Первоклассники с первых дней обучения занимаются проектной деятельностью. В сентябре они работали над проектом «Моя малая Родина»

В моём сердце уголок найдётся

Для тебя, любимый край родной.

Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,

Ты в душе всегда со мной!

Цель: познакомить учащихся с новым видом работы – проектом; расширить знания о своём родном селе, способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Планируемые результаты:1. учащиеся научатся фотографировать достопримечательности села; итервьюировать членов семьи; оформлять проекты с помощью родителей; составлять устный рассказ; выступать с подготовленными сообщениями, опираясь на фотографии, рисунки, картинки.


Фотографами у нас были Чичина Маша, Чинина Настя и Дмитриева Оля. Девочки сфотографировали аллею памяти в посёлке Юрцово, школу и детский сад, детскую площадку и сельский клуб.

Художниками в проекте были Родин Миша, Бондин Женя, Светлова Кристина. Они сделали следующее : Женя Бондин нарисовал памятник землякам, павшим в боях за Родину. Ещё он нарисовал герб и флаг своей страны. Светлова Кристина нарисовала белоствольные берёзки возле дома. Родин Миша – свой дом и школу. А над его домом видна яркая радуга. Свои проекты ребята защитили достойно.

Молодцы ребята!


Вывод: Работа над этим проектом учит ценностному отношению к культурному наследию: любви к родному селу, бережному отношению к достопримечательностям посёлка, уважительному отношению к его жителям.

В 4 классе дети приготовили творческий проект на тему «Моя Родина» в виде небольшого фильма(см. Видеоприложение)

Проект «Мой класс и моя школа»

Мы пришли впервые в школу, как на праздничный парад.

В мир огромный незнакомый окунуться каждый рад.

Все с цветами на линейке, мы стояли не дыша

И дивились: до чего же наша школа хороша!

Цель: подготовить детей к выполнению проекта, формировать умения адекватно оценивать свои достижения; определить источники и способы сбора информации, установить распределение обязанностей между членами группы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать себя частью коллектива; научатся выступать с подготовленными сообщениями, оценивая свою деятельность в ходе коллективного обсуждения и самоанализа.


Чинина Настя представила фотографии маленького этапа нашей школьной деятельности: это и день знаний, и новогодний праздник, и конкурсный турнир. В этом году она была участницей районного конкурса чтецов.

Дмитриева Оля тоже подготовила много фотографий о классе и школьной жизни. На школьной линейке, посвящённой Дню знаний Оля давала первый звонок вместе с будущим выпускником.

Проекты Чичиной Маши всегда отличаются оригинальностью. Яркая книжка – малышка поразила всех ребят. Глядя на одну из фотографий, ребята вспомнили о том, как 1 сентября учитель угощала их вкусной гречневой кашей, для того, чтобы первоклассники были дружными однокашниками.

Миша Родин, Женя Бондин и Луньков Данила подготовили рисунки о школе.

Киселева Юля загадывала ребятам загадки о школьных вещах.

Родители снова помогали нам. Огромное им спасибо!


Вывод: Работа над этим проектом сплотила ребят. Дети с интересом участвуют в проектной деятельности, выступают в роли слушателя и оратора.


Что мне дал метод проектов.

Метод проектов позволил мне:

- обучить детей находить некую значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания;

- подвести детей к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической творческой и познавательной деятельности;

- развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;

- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.








Библиография.

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6

7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9

8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2

9. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8

10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1

11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!