СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» (Дистанционный курс повышения квалификации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся. Задача, которая стоит перед учителем – вызвать интерес и творческую активность каждого учащегося. В начальной школе, изучая иностранные языки важно речевое и интеллектуальное развитие каждого школьника. Также важна сама личность ученика. В таком случае следующей по значимости целью я считаю развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком.

 Обучение английскому языку на начальном этапе должно обеспечивать достижения коммуникативной, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является коммуникативная цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих обучающихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» (Дистанционный курс повышения квалификации)»

Педагогический университет «Первое сентября»









Итоговая работа

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

(Дистанционный курс повышения квалификации)







Выполнила: Классен Любовь Ивановна

Учитель английского языка

МБОУ «КСОШ №1»

Красногвардейского района

Оренбургской области

















Плешаново 2016 г.

Задание 1.Ответьте на следующие вопросы.

1.В чём, на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя их по степени важности.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  и новые примерные программы закрепили линию на раннее обучение иностранным языкам в начальной школе. Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов  учебной деятельности. Иноязычное образование в начальной школе в этой ситуации становится значимым еще и с точки зрения возрастной психологии. В возрасте 7-10 лет огромную роль играет память. Чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем легче ему будет в дальнейшем его совершенствовать. На мой взгляд, начинать иноязычное общение следует во 2 классе, используя долговременную детскую память и все механизмы запоминания: зрительный, слуховой, двигательный. Психологические и физиологические особенности второклассников позволяют успешно вводить любые рецептивные навыки. Этому способствует также особенность младшего школьника легче адаптировать любые учебные навыки, особенно посредством игры.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся. Задача, которая стоит перед учителем – вызвать интерес и творческую активность каждого учащегося. В начальной школе, изучая иностранные языки важно речевое и интеллектуальное развитие каждого школьника. Также важна сама личность ученика. В таком случае следующей по значимости целью я считаю развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком.

Обучение английскому языку на начальном этапе должно обеспечивать достижения коммуникативной, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является коммуникативная цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих обучающихся.


2. Какой путь (путь “ снизу” и путь “ сверху”) овладения иноязычным говорением (диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2-м классе и почему?


Считаю, что наиболее эффективным для развития умений устной речи на начальном этапе изучения английского языка является путь «снизу». Младшие школьники легко учатся говорить на элементарные темы с первых же уроков. Они легко запоминают несложные речевые образцы и клише, постепенно увеличивают количество усвоенных фраз и учатся  высказываться или вести диалог на определенную тему. Например, учащиеся 2 класса обычно в первую очередь учатся представить себя. Дети учатся выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков. Подтверждением всему вышесказанному является тот факт, что, в самом начале изучения английского языка, дети уже могут воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи о себе и своей семье, описать игрушку, своего домашнего питомца или сказочного героя.

3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности – аудированию и чтению? В чём причина этих трудностей?

            Обучение детей аудированию и чтению – процесс достаточно трудный. Слуховое восприятие и слуховая память развита у учащихся значительно хуже, чем зрительное восприятие. Поскольку дети имеют разные уровни слухового и зрительного восприятия - это усугубляет проблему. Аудирование требует непрерывного внимания, что способствует перенапряжению. Дети быстро устают. Учителю необходимо часто менять виды деятельности, активно привлекая наглядность.

Что же касается чтения, то обучение чтению на английском языке тесно связано с обучением чтению на русском языке. Трудности возникают при работе над формированием самого навыка чтения (не у всех ребят в равной степени развит речевой слух, плохо сформирован навык интонирования, выделения главного, определения места паузы). Не у всех учащихся к началу обучения чтению на английском языке сформирован навык чтения. С целью извлечения из прочитанного информации для дальнейшего его использования, приходится уделять огромное внимание формированию основных обще учебных умений.


4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на английском языке? Чем они обусловлены?


Обучение аудированию – это трудоемкий процесс. Говорение зачастую оказывается для учащихся легче. Для учащихся восприятие английской речи на слух, даже если она содержит большинство слов, которые им уже знакомы, представляется своего рода барьером, поскольку любое аудирование требует выполнения каких либо упражнений, а это повышает ответственность и ведет к перенапряжению.

Чтение также вызывает ряд трудностей, т.к. для всех наших учащихся родным языком является русский язык. Есть существенные различия между алфавитами русского и английского языков. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые. При обучении чтению нужно развивать фонематический слух каждого ученика. Отсутствие возможности прослушивания аудиозаписей дома также вызывает дополнительные трудности в овладении чтением и аудированием.


 5. Считаете ли вы важным формирования у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи? Почему?


Да, я считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и речь имеют много общего, они взаимосвязаны. Формирование орфографической грамотности является неотделимой частью обучения ИЯ: 15 % учебного времени отводится на письмо, согласно Программе по иностранным языкам. База к сдаче экзамена в форме ЕГЭ закладывается в начальной школе, где начинает формировать фундамент будущего экзамена через списывание, словарные диктанты, заполнение поздравительной открытки, написание письма, сообщения.


6. Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной школе в первую очередь и почему?


Термин «Универсальные учебные действия» подразумевают «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В данном случае ребенок должен быть способным самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», овладеть огромным количеством умений и навыков для освоения всех компонентов учебной деятельности. УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Я полностью согласна с той последовательностью УУД, которая предлагается в лекции. В начальной школе личностные универсальные действия и регулятивные универсальные действия в первую очередь должны являться предметом формирования. Только развив в ребёнке личностные качества и умения организовывать свою учебную деятельность, он сможет осуществлять познавательные универсальные действия, а потом и коммуникативные универсальные действия.


7. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым формирование межкультурной компетенции младших школьников? Обоснуйте свой ответ.

 Формирование межкультурной компетенции младших школьников является необходимым. Межкультурная компетенция является той точкой отсчета, когда мы можем говорить о формировании языковой личности ученика, готового принимать участие в диалоге культур. Я согласна с тем, что формирование межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность учащегося начальной школы. Ученик в процессе формирования межкультурной компетенции учиться различать свое и чужое, уважать чужое и гордиться своим, преодолевать чувство страха при встрече с чужим, учиться общаться с носителями языка, опираясь на так хорошо понятную свою языковую картину мира. Младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой.

8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему мнению, самой актуальной и требующей решения?

Проблемы, которые хочу перечислить, скорее относятся к организационным проблемам:

1. сложность обучения детей в группе с наполняемостью более 17-и человек;

2.два урока английского языка в неделю не достаточно для успешного  и качественного изучения языка в начальной школе.

А из методической проблемы – считаю, что учителям, преподающим английский язык в начальной школе, необходимо проходить специальную подготовку.

Задание 2. Проанализируйте УМК для 2-го класса, по которому вы работаете.


  1. УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н, Трубаневой «Английский с удовольствием» (новая редакция) для 2-4 классов. Новая редакция курса “Enjoy English” для начальной школы соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования по иностранным языкам, основные принципы которого: приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, учет опыта детей в родном языке, развитие когнитивных способностей учащихся, использование современных эффективных технологий обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. УМК «Enjoy English» разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников.



  1. В МБОУ «КСОШ №1» с. Плешаново, Красногвардейского района, Оренбургской области дети изучают предмет «Иностранный язык» со 2 класса.



  1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя можно оценить как достаточно высокие. Разнообразные виды заданий, тексты, картинки, материалы обучающих компьютерных программ нацелены на решение воспитательных задач, когда школьники учатся любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; активно и заинтересованно познавать окружающий мир; самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; учитывать мнение окружающих. Через сюжетное построение этих учебников решаются многие воспитательные задачи.



  1. Для самостоятельной учебной деятельность детей по овладению иностранным языком в данном УМК имеются большие возможности. Ученик может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок. Многократная повторяемость лексики и грамматики дает возможность ребенку (и его родителям) вернуться и повторить пропущенный, например, по болезни, материал. Новая лексика предъявляется в количестве не больше шести единиц за урок, а новое грамматическое правило появляется не чаще чем раз в два-три урока. Весь материал последовательно отрабатывается из урока в урок не только в упражнениях учебника, но и в заданиях рабочей тетради. Важно отметить, что в курсе строго соблюдается преемственность и повторяемость материала не только внутри каждого учебника, но и от учебника к учебнику.





  1. Подход от «звука к букве» оказал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правила чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Умея читать по транскрипции, ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам; слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс.


  1. Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Логически построено знакомство учащихся с грамматикой английского языка – временами Present Simple, Past Simple, Future Simple. Грамматический справочник, расположенный в конце учебника, также является хорошим подспорьем ученику и учителю. Формирование грамматических навыков с опорой на сознание является более надежным, а формируемые навыки становятся более прочными и гибкими. При этом в процессе обучения грамматике учащимся раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило, а затем автоматизируется формируемое грамматические действие. Обучение грамматической стороне речи происходит преимущественно с опорой на сознание. Грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся, поскольку психологи считают, что моделирование в возрасте 7–8 лет является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами).


  1. В УМК «Enjoy English–I» достаточное внимание уделяется формированию орфографических навыков. Знакомство с орфографией начинается с Прописей, в которых дети овладевают графической стороной английского языка. Обучение детей написанию букв печатным шрифтом облегчает обучение чтению, т.к. практически нет различий в написании. В Рабочей тетради представлен широкий спектр разнообразных упражнений: вставить в слово пропущенные буквы, записать слово с определенными звуками, написать слова в тетради в алфавитном порядке, составить слова из букв, восстановить слово, решить кроссворд. Для формирования творческой письменной речи предлагаются такие задания как: ответить на письмо друга, написать короткое личное письмо зарубежному другу по теме, написать короткий рассказ, опираясь на план и ключевые слова.


  1. Этот УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку. Учебник имеет свою сюжетную линию, в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои, животные, герой лесной школы, маленький гномы и т.д. Задания часто носят игровой характер, поэтому дети с удовольствием рассказывают и пишут о себе, своей семье, своих друзьях и питомцах.




  1. В данном УМК разумно используются и сочетаются технологии раннего обучения. Реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Учебник богат красочными рисунками и сюжетными картинками, которые помогают детям описать героев, разыграть воображаемые диалоги между персонажами на картинках. Грамматический материал представлен в виде моделей предложений, состоящих из различных геометрических фигур, иллюстрирующих морфолого-семантические связи в английском предложении, которые помогают ученикам построить высказывание грамотно. Схемы-модели способствуют постепенному развитию памяти, внимания, восприятия и воображения детей. К учебнику прилагается очень интересный аудиоматериал, который обеспечивает эффективное формирование навыков аудирования, способствует развитию фонематического слуха и памяти. Ученики с удовольствием слушают различные рассказы и песни и исполняют их вместе с артистами.



  1. Думаю, что данный УМК, содержащий яркий, насыщенный иллюстративный материал, способствует привитию интереса к изучению английского языка и повышению мотивации овладения предметом.

Выполняя проекты, учащиеся получают возможность продемонстрировать друг другу то, чему они научились в течение четверти: дети отправятся в путешествие в далекую волшебную страну, напишут письмо другу, приготовят открытку ко дню рождения гномика Тайни, смастерят елочную игрушку, забавную закладку, сочинят веселую сказку, создадут книжку-малышку и журнал мод для телеведущих и заполнят собственный диплом об окончании начальной школы. И все это они выполняют с увлечением.


Задание 3. Результаты исследования уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности - фонологического осознания речи.


Ученики

2 «А»

класса

Количество баллов за каждое задание


Общее количество баллов


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Алина


16


4


5


4


29


Селена


16


4


3


4


27


Арина


14


3


3


4


24


Евгений


14


3


4


3


24


Илона


16


4


6


4


30


Диана


15


2


3


4


24


Алексей


9


1


2


3


15


Оксана


15


3


6


4


28


Николай


16


3


4


4


27


Полина


15


2


3


4


24


Дмирий


16


4


4


4


28



Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонематическому

осознанию речи:

1. хорошо развиты (ярко выражены) (30-28 баллов) - у 4 учащихся;

2. развиты нормально(27-16 баллов) - у 6 учащихся;

3. частично развиты(15-8 баллов) - у 1учащегося;

4. слабо развиты (7-0 баллов) - нет.

Анализируя проведённые исследования, можно отметить, что со всеми заданиями на

100% справилась 1 ученица; на 96,6% - 1 ученица; на 93% - 2 ученика; на 90% - 2 ученика;

на 80% - 4 ученика; один ученик справился только на 50%.

Наибольшую сложность вызвали задания №2 и №3. Только 6 учащихся справились с этими заданиями полностью. С первым заданием полностью справились 5 учащихся. А задание № 4 вызвало затруднения только у 2 учеников. Подводя итоги, можно отметить, что в этой группе дети имеют нормально развитые способности к фонематическому осознанию речи.

Вывод: есть над чем работать. Данное исследование помогает учителю определить в чем заключаются затруднения у учащихся при изучении английского языка.

Выражаю большую благодарность за предоставленную информацию и методическую

помощь!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!