Итоговая контрольная работа учении __ 5 класса _____________________________
1 вариант. Часть А.
А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова Б) лошадь В) собака
А2.Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека
А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых
А5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника
А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумии
А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил Б) Тигр В) Евфрат
А 8. Что называется полисом?
А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?
А) египтяне Б) израильтяне В) финикийцы
А 10. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.
А 13. Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
А 14. Служители богов в Древнем Египте
А) фараоны Б) жрецы В) вельможи
А 15. Что означает греческое слово демократия?
А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана
Часть В.
В 1. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
В 2. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
В3. Перечень тем:
А) Древняя Греция Б) Древний Рим В) Ассирийское государство Г) Древняя Индия
В3.1. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
« С каким сочувствие люди всех разрядов, возрастов и сословий приняли Цезаря вернуться в город, какая толпа вышла ему навстречу, как великолепны были его триумфальные шествия и его подарки, того нельзя по достоинству описать даже в труде, составленном по всем правилам, не то, что в настоящем кратком описании…
На двадцатом году была окончена, наконец, гражданская война, затушены были войны с внешними врагами, восстановлен мир, успокоена везде ярость оружия. Были возвращены законом сила, судам их авторитет, сенату его величие; власть должностных лиц поднята на престижную высоту…»
Ответ:_____
В3.2. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной вами теме:
-Конфуцианство, легион, брахманы, фараон, Ниневия, фаланга.
Ответ:________
Объясните, что обозначает это слово._________________
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
Итоговая контрольная работа учени__ 5 класса _____________________________
2 вариант. Часть А.
А1.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун Б) лук В) рубило
А2.Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
А3. Как называется форма правления, при которой правят люди, выбранные на определенный срок?
А) демократия Б) диктатура В) республика
А4. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы
А5. Что обозначает понятие «колония»?
А) поселения финикийцев в других странах Б) свободная территория В) город-порт
А 6. Какими морями омывается территория Греции?
А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями
А 7. Что называется полисом?
А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 8. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?
А) Октавиана Августа Б) Цезаря В) Нерона
А. 9. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?
А) Рем Б) Ромул В) Нумитор
А 10. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки.
А 11. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 12. Как называется форма правления, при которой правит один человек и власть его не ограничена?
А) демократия Б) монархия В) республика
А 13. Служителями бога в египетском храме были:
а) жрецы; б) писцы; в) фараоны; г) вожди.
А14. Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием
А15. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
Часть В.
В 3. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
В 4. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
В3. Перечень тем:
А) Древняя Греция Б) Древний Китай В) Древний Египет Г) Древняя Персия
В3.1. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
« Царь установил 20 областей, которые сами они называют сатрапиями; установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали ему по народам.
Ибо в правлении Кира, а также и Камбиза не было установлено ничего относительно дани, но подданные приносили подарки, и из-за этого же установление дани и других, близких к этому мероприятий… Говорят, что Дарий был торгашом, Камбиз –деспотом, Кир же- отцом: первый, потому что вносил во все дела дух торгашества; второй –потому что был суров и высокомерен; третий же – потому что был кроток и предоставил им все блага»
Ответ:_____
В3.2. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной вами теме:
-Хуанхэ, народный трибун, кшатрий, акрополь, Осирис, царская дорога.
Ответ:________
Объясните, что обозначает это слово._________________
Итоговая контрольная работа учении __ 6 класса _____________________________
Вариант I.
Часть 1.
1.Предками русских, украинцев и белорусов были:
А) франки Б) германцы В) восточные славяне Г) южные славяне
2.Причиной создания Древнерусского государства была:
А) появление местных княжений Б) общая военная угроза В) развитие торговли
3.Какое событие «Повесть временных лет» относит к 862 г.?
А) призвание Рюрика в Новгород на княжение Б) крещение князя Владимира
В) первый договор князя Олега с Византией Г) восстание древлян
4.Укажите, какое из перечисленных имен не связано с легендой об основании Киева.
А) Кий Б) Хорив В) Рюрик Г) Щек
5. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?
А) VIII в. Б) IXв. В) X в. Г) XI в.
6.Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:
А) полюдье Б) обход В) повоз Г) ополчение
7.Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:
А) Русская Правда Б) Судебник В) Урок Ярославичам Г) Соборное Уложение
8. Первая известная летопись на Руси:
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Поучение Владимира Мономаха»
В) «Повесть временных лет» Г) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
9. Убийство Бориса и Глеба произошло по приказу:
А) Ярослава I Мудрого Б) Святослава Черниговского В) Святослава I Окаянного
10.К причинам распада Древнерусского государства в XII веке не относится
А) сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления
Б) отсутствие твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола
В) действие единого свода древнерусских законов – Русской Правды
Г) изменения в хозяйственной жизни страны
11.Тип государственного устройства, который предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча.
А) Монархия с большой ролью боярства в жизни общества (сословная монархия)
Б) Монархия с главенствующей ролью князя (абсолютная монархия)
В)Боярская республика с решающей ролью вече
12. Период феодальной раздробленности характеризуется :
А) обособлением земель-княжеств; Б) упадком городов и торговли;
В) интенсивным развитием сельского хозяйства; Г) укреплением обороноспособности княжеств
13.Прозвище «Тёмный» в истории получил московский правитель
А) Василий I Б) Иван I В) Василий II Г) Иван III
14. В результате Куликовской битвы:
А) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель;
Б) была уничтожена Золотая Орда;
В) Русь попала в зависимость от Казанского ханства;
Г) усилилась зависимость Руси от Золотой Орды.
15.Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:
А) проведение переписи населения в Новгороде Б) поездку к хану Орды за ярлыком
В) победу над ордынцами Г) разгром шведского отряда
16. Ордынские чиновники, которые собирали дань:
А) бесермены Б) беки В) баскаки Г) эмиры
17.Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил благословление накануне Куликовской битвы:
А) Сергий Радонежский Б) митрополит Петр В) митрополит Алексий Г) патриарх Никон
18. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской православной церкви:
А) Иван Калита Б) Дмитрий Донской В) Александр Невский
19. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли описанные события.
Это сражение произошло на льду озера. Враги были хорошо вооружены и были уверены в своей победе, но хитростью их удалось заманить на лед. Мужественно сражались русские воины и разгромили врага. Много было убито, взято в плен, а часть врагов ушла под тяжестью своих доспехов под лед.
А) XII в. Б) XIII в. В) XIV в. Г) XV в.
20. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:
А) Угра Б) Дон В) Непрядва Г) Калка
21.Какое событие произошло позже всех?
А) Первое упоминание о Москве
Б) Крещение Руси
В) Ледовое побоище
Г) Принятие первого Судебника единого государства
Д) Нашествие Батыя на Русь
22. Современниками были:
А) Хан Мамай и Сергий Радонежский
Б) Княгиня Ольга и Марфа Посадница
В) Святослав и Цимисхий
Г) Иван Калита и Тохтамыш.
Часть 2.
1.К зависимому населению на Руси относились (укажите все зависимые слои населения)
А) бояре Б) закупы В) люди Г) холопы Д) рядовичи Е) челядь Ж) смерды
Ответ: ___________________________________________________________
2.Впиши пропущенные слово и дату.
Решения о совместной борьбе с половцами и самостоятельном правлении в землях, доставшихся от отцов, русские князья приняли на съезде в городе ___________________ в _____________ году.
3.Кто лишний в этом ряду?
А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор
4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:
___________________ - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяние святых. Создавалось после смерти святого.
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.
Земледелие, кочевое скотоводство, охота, ремесло, рыболовство.
Ответ:____________________
6. Установите соответствие между событием и князем, с именем которого связано данное событие
Имя князя | Событие |
1.Александр Невский
| А. Объединение Киева и Новгорода, образование Древнерусского государства |
2. Владимир Красное Солнышко | Б. Крещение Руси |
3. Иван III | В. Ледовое побоище |
4.Князь Олег | Г. Куликовская битва |
5.Дмитрий Донской | Д. Стояние на Угре |
6.Княгиня Ольга | Е. Реформа на Руси, в результате которой были установлены уроки и погосты |
7.Ярослав Мудрый | Ж. Положено начало созданию на Руси письменного свода законов |
Ответ: ______________________________________________________________________________
7.Установите соответствие между названиями произведений древнерусской литературы и их авторами.
1) «Слово о законе и благодати» А) митрополит Иларион
2) «Повесть временных лет» Б) Владимир Мономах
3) «Поучение детям» В) Нестор Летописец
Г) Ярослав Мудрый
Ответ:_______________________________
8.Расположите события в хронологическом порядке.
А) стояние на Угре
Б) Невская битва
В) Куликовская битва
Г) битва на Калке
Д) Ледовое побоище
Ответ: _____________________
9. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.

Укажите:
1)Название сражения _______________________________________________________________
2)Дату____________________________________________________________________________
3)Участников______________________________________________________________________
4)Результат__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Рассмотрите карту и выполните задания к ней. Найди отрывок текста, который по своему описанию соответствует данной карте:
1)«И была здесь злая сеча для немцев… и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей. Так что и лед на замерзшем острове подломился….»
2)« И отбили татар от берега, и много дней подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая когда замерзнет река. Когда же река замерзла… наши отступили от берега, тогда татары одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться…»
3)« Известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую … и идет на русскую землю… Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: « Иди против безбожных.. не устрашаясь обязательно поможет тебе бог».

11.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:
Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов.
Ответ: _____________________________________________________
12. Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь:
Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
Ответ: __________________________________________________________________________
Часть 3
Прочитайте отрывок. Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня»
Укажите:
1) о каком событие идет речь___________________________________________________________
2) когда оно произошло _____________________________________________________________
3) какое имело значение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа учении __ 6 класса _____________________________
Вариант 2.
Часть 1.
1. К восточным славянам относятся племена:
А) хазары, печенеги, половцы Б) поляне, древляне, дреговичи
В) торки, ливы, пруссы Г) мурома, ливы, мордва
2.К предпосылкам образования государства в Древней Руси относится:
А) призвание варягов;
Б) развитие ремесла, земледелия, торговли; возникновение местных княжений;
В) нашествие кочевников;
Г) принятие «Русской Правды».
3.Укажите, какое из перечисленных божеств не относится к славянскому пантеону.
А) Ярило Б) Гефест В) Перун Г) Макошь
4.Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите век, к которому относятся описанные в летописи события.
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и ангелы, а ещё иные – готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший. Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске».
А) VIII в. Б) IX в. В) X в. Г) XI в.
5.Кто был первым русским князем?
А) Святослав Б) Игорь В) Рюрик Г) Олег
6.Кто стоял во главе дружины, которую стали нанимать купцы для охраны своих судов:
А) старейшина Б) волхв В) князь Г) воин
7.За что князь Святополк Владимирович был прозван «Окаянным»?
А) бегство с поля битвы у Калки Б) убийство братьев в ходе усобицы
В) участие в карательных походах Г) попытка восстановить язычество на Руси
8. В результате восстания древлян в 945 г.
А) произошёл распад Древнерусского государства В) погиб киевский князь Игорь
Б) Киев потерял статус центра Древнерусского государства Г) произошло крещение Руси
9.Отметьте, при каком князе было положено начало созданию на Руси письменного свода законов.
А) Ярославе Мудром Б) Владимире Мономахе В) Иване Калите Г) Андрее Боголюбском
10. С именем какого князя связано первое упоминание о Москве?
А) Андрея Боголюбского Б) Юрия Долгорукого В) Александра Невского
11. Период феодальной раздробленности на Руси начался в каком веке?
А) 11 в. Б) 12 в. В) 13 в. Г) 14 в.
12. «Русская правда» -- это
А) первая русская летопись Б) памятник литературы Древней Руси
В) первый письменный свод законов Г) былина
13.Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом власти являлось вече?
А) в Москве Б) в Новгороде В) во Владимире Г) в Рязани
14.Форма государственной власти, при которой князь опирается на собрание представителей сословий, называется:
А) просвещенная монархия Б) сословная монархия В) абсолютная монархия
15 .«Каждый да держит отчину свою», установление этого принципа на съезде в Любече закрепляло:
А) закрепощение земледельцев Б) разделение русской земли на отдельные княжества
В) создание единого государства Г) создание единого закона
16. Князь Александр Ярославович победил на Неве:
А) монголо-татар Б) немецких рыцарей В) шведов Г) хазар
17. Какое из перечисленных событий произошло в XIII в.?
А) Мамаево побоище Б) разорение Киева ханом Батыем
В) Сожжение Москвы ханом Тохтамышем Г) поход князя Игоря Святославича против половцев
18. В результате монгольского нашествия на Русь:
А) большинство городов было сожжено Б) запустели пахотные земли
В) установлен военно-политический союз с Ордой Г) погибли большинство князей и воевод
Д) большинство земель не пострадало
1) А Б Г 2) Б В Д 3) В Г Д 4) А Г Д
19. В результате Стояния на реке Угре:
А) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель;
Б) Русь попала в зависимость от Казанского ханства;
В) был завершен процесс объединения русских земель и создания единого государства;
Г) конец монголо-татарского владычества над Русью.
20. Что из названного относится к итогам правления Ивана III?
А) свержение ордынского владычества Б) получение выхода к Тихому океану
В) присоединение к России Сибирского ханства Г) созыв Земского собора
21.Какое событие произошло раньше всех?
А) Первое упоминание о Москве
Б) Крещение Руси
В) Ледовое побоище
Г) Образование Древнерусского государства
22.Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?
А) Дмитрий Донской и Чингисхан В) Владимир Мономах и Юрий Долгорукий
Б) Софья Палеолог и Иван III Г) Нестор и князь Игорь.
Часть 2.
1.К зависимому населению на Руси относились (укажите все зависимые слои населения)
А) бояре Б) закупы В) люди Г) холопы Д) рядовичи Е) челядь Ж) смерды
Ответ: ___
2.Впиши пропущенные слово и дату. В __________ году на реке _____________ состоялась битва объединённых русско-половецких войск с монголами, закончившаяся трагической гибелью русских князей с дружиной.
3.Кто лишний в этом ряду? А) Узбек Б) Мамай В) Тохтамыш Г) Невский
4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:
Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани назывался __________________.
5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом ордынского владычества на Руси. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.
Ярлык, иго, ордынский выход, баскаки, Судебник.
Ответ:____________________
6. Установите соответствие между событием и князем, с именем которого связано данное событие
Имя князя | Событие |
1.Князь Олег | А.Разгром Хазарии |
2. Княгиня Ольга | Б.Александр Невский |
3.Князь Святослав | В.Образование Древнерусского государства |
4. Владимир Красное Солнышко | Г.Мамаево побоище |
5.Ледовое побоище | Д.Стояние на реке Угре |
6.Дмитрий Донской | Е.Установление уроков и погостов |
7.Иван III | Ж.Крещение Руси |
Ответ: __________________________________________________
7. Установите соответствие между названиями произведений, памятников культуры и именами их создателей.
А) Успенский собор Московского Кремля 1) Андрей Рублёв
Б) икона «Троица» 2) Епифаний Премудрый
В) Житие Сергий Радонежского 3) Аристотель Фиораванти
Ответ: _____________________________________________
8.Расположите события в хронологическом порядке.
А) стояние на Угре
Б) Невская битва
В) Куликовская битва
Г) битва на Калке
Д) Ледовое побоище
Ответ: _____________________
9.Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.

Укажите:
1)Название сражения _______________________________________________________________
2)Дату____________________________________________________________________________
3)Участников______________________________________________________________________
4)Результат__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Рассмотрите карту и выполните задания к ней. Найди отрывок текста, который по своему описанию соответствует данной карте:

1)«И была здесь злая сеча для немцев… и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей. Так что и лед на замерзшем острове подломился….»
2)« И отбили татар от берега, и много дней подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая когда замерзнет река. Когда же река замерзла… наши отступили от берега, тогда татары одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться…»
3)« Известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую … и идет на русскую землю… Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: « Иди против безбожных.. не устрашаясь_ обязательно поможет тебе бог».
11.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:
Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов.
Ответ: _____________________________________________________
12. Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь и когда оно произошло?
Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».
Ответ: __________________________________________________________________
Часть 3
Прочитайте отрывок.
Поединок Челубея и Пересвета, которые оба погибли, положила начало битве ...Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина.
Укажите:
1)о каком событие идет речь___________________________________________________________
2)когда оно произошло _____________________________________________________________
3)какое имело значение?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи к переводному экзамену по истории России 6 кл. по уч.Андреева
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1. | Часть 1 |
1 - В | 1 - Б |
2 - Б | 2 - Б |
3 - А | 3 - Б |
4 - В | 4 - Б |
5 - Б | 5 - Г |
6 - А | 6 - В |
7 - А | 7 - Б |
8 - В | 8 - В |
9 - В | 9 - А |
10 - В | 10 - Б |
11 - В | 11 - Б |
12 - А | 12 - В |
13 - В | 13 - Б |
14 - А | 14 - Б |
15 - Г | 15 - Б |
16 - В | 16 - Б |
17 - А | 17 - Б |
18 - А | 18 - 1 |
19 - Б | 19 - Г |
20 - А | 20 - А |
21 - Г | 21 - Г |
22 - А | 22 - Б |
Часть 2 | Часть 2 |
1 – Б Г Д Е | 1 – Б Г Д Е |
2 – Любече, 1097 г. | 2 – 1223 г., река Калка |
3 - Г (Нестор) | 3 - Г |
4 – Житие | 4 - Полюдье |
5 - Кочевое скотоводство | 5 - Судебник |
6 – 1В, 2Б, 3Д, 4А, 5Г, 6Е, 7Ж | 6 - 1 –В 2-Е 3-А 4-Ж 5- Б 6-Г 7-Д |
7 - 1-А 2-В 3-Б | 7 - А-3 Б-1 В - 2 |
8 - Г Б Д В А | 8 - Г Б Д В А |
9: 1 – Ледовое побоище 2 - 5 апреля 1242 г. 3 – русское войско и немецкие рыцари крестоносцы 4 – разгром армии крестоносцев | 9: 1 – Ледовое побоище 2 - 5 апреля 1242 г. 3 – русское войско и немецкие рыцари крестоносцы 4 – разгром армии крестоносцев |
10 - 2 | 10 - 3 |
11 – Ярослав Мудрый | 11 - Ярослав Мудрый |
12 - О подчинении Новгорода Москве | 12 – Крещение Руси, 988 г. |
Часть 3 | Часть 3 |
1.Крещение Руси | 1.Куликовская битва |
2. 988 г. | 2. 8 сентября 1380 г. |
3.Значение: А) Укрепило государство Б) Наиболее тесные связи установились с Византией В) Русь встала в общий ряд христианских государств Европы Г) На Русь пришли письменность, образование, церковная культура | 3.Значение: А) Восстановила веру русских людей в свои силы Б) Доказала, что единственным способом избавления от ордынского владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством |
Итоговая контрольная работа учении __ 7 класса _____________________________
Вариант I
Часть А.
1) Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
А. мастерская Б. цех В. мануфактура Г. фабрика
2) В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
А. в Рязани Б. в Ярославле В. в Смоленске Г. в Нижнем Новгороде
3) Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
А. Василий Шуйский Б.Михаил Фёдорович Романов В. польский королевич Владислав Г. Алексей Михайлович Романов
4) Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
А. приказные люди Б. ясачные люди В. посадские люди
Г. приборные люди
5) Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А. Судебник Б. Закон государства Российского В. Русская правда
Г. Соборное уложение
6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А. учреждение Сената, Синода, коллегий Б. Крымские и Азовские походы
В. Семилетняя война, учреждение Московского университета Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Разина
7) Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
А. Прутский Б. Ништадский В. Каспийский Г. Балтийский
8) Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:
А. сохранение и укрепление крепостного права Б. активная внешняя торговля
В. введение подушной подати Г. ослабление абсолютизма
9) Какое учебное заведение было открыто в 1687г.:
А. Славяно-греко-латинская академия Б. Академия наук В. Московский университет Г. первая цифирная школа
10) В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:
А. отсутствие регулярной армии Б. слабое развитие мануфактурного производства
В. отсутствие флота Г. всё перечисленное
11) Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счёт личной выслуги:
А. ревизия Б. новый военный устав В. табель о рангах Г. духовный регламент
12) После смерти Елизаветы Петровны российский престол перешёл к:
А. Петру III Б. Екатерине I В. Петру II Г. Анне Иоанновне
13) Россия стала называться империей с:
А. 1709г. Б. 1714г. В. 1721г. Г. 1725г.
14) Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в России:
А. прекращение деятельности земских соборов Б. создание карательных государственных органов – фискалов прокуратуры В. ликвидация патриаршества на Руси Г. изменение традиционной системы престолонаследия
15) Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»:
А. Екатерина I Б. Екатерина II В. Анна Иоанновна Г. Анна Леопольдовна
16) Кто из русских полководцев особенно отличился в русско-турецкой войне 1787-1791гг.:
А. Д.Пожарский Б. А.В.Суворов В. М.И. Кутузов Г. А.Д.Меньшиков
17) Какое сословие в 18в. было фактически бесправным:
А. мещанство Б. крепостные крестьяне В. наёмные рабочие Г. духовенство
Часть В.
1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
ИМЯ | РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. К.Минин | А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой |
2. Никон | Б) предводитель крестьянской войны |
3. С.И.Дежнев | В) один из организаторов второго Нижегородского ополчения |
4. С.Т.Разин | Г) инициатор проведения религиозной реформы |
2) Вставьте пропущенное слово: Главную роль в дворцовых переворотах XVIIIв. играл определённый слой населения - _________________, элита русских войск.
3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________
А. Полтавская битва Б. Гангутское сражение В. сражение у деревни Лесной
Г. Ништадтский мирный договор
Вариант II
Часть А.
1) Мануфактура - это:
А. сельскохозяйственное предприятие Б. предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике В. объединение цехов Г. объединение ряда владельцев ремесленных мастерских
2) Что из названного относится к итогам Смуты:
А. ослабление государственных структур Б. установление урочных лет
В. начало создания банковского дела Г. начало созыва Земских соборов
3) Освобождение Москвы от польских интервентов удалось благодаря действиям:
А. Семибоярщины Б. Первого ополчения В. Второго ополчения
Г. Михаила Фёдоровича Романова
4) Какое из названных понятий характеризует социально-экономическое развитие России в XVIIв.:
А. промышленный переворот Б. мануфактура В. монополия Г. фабрика
5) Окончательное закрепощение крестьян было юридически оформлено в:
А. «Соборном уложении» Алексея Михайловича Б. «Судебнике» Ивана III
В. «Судебнике» Ивана IV Г. «Наказе» Екатерины II
6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А. Великое посольство, Азовские походы Б. Крымские походы, учреждение Славяно-греко-латинской академии В. Семилетняя война, учреждение Московского университета Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Т.Разина
7) Полтавская битва в ходе Северной войны состоялась в:
А. 1721г. Б. 1714г. В. 1720г. Г. 1709г.
8) Пётр I ввёл:
А. прогрессивный налог Б. подоходный налог В. подушную подать
Г. посошное обложение
9) В систему государственного управления Петром I были введены:
А. Верховный тайный совет, Канцелярия Б. приказы, Дворец, Казна
В. Сенат, Синод, коллегии Г. Земский собор, Боярская дума
10) Кто из русских первооткрывателей открыл Берингов пролив:
А. С.Дежнев Б. В.Атласов В. Е.Хабаров Г. В.Поярков
11) Выберите из предложенного списка черты, характеризующие эпоху дворцовых переворотов:
А. гражданская война и интервенция Б. частая смена правителей, опора на гвардию
В. мятежи в армии, недовольной петровскими реформами Г. ограничение дворянских привилегий
12) После смерти Петра II российский престол перешёл к:
А. Петру III Б. Екатерине I В. Елизавете Петровне Г. Анне Иоанновне
13) Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708гг.:
А. Степан Разин Б. Емельян Пугачёв В. Кондратий Булавин
Г. Иван Болотников
14) Воцарение на российском престоле Елизаветы Петровны было результатом:
А. приглашения её на престол членами Верховного тайного совета Б. дворцового переворота В. назначения её наследницей престола по завещанию Петра I
Г. особого решения Сената
15) Эпоха дворцовых переворотов в России закончилась с началом царствования:
А. Петра II Б. Анны Иоанновны В. Петра III Г. Екатерины II
16) Какую турецкую крепость, считавшуюся неприступной, захватил А.В. Суворов:
А. Очаков Б. Азов В. Измаил Г. Кинбурн
17) Сколько состоялось разделов Речи Посполитой (Польши):
А. один Б. два В. три Г. четыре
Часть В.
1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
ИМЯ | РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. И.Сусанин | А) организатор старообрядцев |
2. И.Болотников | Б) костромской крестьянин, спасший жизнь царя |
3. Аввакум | В) один из руководителей второго Нижегородского ополчения |
4. Д.Пожарский | Г) руководитель крестьянской войны в период Смуты |
2) Вставьте пропущенное слово: В XVIIв. впервые появились крупные всероссийские торговые ___________________ - Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.
3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________
А. Гангутское сражение Б. битва под Нарвой В. битва при Лесной
Г. Основание Санкт-Петербурга
Ключи для тестов по итоговой (промежуточной) аттестации, 7 класс, история России
Вариант 1 | | Вариант 2 | |
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
Часть А | | Часть А | |
1 | Б | 1 | В |
2 | А | 2 | Г |
3 | В | 3 | Б |
4 | Б | 4 | В |
5 | А | 5 | Г |
6 | А | 6 | А |
7 | Г | 7 | Б |
8 | В | 8 | Г |
9 | В | 9 | А |
10 | А | 10 | Г |
11 | Б | 11 | В |
12 | Б | 12 | А |
13 | В | 13 | В |
14 | Б | 14 | Г |
15 | Г | 15 | В |
16 | В | 16 | Б |
17 | В | 17 | Б |
Часть В | | Часть В | |
1 | 1-б, 2-г, 3-а, 4-в | 1 | 1-в, 2-г, 3-а, 4-б |
2 | ярмарки | 2 | гвардия |
3 | Б-Г-В-А | 3 | В-А-Б-Г |
Итоговая контрольная работа учении __ 8 класса _____________________________
А1. Восстание декабристов произошло 14 декабря:
1) 1818 г.;
2) 1821 г.;
3) 1825 г.;
4) 1826 г.
А2. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал:
1) роспуск военных поселений;
2) освобождение крестьян за выкуп по желанию помещика;
3) выкуп за счет казны и переселение крестьян в Сибирь;
4) перевод посессионных крестьян в разряд государственных.
А3. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян;
4) внедрение двигателя внутреннего сгорания.
А4.К основным факторам, способствовавшим формированию взглядов декабристов не относится:
1) Отечественная война 1812 г. и патриотический подъём в стране;
2) аракчеевщина;
3) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева, А.С. Пушкина;
4) стремление прославиться.
А5. Прочтите отрывок из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр II.
А6.Укажите положения, которые относятся к основным идеям западников.
A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра I. B) Следование по пути европейских держав. Г) Отрицательная роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А7.К причинам поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
1) низкий моральный дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие русской армии;
4) отсутствие железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
А8.Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х гг. принадлежал автор.
С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1) марксизм;
2) западничество;
3) славянофильство;
4) народничество.
А9. Автором проекта величественного здания Казанского собора в Петербурге, сооруженного в 1801 – 1811 гг., в котором покоится прах М.И.Кутузова, является архитектор:
1) К.И.Росси;
2) А.Д.Захаров;
3) А.Н.Воронихин;
4) К.А.Тон.
А10.Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 гг.:
1) усиление позиций России в Европе;
2) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3) образование Тройственного союза;
4) вхождение Пруссии в состав Российской империи.
А11. Прочтите отрывок из документа и укажите название картины.
В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец – вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.
1) «Разборчивая невеста»;
2) «Завтрак аристократа»;
3) «Сватовство майора»;
4) «Свежий кавалер».
А12. Расположите даты по порядку.
А) Бородинское сражение; Б) сражение за Малоярославец; В) сражение на реке Березине; Г) Смоленское сражение.
Укажите верный ответ:
1) А Б В Г;
2) Б А В Г;
3) Г А Б В;
4) А Г В Б.
А13. Установите соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр I; 1) реформа государственных крестьян;
Б) Е.Ф.Канкрин; 2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В) П.Д.Киселев. 3) введение «серебряного рубля».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 3; В 1;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А14. Какие из указанных мероприятий не относятсяк царствованию
Николая I. Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
A) Кодификация законов; Б) Введение «чугунного» цензурного устава;
B) Введение университетской автономии; Г) Создание Третьего отделения; Д) Создание Государственного совета.
1) А Б;
2) В Г;
3) Г Д;
4) В Д.
А15.Прочтите отрывок из документа и укажите имя автора записок.
Император стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.
1) А.Х. Бенкендорф;
2) Николай I;
3) А.А.Аракчеев;
4) М.М.Сперанский.
А16.Укажите событие, которое произошло раньше всех остальных.
1) указ о «вольных хлебопашцах»;
2) начало промышленного переворота в России;
3) введение «серебряного рубля»;
4) реформа государственных крестьян.
А17. Установите соответствие между авторами и произведениями.
А) А.Д.Захаров; 1) картина «Последний день Помпеи»;
Б) К.П.Брюллов; 2) здание Адмиралтейства;
В) М.И.Глинка. 3) опера «Жизнь за царя».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 1; В 3;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А18. Книга этого учёного «Основы химии» была переведена на все европейские языки, им открыт периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания:
1) В.В.Докучаев;
2) Д.И.Менделеев;
3) Н.Н.Зинин;
4) А.М.Бутлеров.
А19.Одним из результатов проведения военной реформы 1860-1870-х гг. было:
1) введение всесословной воинской повинности;
2) создание полков иноземного строя;
3) создание регулярной армии на основе рекрутских наборов;
4) расформирование стрелецких полков.
А20. Прочтите отрывки из документов и укажите название войны, о которой идет речь.
«Помню как сердце усиленно билось и умилялось от бесчисленных проявлена народного энтузиазма. Помню этих старушек и стариков, на вид убогих, приходивших вносить свои лепты для славянских братий, в каком-то почти религиозном настроении. И действительно, деньги лились рекою. Улицы стали наполнятся маленькими группами русских офицеров в сербских костюмах, и на поездах варшавской дороги не хватало мест для посадки ехавших через Вену на Дунай добровольцев».
«Спросите народ, спросите солдата: для чего идут и чего желают в начавшейся войне, - и все скажут вам, как один человек, что идут, чтоб Христу послужить и освободить угнетенных братьев».
Сербские войска успешно выполняли свои союзнические обязательства. Черногория в войне была верным и стойким союзником России. Если спросите любого черногорца: "Сколько вас, черногорцев?", он обязательно скажет: "Нас с русскими сто семьдесят миллионов. Мы от русских себя не отделяем".
1) Кавказская война 1817 – 1864 гг;
2) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.;
3) Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг.;
4) Русско-иранская война 1826 – 1828 гг.
А21. Этот русский царь отличался консерватизмом и осторожностью, мудро избегал войн, быстро нормализовал обстановку в стране, получил прозвище «миротворец»:
1) Александр II;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр III.
А22. Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:
1) освобождению самой многочисленной части населения;
2) выходу страны из экономического кризиса;
3) духовному кризису в российском обществе;
4) развитию капитализма в России.
А23.Какие из перечисленных изменений, преобразований были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.:
А) отмена рекрутского набора в армию;
Б) ограничение барщины тремя днями в неделю;
В) создание губернских и уездных земств;
Г) запрещение продавать крестьян без земли;
Д) введение института присяжных заседателей;
Е) освобождение дворян от военной службы.
Укажите верный ответ:
1) АБГ;
2) АВД;
3) БВЕ;
4) ВГД.
А24.Прочтите отрывок из документа и укажите имя художника, о котором идёт речь.
Сила его – в непревзойдённом умении выражать психологическую сущность человека. Иные из этих картин можно назвать его университетом. Сколько материала было изучено им для «Запорожцев», «Ивана Грозного», «Царевны Софьи»!
1) В.Г.Перов;
2) И.Е.Репин;
3) В.М.Васнецов;
4) И.И.Шишкин.
А25. Укажите правильное соответствие.
Писатели: Произведения:
А) Ф.М.Достоевский; 1) «Отцы и дети»;
Б) И.С.Тургенев; 2) «Бесы»;
В) Л.Н.Толстой. 3) «Война и мир».
1) А 3;
2) В 1;
3) А 2;
4) В 2.
А26. Какие два из перечисленных ниже факторов способствовали ускорению развития России после реформы 1861 г.
А) расширение внутреннего рынка;
Б) сохранение помещичьего землевладения;
В) личная свобода крестьян;
Г) необходимость выкупа земли крестьянами.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А27.Прочтите отрывок из документа и укажите имя государственного деятеля.
В ряду мер, принимавшихся по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти.
1) Е.Ф.Канкрин;
2) П.Д.Киселев;
3) П.А.Столыпин;
4) С.Ю.Витте.
А28. В число руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг. входили:
1) П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв;
2) Н.И.Новиков, А.Н.Радищев;
3) А.С.Хомяков, И.С.Аксаков;
4) А.И.Желябов, С.Л.Перовская.
А29. Укажитедату начала «хождения в народ» революционных народников:
1) 1861 г.;
2) 1874 г.;
3) 1879 г.;
4) 1881 г.
А30. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:
1) наделом;
2) отрубом;
3) хутором;
4) имением.
№ задания Ответ
А1. 3 А22 3
А2. 2 А23 2
А3. 2 А24 2
А4. 4 А25 3
А5. 2 А26 2
А6. 4 А27 4
А7. 1 А28 4
А8. 3 А29 2
А9. 3 А30 1
А10. 1
А11. 3
А12. 3
А13. 2
А14. 4
А15. 1
А16. 1
А17. 2
А18. 2
А19. 1
А20. 2
А21. 4
Итоговая контрольная работа учении __ 9 класса _____________________________
монополии в России в начале XX века существовали в форме:
А) картелей и трестов
Б) торговых компаний и акционерных обществ
В) синдикатов и картелей
Г) крестьянских общин и кооперативов
2. Первый полёт человека в космос состоялся:
А) 4 октября 1957г. В) 12 апреля 1961г.
Б) 12 апреля 1960г. Г) 4 октября 1960г
3. Установите последовательность периодов руководства страной:
А) К.Черненко Г) Ю.Андропов
Б) Л.Брежнев Д) Н.Хрущёв
В) М.Горбачёв Е) И.Сталин
4. Расшифруёте аббревиатуры:
А) РСДРП Б) СССР В) ГУЛАГ Г) СНГ Д) ОВД
5. По какому признаку образованы ряды:
А) 1918, 1924, 1936, 1977, 1993
Б) В. Черномырдин, С.Кириенко, Е. Примаков, С.Степашин, В.Путин, М.Касьянов, М.Фрадков
6. Система двоевластия существовала в стране в:
А) феврале-сентябре 1917г. В) феврале-октябре 1917г.
Б) марте-июле1917г. Г) марте-августе 1918г.
7. Переход к индустриальному обществу называется:
А) индустриализацией В) модернизацией
Б) промышленным переворотом Г) цивилизацией
8. Отказ в начале 1990-х г.г. от государственного регулирования большинства цен называется:
А) приватизацией В) национализацией
Б) инфляцией Г) либерализацией
9. Расположите в хронологической последовательности события:
А) Сталинградская битва
Б) Битва под Москвой
В) Нюрнбергский процесс
Г) форсирование Днепра советскими войсками
Д) Курская битва
Е) Крымская (Ялтинская) конференция руководителей стран-союзниц
10. Кому принадлежат слова?
«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, - продолжается… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. …Все силы на разгром врага! Вперёд, за нашу победу!»
11. Положительными итогами первой революции в России были:
А) сокращение инвестиций в отечественную экономику
Б) отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю
В) ослабление активности предпринимателей
Г) сокращение продолжительности рабочего дня
Д) создание представительного органа
12. Образуйте логические пары:
1) Партия социалистов-революционеров А) П.Н.Милюков
2) РСДРП(б) Б) А.И.Гучков
3) Партия конституционных демократов В) В.И.Ульянов (Ленин)
4) «Союз 17 октября» Г) В.М.Чернов
Д) Л.Мартов
Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных «меньшевиками».
13. Политика «военного коммунизма» включала следующие меры:
А) национализацию всех отраслей промышленности
Б) гарантированную заработную плату
В) изъятие у крестьян всех излишков хлеба
Г) запрет свободной торговли
Д) трудовую мобилизацию
14. Первые мероприятия советского правительства:
А) ликвидация сословного деления
Б) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
В) Отделение церкви от государства и школы от церкви
Г) введение всеобщего избирательного права
Д) провозглашение демократической парламентской республики
15. Советский политический режим в 20-ег.г. выражался в:
А) хозяйственной самостоятельности предприятий
Б) командно-административных методах управления
В) упразднении художественного разномыслия
Г) наличии политической оппозиции
Д) господстве номенклатуры
Е) плюрализме в идеологии
Ж) признании главенства общечеловеческих ценностей
16. Установите соответствие:
1. итоги индустриализации | А) развитие военно-промышленного комплекса |
2.итоги коллективизации | Б) ликвидация частнособственнических крестьянских хозяйств |
| В) отставание в развитии лёгкой промышленности |
| Г) обобществление средств производства |
| Д) первое место в Европе и второе место в мире по объёму промышленного производства |
| Е) «раскулачивание» почти 15 % крестьянства |
| Ж) широкое привлечение зарубежного опыта |
17. Вторая мировая война началась:
А) 22 июня 1939г. В) 22 июня 1941г.
Б) 1 сентября 1939г. Г) 1 сентября 1941г.
18. О какой битве идёт речь?
«Операция «Тайфун» развивается почти классически… Противник продолжает всюду удерживать неатакованные участки фронта, в результате чего в перспективе намечается глубокое окружение этих групп противника».
19. Что называется интервенцией?
а) помощь иностранных государств гражданам России
б) вооруженное вмешательство иностранных государств во внутренние дела какого либо государства
в) обязательство иностранных государств поддержать Советскую власть
20. Выборы президента РФ, на которых впервые победил В.В.Путин, состоялись:
А) 26 марта 2004г. В) 26 марта 2000г.
Б) 12 июня 2000г. Г) 12 июня 1996г.
№ вопроса | Правильные ответы |
1 | В |
2 | В |
3 | Е Д Б Г А В |
4 | А-РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ |
| Б – СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК |
| В – ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ |
| Г – СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ |
| Д – ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА |
5 | А- ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИЙ РСФСР, СССР, РФ |
| Б – ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ РФ |
6 | Б |
7 | В |
8 | Г |
9 | Б А Д Г Е В |
10 | И.В.СТАЛИНУ |
11 | Б, Г |
12 | 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б Д |
13 | А, В, Г, Д |
14 | А, В |
15 | Б, В, Д |
16 | 1-А, В, Д, Ж |
| 2- Г, Б, Е |
17 | Б |
18 | БИТВА ЗА МОСКВУ |
19 | Б |
20 | В |
Итоговая контрольная работа учении __ 10 класса _____________________________
I вариант
Часть А.
А1. Что такое язычество?
Особый тип погребения умерших в высоких курганах;
Вера в единого бога;
Вера во множество богов и почитание сил природы;
Умение говорить на многих языках.
А2. В каком году было «стояние на реке Угре»?
1380 г.;
1470 г.;
1478 г.;
1480 г.
А3. С чем связано имя Ивана Федорова?
С созданием в Москве первой типографии;
С челобитной к царю Ивану IV;
С осадой и взятием Казани;
С деятельностью посольского приказа.
А4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:
Царь Алексей Михайлович;
Протопоп Аввакум;
Вселенский собор патриархов;
Патриарх Никон.
А5. Политика «просвещенного абсолютизма» проводилась в период правления:
Елизаветы Петровны
Екатерины II
Петра I
Павла I
А6. В каком году произошел «Медный бунт»?
В 1648 г.;
В 1654 г.;
В 1662 г.;
В 1668 г.
А7. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?
Былина;
Летопись;
Поучение;
Героическая повесть.
А8. Что такое полюдье?
Народное ополчение в Древней Руси;
Органы местного самоуправления;
Сбор князем податей с подвластных племен;
Вид публичного телесного наказания.
А9. В каком году произошла Полтавская битва?
1704 г.;
1706 г.;
1708 г.;
1709 г.
А10. Завершение процесса вхождения Коми Края в русское государство произошло в:
1383 г.;
1481 г.;
1530 г.;
1637 г.
Часть В.
В1. Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.
«Сказали варягам чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И избрались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, третий – Трувор – в Изборске».
В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.
События | Дата |
1) взятие Казани | А) 1547 г. |
2) Стоглавый собор | Б) 1552 г. |
3) венчание Ивана IV на царство | В) 1565 г. |
4) введение опричнины | Г) 1551 г. |
В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.
Опричнина
Приказы
Дворяне
Стрельцы
А) Служилые люди, составлявшие постоянное войско, набиравшиеся из свободного сельского и городского населения;
Б) Личное владение царя, где существовало особое управление и войско;
В) Центральные органы управления, ведавшие отдельными отраслями жизни государства;
Г) Представители высшего слоя аристократии, владели значительными землями – вотчинами.
В4. Фамилия крупнейшего русского ученого-энциклопедиста XVIII века, с именем которого связаны открытия во многих областях науки________________________.
Часть С.
С. Охарактеризуйте понятие «Монголо-татарское иго». Как оно повлияло на развитие русского
государства?
II вариант
Часть А.
А1. Начало городу Киеву дало племя:
Кривичей;
Словен;
Древлян;
Полян.
А2. Первая школа в Коми крае была открыта в:
1643 г.;
1721 г.;
1814 г.;
1911 г.
А3. Кто был противником церковной реформы патриарха Никона?
Протопоп Аввакум;
Боярин Б.И. Морозов;
Митрополит Гермоген;
Симеон Полоцкий.
А4. В каком году Россия была провозглашена империей?
В 1711 г.;
В 1721 г.;
В 1725 г.;
В 1727 г.
А5. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?
Взятие Казани;
Куликовская битва;
«Стояние на Угре»;
Сражение под Оршей.
А6. Что было одной из причин начала Смуты?
Отсутствие наследников у Бориса Годунова;
Подрывная деятельность польских спецслужб;
Недовольство народа произволом опричников;
Пресечение в России правящей царской династии.
А7. Крещение Руси произошло в … году?
980 г.;
988 г.;
990 г.;
982 г.
А8. В 1861 году был подписан манифест:
«О создании флота»;
«Об учреждении Государственной думы»;
«Об отмене крепостного права»;
«О вольности дворянства».
А9. Впервые в летописи город Москва упоминается в:
1147 г.;
1182 г.;
1201 г.;
1245 г.
А10. «Тушинским вором» называли:
Степана Разина;
Кузьму Минина;
Лжедмитрия I;
Лжедмитрия II.
Часть В.
В1. Событие, о котором говорится в отрывке: «Рылеев говорил, что должно войскам, ими возмущенным, прийти на Сенатскую площадь, начальнику их, Трубецкому, действовать по обстоятельствам, что они надеялись избегнуть кровопролития и посредством Сената, который думали принудить к тому, получить от Вашего Величества или от государя-цесаревича согласие на созвание депутатов для назначения императора и установления представительного образа правления», – произошло в _____________ году».
В2. Соотнесите имена московских князей и даты их правления.
Князья | Годы правления |
1) Василий II Васильевич | А) 1389 – 1425 гг. |
2) Василий III Иванович | Б) 1505 – 1533гг. |
3) Василий I Дмитриевич | В) 1462 – 1505гг. |
4) Иван III Васильевич | Г) 1425 – 1462гг. |
В3. Все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы называется _____________________.
В4. Установите хронологическую последовательность событий Северной войны.
Сражение у острова Гренгам
Полтавская битва
Битва под Нарвой
Сражение у мыса Гангут
Часть С.
С. Перечислите причины Смутного времени. Каковы были последствия этого события для России?
Ответы на итоговый тест по истории России
10 класс
I вариант
Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
А1 | 3 |
А2 | 4 |
АЗ | 1 |
А4 | 4 |
А5 | 2 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
А8 | 3 |
А9 | 4 |
А10 | 2 |
Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
В1 | 862 г. |
В2 | 1Б 2Г 3А 4В |
ВЗ | 1Б 2В 3Г 4А |
В4 | Ломоносов |
Часть С.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Монголо-татарское иго – это система экономического и политического подчинения Руси Золотой Орде. Иго включало в себя: - получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение; - террор в отношении русских князей; - карательные набеги на русские земли; - разорение земель и угон в Орду специалистов и ремесленников; - уплате ежегодной дани – «выхода», а также других сборов; - подавление воли населения к сопротивлению путем террора. | |
Названы 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названы 1 – 2 элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. К последствиям влияния монголо-татарского ига можно отнести: - задержка экономического и культурного развития страны; - влияние на процесс формирования великорусской нации; - влияние на повседневный быт, речь, обычаи, мораль; - внесение восточных элементов в политическое устройство Руси; - усилилось влияние Русской православной церкви, сыгравшей важную роль в сплочении и выживании народа; - обусловило жесткое подчинение населения государству. - изолировало северо-восточные русские земли от родственных территорий и традиционных международных связей. | |
Приведены 3 или более элементов ответа (названных в измерителе или других верных положений) | 2 |
Приведены 1 – 2 элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценки тестирования:
Максимальное количество баллов за тест – 18;
При выполнении 100% – 91% заданий 18 – 16 баллов, оценка «5»;
При выполнении 90% – 78% заданий 15 – 13 баллов, оценка «4»;
При выполнении 77% – 60% заданий 12 – 10 баллов, оценка «3».
При выполнении менее 60% заданий – менее 9 баллов, оценка «2».
II вариант
Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
А1 | 4 |
А2 | 3 |
АЗ | 1 |
А4 | 2 |
А5 | 3 |
А6 | 4 |
А7 | 2 |
А8 | 3 |
А9 | 1 |
А10 | 4 |
Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
В1 | 1825 г. |
В2 | 1Г 2Б 3А 4В |
ВЗ | Культура |
В4 | 3 2 4 1 |
Часть С.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Смутное время было вызвано: - династическим кризисом (окончание династии Рюриковичей, избрание нового царя – Бориса Годунова, вера в «настоящего» царя – самозванца); - экономическим кризисом (последствия опричнины, Ливонской войны и голода 1600 – 1603 гг.); - социальным кризисом (недоверие народа к новому царю, стремление различных групп улучшить свое положение, обострение противоречий между группами служилых людей); - на определенном этапе положение обострилось интервенцией. | |
Названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 – 2 элемента ответа, | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Последствия Смутного времени: - страшное разорение и запустение станы; - потеря выхода к Балтийскому морю, Смоленской земли; - дальнейшее закрепощение крестьян; - осознание центром и регионами необходимости сильной государственности; - подъем национального самосознания. | |
Приведены 3 или более элементов ответа | 2 |
Приведены 1 – 2 элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценки тестирования:
Максимальное количество баллов за тест – 18;
При выполнении 100% – 91% заданий 18 – 16 баллов, оценка «5»;
При выполнении 90% – 78% заданий 15 – 13 баллов, оценка «4»;
При выполнении 77% – 60% заданий 12 – 10 баллов, оценка «3».
При выполнении менее 60% заданий – менее 9 баллов, оценка «2».
Итоговая контрольная работа учении __ 11 класса _____________________________
Часть 1. Ответьте на вопросы теста
1.Цусимское сражение произошло
1) зимой 1904г.
2) летом 1904 г.
3) зимой 1905 г.
4) весной 1905 г.
2. Реформа П. А. Столыпина предполагала
1) успокоение страны с помощью чрезвычайных мер и проведение аграрной и других реформ
2) упразднение Государственной думы и расширение прав дворянства
3) отмену самодержавной власти
4) вывоз части рабочих в неосвоенные места для снижения напряженности в городах и подъема сельского хозяйства
3. Брусиловский прорыв был осуществлен
1) осенью 1915 г. в ответ на разгром русских армий в Восточной Пруссии
2) зимой 1916 г. для остановки германского наступления на Восточном фронте
3) весной 1916 г. по просьбе союзников России
4) летом 1916 г. для взятия Берлина
4. Военный коммунизм – это …
1) политика террора в отношении белогвардейцев
2) национальная политика большевиков в отношении бывших землевладельцев и промышленников
3) социально-экономическая политика советской власти в период Гражданской войны
4) политика организации Красной Армии на первых этапах ее существования
5. Линия Маннергейма – это …
1) название общей политики Финляндии против СССР в 1940 г.
2) граница между СССР и Финляндией после войны 1939-1940 гг.
3) система финских оборонительных сооружений
4) система советских оборонительных сооружений под Ленинградом
6. В 1940 г. Тройственный пакт подписали
1) Германия, СССР и страны Прибалтики
2) Италия, Япония и Греция
3) Япония, Китай и Германия
4) Германия, Италия и Япония
7. Блокада Ленинграда была прорвана
1) в январе 1942 г.
2) в феврале 1942 г.
3) в январе 1944 г.
4) в феврале 1943 г.
8. Второй фронт был открыт
1) 22 апреля высадкой союзников в Италии
2) 9 мая высадкой союзников в Греции
3) 12 мая высадкой союзников в Финляндии
4) 6 июня высадкой союзников в Нормандии
9. Политика разоружения была связана в первую очередь
1) с контролем за количеством обычных вооружений
2) с контролем за ядерным оружием
3) с запретом на производство отдельных видов оружия
4) с запретов на производство ядерного оружия
10. Введение войск СССР в Афганистан произошло
1) 19 сентября 1971 г. по решению Ю. В. Андропова
2) 19 сентября 1975 г. по решению Съезда КПСС
3) 25 декабря 1979 г. по решению Л. И. Брежнева и нескольких человек
4) 25 декабря 1981 г. по решению Варшавского договора
11. Кризис 1998 г. был связан
1) с нехваткой наличных денег
2) с резким сокращением производства в России
3) с превышением долговых обязательств страны суммы ее бюджета
4) с отказом ряда стран от импорта товаров в Россию
12. Общественная палата РФ создана
1) в 2006 г.
2) в 2004 г.
3) в 2002 г.
4) в 2000 г.
Часть 2.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которые обозначают событие, в правильной последовательности в таблицу.
1) ввод советских войск в Афганистан
2) введение продразверстки
3) создание 7 федеральных округов на территории России
4) военный коммунизм
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами:
События | Годы |
А) заключение пакта Молотова-Риббентропа | 1) 1922 г. |
Б) вхождение в состав СССР Прибалтики | 2) 1977 г. |
В) Карибский кризис | 3) 1991 г. |
Г) создание СНГ | 4) 1939 г. |
| 5) 1940 г. |
| 6) 1962 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Запишите термин, о котором идет речь.
Ликвидация крепких единоличных крестьянских хозяйств, проводившая в СССР в период коллективизации.
Ответ____________________________________________________________________________
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные.
Событие | Дата | Участник (-и) |
| Ноябрь-декабрь 1943г. | |
Операция Багратион | | К. К. Рокоссовский, И. Х. Баграмян |
| 1979-1989 гг. | |
Брусиловский прорыв | | Австро-Венгрия, Германская империя, Российская империя |
Пропущенные элементы:
1) Ялтинская конференция
2) лето 1944 г.
3) Русско-японская война
4) апрель 1915 г.
5)Тегеранская конференция
6) США, Великобритания, СССР
7) Афганская война
8) 1916 г.
9) СССР, Афганистан
10) Японская империя, Российская империя
11) май 1942- июнь 1944 гг.
5. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1953-1964 гг.
1) целинная эпопея, 2) начало космической эры, 3) Совет народного хозяйства; 4) культ личности, 5) Варшавский договор, 6) эпоха застоя
Найдите и запишите порядковый номер термина, не относящегося к данному периоду.
Ответ: _____________
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Часть 2.
Ответ:
Ответ:
Ответ: ____раскулачивание_________
Событие | Дата | Участник (-и) |
5 | Ноябрь-декабрь 1943г. | 6 |
Операция Багратион | 2 | К. К. Рокоссовский, И. Х. Баграмян |
7 | 1979-1989 гг. | 9 |
Брусиловский прорыв | 8 | Австро-Венгрия, Германская империя, Российская империя |
Ответ: _________6________________