Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
1 вариант
I. Теория литературы
1. Какое средство выразительности использовал автор?
1) Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые; Умывается снегами рассыпчатыми… 2) Мне виделась Москва, что муравейник. 3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! | |
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
2. Соотнесите термин и его лексическое значение.
1. Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. 2.Событие, знаменующее начало развития действия в эпических произведениях. 3. Картина природы в художественном произведении. | |
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Фольклор – это:
1)Устное народное творчество
2)Художественная литература
3)Жанр литературы
4)Жанр устного народного творчества.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
III. Знание текста литературного произведения.
1. Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге…
2) Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
3) Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга….
2. Назовите произведение и его автора по отрывку.
1). И выходит удалой …. ,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Подправляет другой шапку алую…
2). Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы… одежду носил долгие годы одну и ту же без смены…
3). Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам…
4) С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам
3. Выберите правильный ответ.
1). Почему Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» оказался способен на предательство?
А) из-за любви к полячке;
Б) из-за пылкого горячего характера;
В) не любил Запорожскую Сечь;
Г) из-за трусости.
2). За что бился в кулачном бою купец Калашников в произведении М.Ю.Лермонтова?
А) показать удаль свою; Б) за родину; В) за честь семьи.
3). На день восшествия на престол какой императрицы М.В.Ломоносов написал оду?
А) Екатерина I
Б) Елизавета Петровна;
В) Екатерина II.
4). В чем смысл заглавия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;
Б) в нем описывается животное хамелеон;
В) так называют чиновников.
5). Чем генералы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина наградили мужика?
А) медалью;
Б) плетьми;
В) рюмкой водки и пятаком;
Г) кафтаном.
6)Кто такой юродивый ( по рассказу «Юшка»):
А)Сумасшедший
Б)Живущий по законам Бога среди людей
В)Добрый человек
Г)Злой человек.
7)В чем главная идея рассказа «О чем плачут лошади»:
А)Жить в гармонии с самим собой и природой
Б)Жить в гармонии с самим собой
В)Противопоставлять себя окружающему миру
Г)Чувствовать свое превосходство над людьми и природой
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.
1). Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»)
2). Какой герой литературного произведения запомнился и почему?
3). В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?
4). О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?
Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
2 вариант
I. Теория литературы
1. Какое средство выразительности использовал автор?
1) Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником… 2) Губы бескровные, веки упавшие… 3) Словно ястреб взглянул с высоты небес | | |
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет.
2. Соотнесите термин и его лексическое значение. 1). Расположение, т.е. построение произведения. 2). Противопоставление образов, картин, явлений, понятий. 3).Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. | |
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Что такое былина:
1)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
2)Это поэтическая биография народа
3)Это краткое изречение
4)Это рассказ об исторических деятелях.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
3. Знание текста литературного произведения.
1. Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?
2). Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина.
3). Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала….
2. Назовите произведение и его автора по отрывку.
1). Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной.
2). И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.
3). Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец…
4)…. Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
3. Выберите правильный ответ.
1.Кто такие волхвы из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
Бродячие артисты
Странники
Колдуны
Предсказатели.
2.Какому социальному слою принадлежал Калашников:
Дворянин
Крестьянин
Купец
Боярин.
3.Как поступил Тарас Бульба с Андрием:
Простил за предательство
Убил собственными руками
Помог бежать к любимой девушке
Отдал на перевоспитание в монастырь.
4.Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:
Войне 1812
Восстанию 14 декабря 1825
Отмене крепостного права 1861
Крымской войне 1854-1856.
5.В каком жанре создано произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералом прокормил»:
Повесть
Роман
Сказка
Новелла.
6.Концовка рассказа «Юшка»:
Носит негативный характер
Носит позитивный характер
Автор не дает никаких оценок событиям
Концовка рассказа неясна.
7.Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа «Кукла»:
Человеческое безразличие
Неуважение к чужому труду
Хулиганское поведение подростков
Хамское отношение между людьми
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.
1). Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка»,«Кусака»)
2). Какой герой литературного произведения запомнился и почему?
3). В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?
4). О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?
Ответы. Критерии оценивания
1вариант
I. Теория литературы.
Номер задания | Правильный ответ | Баллы |
1.1 | олицетворение | 1 |
1.2 | сравнение | 1 |
1.3 | эпитет | 1 |
2.1 | сравнение | 1 |
2.2 | завязка | 1 |
2.3 | пейзаж | 1 |
3 | 1 | 1 |
II. История литературы. Максимально 5 баллов. Ученик должен написать о событиях русской истории, о которых идет речь в этом художественном произведении. Назвать реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
III. Знание текста литературного произведения.
Номер задания | Правильный ответ | Баллы |
1.1 | А. Платонов «Юшка» | 0,5-1 |
1.2 | М.Горький «Данко» | 0,5-1 |
1.3 | Ю.Казаков «Тихое утро» | 0,5-1 |
2.1 | М.Лермонтов «Песня….» | 0,5-1 |
2.2 | А. Платонов «Юшка» | 0,5-1 |
2.3 | Л.Толстой «Детство» | 0,5-1 |
2.4 | А. Платонов «Юшка» | 0,5-1 |
3.1 | А | 1 |
3.2 | В | 1 |
3.3 | Б | 1 |
3.4 | А | 1 |
3.5 | В | 1 |
3.6 | Б | 1 |
3.7 | А | 1 |
| | |
| | |
| | |
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов. Максимально 5 баллов.
Баллы | Отметка |
31-26 баллов | «5» |
25,5-20 баллов | «4» |
19-10 баллов | «3» |
9,5 и менее баллов | «2» |
Ответы. Критерии оценивания
2 вариант
I. Теория литературы.
Номер задания | Правильный ответ | Баллы |
1.1 | гипербола | 1 |
1.2 | эпитет | 1 |
1.3 | сравнение | 1 |
2.1 | композиция | 1 |
2.2 | антитеза | 1 |
2.3 | гипербола | 1 |
3 | 1 | 1 |
II. История литературы. Максимально 5 баллов. Ученик должен написать о событиях русской истории, о которых идет речь в этом художественном произведении. Назвать реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
III. Знание текста литературного произведения.
Номер задания | Правильный ответ | Баллы |
1.1 | Н.Гоголь «Тарас Бульба» | 0,5-1 |
1.2 | А.Чехов «Хамелеон» | 0,5-1 |
1.3 | Е.Носов «Живое пламя» | 0,5-1 |
2.1 | А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 0,5-1 |
2.2 | Ф.Абрамов «О чем плачут лошади» | 0,5-1 |
2.3 | М.Горький «Данко» | 0,5-1 |
2.4 | Н.Гоголь «Тарас Бульба» | 0,5-1 |
3.1 | 4 | 1 |
3.2 | 3 | 1 |
3.3 | 2 | 1 |
3.4 | 2 | 1 |
3.5 | 3 | 1 |
3.6 | 2 | 1 |
3.7 | 1 | 1 |
| | |
| | |
| | |
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов. Максимально 5 баллов.
Система оценок.
Баллы | Отметка |
31-26 баллов | «5» |
25,5-20 баллов | «4» |
19-10 баллов | «3» |
9,5 и менее баллов | «2» |