Итоговый тест за курс литературы 7 класса
Вариант – I
1.Какие три рода литературы вам известны?
Ответ: _______________________________________________
2. Лирика – это:
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
Ответ: _______________________________________________
3. Какие стихотворные размеры являются двусложными?
Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.
Ответ: _______________________________________________
4. Какие виды рифмовки существуют в стихосложении?
Ответ: _______________________________________________
5. Определите в четверостишии виды рифмовки:
а) …Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна…
б) …Слыхали ли вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали,
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой…
в) Роняет лес багряный свой узор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Ответ: _______________________________________________
6. Из какого произведения М.Горького взят это отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».
Ответ: _______________________________________________
7. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака»
б) Андрей Платонов «Юшка»
в) Федор Абрамов «О чем плачут лошади»
Ответ: _______________________________________________
8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа А.Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
Ответ: _______________________________________________
9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А.Платонова «Юшка»?
а) Любопытство.
б) Уважение.
в) Сострадание.
Ответ: _______________________________________________
10. Темой рассказа Е.Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
Ответ: _______________________________________________
11. К какому типу народных сказок близки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные.
б) О животных.
в) Бытовые.
Ответ: _______________________________________________
12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
Ответ: _______________________________________________
13. Определите жанр произведения И.С.Тургенева «Бирюк».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
Ответ: _______________________________________________
14. Почему Бирюк все же отпустил крестьянина?
а) Постеснялся своей жестокости перед барином.
б) Испугался мести крестьянина.
в) Пожалел мужика.
г) Понял, что крестьянин доведен до крайней степени нищеты .
Ответ: _______________________________________________
15. Выделите основную тему стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским на даче».
а) Летний отдых на даче.
б)Дружба поэта с Солнцем.
в) Назначение поэтического творчества.
г) Редкое астрономическое явление.
Ответ: _______________________________________________
16. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами. А еще дальше к реке
Ответ: _______________________________________________
Итоговый тест за курс литературы 7 класса
Вариант – II
1.Какие жанры относятся к эпическому роду литературы?
Ответ: _______________________________________________
2. Повесть – это:
а) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем;
б) короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом;
в) стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Ответ: _______________________________________________
3. Какие стихотворные размеры являются трехсложными?
Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.
Ответ: _______________________________________________
4. Эпиграф – это…
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героев;
б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными ее главами;
в) краткое описание развития сюжета.
Ответ: _______________________________________________
5. Определите в четверостишии виды рифмовки:
а) …Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
б) Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
в) Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Ответ: _______________________________________________
6. Из какого произведения взят это отрывок?
«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».
Ответ: _______________________________________________
7. Из какого произведения М.Горького взят данный отрывок?
«Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светлая изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко, точно большая кошка, - она мягкая, такая же. Как этот ласковый зверь ».
Ответ: _______________________________________________
8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноименного рассказа?
а) Уважение.
б) Сочувствие.
в) Пренебрежение.
г) Осуждение.
Ответ: _______________________________________________
9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?
а) Честность, ответственность.
б) Жестокость.
в) Доброта.
г) Любовь к детям.
Ответ: _______________________________________________
10. Назовите основную тему части «Княгиня Трубецкая» поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».
а) Судьба декабристов.
б) Величие и сила духа русской женщины - дворянки.
в) Рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск.
г) Попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа.
Ответ: _______________________________________________
11. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
а) Обличение чиновничества.
б) Восхваление трудолюбия простого народа.
в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.
Ответ: _______________________________________________
12. Определите жанр произведения А.П.Чехова «Хамелеон».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Эпиграмма.
г) Рассказ.
Ответ: _______________________________________________
13. Кого в произведении А.П.Чехова можно назвать «хамелеоном»?
а) Очумелова.
б) Хрюкина.
в) Елдырина.
г) Повара.
д) Толпу зевак.
Ответ: _______________________________________________
14. Какой художественный прием положен в основу стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским на даче»?
а) Гипербола.
б) Олицетворение.
в) Метафора.
г) Сатира.
Ответ: _______________________________________________
15. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.
б) Он был незаменим в кузнице.
в) Он был сельским праведником.
Ответ: _______________________________________________
16. Вспомните рассказа Абрамова «О чем плачут лошади». Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул ее.
б) Он не считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.
в) Он не накормил Рыжуху.
Ответ: _______________________________________________
ОТВЕТЫ
Вариант – I | Вариант – II |
1. Эпос, лирика, драма | 1. Сказка, рассказ, повесть, роман |
2. б | 2. а |
3. ямб, хорей | 3. дактиль, анапест, амфибрахий |
4. смежная, кольцевая, перекрестная | 4. б |
5. а) перекрестная б) кольцевая в) кольцевая | 5. а) перекрестная б) перекрестная в) кольцевая |
6. «Старуха Изергиль» | 6. «Юшка» |
7. а | 7. «Детство» |
8. в | 8. б |
9. в | 9. в |
10. б | 10. б |
11. б | 11. в |
12. в | 12. г |
13. г | 13. а |
14. г | 14. б |
15. в | 15. в |
16. Ю.Казаков «Тихое утро» | 16. б |
Используемая литература
Н.Ю.Кадашникова, Л. М. Савина Организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы, - Волгоград: Учитель, 2009.