СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по теме "Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20" с самоанализом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект итогового занятия по теме "Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20" с самоанализом урока. В конспекте представлены различные формы работы с детьми для закрепления пройденного материала. Может быть использован учителями, работающими по ОС "Школа 2100".

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по теме "Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20" с самоанализом»

14


Итоговая работа

Тема итоговой работы:

«Методическая разработка урока математики

в начальной школе в свете требований новых

Образовательных стандартов»


План-конспект урока математики

(1 класс, ОС «Школа 2100»)


Тема урока: Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

Тип урока: урок повторения

Вид урока: нестандартный, урок-путешествие (урок-презентация)

Цель: способствовать актуализации и повторению знаний, умений, навыков.
Задачи
Предметные:

  • в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;

  • использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;

  • совершенствовать навыки и умения решать задачи изученных видов водно-два действия. 

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать такие математические объекты, как числа, числовые выражения;

  • кодирование информации в знаково-символической форме в простейших случаях;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (схем);

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • воспринимать мнения других людей,

  • развивать умения слушать, работать самостоятельно, в паре;

  • использовать простые речевые средства.


Методы и приёмы:

  • метод эмоционального стимулирования;

  • словесный метод;

  • наглядный метод;

  • проблемно-поисковые методы;

  • практические методы.


Место урока в изучении темы:

Урок № 19 в разделе «Числа от 10 до 20» в теме «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20».

Ход урока:

I. Организационный момент 2 мин.

Слайд 1

Звенит звонок,

Начинается математики урок.
Урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.

II. Постановка цели и задач урока 1 мин.

У. Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся с вами в морское путешествие, закрепим таблицу сложения и вычитания в пределах 20, будем решать задачи, примеры, сравнивать числа и выражения. Каждый из вас станет капитаном, ведущим своё судно через море. Но море это не простое, а математическое. Значит, каждый из вас сможет проявить свои знания, умения, полученные на уроках математики, развить свой ум, мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно.

На каждом судне ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что прои­зошло за время путешествия. Так вот, сегодня каждый из вас будет вести свой личный бортовой журнал (Приложение 1). Нужно постараться записывать всё аккуратно и правильно выполнять задания.

Счастливого вам пути!

У. Открываем бортовые журналы, записываем сегодняшнее число.



III. Актуализация знаний учащихся – 10 мин.



У. Давайте же узнаем, на чём мы отправимся в путешествие.



1) Математический диктант:

У. Найдите в бортовых журналах задание № 1.



- Запишите число, которое следует за числом 14;

- Запишите число, которое стоит перед числом 17;

- Запишите число, которое на 1 больше 18;

- Запишите число, которое на 3 меньше 20;

- Запишите, на сколько 16 больше 13?

- Первое слагаемое 13, второе слагаемое 5, запишите, чему равна сумма?

- Уменьшаемое 15, вычитаемое 5, запишите, чему равна разность?



Слайд 2.

У. Проверьте себя.

На слайде открываются числа:

15, 16, 19, 17, 3, 18, 10.



У. Сверьте свои ответы.

  • У кого нет ни одной ошибки? Молодцы!

  • У кого есть ошибки? Будьте внимательней.



- Посмотрите внимательно на числа. В правильном ли порядке они записаны?

- Давайте запишем их в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?

- Запишите их самостоятельно в задании № 2.



На слайде открывается запись:3, 10,15,16,17, 18, 19.



- Проверьте, так ли у вас?

- Какое число здесь лишнее? Почему?

- Найдите в своих бортовых журналах задание № 3
- 1 вариант – выпишите из данного ряда числа через один, начиная с первого.

- 2 вариант - выпишите из данного ряда числа через один, начиная со второго



- 2 вариант читает ответы (10, 16, 18)

- Что вы можете сказать о данных числах?

- 1 вариант читает ответы (3, 15, 17, 19)

- Расскажите, сколько десятков и единиц в каждом числе.

- У кого нет ни одной ошибки? Молодцы! У кого ошибки исправляйте.



2) Работа в парах

У. Следующее задание вы будете выполнять в парах. Вспомните правила работы.

У вас на партах лежит шифр - карта. Здесь спряталось слово. В первой строке таблицы записаны числа нашего математического диктанта. Вам необходимо записать буквы в таблицу в соответствии с числами. Прочитайте, какое слово получилось?

Шифр-карта

3 – б 15 – к 18 – л

10 – ь 16 – о 19 – р

17 - а

Слайд 3.



15

16

19

17

3

18

10

к

о

р

а

б

л

ь

У. Вот мы с вами отправляемся на нашем замечательном корабле в путешествие по бухте Знаний. Перед вами карта нашего путешествия. Мы отправляемся в путь.



3) Задача на смекалку.

Слайд 4.

У. Вы наверно слышали о морских пиратах, которые грабили морские торговые суда. Одним из таких пиратов был капитан Флинт. Много сокровищ он отобрал. И вот однажды, проплывая близ одного острова, он решил их там закопать, спрятав всё в три огромных сундука.

- В них хранятся золото, серебро и жемчуг. Отгадайте, что в каком сундуке, если в третьем сундуке – серебро, а в первом – не золото.



4) Поиск закономерностей.

Слайд 5.

У. Итак, совершая морское путешествие, необходимо знать некоторые корабельные атрибуты.

  • На корабле должен быть флаг. Флаг какой страны перед вами?

  • А что произойдёт, если переставить 1 и 2 полоски флага?

  • Штурвал – руль корабля.

  • Якорь – приспособление для остановки корабля.



У. Рассмотрите таблицу в задании № 4.

- Подумайте, что нужно вставить на месте пропусков и выполните самостоятельно.

- Что вставили во 2 строчке в первой ячейке? (якорь)

- Что вставили в 3 строчке, в первой и третьей ячейках? (штурвал и флаг)

- Молодцы! Вы быстро справились. А теперь отправляемся в открытое море.



Проведём дыхательную гимнастику: «Надуваем паруса» (под музыку).

IV. Закрепление изученного материала – 21 мин.

Слайд 6.



1) Составление и решение задач по краткой записи.


У. Ребята, давайте возьмём свои бинокли и посмотрим. Кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (На слайде — картинка с изображением кита, дельфина).

Правильно, это синие киты. А кто невдалеке от них? Молодцы!


У. Рассмотрите их внимательно и составьте о них задачу по краткой записи:


Киты — 6

Дельфины — ? на 4 }?

1)6 + 4 = 10 (д.)

2) 10 + 6 = 16 (ж.)

Ответ: 16 животных.


Дети составляют задачу.

- Кто знает, как решать задачу? Самостоятельно запишите решение в задании № 5.

- Кто не знает, как решать, разбираем вместе со мной.

- Итак, что известно в задаче?

- Что значит на 4 больше? (столько же, да ещё 4)

  • Что требуется найти?

  • Каким действием будем решать? (сложением)

- Записываем решение в журнал.

(Один ученик решает задачу у доски.)


У. Послушайте интересную информацию об этих животных.

Синий кит – самое крупное животное на нашей планете, он достигает 30 метров в длину и весит 150 тонн. Их лёгкие имеют большой объём, поэтому могут длительное время находиться под водой, не дыша, и даже погружаться на глубину 500 метров. Люди издавна охотились на китов. В наши дни их осталось совсем мало, поэтому они взяты под охрану.

Дельфины – самые разумные морские обитатели. К людям они относятся по-особому. Нередко они подплывали к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. А в случае кораблекрушения, не раз спасали моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.

У. А сейчас, всё внимание на вас.

Вы трудились, вы устали –

Физкультминутка у нас.



2) Морская физкультминутка.

Слайд 7.


  1. Физкультминутка для глаз (под музыку).

Пройтись взглядом по каждой волне 3 раза.

(Дети совершают под музыку плавные покачивающиеся движения.)



3) Решение неравенств: задание № 6.



Слайд 8.

Дельфинчик плавает в воде,
И приглашает нас к себе,
Просит обратить внимание

И выполнить его задание.

17 – 8 … 6 9+ 2 … 11 12 +6 … 17

3 + 9 … 11 1 5 … 18 – 4 8 + 4 …12



(Дети выполняют на доске и в бортовых журналах по рядам, с объяснением.)



4) Решение простых задач (устно).


У. А сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир. Все готовы? Погружаемся в воду (под музыку). Давайте узнаем, кто живёт на самом дне моря. Итак, кого вы узнали? (Картинки медузы, морской звезды и т.д.). Давайте познакомимся с ними поближе — решим о них задачи.

У. Правильно решив задачи, я познакомлю вас с одним из удивительных украшений морского дна. Но, чтобы до него добраться, вам нужно как следует потрудиться: найдите задание № 7.

  • Сейчас я буду вам читать задачи.

  • Если задача решается со знаком «+», то вы рисуете круг.

  • А если при помощи знака « - », то овал.

  • Работаем в каждой клеточке, клеточки не пропускаем.


(Учитель читает задачи, дети рисуют узор.)


  1. На морских просторах свободно плавают 4 медузы и 9 морских черепах. Сколько всего морских животных плавает на просторах? (+) на нахождение суммы;

  2. На самом дне моря было 14 морских обитателей. 7 из них были морские звёзды, а остальные – морские ежи. Сколько морских ежей было на дне моря? (-) на нахождение неизвестного слагаемого;

  3. В подводных пещерах прячутся 9 осьминога и 18 крабов. На сколько больше крабов прячется в пещерах, чем осьминогов? (-) на разностное сравнение;

  4. У морского побережья плавало 5 акул, а дельфинов – на 6 больше. Сколько дельфинов плавало у побережья? (+) на увеличение числа на несколько единиц.


У. Давайте проверим, какой узор у вас получился.


Слайд 9.


1. круг – овал – круг - овал

2. круг – овал – овал - круг


У. У кого второй вариант записи, тот решил задачи правильно.

У. Подумайте, какая закономерность в узоре и продолжите его до конца. Пока вы рисуете, послушайте, это интересно знать:


  1. Акула опасна для жизни человека. Самая крупная – китовая, достигает 19 метров. Голодная акула может набрасываться на всё, что видит поблизости. В желудках выловленных акул часто находили консервные банки, тряпки, обломки лодок.

  2. У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Длина её щупалец достигает 30 метров. На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, в которых находится яд, способный вызвать у человека смертельные ожоги.

  3. Краб – морской доктор. Он поедает гниющие останки морских животных, очищая океан от вредных веществ.

  4. Морская звезда – хищник, который питается моллюсками и морскими ежами. В случае опасности они, как ящерицы могут отбрасывать часть своего тела. Мало того! Учёные проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превратилась в морскую звезду.


У. А на что похож получившийся узор? (На бусы.)

У. Правильно, на бусы. Среди всех бус существуют самые дорогие и самые красивые бусы, они собраны из жемчуга. (Учитель показывает бусы.) А что такое жемчуг и откуда он берётся, знаете? Так вот, на самом дне моря обитает моллюск жемчужницы. А называют его так потому, что если песчинка попа­дёт внутрь раковины, то затем она покрывается слоем перламутра, и образуется жемчужина, из которой можно сделать различные украшения. Ради жемчужин люди и ловят этих животных. Слайд 10.


Слайд 11.

Резервное задание. Самостоятельная работа:

6) Решение уравнений


У. Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, а чтобы немного прийти в себя от подводного плавания, решим уравнения за 3 минуты

У. Найдите в журналах задание № 8 и приступайте к его выполнению.

(Дети самостоятельно решают уравнения. 3 учениками устно зачитывается решение).

У. Встаньте те, кто решил правильно. Молодцы!


V. Итог урока. Рефлексия –2 мин.


У. Смотрите, какая красивая чайка показалась на горизонте. Каждый моряк знает, что если увидели чаек, значит скоро берег. Итак, мы подплываем к берегу, и уже виднеются маяки. У каждого, посмотрите, свой огонек.



Слайд 12.

Если вам урок понравился, и вы на уроке всё поняли, то поднимите зелёный огонёк.

Если всё понравилось, но было не всё понятно – поднимите жёлтый огонёк.

Если было трудно и многое ещё непонятно – то красный огонёк.



  • Наше путешествие подошло к концу.

  • Вам понравился урок?

  • Какие задания вам понравились?

  • Как нужно относится к подводному миру нашей планеты?

  • Я благодарю вас за работу.



Слайд 13.

  • Спасибо вам за урок. Отдыхайте.





Приложение 1.

_______________________________

______________________________

Задание 1.































Задание 2.




























Задание 3.

















Задание 4.






Задание 5.



































































































































































































































































































































































































Задание 6.

17 – 8 … 6 9+ 2 … 11 12 + 6 … 17

3 + 9 … 11 1 5 … 18 – 4 8 + 4 …12



Задание 7.

+





















Дополнительное задание 8.


х

+

8

=

1

3




1

5

-

х

=

9




х

-

7

=

6








































































































Самоанализ урока математики

Тема урока: Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

Тип урока: урок повторения.

Класс: 1 класс, ОС «Школа 2100»

Данный урок включал следующие этапы:

Организационный момент. Цель данного этапа – эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка в коллективе, готовность к работе.

Постановка цели и задач урока. Цель – познакомить учащихся с темой, целью и задачами предстоящего урока, мотивировать деятельность учащихся на уроке.

Актуализация знаний учащихся. Цель – закрепить нумерацию чисел, порядковый счёт в пределах 20, совершенствовать навыки устного счёта в пределах 20, развитие логического мышления, поиска закономерностей, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Закрепление изученного материала. Цель – развитие УУД при выполнении заданий:

составление и решение составной задачи по краткой записи, решение неравенств, кодирование решения простых задач, выполнение творческих заданий. При выполнении заданий учащиеся пользовались инструкцией, так как это необходимо на данном этапе обучения. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Самостоятельная работа. Цель – развитие умения решать уравнения: проводить анализ, выбор действия, вычисления, выполнять проверку. С данным этапом урока справилось 67% учащихся. Это связано с тем, что данная работа являлась резервным заданием и предназначалась для учащихся, освоивших технику вычисления, владеющих умениями самостоятельно выполнять различные задания, имеющих высокий уровень знаний.

Итог урока. Рефлексия. Цель – формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля знаний.

С помощью цветных кружков учащиеся оценивали свою деятельность, а также в устной форме отвечали на вопросы.

На всех этапах урока приоритетная роль отводится закрепляющим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Использовались различные виды контроля: ученик – ученик ( при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.

В ходе подготовки и проведения урока использовались знания, полученные из следующих лекций:

Лекция №1 «Общие задачи обучения математике в начальной школе. Изучение чисел и действий в 1-м классе»: Введение отношения порядка между числами. Изучение действий сложения и вычитания. Изучение чисел второго десятка.

В данной лекции был предложен анализ фрагментов заданий и уроков по формированию и развитию УУД различных категорий, которые занимают важную составную часть планируемых результатов, что помогает педагогу смоделировать свои уроки и добиться желаемого результата.

Лекция №2 «Работа с текстовыми задачами в 1 – 2 классах»: Основные типы задач в 1-м классе и методика работы с ними. Восстановление текста задачи по информации о её решении.

Хочется выразить слова благодарности организаторам данного курса за представленную возможность повысить свой профессиональный уровень благодаря интересным, научно обоснованным и в то же время доступным лекциям, предложенным для изучения.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!