СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги проекта: «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность» Жуган О.Е.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение второго иностранного языка(немецкого и английского) в нашей школе произошло в 2018 году, первоначально в 5 и 9 классах, со следующего года второй язык по сегодняшний день преподается в 5-9 классах. Овладение вторым иностранным языком на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного идёт, как правило, значительно легче и успешнее. Поэтому изучение английского языка(немецкого) в качестве второго иностранного языка отнюдь не дискриминирует его а, наоборот, создает условия для более легкого овладения им.

Просмотр содержимого документа
«Итоги проекта: «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность» Жуган О.Е.»

Итоги проекта: «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность»

Введение второго иностранного языка(немецкого и английского) в нашей школе произошло в 2018 году, первоначально в 5 и 9 классах, со следующего года второй язык по сегодняшний день преподается в 5-9 классах. Овладение вторым иностранным языком на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного идёт, как правило, значительно легче и успешнее. Поэтому изучение английского языка(немецкого) в качестве второго иностранного языка отнюдь не дискриминирует его а, наоборот, создает условия для более легкого овладения им.

Обучение второму языку осуществляется по программам –немецкий язык УМК Аверина «Горизонты» . единственный учебник немецкого языка как второго иностранного на базе английского.

Изучив опыт коллег, программы преподавания второго иностранного языка, мы пришли к выводу о том, что УМК «Горизонты» имеет ряд преимуществ.

Во-первых, цели и задачи, которые ставят авторы курса, в полной мере соответствуют требованиям и задачам, которые заложены в ФГОС общего образования и определены Европейскими уровнями языковых компетенций. Данный комплект для 5–6 классов позволяет выйти учащимся на уровень А1.

Во-вторых, содержание учебника современно и интересно для учащихся.

В-третьих, задания и упражнения, которые содержатся в УМК, позволяют формировать у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), развивать умения работы с текстом, стимулируют развитие ИКТ-компетенций учащихся.

В-четвертых, материалы УМК способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенций на основе знакомства учащихся с образом жизни, бытом, реалиями стран изучаемого языка, а также на основе страноведческого блока, связанного с Россией.

В-пятых, учебник позволяет актуализировать лингвистический опыт школьника, имеющийся в результате  изучения первого иностранного языка.

Несомненно, важной положительной характеристикой комплекта является «Книга для учителя», которая оказывает помощь в составлении рабочей программы по предмету и содержит ценные рекомендации для планирования уроков, предлагая варианты организации деятельности для учащихся с разным уровнем познавательной мотивации. Этому способствует работа с языковым портфолио. Ученики ведут тетрадь «Мои достижения», где они фиксируют свои успехи, отмечают то, чему научились, какие трудности у них возникли, какие задачи необходимо решать далее.

Развитию самостоятельности и инициативности способствует аудиоприложение, так как учащиеся могут использовать его дома при подготовке домашних заданий и развития понимания немецкой речи на слух.

Ценным является раздел «Denk nach» («Подумай»), где учащимся предлагается не готовое грамматическое правило, а предоставляется возможность самим вывести его.

Изучение английского языка как второго проходит по УМК Афанасьевой Михеевой «Английский как второй иностранный». (серия «Новый курс английского языка для российских школ») 5-9 кл. М.: Дрофа, 2009. Методическая поддержка http:/www.drofa.ru/

Второй иностранный язык преподается по 2 часа в неделю, обучение строится на примере первого иностранного языка, что оказывает большую помощь в освоении второго языка

За годы преподавания второго языка учителями создана большая база методических материалов, конспектов уроков, видеоуроков.

          Практика работы показала, что обучение второму иностранному языку имеет ряд особенностей формального (меньшее количество выделяемых на него учебных часов, более сжатые сроки обучения) и содержательного плана. С одной стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков, что приводит к проблеме интерференции не только со стороны родного, но и первого иностранного языка, с другой — имеется опыт изучения первого языка и возможность его положительного переноса на изучение второго, что обуславливает интенсификацию процесса овладения немецким языком.

Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным при изучении родного и первого иностранного языков. Этот фактор является существенным в нашей методике обучения, так как по сути именно опыт учащегося определяет особенности обучения второму иностранному языку. Этот опыт характеризуется синтезом знаний, умений и навыков, полученных ранее, и оказывает положительное влияние на усвоение второго иностранного языка. На методику преподавания второго языка оказывает значительное влияние сходство и различие между ними. Так, преподавание английского на базе немецкого отличается, на наш взгляд, от обучения на базе другого первого иностранного языка, т.к. примерно 50% слов английского языка немецкого происхождения.

Каждый учитель, который преподаёт два или второй иностранный язык, замечал разницу в изучении первого и второго иностранного языков. Практика показывает, что трудности овладения вторым иностранным языкам убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение первого иностранного языка.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что второй иностранный язык не препятствует, а помогает изучению первого иностранного языка.

При обучении второму иностранному языку мы используем современные образовательные технологии:

- проблемное обучение

- коллективное обучение

- исследовательские методы

- технологию деловых, ролевых и других видов игр

- обучение в сотрудничестве

- проектные методы обучения

Преподавание второго иностранного языка осуществляется на известных принципах обучения иностранным языкам в современной методике:

  • принципе учёта знаний, умений и навыков в первом иностранном, а также в родном языках;

  • принципе сознательности;

  • принципе интенсификации;

  • принципе коммуникативности;

  • принципе коллективного речевого взаимодействия;

  • принципе параллельного развития всех видов речевой деятельности.

В учебных пособиях, по которым ведется преподавание второго иностранного языка очень много информации по географии (климат, погода, моря, реки). Большое внимание уделяется истории, литературе. С первых уроков ребята знакомятся с произведениями живописи и музыки,  архитектурными достопримечательностями, национальными праздниками. За счет компонентов УМК связь языка и культуры прослеживается практически на каждом уроке.

Большую роль в формировании социокультурной компетенции, на наш взгляд, играет внеурочная деятельность на иностранном языке.

Наши дети выступали на муниципальном конкурсе чтецов на иностранном языке со вторым языком довольно успешно и с большим желанием. Кроме этого учащиеся 6-9 классов приняли активное участие во всероссийской акции “Tolles Diktat” на немецком языке, выполняя уровень А, есть победители и призеры.

  Методическое объединение учителей систематически рассматривало вопросы преподавания иностранного языка как второго, происходил обмен опытом, все материалы выставлялись на сайте, где были доступны каждому учителю.     По нашему мнению, для достижения основной практической цели -  формирования способности к общению на втором иностранном языке необходимы:

  • знание учителем обоих иностранных языков;

  • опора на опыт учащихся, приобретенный ими при изучении родного и первого иностранного языка;

  • привлечение культуроведческих компонентов;

  • разработка и ведение метапредметных курсов (в рамках внеурочной деятельности);

  • приглашение носителей языка в образовательную организацию.

В августе проходит консультация:«Особенности проектирования рабочей программы по предмету при введении второго иностранного языка в условиях перехода на ФГОС»

Осуществляется консультативная поддержка учителей района по вопросам введения второго иностранного языка.

Проведено несколько семинаров , где рассматривались вопросы преподавания второго иностранного языка: «Метод проектов один из способов развития коммуникативной компетенции при овладении учащимися вторым иностранным языком»

Круглый стол «Введение второго иностранного языка как основа для развития коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации требований ФГОС. Итоги учебного года», Мастер-класс «Сопоставительный подход при обучении второму иностранному языку. Английский язык как условие успешного изучения немецкого как второго иностранного языка», «Внеурочная деятельность по иностранным языкам: цели, задачи, формы организации», «Технология организации внеурочных мероприятий по изучению второго иностранного языка» и т.д.

В декабре 2021г на семинаре ММО подведены итоги работы инновационной площадки, готовится сборник «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность». Сборник будет готов к 1 апреля 2022г, где будет обобщен опыт работы учителей района в преподавании второго иностранного языка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!