Просмотр содержимого документа
«Итоги романа "Обломов"»
«Золотой сон» Гончарова: идиллия или предостережение?
Философские итоги романа
- «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
- А. Гончаров
- В дни счастья Обломов говорил Ольге: « Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». После разрыва с ней «все погрузилось в сон и мрак около него…. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Сердце было убито…»» Хотя герой перенёс горячку и выздоровел, последняя часть романа – об умирании, смерти Обломова. «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича» Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви, о жизни в целом.
Расскажите об Агафье Пшеницыной
- Образ Агафьи контрастен по отношению к образу Ольги; насколько Ольга целеустремленна и решительна в «исправлении» Обломова, настолько Агафья – бескорыстно предана и готова следовать его малейшим прихотям.
- «Головной», рассудочной любви Ольги противопоставлена бескорыстная, нерассуждающая любовь Агафьи. Именно с ней Обломов найдет то, к чему стремился – умиротворение, покой, изоляцию от внешнего мира в маленькой уютном «мирке» Выборгской стороны
Почему умирает Обломов? Что умирает вместе с ним ?
В самом романе слово «обломовщина» впервые произносит Штольц, потом с ним соглашается Обломов. В финале романа его слышит от Штольца похожий одновременно и на Обломова, и на Гончарова литератор: «полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами» (в коротком портрете повторяются сразу три обломовских эпитета: полный, апатический, сонный).
«Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?
– Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано».
Роман Гончарова, таким образом, заканчивается композиционным кольцом: мы только что прочли записанный литератором рассказ Штольца. Значит, ответом на вопрос: «Что это такое?» – оказывается вся книга.
- Гончаров создает картину современной патриархальной России, отмеченной веками барства и праздности
- В Обломовке можно увидеть отголоски ушедшего ЗОЛОТОГО ВЕКА, который люди противопоставляют не удовлетворяющему их НАСТОЯЩЕМУ
- Мифологическое время имеет циклический характер, оно повторяется в соответствии с временами года и одновременно воспроизводит время предков. Человек включен в эти природные циклы. Он спокоен и счастлив, ощущая свою причастность к «вечному возвращению»
НО: мифологическое время ИСТОРИЧЕСКИ КОНЕЧНО
- Историческое время РАЗРУШАЕТ время мифа . История движется вперед, она требует от человека созидательной деятельности
- Исторический человек перестает жить «муравьиной» жизнью, он осознает собственный неизбежный конец и должен чего-то достичь САМОСТОЯТЕЛЬНО
- Обломов может быть понят не только как ЧЕЛОВЕК-ОБЛОМОК, продукт русского крепостничества, но и как ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, стремящийся к покою, к гармоничной жизни
- Но вместе с тем Обломов не сам выбирает свою философию, а становится ее пленником. Жизнь, проведенная на диване, похожа
на сон-смерть
- Старая Обломовка ушла в прошлое после того, как роман был опубликован. Все герои за последующие годы хорошо уложились в свои исторические рамки и типические амплуа:
- Штольц – благородный буржуа, вечный труженик, идущий по своей дороге в никуда
- Ольга Ильинская – вечная требовательность в любви
- Агафья Пшеницына – нерассуждающая, самоотверженная любовь
- Захар – верный слуга, психологический двойник хозяина
КРИТИКИ О РОМАНЕ
ОБЛОМОВ - ?
- Ленивый помещик?
- Русский человек на диване?
- Вечный философ недеяния?
- «Обломов - это сложнейшая фигура, в которой запрограммированы начала Гамлета, Дон Кихота, мотив Фауста...»
профессор МГУ Валентин Недзвецкий
Обломовщина в романе отвергнута и осуждена,
но сам Обломов понят и оплакан