СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги романа "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоги романа "Обломов"»

«Золотой сон» Гончарова:  идиллия или предостережение? Философские итоги романа

«Золотой сон» Гончарова: идиллия или предостережение?

Философские итоги романа

«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». А. Гончаров
  • «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
  • А. Гончаров
В дни счастья Обломов говорил Ольге: « Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». После разрыва с ней «все погрузилось в сон и мрак около него…. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Сердце было убито…»»  Хотя герой перенёс горячку и выздоровел, последняя часть романа – об умирании, смерти Обломова. «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича»  Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви, о жизни в целом.
  • В дни счастья Обломов говорил Ольге: « Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». После разрыва с ней «все погрузилось в сон и мрак около него…. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Сердце было убито…»» Хотя герой перенёс горячку и выздоровел, последняя часть романа – об умирании, смерти Обломова. «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича» Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви, о жизни в целом.
Расскажите об Агафье Пшеницыной

Расскажите об Агафье Пшеницыной

Образ Агафьи контрастен по отношению к образу Ольги; насколько Ольга целеустремленна и решительна в «исправлении» Обломова, настолько Агафья – бескорыстно предана и готова следовать его малейшим прихотям. «Головной», рассудочной любви Ольги противопоставлена бескорыстная, нерассуждающая любовь Агафьи. Именно с ней Обломов найдет то, к чему стремился – умиротворение, покой, изоляцию от внешнего мира в маленькой уютном «мирке» Выборгской стороны
  • Образ Агафьи контрастен по отношению к образу Ольги; насколько Ольга целеустремленна и решительна в «исправлении» Обломова, настолько Агафья – бескорыстно предана и готова следовать его малейшим прихотям.
  • «Головной», рассудочной любви Ольги противопоставлена бескорыстная, нерассуждающая любовь Агафьи. Именно с ней Обломов найдет то, к чему стремился – умиротворение, покой, изоляцию от внешнего мира в маленькой уютном «мирке» Выборгской стороны
Почему умирает Обломов? Что умирает вместе с ним ?

Почему умирает Обломов? Что умирает вместе с ним ?

В самом романе слово «обломовщина» впервые произносит Штольц, потом с ним соглашается Обломов. В финале романа его слышит от Штольца похожий одновременно и на Обломова, и на Гончарова литератор: «полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами» (в коротком портрете повторяются сразу три обломовских эпитета: полный, апатический, сонный). «Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое? –  Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. И он рассказал ему, что здесь написано». Роман Гончарова, таким образом, заканчивается композиционным кольцом: мы только что прочли записанный литератором рассказ Штольца. Значит, ответом на вопрос: «Что это такое?» – оказывается вся книга.

В самом романе слово «обломовщина» впервые произносит Штольц, потом с ним соглашается Обломов. В финале романа его слышит от Штольца похожий одновременно и на Обломова, и на Гончарова литератор: «полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами» (в коротком портрете повторяются сразу три обломовских эпитета: полный, апатический, сонный).

«Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

–  Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.

И он рассказал ему, что здесь написано».

Роман Гончарова, таким образом, заканчивается композиционным кольцом: мы только что прочли записанный литератором рассказ Штольца. Значит, ответом на вопрос: «Что это такое?» – оказывается вся книга.

Гончаров создает картину современной патриархальной России, отмеченной веками барства и праздности В Обломовке можно увидеть отголоски ушедшего ЗОЛОТОГО ВЕКА, который люди противопоставляют не удовлетворяющему их НАСТОЯЩЕМУ
  • Гончаров создает картину современной патриархальной России, отмеченной веками барства и праздности
  • В Обломовке можно увидеть отголоски ушедшего ЗОЛОТОГО ВЕКА, который люди противопоставляют не удовлетворяющему их НАСТОЯЩЕМУ
Мифологическое время имеет циклический характер, оно повторяется в соответствии с временами года и одновременно воспроизводит время предков. Человек включен в эти природные циклы. Он спокоен и счастлив, ощущая свою причастность к «вечному возвращению» НО: мифологическое время ИСТОРИЧЕСКИ КОНЕЧНО
  • Мифологическое время имеет циклический характер, оно повторяется в соответствии с временами года и одновременно воспроизводит время предков. Человек включен в эти природные циклы. Он спокоен и счастлив, ощущая свою причастность к «вечному возвращению»

НО: мифологическое время ИСТОРИЧЕСКИ КОНЕЧНО

Историческое время РАЗРУШАЕТ время мифа . История движется вперед, она требует от человека созидательной деятельности Исторический человек перестает жить «муравьиной» жизнью, он осознает собственный неизбежный конец и должен чего-то достичь САМОСТОЯТЕЛЬНО
  • Историческое время РАЗРУШАЕТ время мифа . История движется вперед, она требует от человека созидательной деятельности
  • Исторический человек перестает жить «муравьиной» жизнью, он осознает собственный неизбежный конец и должен чего-то достичь САМОСТОЯТЕЛЬНО
Обломов может быть понят не только как ЧЕЛОВЕК-ОБЛОМОК, продукт русского крепостничества, но и как ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, стремящийся к покою, к гармоничной жизни Но вместе с тем Обломов не сам выбирает свою философию, а становится ее пленником. Жизнь, проведенная на диване, похожа  на сон-смерть
  • Обломов может быть понят не только как ЧЕЛОВЕК-ОБЛОМОК, продукт русского крепостничества, но и как ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, стремящийся к покою, к гармоничной жизни
  • Но вместе с тем Обломов не сам выбирает свою философию, а становится ее пленником. Жизнь, проведенная на диване, похожа

на сон-смерть

Старая Обломовка ушла в прошлое после того, как роман был опубликован. Все герои за последующие годы хорошо уложились в свои исторические рамки и типические амплуа: Штольц – благородный буржуа, вечный труженик, идущий по своей дороге в никуда Ольга Ильинская – вечная требовательность в любви Агафья Пшеницына – нерассуждающая, самоотверженная любовь Захар – верный слуга, психологический двойник хозяина
  • Старая Обломовка ушла в прошлое после того, как роман был опубликован. Все герои за последующие годы хорошо уложились в свои исторические рамки и типические амплуа:
  • Штольц – благородный буржуа, вечный труженик, идущий по своей дороге в никуда
  • Ольга Ильинская – вечная требовательность в любви
  • Агафья Пшеницына – нерассуждающая, самоотверженная любовь
  • Захар – верный слуга, психологический двойник хозяина
КРИТИКИ О РОМАНЕ   ОБЛОМОВ - ? Ленивый помещик? Русский человек на диване? Вечный философ недеяния?  «Обломов - это сложнейшая фигура, в которой запрограммированы начала Гамлета, Дон Кихота, мотив Фауста...» профессор МГУ Валентин Недзвецкий

КРИТИКИ О РОМАНЕ

ОБЛОМОВ - ?

  • Ленивый помещик?
  • Русский человек на диване?
  • Вечный философ недеяния?

  • «Обломов - это сложнейшая фигура, в которой запрограммированы начала Гамлета, Дон Кихота, мотив Фауста...»

профессор МГУ Валентин Недзвецкий

Обломовщина в романе отвергнута и осуждена, но сам Обломов понят и оплакан

Обломовщина в романе отвергнута и осуждена,

но сам Обломов понят и оплакан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!