СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги творческой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

К концу года 2022 подводим итоги..

Просмотр содержимого документа
«Итоги творческой работы»

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Ранняя профориентация


Ранняя профориентация обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья


Из опыта реализации проекта по профориентации младших школьников на примере работы творческой мастерской пряничного дела.


Пока дети маленькие, они воспринимают мир таким, каким мы, взрослые, его нарисуем. Важно, чтобы краски были яркие, эмоции — положительные, мысли — позитивные, и чтобы у них возникло желание увидеть в будущем прекрасные плоды своего труда.

Ранняя профориентация детей характеризуется выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и, исходя из этого, направлена на организацию дополнительных занятий по интересам. В связи с этим очень важным становится превращение жизненного пространства в мотивирующее.

В КГБОУ ШИ 1 кабинет социально-бытовой ориентировки или, проще говоря, оборудованная кухня и стала тем самым пространством, где мы формируем у детей мотивацию к познанию, творчеству, приобщаем к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

В рамках общешкольного проекта по профориентации «Тропинка в профессию», с учётом возможностей нашей школы, интересов учащихся и востребованности полученных знаний, мы решили разработать и реализовать проект по ранней профориентации «Мастерская пряничного дела».


Как возникла идея создать мастерскую пряничного дела?

Задумались мы как-то с ребятами о настоящем деле, чтобы оно было и интересное, и полезное. Перебрали много вариантов: столяром быть — хорошо, и слесарем тоже. Да и швейное дело пригодилось бы в жизни. Парикмахером быть — очень нужно людям. А стряпать пряники ещё и вкуснее! Пряников напекли, чаю напились и твёрдо решили: пряничной мастерской БЫТЬ! И еще очень воодушевила нас книга «Пряничные истории» Даны Баланской, которую нам прислала детская писательница, пряничная фея из страны Прянландии. Свою мастерскую пряничного дела назвали «Пряня», а «подмастерьев» в ней Прянами: Прянички и Прянчики. Наши Прянички и Прянчики очень разные: весёлые и не очень, задиристые и любознательные, по-разному говорят и слышат. С ними легко и одновременно трудно.

Когда мы решили заниматься пряниками, дети были совсем маленькие — в первом классе, и было очень много вопросов: Как заставить глухого ребёнка учиться, если 90 % всего учебного материала в силу своих особенностей он просто не понимает? А как увлечь детей с ЗПР или СДВГ? После 10 минут урока такие дети вскакивают с места и начинают бегать вокруг парт, дёргая всё и каждого, кто попадёт под руки. А теперь представьте, как этот же ребёнок, сидит вместе со всеми детьми за длинным столом и старательно вдавливает сырое тесто в формочки разных фигурок, ликует от радости, когда из куска теста получаются человечки, собачки, кошечки, бабочки. Потом он терпеливо ждёт, когда подрумянившиеся в духовке фигурки наконец-то лягут на стол и пока остывают, слушает педагога, который рассказывает, как красиво фигурки пряников расписать. Проходит время — ребёнок всё ещё увлечён работой: он расписывает пряник. Свой собственный пряник! Он очень старается. Потом бежит всем показывать и гордится: «Это я САМ сделал!». В этот момент он чувствует себя героем-победителем. Мы тоже радуемся его успеху, побуждая идти к новым вершинам.

Пряник и Колосок

Сказка


Рано утром, до восхода солнца, взял Человек в карман белый Пряник и пошёл в поле. В поле он ходил по посевам, любовался пшеницей. Сорвал Колосок, вынул из него зёрнышко, попробовал на зуб, улыбнулся. Спрятал Колосок в карман. Так встретились Колосок и Пряник.

— Кто ты такой? — спросил Пряник.

— Я Колосок.

— Ух, какой ты колючий. А для чего ты существуешь? Какая от тебя польза?

Улыбнулся Колосок, пошевелил усами-остьями и отвечает:

— Без меня не было бы ни хлеба, ни сухаря, ни тебя, Пряник.

Удивился Пряник, с уважением посмотрел на Колосок, потеснился, уступил ему место.

— Значит, — говорит Пряник, — всё от тебя. Но кто же над тобой старший?

— Труд, — ответил Колосок. — Он всё создаёт. Но труд — в руках Человека. Труд и Человек — самое главное.


Ученики 4 класса КГБОУ ШИ 1

Сейчас ребята уже в четвёртом классе, но интерес к пряничному творчеству у них не пропал: они с удовольствием продолжают стряпать и расписывать пряники и уже достигли определённых результатов.


Какие знания получают учащиеся в мастерской «Пряня»?

1. Дети учатся работать с тестом, развивая свои творческие способности, фантазию, профессиональные качества кондитера.

2. Вырабатывают привычки к дисциплине, гигиене, аккуратности и технике безопасности при работе с острыми, колющими, режущими инструментами, электрическими приборами.

3. Приобретают навыки работы с оборудованием (например, пищевым принтером, компьютером.)

4. На занятиях по пряничному мастерству ребята расширяют знания по разным учебным предметам:

изобразительному искусству (создают рисунки на пряниках, сохраняя традиции русских пряничных мастеров, получают знания о художниках, изображающих пряники и пряничников);

истории (изучают культуру и традиции русского народа, историю пряника);

химии и биологии (узнают рецептуру теста, химическое взаимодействие продуктов в составе теста, какие бывают природные ингридиенты);

литературе (пряник в литературных произведениях, поэзии и песнях);

и даже математике и финансовой грамотности (изучают вопросы предпринимательства).

5. Узнают о качестве и пользе продуктов питания.

Мы стараемся дать навыки и умения не только на занятиях в школ, но также находим возможность выезжать на экскурсии на профильные предприятия (хлебозавод, кондитерская фабрика). Иногда нам удаётся даже поучаствовать в процессе изготовления кондитерских изделий, что ещё больше воодушевляет ребят на занятия творческой работой.

Очень нравится нашим Прянам самим обучать малышей расписывать пряники; для этого мы организуем мастер-классы в детском саду при КГБОУ ШИ 1. Ну и конечно, ребята участвуют в любимых школьных праздниках, конкурсах, выставках. В одном из международных конкурсов, который проводила национальная ассоциация развития образования «Тетрадка Дружбы», мы стали победителями месте с командой-партнёром из школы №11 города Сатка Челябинской области. Из 17-ти целей устойчивого развития общества, провозглашённых ООН, мы выбрали 8-ую цель, которая гласит: «Достойная работа и экономический рост». С ребятами из Сатки мы поделились опытом работы в пряничной мастерской, рассказали куда могут идти работать и учиться наши ребята после окончания школы. А команда из Сатки рассказала нам о своём градообразующем металлургическом предприятии, куда идут работать

многие ребята после окончания школы, А ещё они прислали нам подарки с логотипом предприятия , а потом участвовали в спонсорстве нашего проекта и перечислили внушительную сумму на покупку пищевого принтера. Мы в свою очередь тоже приготовили подарки для ребят: настряпали и расписали красивые пряники и в коробках отправили в далёкую Сатку. Как победителей нас пригласили на международную конференцию по инклюзивному волонтёрству в Швейцарию. Мои маленькие подмастерья в силу своего возраста не смогли поехать. Я поехала одна, но повезла от ребят подарочные коробки с красивыми, душистыми, вкусными пряниками и с удовольствием презентовала их участникам конференции. Ещё одним из запоминающихся мероприятий в которых мы ежегодно участвовали, это городской благотворительный фестиваль «Добрый Хабаровск», в котором ребята с большим энтузиазмом проводили мастер-классы для жителей Хабаровска. Таким образом, нашими пряниками смогли полюбоваться и полакомиться не только жители Хабаровска, но и других городов России и стран, таких как Швейцария, Германия, Италия, Англия. Могу с уверенностью сказать, что все эти формы и направления профориентационной работы положительно влияют на адаптацию и социализацию наших воспитанников в социуме и являются сильной мотивацией для личностного роста .

Очень мощным воспитательным моментом, развивающем у наших ребят сострадание, доброту, патриотизм оказалось для них такое необычное задание: сладкое письмо на фронт. Ребята писали бойцам письма и вкладывали в конверт пряники. Вместе с письмом и пряником они вложили в своё послание частичку тепла своей души …


О вопросе финансирования.

Краудфа́ндинг (народное финансирование) коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.



На любой проект требуются средства. Мы решили попробовать их собрать через краудфандинговую интернет-площадку, где разместили наш проект. Многие поддержали нашу социально значимую идею. Так нам удалось собрать средства на пищевой принтер и расходные материалы к нему. Теперь мы можем расписывать пряники не только вручную, но и печатать красивые рисунки на сахарной бумаге с помощью пищевого принтера. Краудфандинг — замечательный способ для тех, кто ищет средства на реализацию своего проекта! И конечно, в благодарность за финансовую поддержку нашего проекта в Санкт-Петербург, Сатку, Комсомольск и другие города России были отправлены подарки с пряниками, сделанные руками наших ребят в мастерской «Пряня».

Тропинка в профессию, по которой мы ведём своих Прянов, из года в год становится всё ровнее. И по ней уже легче идти: через игру — к знаниям, через труд — к совершенству, через творчество — к познанию своего Я. Очень надеюсь, что ребята своими стараниями приобретут счастливый билет в свою будущую страну Труда.




Автор проекта по ранней профориентации воспитанников краевой школы-интерната города Хабаровска для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитатель КГБОУ ШИ №1 Мальцева Людмила Александровна.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!