СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка «Уход за комнатными растениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка «Уход за комнатными растениями»»


Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Образовательный центр «Открытое образование»


Курсы профессиональной переподготовки

«"Специальное (дефектологическое) образование. Психолого-педагогическое сопровождение образование лиц с ОВЗ"»


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка

«Уход за комнатными растениями»










Выполнила:

Степанова Марина Юрьевна

МАОУ « СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского»

Г. Черняховска








Черняховск, 2018


Содержание


Аннотация……………………………………………………………..3

Пояснительная записка …...………………………………………….4

Конспект занятия………………………………………………….5-10

Заключение…………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………..12

Приложение ………………………………………………………13-18



















Аннотация

Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых коррекционной педагогикой, вопросы нравственно - трудового воспитания детей с ОВЗ всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.

Это возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к деятельности.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личные качества закладываются в детстве. Задача педагогов - не пропустить этот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии личности.

Методическая разработка коррекционного занятия «Уход за комнатными цветами» может быть предложена начинающим педагогам.























Введение

За последние годы накоплен большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям - инвалидам.

Любой ребенок с особенностями развития должен стать оптимально развитой личностью, способной адекватно входить в общественную среду.

В нашей специальной коррекционной школе № 2 сформированы новые подходы в воспитании детей с особенностями развития.

Созданы службы сопровождения воспитанников, работают квалифицированные кадры, владеющие специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

Новые перемены разбудили желание педагогов работать по новым методикам, изменили отношение к себе и к воспитанникам.

В организации воспитательной работы в условиях школы - интерната актуальной проблемой является понятие «социализации», как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение, приобретение и воспроизведение системы социальных связей.

Ориентируясь на положение Л. С. Выгодского о том, «что ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят…» из раздела «Трудовое воспитание», я взяла тему «Уход за комнатными цветами», как наиболее отвечающий задаче педагога - помогать воспитанникам в активном и самостоятельном приобретении трудовых навыков, собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Эта тема наиболее отвечает цели трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.

Задачи трудового воспитания:

  • Формирование трудовых навыков;

  • Формирование интереса и уважения к труду взрослых;

  • Воспитание стремления оказывать посильную помощь;

  • Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность);

  • Воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд);

  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба, взаимопомощь, забота о товарищах).


Конспект занятия

Тема: Уход за комнатными цветами

Цель: Формирование положительного отношения к труду. Познакомить с основными приемами ухода за комнатными цветами.

Задачи:

1. Познакомить с новым видом ухода за цветами - подкормкой. Развивать трудовые умения и навыки, развивать связную речь.

2. Воспитание любви к цветам. Желание ухаживать за ними, умение общаться с природой.

3. Воспитание эмоции удивления, радости, развитие творческих способностей.

4. Коррекция мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации.

Оборудование: таз, лейки с водой, тряпочки, кисточки, две клеёнки, пакет с удобрением, стаканчики с раствором удобрения, модель структуры трудового процесса.

Словарная работа: удобрение, подкормка.

Ход занятия:

I. Ребята, я рада вас видеть. Вы готовы к работе?

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Цель: Сплочение группы. Развитие зрительных и слуховых анализаторов.

Воспитатель: Замечательно, тогда слушайте загадки, а я послушаю ваши отгадки. Если у вас будут сложности при отгадывании загадки, я покажу вам картинку. ( Приложение 1)

II. Вводная честь:

Загадка:

Есть у меня работники

Во всем помочь охотники,

Живут не за горою, -

И день, и ночь со мною,

Целый десяток

Дружных ребяток!

(Пальчики)

Цель: Загадывание загадок направлено на активизацию психических процессов, группы.

Воспитатель: Вот вам еще одна загадка.

Без рук, без ног, но живет

Дышит, но не говорит.

Питается, а рта нет.

(Растение)

Воспитатель:

- Ребята, эта загадка сложная, нужно хорошо - хорошо подумать, осмотреться вокруг, вдруг отгадка где - то рядом!

- Ученик: Какой ты молодец, немножко подумал и догадался. Твоя отгадка «дерево» тоже подходит.

- Ученик : думает, что это лист, и это тоже близко.

- Замечательно, отгадали даже такую трудную загадку!

- Ребята, в начале занятия вы дружно сказали, что у вас ушки на макушке, глазки широко открыты. Сейчас я проверю, как вы внимательно будете слушать и смотреть.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширить представление детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Педагог и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит педагог. Все идут по кругу и произносят:

Чем вы заняты - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Педагог имитирует трудовые действия движениями.

«Берет цветы», чистит кисточкой листья. Моет тряпочкой листья, опрыскивает растения. Поливает лейкой цветы, рыхлит землю в горшочке.

Дети угадывают действия.

Воспитатель: Ребята, вы, действительно, внимательно слушаете и смотрите.

Все мои действия угадали, всё правильно сказали, как я ухаживала за цветами.

- Давайте я проверю, как вы знаете названия своих комнатных цветов. Игра «Назовите растения»

Цель: Воспитание интереса к цветам, желание ухаживать за растениями. (Приложение 2)

Ход игры

Назовите растение третье справа, второе - слева и т. д.

Затем условие игры меняется (на каком месте фиалка? И т. д.

- Ребята, мы с вами загадки отгадали?

- Отгадали

- Поиграли

- Поиграли

- Растения назвали?

Назвали

- Сегодня мы вами будем учиться ухаживать за комнатными растениями, чтобы они цвели и радовали нас.

II. Основная часть.

Беседа

- Ребята, посмотрите на наших зеленых друзей. Вот герань, вот фикус, кактус, фиалка, лилия. Цветы нас окружают повсюду: на улице, в лесу и в доме - на подоконнике. Цветы - это радость жизни!

Вопрос детям: - Почему люди выращивают у себя дома цветы?

- Они красивые, душистые, поднимают настроение.

- Ребята, я заметила, что тот, кому дарят цветы, всегда улыбается. А человек когда улыбается? Когда у него хорошее настроение.

- Оказывается, почти все комнатные цветы приехали к нам из далеких стран: бегония - из Бразилии, лилия - из Америки, кактусы - из Мексики, пальмы - из Африки. Эти растения всегда зеленые и могут цвести даже зимой. Их называют комнатными потому, что у нас они могут расти только в комнатах, благодаря заботе человека.

Растения оздоравливают жилое помещение. Некоторые из них выделяют особые вещества, убивающие микробы. Например, герань оздоровляет воздух. Жизнь комнатных цветов зависит от нашей заботы и умения ухаживать за ними.

Я должен за цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

(С. Вирчук)

Демонстрация слайдов с комнатными цветами

Слово педагога:

- Саша, что у тебя в руках?

(В руках у Саши послание, которое он нашел в цветочном горшке

Саша читает послание)

«Ребята, нам стал тесен домик - горшок. Пересадите нас, пожалуйста, в другие домики - горшочки. Если вы нам не поможете, мы начнем болеть и увядать. И тогда мы не сможем расти и цвести, и радовать вас».

Герань и фуксия

- Ребята, давайте сначала разомнемся, а потом будем спасать наши цветы

Физкультминутка «Посадим цветы»

Цель: Оздоровление, коррекция мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации

Мы ямку раскопаем Дети имитируют движения лопаткой

Семечко посадим

Дождик польет движения руками вниз

Оно прорастет

Сначала стебелек движения руками вверх

А потом цветок

Наши красные цветки

Расправляют лепестки движения руками вверх

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет движение руками в стороны

Наши кранные цветки

Закрывают лепестки закрывают ладошки

Головой качают качают головой, складывают

Тихо засыпают ладоши к щеке и закрывают

глаза.

- Ребята, кто к нам стучит в дверь?

- К нам в гости пришла бабушка Федора.

(Бабушка здоровается с детьми и говорит им о том, что ей подарили для уюта и красоты в доме комнатные цветы, но она не знает названия цветов и как ухаживать за ними. Бабушка Федора просит помочь ей).

Упражнение «Покажи растение»

(Дети по очереди выходят, называют цветы).

Цель: Повторить названия цветов. Демонстрация средств по уходу за ратениями.

- Ребята, вы показали бабушке цветы, как они называются, а сейчас мы покажем ей, как нужно ухаживать за цветами. (Дети рассматривают и обсуждают для чего каждое из них предназначено).

1. Лейкой поливают

2. Опрыскивателем опрыскивают шероховатую поверхность листа.

3. С помощью совка пересаживают в горшок большего размера.

4. Палочка для рыхления

5. тряпочка для мытья больших гладких листьев.

Беседа «Вопросы - ответы»:

- На что похожи листья фиалки, плюща?

- Что есть у каждого растения (стебель, корень, листья, цветы)

- Для чего растению нужны корни?

- Чтобы хорошо корни росли, что для этого нужно?

- Какие условия? (горшок, вода, земля, воздух)

- если не рыхлить землю, что будет?

- Какое настроение бывает у растений, когда они получают влагу и воздух?

- Как можно определить настроение у растений?

- Что будет с растениями, если его поставить в темное место?

- Бабушка Федора спрашивает, как узнать, что растение нужно полить? (земля сухая на ощупь, светлая, листочки завяли)

- Какой водой вы поливаете? (теплой, которая стоит со вчерашнего дня)

- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы вода быстро впитывалась, чтобы корням было легче расти и дышать)

- Чем вы рыхлите землю? (палочками, чтобы не ранить корни, у некоторых цветов корни расположены близко к поверхности)

- Что еще нужно делать для того, чтобы цветы чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (мыть)

- Как нужно мыть цветы? (крупные листья протираем тряпочками, растения с мелкими ставим в таз, закрываем землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливаем из лейки. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточкой)

Словарные слова: подкормка

Цель: Развивать связную речь, познакомить с новыми словами

- Ребята, как вы думаете, что означает слово «подкормка». Правильно, само слово за себя говорит. Это специальный порошок, обладающий полезными свойствами для растений. Растения подкармливают особенно во время цветения.

- Ребята, посмотрите, как пишется слово «подкормка». А теперь, послушайте, как читается. Повторим все вместе. А сейчас скажет Эдик, Алим, Женя.

- Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно не только ухаживать за ними, но и подкармливать их и удобрять. Для этого есть специальное удобрение. Но сыпать порошок на землю нельзя, его, прежде, надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растения раз в неделю после полива, чтобы раствор лучше впитался в землю После того, как 1. вымоете листочки, 2. разрыхлите землю, 3. польете растения, 4. возьмите у меня стаканчики с подкормкой. (Для большого цветка - полный, для маленького - половину стаканчика и подкормите цветок.

IV. Итог занятия

Игра «Где мы были - не скажем,

А что делали - покажем»

Цель: повторение знаний по уходу за цветами. Описание технологии.

(Дети сами с помощью модели структуры трудового процесса составляют последовательность действий).

Ход игры:

Дети хором говорят:

«Где мы были - мы не скажем,

А что делали - покажем»

(Один показывает трудовое действие в последовательности. Другой ребенок называет. Задействованы все дети).

Практическая работа:

(Убираем рабочие места. Бабушка Федора благодарит детей за хороший рассказ, прощается и уходит).

Заключительное слово педагога:

- Сегодня мы с вами повторили названия цветов, полюбовались на красоту и разнообразие комнатных цветов. Поиграли, научились подкармливать цветы. Очень хорошо помогли бабушке Федоре. Настя, Денис, Поля, Ваня, Алим, Женя, Саша, нужно еще раз повторить названия цветов.

- Спасибо, дети, вы очень хорошо поработали.














Заключение

В воспитание детей с ОВЗ наиболее эффективной мерой является деятельность, вовлекающая детей во взаимоотношения с окружающим миром, и формирующая систему ценностных отношений. Опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь детей в активную деятельность, и постепенно они будут учиться реализовывать себя.

Работу по трудовому воспитании. Мы начали с первых лет пребывания детей в школе. Ребята включены в систематическую трудовую деятельность по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитьё, разведение комнатных растений, самообслуживание. Это направление стало мощным преобразующим началом в коррекции детей. В бытовой комнате всегда порядок, вещи детей всегда аккуратно сложены. Спальни детей на 2 и 3 этажах.

По итогам школьного конкурса среди спален заняли первые места. И в учебной деятельности они не отстают. Вся эта работа доступна нашим детям. Мы надеемся, что в будущем наши воспитанники будут востребованы на рынке труда.

Трудовая деятельность становится воспитывающей лишь при условии ее мотивированности. Из всех мотивов мы опираемся на нравственный аспект мотивации (сделать красиво, помочь девочкам, уступить место девочкам, помочь друг другу, сделать благо для другого).

Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. На занятиях по трудовому воспитанию я использую игровые приемы. Такой подход позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка.

На коррекционном занятии «Уход за комнатными цветами» дети познакомились с основными приемами ухода за комнатными цветами, приобрели навыки работы с орудиями труда, учились общению и сотрудничеству, учились видеть красоту окружающей природы.

Каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, учился ценить свой труд, труд товарищей, берег школьное имущество.

Прививая навыки труда, приобщаю детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, совершенствуется разнообразие движения. Дети приобщаются к порядку. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самооценку, уверенность в своих возможностях. Формируется хозяйское отношение к школьному имуществу.

Список литературы.

  1. Богомолова, Л. Социально-трудовая адаптация умственно-отсталых детей в домах-интернатах./М.1988.

  2. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе./ Просвещение.1984.

  3. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме./М. АРКТИ.2010.


























Приложение 1.





































Приложение 2




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!