СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая аттестационная работа "Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности «Архитектура»"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестационная работа "Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности «Архитектура»"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа


Тема: «Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности

«Архитектура»


Выполнена слушателем программы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика дополнительного образования

(социально-педагогическая деятельность)»

Плосканич Викторией Евгеньевной
















Черняховск. 2020г.

Содержание


Введение ……3

Глава 1. Теоретические основы разработки дополнительных общеразвивающих программ…………………………………………………………………………….. 5

1.1 Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации ……………………………………………………..………5

1.2. Развитие творческих способностей школьников 14-18 лет в процессе архитектурной деятельности ……………………………………………..……….6

Глава 2. Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования» 10

I. Общая характеристика программы 12

1.1. Нормативные правовые основания разработки программы 12

1.2 Пояснительная записка. 13

II. Учебный план 19

III. Календарный учебный график 29

Форма аттестации……………………………………………………………….....33

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы 35

Список используемой литературы 39











Введение.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Дополнительная общеобразовательная программа «Архитектура» является неотъемлемой частью образовательной программы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Черняховская художественная школа имени Марии Тенишевой» и дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.

Направленность программы социально-педагогическая, основана на приобщение детей к архитектуре, что позволяет сформировать у детей познавательные интересы, знакомит их с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности. В условиях поиска путей совершенствования художественного воспитания проблема приобщения детей к архитектуре приобретает особую актуальность. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности.

        Обращаясь к использованию воспитательного потенциала архитектуры в художественно-творческом развитии детей, важно отметить сущность данного явления, архитектура рассматривается как особый вида искусства, сочетающего в себе утилитарные и эстетические функции. В ходе освоения программы «Архитектура», у детей формируются как художественные навыки (так как она предполагает освоение навыков рисования, изучение композиции, умение гармонично сочетать формы, объемы, цвет), так и технические (так как она предполагает освоение сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества, ее содержание направлено на развитие конструкторских способностей, проектирование моделей и конструкций). Программа «Архитектура» интегрирует знания из различных областей прикладных наук (изобразительное искусство, геометрия, физика и пр.), что позволяет развивать у детей логическое, образное, проектное мышление.

Предмет исследования: разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования».

Цель исследования – изучение теоретических и практических подходов к разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования».

Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1. Изучить нормативно - правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

2. Выявить и изучить возможности программ дополнительного образования в формировании творческих способностей.

3. Изучить требования к разработке содержания и структуры дополнительной общеразвивающей программы.

4. Разработать дополнительную общеразвивающую программу « Архитектура» в системе дополнительного образования.

В данной работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования; теоретические методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической, специальной литературы; обобщение, систематизация. Эмпирические методы: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта по изучаемой теме.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, которое содержит основные выводы и результаты исследовательской работы, список использованной литературы.

Теоретическая значимость - изучена, проанализирована, систематизирована нормативная документация, психолого-педагогическая и методическая литература по теме: «Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования».

Практическая значимость – разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Архитектура» в системе дополнительного образования.

Глава 1. Теоретические основы разработки дополнительных общеразвивающих программ.

1.1 Дополнительное образование детей и взрослых в современной системе образования Российской Федерации.

Характер образования в современной России трансформируется, ориентируясь, в том числе, на развитие инициативы, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов, особую в этом роль играет дополнительное образование, развивающее способности, ценностные ориентации, влияющее на жизненное и профессиональное самоопределение. Изменение системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей и взрослых, эта часть образовательного поля обладает принципами преемственности, непрерывности и межпредметного взаимодействия. Система дополнительного образования имеет высокую социальную востребованность, так как способна оперативно реагировать на запросы современной среды в интересах ребенка, семьи и общества.

Система дополнительного образования создает единую образовательную среду с разными типами образования, охватывая дошкольное, общее, профессиональное образование.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра­зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование имеет непрерывный и последовательный характер, обеспечивающий постоянное пополнение и расши­рение знаний у людей разного возраста. Согласно определению Р. Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Исходя из этого непрерывное образование, предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса.

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять


постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей.

Анализ методического и педагогического опыта учреждений дополнительного образования в России, позволяет прийти к заключению, что область архитектурного образования рассчитана, в основном, на людей в возрасте от 18 лет, ориентируюсь на предвузовскую подготовку. Немногие учебные заведения, реализующие обучение по предпрофессиональным программам архитектурной направленности, не удовлетворят в полной мере потребности детей и родителей. На территории Калининградской области такие учреждения отсутствуют.

1.2. Развитие творческих способностей школьников 14-18 лет в процессе архитектурной деятельности.

Проблема изучения творческих способностей детей всегда интересовала ученых педагогов и психологов, в настоящее время она не утратила актуальность. В современных социальных условиях идет процесс глобальной трансформации всех институтов социума, непрерывного реформирования, в результате чего общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам, предвидеть конечный результат. Именно развитие этих качеств личности является основным условием современного воспитания.

Необходимость развития творческих способностей подчеркивается следующими факторами: в современном обществе резко увеличился информационный поток, адаптироваться к этому, в свою очередь, позволяет развитие творческих способностей человека . Также в условиях ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни большую роль играет способность видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. В условиях информатизации и научно-технического развития государства, регулярно появляются новые профессии, изменяются и требования к уже имеющимся профессиям, что предполагает определенную мобильность личности и требует развития творческих способностей.

Поэтому сейчас перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дополнительного образования рассматривается обеспечение формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности ребенка.

В современном обществе резко повысилась востребованность ряда профессий связанных с творчеством и проектной деятельностью. С чем связано стремление научить детей не только читать, писать и считать, но и помочь им освоить проектное мышление, творчески подходить к решению поставленных задач, росту эмоционального интеллекта. Учреждения дополнительного образования должны и могу своевременно реагировать на запросы социума. В настоящее время большинство учреждений имеет традиционный спектр предлагаемых сфер деятельности учащихся, направленный на формирование творческой личности и рассчитанный на детей с определенным потенциалом в области художественного творчества. Кроме этого есть дети, с очевидно техническим складом мышления, что стереотипно ограничивает их в занятия творческими видами деятельности. В крупных городах такие дети имеют возможности реализации своих способностей, но в провинции, в небольших населенных пунктах, как правило, они ограничены в выборе учреждения дополнительного образования художественной и музыкальной школами и ДЮЦами. При этом, художественные школы и Центры искусств, в том числе и в Калининградской области, имеют стандартный набор программ по предметам дополнительного образования, сводящийся к освоению навыков рисования. Таким образом, достаточно большая часть школьников, которая не имеет наклонностей, например, к рисованию, отказывается от посещения этих учреждений.

Программа «Архитектура», в силу своей специфики, может, как развивать творческие навыки и способности ребенка, так и дать поле реализации детям с техническим характером мышления. Специфика учебного плана данной программы заключается в содержании нескольких блоков, часть из которых направлена на выявления и формирования творческих умений – рисования, освоений различных графических материалов, развитие фантазии ребенка, теоретические знания в области искусства и архитектуры, так и технических – черчение, геометрия, основы проектирования. Обучение по этой программе позволяет формировать проектное мышление, переносить его в различные области образовательного процесса в общеобразовательной школе.

Кроме того, как показывает практика, достаточно высокая сложность и нестандартные решения поставленных задач, престиж и перспективы обучения профильным специальностям способны увлечь подростков с асоциальными наклонностями. Помогая им реализовать интеллектуальный и творческий потенциал без потери статуса в своей социальной группе. Выполнение сложных задач, требующих работы в микрогруппах, значимый и эффектный результат, настроенческий климат на занятиях, помогают им увидеть альтернативу самореализации, поднимают самооценку, помогают в социальной адаптации.

Наблюдение за обучающимися на занятиях по архитектуре, изучение их возможностей, анализ их результатов в общем процессе обучения и по предмету в частности, позволяет сделать вывод, что разработка дополнительной общеразвивающей программы «Архитектура» обусловлена значимостью влияния архитектурного творчества на развитие у учащихся творческих способностей. Детская архитектурная деятельность имеет большую художественную и педагогическую ценности. Актуальность проблемы развития творческих способностей в архитектурной деятельности и необходимость её решения в условиях обучения в художественной школе определили выбор направления дополнительной общеразвивающей программы «Архитектура».


Глава 2. Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования»

В процессе разработки дополнительной общеразвивающей программы «Архитектура» были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей школьников в процессе занятий проектной деятельностью. Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных в теоретической части исследования, и в соответствии с целью исследования: изучение теоретических и практических подходов к разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Архитектура» в системе дополнительного образования, было разработано и проведено практическое исследование. Результатом исследование стала дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Архитектура» в системе дополнительного образования.

Структура программы соответствует внутренним локальным актам МАУ ЛО «Черняховская художественная школа им. Марии Тенишевой».




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРНЯХОВСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

ИМ. МАРИИ ТЕНИШЕВОЙ»









Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Разработка дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности

«Архитектура»















I. Общая характеристика программы.

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа является дополнительной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности, одновременно ориентирована как на художественное и научно-техническое направление. Программа «Архитектура» обеспечивает права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

1.1. Нормативные правовые основания разработки программы.

Нормативную правовую основу разработки Программы составляют:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Министерство образования и науки Росси ФГАУ «ФИРО», Москва 2015.

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 03.04.2012.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

1.2 Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Архитектура» (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 2, 12, 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Введение: Новые образовательные стандарты предъявляют к школе более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося. Образовательной областью данной программы является искусство. Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Предполагается, что в сознании современного ученика к моменту окончания общеобразовательной школы складывается целостная картина мира, к знаниям предъявляются требования систематичности и комплексности по разным параметрам. Теоретическая подкованность должна сочетаться с высоким уровнем духовного развития личности. Формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает художественная школа как форма дополнительного образования.

Направленность Программы: Программа является программой одновременно художественной и научно-технической направленности.

Актуальность Программы: Растущие потребности в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров вызывают необходимость привлечения внимания детей к этим профессиям. Результативность воспитательного и учебного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения «Архитектура и дизайн».

Данная программа формирует у детей начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских, дизайнерских задач. Программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат, пробуждению чувства творческого удовлетворения («я»- архитектор).

Отличительные особенности программы: Созданием условий для развития творческих и креативных способностей детей с помощью приобретения опыта в создании архитектурных и дизайнерских форм по замыслу с использованием ПК. Отличительной особенностью данной программы является уход от шаблонного, стандартного мышления за счет использования таких видов занятий, на которых дети до самого завершающего этапа работают без предоставления образца по предложенной преподавателем схеме. Такой подход дает детям возможность проявить в полной мере свои креативные способности, развить фантазию, отказаться от стереотипов мышления.

Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, создание условий для их самовыражения и коллективного творчества. Одним из основных видов практики служит макетирование. На занятиях объединения ребятам предлагается работать, как уже с напечатанными развертками будущих макетов, так и с обычным картоном, где детали нужно чертить и склеивать самостоятельно. Таким образом, дети непосредственно вовлекаются в процесс создания архитектурного объекта. Часто включается фантазия, и ребенок заканчивает макет совершенно неожиданным образом, придумывая ту или иную деталь самостоятельно. В работе объединения так же успешно реализуются такие виды деятельности, как рисование от руки, конструирование, выполнение графических заданий, моделирование.

Адресат программы: Возраст детей от 14 до 18 лет. В группе - 10-12 воспитанников. Принимаются все желающие девочки и мальчики без предварительного прослушивания, тестирования, подготовки и наличия художественных способностей.

Форма обучения очная. Занятия проводятся в форме групповых и индивидуальных занятий. Допускается самостоятельная подготовка к занятиям на дому.

Особенность организации образовательного процесса: Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группу первого года обучения в любой временной период учебного года. Образовательный процесс осуществляются в соответствии учебным планом. Состав группы может быть как постоянным, так переменным. Сформированная группа обучения может быть разновозрастной. В начале учебного года родители (законные представители) пишут заявление на посещение занятий по программе «Архитектура».

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Общее количество часов за учебный год составляет 306 часов теоретической и практической части. Количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 академических часа, с перерывом на отдых.

Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по организации и формированию среды, развивает проектное и пространственно-пластическое мышление. Развитие личности происходит методами созидательного творчества и преобразования пространства, творческого самовыражения и художественного проектирования. С учетом профессионального интереса обучающихся к архитектуре, учебный процесс строится как самостоятельная проектно-творческая деятельность учащегося. Еще в дошкольном возрасте многие дети рисуют, лепят и того не подозревая создают маленькие проекты будущих изделий, скульптур, зданий, совмещая при этом занятии любовь к рисованию и способности к макетированию. В школах в учебный план не включает в себя уроки черчения, на которых ребята могли бы проявить свои конструкторские способности. Заканчиваются уроки изобразительного искусства в 7-8 классе, при возрастающей потребности детей расширять знания в области изобразительного искусства, в частности, архитектуры. Кроме того, часть учащихся выбирает профильные ВУЗы и ССУЗы, в которых вступительные испытания предполагают наличие навыков и умений не входящих в школьную программу. Поэтому занятия по архитектуре и проектированию, являются не только способом развития пространственного и конструкторского мышления, но и основой предпрофильной подготовки ребят к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Практическая значимость: Занятия по программе «Архитектура» активизируют и развивают интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка. У обучающихся начинает развиваться перспективное мышление, пробуждается интерес к классической и современной архитектуре. В настоящее время не во всех общеобразовательных школах обязательным является предмет «Черчение», как показывает практика, основные принципы проектирования и азы макетирования помогают детям легче и глубже понимать ряд предметов школьной программы, например, химию, биологию, физику. При освоении разделов по проектированию и макетированию на занятиях по школьным предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше, так как эти дисциплины развивают объемно-пространственное мышление, информация и опыт пропускается через моторику, что гораздо лучше помогает в восприятии, чем слух в отдельности. Исходя из этих, несомненно, важных факторов, была создана данная программа.

Ведущие теоретические идеи: Ведущая теоретическая идея программы - развитие творческой индивидуальности обучающегося средствами архитектуры и искусства. Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся не только самовыражению и свободе творческого мышления, но и ряду прикладных профессиональных навыков в области архитектуры.

Каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, художественными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Цель Программы: Развитие системного мышления и конструкторско-проектных умений учащихся 14-18 лет путем вовлечения их в современную художественно-проектную культуру.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «архитектура», показать ее будущие перспективы;

  • сформировать представление о профессии архитектора, его творческой и практической работе;

  • познакомить с основными архитектурными понятиями и определениями;

  • познакомить с основными видами плоскостных композиций, схем и чертежей;

  • научить детей чтению строительных чертежей, научить выполнять простые графические построения в чертеже и в проекции;

  • сформировать начальные представления о проектной деятельности, научить планировать свою работу, выражать свои идеи, защищать свои проекты;

  • обучить приемам построения предметов в двух – трех мерном пространстве;

Развивающие:

  • последовательное ведение работы до итогового результата;

  • тренировка аккуратности, точности, внимательности.

  • развить пространственные представления и образное мышление;

  • сформировать умения применять графические знания на практике;

  • обучение навыкам самостоятельной творческой работы;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Воспитательные:

  • воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

  • воспитать культуру поведения на занятиях, культуру общения в коллективе;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своему городу, своей республике, к своей стране;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе;

  • сформировать культуру восприятия произведений архитектуры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: 14-18 лет

Принципы отбора содержания: В содержание программы включены научные основы и понятия архитектурной деятельности, которые изучается в данном объединении. В данной программе, подготовленный учебный материал, развивает логическое мышление детей, их воображение, способность к творчеству. Содержание учебного материала соответствует имеющейся методической и материальной базе объединения. Сложность содержания учебного материала соответствует реальным возможностям обучающихся.

Срок реализации учебного предмета: Срок реализации учебного предмета «Архитектура составляет 1 год обучения в Профессиональном классе.

Объем учебного времени: Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета: общая трудоемкость предмета составляет 306 часов. Из них: 204 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки


Классы

1

(Профессиональный класс)


Всего часов

Полугодия

1

1


Аудиторные занятия (в часах)

96

96

204

Самостоятельная работа (в часах)

48

48

102

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

144

144

306

Вид промежуточной аттестации

Итоговая

аттестация

Итоговая

аттестация


Форма проведения учебных аудиторных занятий: Занятия по предмету «Архитектура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Формы проведения занятия – беседа, мастер-класс, практическое занятие.

Занятия по типу комбинированные, подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу, проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность занятия – 40 минут.

II. Учебный план

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Технические приемы в освоении объемно-пространственной композиции.

1.1

Вводная беседа. Организация работы.

6

3

3

Беседа

1.2

Формальная композиция.

12

3

9

Выполнение задания

1.3

Бумажная пластика. Композиция в технике киригами.

13

4

9

Выполнение задания

1.4

Пластика объема геометрического тела.

18

6

12

Выполнение задания

1.5

Объемно-пространственная композиция.

27

9

18

Выполнение задания

Раздел 2. Технические приемы в освоении общего навыка черчения.

2.1

Вводная беседа.

6

3

3

Беседа

2.2

Геометрические построения.

13

4

9

Выполнение задания

2.3

Циркульные кривые. Сопряжения.

9

3

6

Выполнение задания

2.4

Чертеж декоративной вазы.

9

3

6

Выполнение задания

2.5

Чертеж балясины.

9

3

6

Выполнение задания

2.6

Архитектурный фрагмент.

13

4

9

Выполнение задания

2.7

Архитектурно-строительные чертежи.

9

3

6

Беседа

Раздел 3. Технические приемы в освоении проекционного черчения.

3.1

Вводная беседа.

6

3

3

Беседа

3.2

Построение проекций простых геометрических тел.

9

3

6

Выполнение задания

3.3

Построение трех проекций по аксонометрии.

21

6

15

Выполнение задания

3.4

Построение аксонометрии по двум проекциям.

18

6

12

Выполнение задания

Раздел 4. Технические приемы в освоении макетирования.

4.1

Объемно-пространственная композиция. Декоративное панно.

54

18

36

Выполнение задания

4.2

Макет здания. Древнерусское зодчество.

54

18

36

Выполнение задания

Итого:

306

102

204



Содержание программы.

1 год обучения (144 часа, 2 раза в неделю по 3 часа)

Раздел 1. Технические приемы в освоении объемно-пространственной композиции.

1.1. Вводная беседа об объемно-пространственной композиции. Организация работы.

Ц е л ь. Знакомство с предметом «Архитектура». Беседа об основных композиционных приемах, правилах и видах композиций. Знакомство с инструментами. Презентация по теме.

1.2. Формальная композиция.

Ц е л ь: Создание двухмерной композиции из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, многоугольники) в соответствии с заданной темой.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я: Композиция выполняется на бумаге формата А4 из разных видов цветной бумаги или картона. Работа начинается с повторения композиционных приемов (симметрия, асимметрия, статика, динамика, контраст, нюанс, ритм и пр.). После повторения учащиеся приступают к работе над эскизами, каждый из которых обсуждается с педагогом и выбирается лучший, наиболее отвечающий поставленной задаче. Далее эскиз переносится на лист тонкими линиями без нажима при помощи линейки для окончательной компоновки. На следующем этапе работы учащиеся готовят рабочее место для работы с цветной бумагой и резаком. На листах разного цвета, в соответствии с эскизом и выбранной цветовой гаммой чертятся геометрические фигуры, после чего они учащиеся вырезают их с помощью металлической линейки и резака на специальном коврике для резки или доске. Осваивая навык работы с чертежными инструментами и инструментами для макетирования. Вырезанные фигуры размещаются на чистовом листе и приклеиваются.

1.3. Бумагопластика. Композиция в технике «Киригами».

Ц е л ь: Выполнение объемной композиции в технике киригами. Перенос изображения с шаблона на лист. Освоение навыка измерения, перечерчивания, макетирования.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я: Композиция выполняется на листе А4. На первом занятии учащиеся осваивают навык измерения и копирования, перенося на лист изображение с шаблона. После чего готовят рабочее место для работы с резаком, вырезают и складывают композицию. Этот этап сопровождается пояснениями учителя и помогает освоить принцип построения изображения для композиции в технике «Киригами».

Следующее занятие с повторения пройденного материала – основных принципов построения шаблона для композиции в технике «Киригами». Далее учащиеся приступают к работе над эскизами своих шаблонов, придуманных и разработанных самостоятельно. Эскизы обсуждаются с педагогом, который проверяет их на соответствие теме и правильности построения. После чего эскизы переносятся на чистовой лист с помощью линейки, далее вырезаются и складываются.

1.4. Пластика объема геометрического тела.

Ц е л ь: Изготовление объема выбранного геометрического тела с пластической проработкой одной или нескольких плоскостей, или заполнение внутреннего пространства геометрического тела.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я: Работа выполняется в произвольном масштабе (рекомендуемая сторона грани 10 – 12 см.) из белой или цветной бумаги. На первом занятии по теме работа начинается с объяснения учителя принципа построения разверток простых геометрических тел на примере куба. Учащиеся выполняют чертеж развертки, вырезают и склеивают куб. На следующем занятии учитель рассказывает (показывает презентацию или фотоматериал) каким образом можно проработать одну или несколько плоскостей геометрического тела. После объяснения учащиеся разрабатывают эскизы для обсуждения с педагогом, выбора наиболее верного и интересного. После утверждения эскиза учащиеся создают на чистовом листе развертку с учетом пластики грани, либо наполнения полости выбранного геометрического тела. На последнем занятии готовится рабочее место и инструменты для работы с резаком. Вырезается и собирается геометрическое тело с проработанными плоскостями, гранями или полостью.

При выполнении работы особое внимание обращается на точность, и аккуратность.

1.5 Объемно-пространственная композиция.

Ц е л ь: Создание объемно-пространственной композиции из 3-5 геометрических тел.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я: Работа выполняется в произвольном масштабе (рекомендуемая сторона грани 10 – 12 см.) из белой или цветной бумаги. На первом занятии по теме работа начинается с повторения пройденного материала – основных композиционных приемов и построения разверток геометрических тел. После чего педагог рассказывает новую тему – объемно-пространственная композиция (показывает презентацию, фотоматериал и образцы работ выполненных учащимися из фонда школы). После объяснения педагога, учащиеся самостоятельно выбирают композиционный прием, который планируется применить при создании композиции (статика, динамика, ритм и т.д.). Далее учащиеся создают эскизы своих композиций для обсуждения с педагогом, корректировке и выбором наиболее интересного и отвечающего заданию варианта. Второй этап выполнения работы заключается в вычерчивании проекций композиции в выбранном масштабе, анализе выкройки развертки и последующей сборки. Третий этап работы заключается в построении разверток на чистовых листах выбранного цвета, соответствующего идее работы.

После построения разверток учащиеся готовят рабочее место к работе с резаком и материалами для макетирования, вырезают, склеивают и собирают композиции. Особое внимание при выполнении данного задания уделяется точности выразительности композиционной идеи, точности построения разверток и аккуратности при сборке.

Раздел 2. Технические приемы в освоении общего навыка черчения.

2.1. Вводная беседа.

Ц е л ь. Вводная презентация педагога о значение чертежей в проектной деятельности человека, истории развития чертежа, графическом изображения, Так же беседа должна затронуть чертежные инструменты, материалы и принадлежности, современные методы выполнения чертежей.

2.2. Геометрические построения.

Ц е л ь. Выполнить центрический орнамент.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. В начале занятия педагог объясняет новый материал – деление окружностей и показывает образцы центрических орнаментов, поясняя принцип их построения с применением правил деления окружности. Учащимся раздаются задания, содержащие алгоритмы деления окружностей на 3, 5, 6, 7 и 12 частей. Задача учащихся вычертить окружности и следую алгоритму разделить их на 3,5,6,7 и 12 частей соответственно. После освоения данного упражнения учащиеся, руководствуясь принципами деления окружностей, вычерчивают свой центрический орнамент. Работа выполняется без предварительного эскизирования.

Педагог акцентирует внимание на точности и аккуратности выполнения работы, проверяет равенство получившихся хорд.

2.3. Циркульные прямые. Сопряжения.

Ц е л ь. Выполнения чертежа на тему: «Сопряжения»

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Работа выполняется на листе А3. На первом занятии по теме педагог объясняет принципы построения сопряжения, после чего учащимся раздаются индивидуальные листы с заданием, цель которого перечертить заданные сопряжения. Выданные задания содержат принципы построения сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее.

Педагог акцентирует внимание на точности при работе с циркульными окружностями и необходимости следить за толщиной линий.

2.4. Чертеж декоративной вазы.

Ц е л ь. Выполнение чертежа декоративной вазы по образцу.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на листе формата А3. Занятия начинаются с повторения принципов построения сопряжений. Учащимся раздаются задания, содержащие чертеж декоративной вазы, который им необходимо перенести на лист, точно следуя размерам. При выполнении задания учащиеся осваивают метод черчения по размерам, основным элементом задания является применения сопряжений, построенным по заданным радиусам. Педагог в течении урока дает краткие пояснения про «тела вращения», необходимость следить за соблюдением симметрии, аккуратности выполнения сопряжений и толщиной линий.

2.5. Чертеж балясины.

Ц е л ь. Выполнение чертежа архитектурного элемента – балясины по образцу.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на листе формата А3. Занятия начинаются с повторения принципов построения сопряжений. Учащимся раздаются задания, содержащие чертеж балясины, который им необходимо перенести на лист, точно следуя размерам. При выполнении задания учащиеся осваивают метод черчения по размерам, основным элементом задания является применения сопряжений, построенным по заданным радиусам. В отличии от чертежа декоративной вазы, чертеж балясины содержит как циркульные кривые, так и прямые отрезки. Педагог в течении урока напоминает про «тела вращения», ось симметрии, необходимость следить за соблюдением симметрии, аккуратности выполнения сопряжений и толщиной линий.

2.6. Архитектурный фрагмент.

Ц е л ь: Выполнение чертежа архитектурного фрагмента по образцу.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Работа выполняется на листе формата А3. Педагог делает небольшую вводную лекцию о типах архитектурных деталей, сопровождая ее презентацией с вычерченными образцами. После чего учащимся раздаются образцы архитектурных фрагментов (порталы, сандрики, фиалы и пр.) с размерами. Перед учащимися ставится задача перечертить фрагмент на чистовой лист в соответствии с размерами, используя навык геометрических построений, вычерчивания сопряжений. Особое внимание уделяется графике, толщине и параллельности линий, соответствие заданным в образце углам.

2.7. Архитектурно-строительные чертежи.

Ц е л ь. Раздел «Технические приемы в освоении общего навыка черчения» завершается беседой педагога об общих принципах составления архитектурно-строительных чертежей. Дает учащимся представление о нормах и правилах, характерных особенностях разных типов чертежей. Рассказывает о стандартах оформления чертежей, условных обозначениях и типовых графических изображениях (фасады, планы, разрезы, сечения и т.д.). Так же учащиеся более подробно знакомятся с областью применения архитектурно-строительных чертежей. Беседа сопровождается презентацией.

Раздел 3. Технические приемы в освоении проекционного черчения.

3.1. Вводная беседа.

Ц е л ь. Вводная презентация педагога о понятии «проекционное черчение», знакомство с понятием «ортогональное проецирование», значение проекционного черчения в проектной деятельности человека. В презентации содержатся слайды о проецировании точки, отрезка, геометрических тел.

3.2. Построение проекций простых геометрических тел.

Ц е л ь. Выполнение ортогональных проекций параллелепипеда, призмы, пирамиды.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на листе формата А3.

(конус, призма, пирамида). Занятие начинается с повторения пройденного материала – проецирование точки, отрезка, грани. Далее следует объяснение нового материала – принципы выполнения проекции простого геометрического тела на примере параллелепипеда. После чего учащиеся приступают к выполнению практического задания. Учащиеся могут произвольно выбирать количество и последовательность геометрических тел, проекции которых необходимо построить. При необходимости повысить уровень сложности задания для отдельных учеников, можно предложит им построить проекции усеченных тел с плоскостью сечения под произвольным углом. В процессе выполнения чертежа внимание учащихся акцентируется на точности построений, графике (типы и толщины линий).

3.3. Проекционное черчение. Построение трех проекций по аксонометрии.

Ц е л ь. Выполнение чертежа трех проекций по заданному аксонометрическому изображению.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на листе формата А3. В начале занятия преподаватель раздает учащимся задания, содержащие аксонометрический чертеж и объясняет цель и задачи работы – построение трех проекций. Перед тем, как приступить к практической работе педагог напоминает основные принципы построения ортогональных проекций. В процессе выполнения чертежа внимание учащихся акцентируется на точности построений, графике (типы и толщины линий).

3.4. Проекционное черчение. Построение аксонометрии по двум проекциям.

Ц е л ь. Выполнение аксонометрического чертежа по двум заданным проекциям.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на листе формата А3. В начале занятия преподаватель раздает учащимся задания, содержащие чертеж двух проекций, объясняет цель и задачи работы – построение аксонометрии по имеющимся проекциям. Перед тем, как приступить к практической работе педагог напоминает основные принципы построения ортогональных проекций и объясняет новый материал – принципы построения аксонометрии по ортогональным проекциям. В процессе выполнения чертежа внимание учащихся акцентируется на точности построений, графике (типы и толщины линий).

Раздел 4. Технические приемы в освоении макетирования.

4.1. Объемно-пространственная композиция. Декоративное панно.

Ц е л ь. Изготовления макета декоративного панно на тему «Искусство».

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Задание выполняется на бумаге или картоне формата А3.Занятие начинается с вводной беседы педагога о цели занятия, помогает в выборе темы (изобразительное искусство, музыка, театр, кинематограф и пр.), демонстрирует примеры выполненных работ, рассказывает об особенностях и нюансах выполнения рельефа из бумаги. Каждый учащийся определяется с темой и приступает к выполнению эскиза на бумаге формата А4. Педагог индивидуально обсуждает эскизы, помогает с выбором и корректировкой. После утверждения эскиза, учащиеся приступают к вычерчиванию двух или трех (определяются индивидуально в зависимости от эскиза) проекций в натуральную величину. На следующем этапе учащиеся, опираясь на свой чертеж, создают развертки элементов композиции на чистовых листах, после проверки педагогом вырезают их и склеивают и собирают на основании.

Педагог обращает внимание учащихся на точность построения проекций и разверток, на аккуратность при сборке панно.

4.2. Макет здания. Древнерусское зодчество.

Ц е л ь. Изготовление макета здания.

Т е х н и к а в ы п о л н е н и я. Занятия начинаются с презентации педагога по истории древнерусского зодчества. В ходе презентации особое внимание уделяется характерным деталям древнерусских храмов. Практическое задание начинается с выбора объекта проектирования – учащимся предлагается на выбор несколько фотографий с древнерусскими храмами, так же объект может быть выбран учащимся самостоятельно. Раздаточный материал так же содержит проекции и базовые размеры здания. Это позволяет начать работу с выполнения разверток. После вычерчивания разверток педагог проверяет правильность выполнения этапа работы и обсуждает с учеником алгоритм склейки и сборки. Сложные детали могут быть выполнены на черновике, и после их сборки и корректировки они вычерчиваются и вырезаются из чистового листа.

Здания со сложной и трудоемкой архитектурой может быть выполнено группой учащихся из 2-3 человек. Макетирование является неотъемлемой частью образования по предмету «Архитектура», в большой степени способствует развитию объемно-пространственного мышления, демонстрирует связь проекционного черчения с воплощением идеи в реальность.

Планируемые результаты обучения:

  • воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

  • знание основных элементов композиции, закономерностей построения формы;

  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

  • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции;

  • умение использовать средства графики;

  • навыки работы в различных техниках и материалах.



III. Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Коли-

чество часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1



групповая

3

Вводная беседа. Организация работы.

Кабинет

Беседа

2



групповая

3

Формальная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

3



групповая

3

Формальная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

4



групповая

3

Формальная композиция.

Кабинет

Просмотр работ

5



групповая

3

Бумагопластика. Композиция в технике киригами.

Кабинет

Выполнение задания

6



групповая

3

Бумагопластика. Композиция в технике киригами.

Кабинет

Выполнение задания

7



групповая

3

Бумагопластика. Композиция в технике киригами.

Кабинет

Просмотр работ

8



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Выполнение задания

9



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Выполнение задания

10



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Выполнение задания

11



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Выполнение задания

12



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Выполнение задания

13



групповая

3

Пластика объема геометрического тела.

Кабинет

Просмотр работ

14



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

15



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

16



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

17



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

18



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Выполнение задания

19



групповая

3

Объемно-пространственная композиция.

Кабинет

Просмотр работ

20



групповая

3

Вводная беседа.

Кабинет

Беседа

21



групповая

3

Геометрические построения.

Кабинет

Выполнение задания

22



групповая

3

Геометрические построения.

Кабинет

Выполнение задания

23



групповая

3

Геометрические построения.

Кабинет

Просмотр работ

24



групповая

3

Архитектурный фрагмент.

Кабинет

Выполнение задания

25



групповая

3

Архитектурный фрагмент.

Кабинет

Выполнение задания

26



групповая

3

Архитектурный фрагмент.

Кабинет

Просмотр работ

27



групповая

3

Циркульные кривые. Сопряжения.

Кабинет

Выполнение задания

28



групповая

3

Циркульные кривые. Сопряжения.

Кабинет

Просмотр работ

29



групповая

3

Чертеж балясины.

Кабинет

Выполнение задания

30



групповая

3

Чертеж балясины.

Кабинет

Просмотр работ

31



групповая

3

Чертеж декоративной вазы.

Кабинет

Выполнение задания

32



групповая

3

Чертеж декоративной вазы.

Кабинет

Просмотр работ

33



групповая

3

Архитектурно-строительные чертежи.

Кабинет

Выполнение задания

34



групповая

3

Архитектурно-строительные чертежи.

Кабинет

Просмотр работ

35



групповая

3

Вводная беседа.

Кабинет

Беседа

36



групповая

3

Построение проекций простых геометрических тел.

Кабинет

Выполнение задания

37



групповая

3

Построение проекций простых геометрических тел.

Кабинет

Просмотр работ

38



групповая

3

Построение трех проекций по аксонометрии.

Кабинет

Выполнение задания

39



групповая

3

Построение трех проекций по аксонометрии.

Кабинет

Выполнение задания

40



групповая

3

Построение трех проекций по аксонометрии.

Кабинет

Просмотр работ

41



групповая

3

Построение трех проекций по аксонометрии.

Кабинет

Выполнение задания

42



групповая

3

Построение трех проекций по аксонометрии.

Кабинет

Просмотр работ

43



групповая

3

Построение аксонометрии по двум проекциям.

Кабинет

Выполнение задания

44



групповая

3

Построение аксонометрии по двум проекциям.

Кабинет

Выполнение задания

45



групповая

3

Построение аксонометрии по двум проекциям.

Кабинет

Выполнение задания

46



групповая

3

Построение аксонометрии по двум проекциям.

Кабинет

Просмотр работ

47



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

48



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

49



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

50



Групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

51



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

52



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

53



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

54



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

55



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

56



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

57



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Выполнение задания

58



групповая

3

Объемно-пространственная композиция. Декоративное оформление входной группы.

Кабинет

Просмотр работ

59



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

60



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

61



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

62



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

63



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

64



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

65



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

66



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

67



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

68



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

69



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Выполнение задания

70



групповая

3

Макет здания. Древнерусское зодчество.

Кабинет

Просмотр работ


Форма аттестации.

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Архитектура» проводятся следующие виды контроля:

- мониторинг;

- оценивание уровня художественно - архитектурной подготовки по критериям;

- проведение вводного, промежуточного, итогового контроля:

вводный, который предназначен для оценки начального уровня знаний, с которым обучающиеся пришли заниматься в объединение;

промежуточный, проводимый после завершения первого полугодия и предназначен для закрепления знаний, навыков и умений по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения учебной программы.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

Контроль осуществляется в следующих формах: беседа, тестирование, участие в районных и городских конкурсах, защита проектных работ.

Способами определения результативности реализации данной программы являются выставление четвертных оценок, организация и проведение полугодовых просмотров работ учащихся, проводимых по пятибалльной системе оценивания.

Диапазон снижения оценок, как за технические ошибки, так и за композиционные ошибки, и ошибки при оформлении широк, колеблется от 1 до 5 баллов.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) — ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) — ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) — ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к прикладному черчению;

- овладение практическими умениями и навыками;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений;

- качество выполнения различных элементов чертежа;

- проекционные ошибки: неправильное расположение проекций, неточности изображения видимых и невидимых линий;

- несоответствие ортогональных проекций аксонометрии;

- несоблюдение симметрии;

- композиционные ошибки при расположении на чертеже;

- неточности и ошибки при оформлении чертежа.




IV. Организационно-педагогические условия реализации программы.

В образовательном процессе применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для развития задатков и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального подхода к обучающимся.

3. Технология личностно-ориентированного обучения- организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого человека.

4. Информационные технологии - технология, где используются компьютер, аудио-, видео- средства обучения.

5. Технология сотрудничества - профессиональное общение педагога с учащимися на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на другого рода психологической оптимизации.

Использование перечисленных выше технологий характеризует  целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей. Компетентность учащегося рассматривается как совокупность таких понятий, как «подготовленность», «обученность», «воспитанность», что в итоге даёт положительный для учащегося результат, т.е. данная личность всегда будет социализирована в обществе и им востребована.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работ:

    1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.

    2. Изучение опыта мастеров, методического материала.

    3. Предварительные эскизы.

    4. Упражнения по техникам исполнения.

    5. Выполнение работы на формате в материале.

Работа над учебной программой «Архитектура» ведется, в основном, во время учебных аудиторных занятий, отведенных на этот предмет. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание линейных, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Педагог должен объяснить цели и задачи, поставить итоговую постановку. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.

После выбора постановки, ее графического подтверждения, начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к наглядному фонду, литературе по черчению, архитектуре, искусству.

Средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия по различным графическим техникам, таблицы по этапам работы над рисунком и чертежом, таблица по изометрическому построению, таблица по перспективному построению, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска);

- демонстрационные: макеты, модели, фонд работ учеников в области макетирования и моделирования;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: презентации, фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.


Список используемой литературы.

Учебная литература

1. Проекционное черчение [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению расчетно – графических работ по дисциплине « Инженерная

графика»/ — Электрон. Текстовые данные .— М.: ЭБС АСВ, 2013.— 25 c.

    1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

    2. Борисов Д. М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М. Просвещение, 1987, с изменениями.

    3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М. Просвещение, 1991

    4. Орса Ю. Н., Домбровский А.Н. Сборник заданий по черчению. МАрхИ, Москва, 2002 г.

    5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение школьников технике аппликации и коллажа: методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 128 с.

    6. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и кар тона. Учебное пособие.  М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 208 с.

    7. Лазарев А.Г., Лазарева Е.В. Ландшафтная архитектура. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 146 с.

    8. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Изобразительное искусство, 2002. – 69 с.

    9. Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000.-191 с.

Методическая литература

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989.

  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996.

  6. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971.

  7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985.

  9. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982.

  10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008.

Интернет – ресурсы:

1. Чернова О.А. Архитектурное макетирование. Программа дополнительного образования детей. – Нижний Тагил, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sut2ntagil.narod.ru/programm/arkhitekturnoe_maketirovanie_72_chasa.pdf.

2. Безрукова Н.И. Образовательная программа по предмету «Основы ландшафтного дизайна». – М., 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://balakirev.arts.mos.ru/upload/medialibrary/obrprogramm/osnovy%20landshaft%20dizaina3-bezrukova.pdf.

3. Методика преподавания ландшафтного дизайна. Реферат. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-298334.html.

4. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: Методическое пособие. Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1128385/.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!