МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»
Итоговая диагностическая работа
по теме:
география
9 класс
Выполнила:
Диановская М.П
учитель географии
2021 г.
Череповец
Пояснительная записка
Цели и задачи метапредметной итоговой диагностической работы: посредством различных видов заданий проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов освоения предмета «География» в 9 классе
Данная работа предназначена для обучающихся 9-х классов и рассчитана на 40 минут.
Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания (3 балла)
Экономика республики формировалась на основе её природных и климатических особенностей. Традиционно роль в территориальном разделении труда определяли машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, а также курортное и портовое хозяйство. Такая специализация сложилась благодаря приморскому положению региона, плодородным почвам и теплому климату, а также рекреационным ресурсам.
В структуре экономики республики преобладает сектор услуг, на долю которого приходится более 60% валового регионального продукта: торговля – 13%, транспорт и связь – 10%, операции с недвижимостью – 10%, социальный сектор – 10%, госуправление – 8%.
Среди отраслей материального производства ведущее место занимает промышленность (16%), удерживает значительную роль в экономике и сельское хозяйство – 10%.
Немалый вклад в экономику также вносят туризм и виноделие. Особой гордостью республики с давних времен являются местные здравницы, которые оказывают услуги санаторного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.
Выгодное географическое положение полуострова предопределило его особую значимость как крупного транспортного и транзитного узла в Черноморском регионе.
.
Экономическое описание какой республики представлено в тексте? (1 балл)
Ответ__________________________
Какие виды с/х культур производят на территории республики? (1 балл)
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите основные отрасли промышленности региона? (1 балл)
Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Установите соответствие между видом промышленности и его главным фактор размещения. Ответы занесите в таблицу (4 балла)
Вид промышленности | Главный фактор размещения |
1. Алюминиевая (Красноярск) | А. Водный |
2. Целлюлозно-бумажная (Сыктывкар) | Б. Электроэнергетический |
3. Авиакосмическая (Самара) | В. Сырьевой |
4. Тяжёлое машиностроение (Санкт-Петербург) | Г. Высоквалифицированные трудовые ресурсы |
Задание 3. Внимательно рассмотрите схему и ответьте на вопросы (4 балла)
Нижний Тагил — один из крупнейших промышленных центров Урала и второй по численности населения город в Свердловской области. Одна из главных проблем города - экологическая. Перед вами один из проектов решения проблемы загрязнения атмосферы.
1. Какое общее количество выбросов (в год) поступает в атмосферу?____________
2. Кто является основным загрязнителем атмосферы в Нижнем Тагиле? ____________
3. Каким образом планируется уменьшить выбросы на Уралвагонзаводе им. Ф.Э. Дзержинского? ___________________________________________________________
4. К чему приведёт перевод автотранспорта на газомоторное топливо? __________________________________________________________________________
Задание 4. Используя, представленное ниже описание и графический контур территории, определите, о каком субъекте РФ идёт речь? (укажите название и административный центр субъекта) (6 баллов)
А. Занимает 4-е место по площади территории. Расположен в Дальневосточном федеральном округе, с севера востока и востока омывается Охотским морем, с юго-востока-Японским морем. Развита горнодобывающая промышленность, чёрная металлургия и металлообработка.
Б. Расположен в Дальневосточном федеральном округе. Большая часть территории находится за северным полярным кругом. Главная отрасль промышленности-горнодобывающая, а именно добыча россыпного золота
В. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Здесь расположен крупнейший незамерзающий порт, а также самое крупное месторождение апатитов в России.
А
В
Б
| А | Б | В |
Название субъекта | | | |
Административный центр | | | |
Задание 5. Девятиклассник Николай, изучая экономическую географию России, написал несколько выводов. Проверьте правильность и выберите верные утверждения (5 баллов)
Урал – старейший горнодобывающий район России
Отрасли специализации Дальневосточного экономического района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная
В Северо-западном федеральном округе слабо развито сельское хозяйство
Главный фактор размещения НПЗ – водный
Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород – крупнейшие центры автомобилестроения
Мурманск – незамерзающий порт в Тихом океане
КМА - крупнейшее месторождение бокситов в европейской части России
Номера верных утверждений __________________________________________
Распределение заданий диагностической работы по разделам, содержанию и проверяемым умениям
№ п.п | Раздел /тема курса | Характеристика заданий | Тип заданий (Выбор ответа, с кратким ответом, развернутый ответ) | Проверяемые умения | Макс. количество баллов |
предметные | метапредметные |
1 | Раздел 2. «Природно-хозяйственные регионы России | Прочитайте текст и выполните задания | Развёрнутый ответ | Оценивание особенностей развития экономики по отраслям и районам | Смысловое чтение | 3 |
2 | Раздел 1. «Хозяйство России Тема 1. «Общая характеристика хозяйства России» | Установите соответствие между видом промышленности и его главным фактор размещения. Ответы занесите в таблицу | Выбор ответа | Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства | Устанавливать причинно-следственные связи | 4 |
3 | Раздел 1. Тема 7. «Экологический потенциал России» | Внимательно рассмотрите схему и ответьте на вопросы. | Развёрнутый ответ | Определять причины и следствия геоэкологических проблем, | Формирование и развитие экологического мышления, устанавливать причинно-следственные связи, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | 4 |
4 | Раздел 2. «Природно-хозяйственные регионы России | Используя, представленное ниже описание и графический контур территории, определите, о каком субъекте РФ идёт речь? (укажите название и административный центр субъекта) | С кратким ответом | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | 6 |
5 | Раздел 1. «Хозяйство России Тема 1. «Общая характеристика хозяйства России» | Выберите верные утверждения | Выбор ответа | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | 5 |
Критерии оценивания
Номер задания | Правильный ответ | Оценка |
1 | Экономическое описание какой республики представлено в тексте? (1 балл) Ответ КРЫМ Какие виды с/х культур производят на территории республики? (1 балл) Ответ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ВСЕ ВИДЫ С/Х КУЛЬТУР ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ С/Х КУЛЬТУР Перечислите основные отрасли промышленности региона? (1 балл) Ответ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ВСЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОТИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ОТРАСЛИ | 1 балл 1 балл 0 БАЛЛОВ 1 балл 0 БАЛЛОВ Итого: 2 балла |
2 | 1 Б 2 А 3 Г 4В За каждую правильную пару выставляется 1 балл | 4 балла |
3 | 1. Какое общее количество выбросов (в год) поступает в атмосферу? 138,8 тыс.тонн 2. Кто является основным загрязнителем атмосферы в Нижнем Тагиле? ЕВРАЗ НТМК 3. Каким образом планируется уменьшить выбросы на Уралвагонзаводе им. Ф.Э. Дзержинского? Замена вентеляции 4. К чему приведёт перевод автотранспорта на газомоторное топливо? Уменьшению выбросов парниковых газов автотранспортом | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 4 балла |
4 | А. Чукотский А.О (Анадырь) Б. Хабаровский край (Хабаровск) В. Мурманская область (Мурманск) За каждую правильную пару выставляется 2 балла | 6 баллов |
5 | Номера верных утверждений 1,2,3,4,5 За каждое утверждение выставляется 1 балл | 5 баллов |
Максимальное количество баллов за работу – 21 балл
Кол-во баллов | 0-10 | 11-14 | 14-18 | 19-21 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |