Годовая контрольная работа по истории 6 класс
Вариант I
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
Перечень событий (процессов) |
А) борьба Руси с печенегами в Х в. | Б) борьба с Золотой Ордой |
В) призвание варягов | Г) казнь еретиков |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«И… узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины».
Перечень событий (процессов) |
А) борьба Руси с половцами | Б) формирование Древнерусского государства |
В) политика московских князей в первой половине XIV в. | Г) объединение Франции в XII–XV вв. |
С каким из данных событий (процессов) связано слово «вече»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «вече».
Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«В походах не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы!».
4.1) О каком князе идёт речь? _________________________________
4.2) Напишите имя его сына, укрепившего границы Руси.___________________________________
4.3) Назовите племя, виновное в гибели князя. ____________________________________________
5.Вспомните исторических деятелей — Ваших земляков и выполните задание.
Назовите одного известного государственного, военного деятеля или деятеля культуры, жизнь которого была связана с вашим регионом или населённым пунктом.
Приведите факт из жизни и деятельности этого человека, объясняющий причину его известности.
Годовая контрольная работа по истории 6 класс
Вариант II
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«907 г. Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей. Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами — Перуном и Велесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, чтобы греки запомнили его надолго, у входа в Византийскую империю оставил свой знак».
Перечень событий (процессов) |
А) введение пожилого и Юрьева дня | Б) походы князя Олега Вещего |
В) битва при Гастингсе | Г) правление Василия II |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища её сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места её и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село её Ольжичи до сих пор. И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви».
Перечень событий (процессов) |
А) внутренняя политика первых русских князей | Б) русско-византийские войны |
В) возникновение и распад империи Карла Великого | Г) окончательная ликвидация зависимости Руси от Орды |
С каким из данных событий (процессов) связано слово «уроки»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «уроки».
Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«В походах не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы!».
4.1) О каком князе идёт речь? _________________________________
4.2) Напишите имя его сына, укрепившего границы Руси.__________________________________
4.3) Назовите племя, виновное в гибели князя._____________________________________________
Вспомните исторических деятелей — Ваших земляков и выполните задание.
Назовите одного известного государственного, военного деятеля или деятеля культуры, жизнь которого была связана с вашим регионом или населённым пунктом.
Приведите факт из жизни и деятельности этого человека, объясняющий причину его известности.
Структура проверочной работы
Работа состоит из 5 заданий. Ответами к заданиям 1, 2, являются буква или слово (словосочетание). Задания 3, 4, 5 предполагают развернутый ответ.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | История России |
1.1 | Образование государства Русь. Первые русские князья |
1.2 | Русь при князе Владимире Святославиче. Принятие Русью христианства и его значение |
2 | История родного края |
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | | Метапредметные |
1.1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
1.2 | Смысловое чтение |
1.3 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей |
| коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической |
| контекстной речью |
1.4 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные |
| возможности ее решения |
1.5 | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и |
| осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
2 | | Предметные |
| 2.1 | Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о |
| | закономерностях развития человеческого общества в социальной, |
| | экономической, политической, научной и культурной сферах |
| 2.2 | Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся |
| | в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого |
| | и настоящего |
| 2.3 | Способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся |
| | в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого |
| | и настоящего |
| 2.4 | Умение применять | исторические | знания | для | осмысления | сущности |
| | общественных явлений | | | | | |
| 2.5 | Владение опытом историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке |
| | социальных явлений, современных глобальных процессов |
| 2.6 | Сформированность основ гражданской, этнонациональной, социальной, |
| | культурной самоидентификации личности обучающегося |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1,2 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий (процессов) непосредственно относится данный исторический источник.
Задание 3 нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести данный в задании термин (понятие) с событием (процессом). Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 нацелено на проверку знаний истории России, работу с историческим документом.
Задание 5 проверяет знание истории родного края.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Задание 1 и 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква.
Задание 3 считается выполненным верно, если правильно указано полное определение понятия (2 балла) и соотнесено понятие к событию (1 балл). Задания с развернутым ответом 4 и 5 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл – 11.
Ответы
Вариант I
1.В – 1 балл
2.Б – 1 балл
3.Б, вече – это народное собрание у восточных славян – 3 балла
4.1 Святослав – 1 балл
4.2 Владимир – 1 балл
4.3 Печенеги – 1 балл
5. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
1.Исторический деятель | Баллы |
Правильно указан исторический деятель | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
2. Причина известности | 2 |
Правильно приведён факт из жизни исторического деятеля, объясняющий причину его известности | 2 |
Правильно приведён факт из жизни исторического деятеля, объясняющий причину его известности, при этом допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Указан не основной, а второстепенный факт из жизни исторического деятеля, который не был основной причиной его известности | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант II
1.Б – 1 балл
2.А – 1 балл
3. А, уроки – это размер дани – 3 балла
4.1 Святослав – 1 балл
4.2 Владимир – 1 балл
4.3 Печенеги – 1 балл
5. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
1.Исторический деятель | Баллы |
Правильно указан исторический деятель | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
2. Причина известности | 2 |
Правильно приведён факт из жизни исторического деятеля, объясняющий причину его известности | 2 |
Правильно приведён факт из жизни исторического деятеля, объясняющий причину его известности, при этом допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Указан не основной, а второстепенный факт из жизни исторического деятеля, который не был основной причиной его известности | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Максимум по работе 11 баллов
11-10 отметка «5»
9 – 7 отметка «4»
6 – 4 отметка «3»
Менее 4 баллов отметка «2»