СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по Истории России 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по Истории России 8 класс»

Вариант 1.

А1. Создание Святейшего Синода привело к

1) церковному расколу 2) подчинение церкви государству

3) усилению самостоятельности церкви 4) секуляризации церковных земель.

А2. Ассамблеями называли:

1) собрания-балы при Петре I 2) заседания правительства в XVII веке

3) съезды представителей сословий в XVI веке 4) совместные заседания Земского собора и Боярской думы

А3. Прочтите отрывок из сочинений В.О. Ключевского и определите, о ком идёт речь

«Человек тёмного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра I, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзову того же Б. Куракина, в милости у царя « до такого градуса дошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой силы фаворит, что разве только в римских гисториях находят».

1) Меншиков 2) Бирон 3) Шувалов 4) Потёмкин

А4. Разрыв «Кондиций», засилье немцев при дворе относится к правлению

1) Екатерины I 2) Анны Иоановны 3) Елизаветы Петровны 4) Екатерины II

А5. Эпохой дворцовых переворотов называют период:

1) 1725-1801гг. 2) 1725-1762гг. 3) 1727- 1761гг. 4) 1730-1801гг.

А6. В разделах Польши Россия участвовала наряду:

1) с Англией 2) с Пруссией 3) с Францией 4) со Швецией

А7. Указ 1714 года о единонаследии определял:

1) новый порядок наследования царского престола 2) порядок замещения высших государственных постов

3) новый порядок наследования недвижимости дворянами 4) отмену местничества.

А8. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось в XVIII веке: 1) фаворитом 2) кесарем 3) регентом 4) опричником.
А9. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов? 
1) Прекращение деятельности земских соборов  2) Создание прокуратуры 

3) Ликвидация патриаршества в России  4) Изменение традиционной системы престолонаследия 
А10. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?  1) Реформу Сената  2) Создание Государственного совета 
3) Создание Святейшего Синода   4) Ограничение власти императрицы 
А11. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов? 

1) Протекционизм  2) Благотворительность  3) Секуляризация  4) Просвещенный абсолютизм 
А12. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено: 
«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …» 

1)Приказы  2)Министерства  3)Коллегии  4)Комиссии 
А13. Какое из названных событий произошло раньше всех других? 
1) Подписание Ништадского мира  2) Основание Санкт – Петербурга 

3) Великое посольство Петра  4) «Нарвская конфузия» 

А14. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе 
1) Создания полков иноземного строя  2) Набора рекрутов  3) Набора стрельцов  4) Создания дворянского ополчения 
А15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 
1)Родовитость  2)Возрастной ценз  3)Личная выслуга  4)Имущественный ценз 
А16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? а) 1) 1770-1775гг. 2) 1773-1775гг. 3) 1773-1774гг.

В1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. 
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета». 

В2.Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».

В3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».А) Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо. Б) Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

В4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятель

Родство

1. Екатерина I

А. Племянница

2. Екатерина II

Б. Первая жена

3. Анна Иоановна

В. Вторая жена

4. Елизавета

Г. Жена внука


Д. Дочь

В5. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

А) На­зо­ви­те мо­нар­ха, в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. Б) На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, ко­то­рое было ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в войне, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме.





Вариант 2.

А1.Вы­да­ю­щи­ми­ся ар­хи­тек­то­ра­ми XVIII в. был

1)Д.Фон­ви­зин 2)М.Ка­за­ков 3) В. Бо­ро­ви­ков­ский 4) И.Ку­ли­бин

А2. Кто из де­я­те­лей куль­ту­ры счи­та­ет­ся ос­но­ва­те­лем рус­ско­го про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра?

1) Д. И. Фон­ви­зин 2) В. К. Тре­ди­а­ков­ский 3) Ф. Г. Вол­ков 4) М. В. Ло­мо­но­сов

А3. С кем из на­зван­ных лиц свя­за­но со­зда­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та?

1) М. В. Ло­мо­но­со­вым и И. И. Шу­ва­ло­вым 2) Н. И. Но­ви­ко­вым и Ека­те­ри­ной II
3) Ф. Про­ко­по­ви­чем и Пет­ром I 4) А. Т. Бо­ло­то­вым и Е. Р. Даш­ко­вой

А4. Про­чти­те от­ры­вок из книги и ука­жи­те её ав­то­ра.

«Три во­ин­ских ис­кус­ства. Пер­вое — гла­зо­мер: как в ла­ге­ре стать, как идти, где ата­ко­вать, гнать и бить. Вто­рое — быст­ро­та... Тре­тье — на­тиск... Бо­га­ты­ри! Не­при­я­тель от вас дро­жит!»

1) Пётр I 2) А. Д. Мен­ши­ков 3) А. В. Су­во­ров 4) П. А. Ру­мян­цев

А5.  Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те мо­нар­ха, о ко­то­ром идёт речь.

«Диа­па­зон де­я­тель­но­сти был широк и раз­но­об­ра­зен; от со­чи­не­ния дет­ских ска­зок для вну­ков до со­став­ле­ния "На­ка­за" Уло­жен­ной ко­мис­сии, от про­ве­де­ния гу­берн­ской ре­фор­мы до стро­и­тель­ства рос­кош­ных двор­цов в Цар­ском Селе и сто­ли­це Им­пе­рии, от ре­скрип­тов ге­не­ра­лам и фельд­мар­ша­лам с ука­за­ни­я­ми, как им вести во­ен­ные дей­ствия, до на­пи­са­ния ко­ме­дий и ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, от со­би­ра­ния биб­лио­те­ки и кол­лек­ций кар­тин и ра­ри­те­тов до пра­ви­тель­ствен­ных ука­зов...»

1) Пётр I 2) Ека­те­ри­на II 3) Алек­сандр I 4) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

А6. Про­чти­те от­ры­вок из за­пи­сок Л. Ф. Се­по­ра и ука­жи­те пра­ви­те­ля, к цар­ство­ва­нию ко­то­ро­го от­но­сят­ся опи­сан­ные в нём внеш­не­по­ли­ти­че­ские со­бы­тия.

«Удив­лен­ная Ев­ро­па ви­де­ла, как рус­ский флот про­шел через океан и Сре­ди­зем­ное море, ...воз­ве­стил гре­кам сво­бо­ду и взо­рвал му­суль­ман­ский флот в Че­смен­ском за­ли­ве; на­ко­нец, ве­ли­кий ви­зирь был оса­жден Ру­мян­це­вым в Шумле, и тень Петра Ве­ли­ко­го ото­мще­на. Сул­тан, по­беж­ден­ный и при­нуж­ден­ный со­гла­сить­ся на по­стыд­ный мир, усту­пил рус­ским Азов, Та­ган­рог, доз­во­лил им сво­бод­ное пла­ва­ние по Чёрному морю и при­знал не­за­ви­си­мость Крыма». 1) Ели­за­ве­та Пет­ров­на 2) Ека­те­ри­на II 3) Павел I 4) Алек­сандр I

А7. Что из на­зван­но­го было след­стви­ем про­во­див­шей­ся в Рос­сии в XVIII в. се­ку­ля­ри­за­ции?

1)про­ве­де­ние ре­фор­мы цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния 2) об­ра­ще­ние цер­ков­ной соб­ствен­но­сти в го­су­дар­ствен­ную
3) от­де­ле­ни­ем школы от церк­ви 4) со­зда­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да

А8. При­ня­тая в 1785 г. «Жа­ло­ван­ная гра­мо­та го­ро­дам» была на­прав­ле­на на

1) вве­де­ние си­сте­мы го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния 2) со­зда­ние в го­ро­дах ма­ги­стра­тов

3) лик­ви­да­цию «белых сло­бод» 4) учре­жде­ние кол­ле­гий

А9. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий, тер­ми­нов свя­за­ны с пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­стью Петра I? За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ. 

1) «Та­бель о ран­гах» 2) Со­бор­ное уло­же­ние 3) ре­крут­чи­на 4) гу­бер­нии 5) би­ро­нов­щи­на 6) зем­щи­на

А10. Вы­бе­ри­те из спис­ка три со­бы­тия, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­рии XVIII в., и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в таб­ли­цу. 1) битва при Ку­нер­сдор­фе 2) при­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния

3) Си­ноп­ское сра­же­ние 4) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та 5) созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии

6) при­со­еди­не­ние к Рос­сии Крыма

А11. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных сра­же­ний от­но­сят­ся к рус­ско-ту­рец­ким вой­нам вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) штурм кре­по­сти Из­ма­ил 2) сра­же­ние у де­рев­ни Лес­ная 3) мор­ское сра­же­ние у ост­ро­ва Грен­гам

4) мор­ское сра­же­ние у мыса Ган­гут 5) Че­смен­ское мор­ское сра­же­ние 6) сра­же­ние на реке Рым­ник

А12.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ис­то­ри­че­ски­ми де­я­те­ля­ми и со­бы­ти­я­ми.



ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ


СО­БЫ­ТИЯ


А) Дмит­рий По­жар­ский

Б) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

В) Пётр I

Г) Ека­те­ри­на II

1) созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии

2) осво­бож­де­ние Моск­вы от ин­тер­вен­тов

3) двор­цо­вый пе­ре­во­рот 1741 г.

4) Указ о трёхднев­ной бар­щи­не

5) Се­вер­ная война




А13. Ниже при­ве­ден ряд имен вид­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду. А. Д. Мен­ши­ков, Г. А. По­тем­кин, П. И. Шу­ва­лов, П. Я. Ру­мян­цев, Н. Н. Но­во­силь­цев

 

А14. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду. Кол­ле­гии, фис­кал, би­ро­нов­щи­на, зем­ская упра­ва, ас­сам­блея.

А15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 
1)Родовитость  2)Возрастной ценз  3)Личная выслуга  4)Имущественный ценз 
А16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? а) 1) 1770-1775гг. 2) 1773-1775гг. 3) 1773-1774гг.


В1. Установите соответствие между именами императоров и событиями, связанными с периодом их правления.

1) Петр I А) Семилетняя война

2) Екатерина II Б) война за польское наследство

3) Анна Иоановна В) принятие «Жалованной грамоты дворянству»

4) Елизавета Петровна Г) учреждение Сената

Д) учреждение министерств

В2. Прочитайте отрывок из записок революционера Н. Шелгунова и назовите имя государя, о котором идет речь.

«Мне совсем не нравится ________ как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чем была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести».

В3. В отрывке из сочинения В.О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Русским же аристократам, как например князю М.А. Голицыну, была предложена должность шута»,

–– идет речь о времени правления императрицы _________.

В4. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Екатерины II:

1) Великое посольство в Европу

2) секуляризация церковных земель

3) учреждение Сената

4) Северная война России со Швецией

5) основание Черноморского флота

6) принятие Жалованной грамоты городам

В5. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

А) На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

Б) На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме







Вариант 1.

а1

а2

а3

а4

а5

а6

а7

а8

а9

а10

а11

а12

а13

а14

а15

16

2

1

1

2

2

2

3

3

4

4

1

3

3

2

3

2

в1

Ломоносов М.В.

в2

Пётр III

в3

Анна Иоанновна; кондиции

в4

1В 2Г 3А 4Д


В5. А) Екатерина II; б) Османская империя 1768-1774 гг.


Вариант2

а1

а2

а3

а4

а5

а6

а7

а8

а9

а10

а11

а12

а13

А14

А15

А16

2

3

1

3

2

2

1

1

134

156

156

А2 Б3 В5

Г1

Новосильцев

Земская управа

3

2

В1-1г 2в 3б 4а

В2- Петр

В3-Анна Иоановна

В4-6

В5. А) северная война; б) Пётр I




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!