СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа обучающихся по литературе за курс основной школы. М. Шолохов , рассказ "Судьба человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа за курс литературы в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа обучающихся по литературе за курс основной школы. М. Шолохов , рассказ "Судьба человека"»

МБОУ «КСОШ»  Итоговая работа по литературе  за курс 9 класса.  М.А. Шолохов  Рассказ  «Судьба человека». Работу выполнила: Богидаева Юлия – учащаяся 9 класса.

МБОУ «КСОШ» Итоговая работа по литературе за курс 9 класса. М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».

Работу выполнила:

Богидаева Юлия – учащаяся 9 класса.

Вступление.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие русской культуры. На протяжении всей послевоенной истории и писатели-фронтовики, и писатели новых поколений продолжали и продолжают обращаться в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны. Появляются все новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям, увидеть правдиво отражающие картины фронта и тыла, величие народного подвига, непокоримость народного духа, неистребимость веры человека в человечность.

Всю литературу о ВОв можно разбить на три периода:

-произведения, написанные во время войны и в первое десятилетие после нее

( А. Толстой «Русский характер», стихотворения К.Симонова, О.Берггольц, А. Ахматовой, очерки В. Гроссмана, рассказы М.Шолохова «Наука ненависти», «Судьба человека» и др.);

  • произведения писателей, прошедших войну и пришедших в литературу в 60-е годы 20 века, так называемая «лейтенантская проза»

( Б. Васильев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Астафьев, Ю. Бондарев и др.);

- произведения писателей, знающих о войне по рассказам и воспоминаниям фронтовиков.

Михаил Александрович Шолохов  Писатель, публицист, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии в области литературы, крупный мастер художественного слова.  Автор замечательных произведений о жизни донского казачества: сборники рассказов «Донские рассказы», «Лазорева степь», романы «Поднятая целина», «Тихий Дон» и др.

Михаил Александрович Шолохов

Писатель, публицист, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии в области литературы, крупный мастер художественного слова.

Автор замечательных произведений о жизни донского казачества: сборники рассказов «Донские рассказы», «Лазорева степь», романы «Поднятая целина», «Тихий Дон» и др.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве М. Шолохова.

Многие произведения Шолохова написаны о войне. По словам писателя, «каждому, кто берется писать» о солдате, необходимо знать его психологию, «его ратный труд, его чистое сердце, его твердость».

Ничем нельзя заменить того, что писатель увидел своими глазами, что он перечувствовал в тяжкие годы Великой Отечественной. Шолохов стремиться на фронт – воевать с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

Писатель неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые понесла Родина во время Великой Отечественной войны: « У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать все сызнова. Значительная часть страны была разрушена. Я видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни и города, видел опустошение, безлюдье… Цена победы. Ее острее всего чувствуешь и переживаешь в день великого свершения надежд…»

Во время войны он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942г) В это же время Шолохов приступил к работе над романом «Они сражались за Родину, отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в послевоенное время. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Рассказ «Судьба человека»  Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах газеты «Правда» в январе 1957года. Он получил всенародное признание. Об исключительной силе его воздействия свидетельствовали письма в адрес М. Шолохова. Из воспоминаний очевидца:«Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозник, врачи, педагоги, ученые…С каждым днем поток писем все увеличивался…»

Рассказ «Судьба человека»

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах газеты «Правда» в январе 1957года. Он получил всенародное признание. Об исключительной силе его воздействия свидетельствовали письма в адрес М. Шолохова. Из воспоминаний очевидца:«Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозник, врачи, педагоги, ученые…С каждым днем поток писем все увеличивался…»

История создания рассказа. У М. Исаковского есть стихотворение : Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою! Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок… Не осуждай меня, Прасковья, что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, а должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам… И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам…

История создания рассказа.

У М. Исаковского есть стихотворение :

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою!

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок…

Не осуждай меня, Прасковья, что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье, а должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам…

История создания рассказа.  Очень похожую на эту семейную трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

История создания рассказа.

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

Проблематика рассказа. Писатель отважился на запретную до того тему: советский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о реабилитации пленных, другие видели в рассказе ложь.

Проблематика рассказа.

Писатель отважился на запретную до того тему: советский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о реабилитации пленных, другие видели в рассказе ложь.

Композиция рассказа Рассказ построен в форме исповеди. После краткого авторского зачина следует повествование от лица героя, завершающееся авторским же выводом обобщением.

Композиция рассказа

Рассказ построен в форме исповеди. После краткого авторского зачина следует повествование от лица героя, завершающееся авторским же выводом обобщением.

Жизнь Андрея Соколова до войны.  Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа,семья. Существенная деталь: его драматический путь уже в детстве и юности повторяет путь народа. Он –ровесник века - «тысяча девятьсотого года рождения», участник гражданской войны. Покидает родные места Соколов «в голодный год». Но герой не озлобился, не потерялся в жизни, оставшись один.  Соколов – строитель, рабочий, шофер, человек мирного труда.

Жизнь Андрея Соколова до войны.

Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа,семья. Существенная деталь: его драматический путь уже в детстве и юности повторяет путь народа. Он –ровесник века - «тысяча девятьсотого года рождения», участник гражданской войны. Покидает родные места Соколов «в голодный год». Но герой не озлобился, не потерялся в жизни, оставшись один.

Соколов – строитель, рабочий, шофер, человек мирного труда.

Человек и война.  Война перечеркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. Интересно, что писатель не делает Соколова супергероем, подчеркивая, что участие в войне для него – тягостный, но необходимый труд. Он, как сказал А. Твардовский, - «русский труженик-солдат». Война для героя – это борьба человеческого в человеке с бесчеловечностью машины, с которой человек сталкивается.

Человек и война.

Война перечеркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. Интересно, что писатель не делает Соколова супергероем, подчеркивая, что участие в войне для него – тягостный, но необходимый труд. Он, как сказал А. Твардовский, - «русский труженик-солдат». Война для героя – это борьба человеческого в человеке с бесчеловечностью машины, с которой человек сталкивается.

Испытания героя. На долю героя выпадают суровые испытания.  Лагерь – испытание на человеческое достоинство, которого его хотят лишить. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя смело, почти вызывающе, врагам не удается даже погнуть стержень его характера. Не унизив честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед товарищами по плену.»Как будем харчи делить?»- спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

Испытания героя.

На долю героя выпадают суровые испытания.

Лагерь – испытание на человеческое достоинство, которого его хотят лишить. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя смело, почти вызывающе, врагам не удается даже погнуть стержень его характера. Не унизив честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед товарищами по плену.»Как будем харчи делить?»- спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

Испытания героя.  После бегства из лагеря испытания героя не кончились. Страшным ударом стала весть о смерти жены и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет последнего родного человека – сына, с которым он связывал надежду на нормальную человеческую жизнь, старость. И опять герой остался один на земле, как и в начале своей жизни. Писатель ставит человека перед лицом непреодолимых испытаний, чтобы показать, что народный характер жизнестоек и не сдается ни в каких обстоятельствах.

Испытания героя.

После бегства из лагеря испытания героя не кончились. Страшным ударом стала весть о смерти жены и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет последнего родного человека – сына, с которым он связывал надежду на нормальную человеческую жизнь, старость. И опять герой остался один на земле, как и в начале своей жизни. Писатель ставит человека перед лицом непреодолимых испытаний, чтобы показать, что народный характер жизнестоек и не сдается ни в каких обстоятельствах.

Спасен, спасая.  Маленький Ванятка становится человеком, который не только спасен Соколовым, но и спасает его от отчаяния, безысходности, тоски.  У героя рассказа появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить дальше.  Так решается писателем вопрос о возрождении жизни после войны, на выжженной земле.

Спасен, спасая.

Маленький Ванятка становится человеком, который не только спасен Соколовым, но и спасает его от отчаяния, безысходности, тоски.

У героя рассказа появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить дальше.

Так решается писателем вопрос о возрождении жизни после войны, на выжженной земле.

Жанр произведения.  Рассказ написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких и психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснение с Мюллером, второй побег, известие о семье, известие о сыне. Материала хватило бы на целый роман, но Шолохов уместил его в небольшом по количеству страниц рассказе. Это произведение надо считать эпопеей, то есть таким повествованием, в котором отражен критический момент в истории страны, судьба всего народа. Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

Жанр произведения.

Рассказ написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких и психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснение с Мюллером, второй побег, известие о семье, известие о сыне. Материала хватило бы на целый роман, но Шолохов уместил его в небольшом по количеству страниц рассказе. Это произведение надо считать эпопеей, то есть таким повествованием, в котором отражен критический момент в истории страны, судьба всего народа. Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

Заключение.  В рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохов показал красоту души и силу характера русского человека.  Важнейшая проблема о связи человека и Родины решается как утверждение неразрывных, врачующих и возрождающих жизнь связей между людьми.

Заключение.

В рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохов показал красоту души и силу характера русского человека.

Важнейшая проблема о связи человека и Родины решается как утверждение неразрывных, врачующих и возрождающих жизнь связей между людьми.

Литература. М.А. Шолохов «Судьба человека», М., 1982г.  Бирюков Ф.Г. О подвиге народном, М. «Просвещение», 1989г. Огнев А.В.Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», М. Высшая школа, 1984г. 4. Ломилина Н.И. Уроки словесности,М., Интеллект-Центр,2001г.  5. Виртуальная школа, уроки литературы.  6. Х/ф «Судьба человека» режиссер  С. Бондарчук, 1959г.

Литература.

  • М.А. Шолохов «Судьба человека», М., 1982г.
  • Бирюков Ф.Г. О подвиге народном, М. «Просвещение», 1989г.
  • Огнев А.В.Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», М. Высшая школа, 1984г.

4. Ломилина Н.И. Уроки словесности,М., Интеллект-Центр,2001г.

5. Виртуальная школа, уроки литературы.

6. Х/ф «Судьба человека» режиссер

С. Бондарчук, 1959г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!