СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по истории 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит материалы ЕГЭ по профилю история для 10 класса. Контрольная работа

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по истории 10 класс»

Вариант 1

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Начало правления Андрея Боголюбского во Владимиро- Суздальском княжестве

2) Принятие конституции США

3) Подписание Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Поражение русской армии под Нарвой

1) 1113 г.

Б) Битва за Измаил

2) 1497 г

В) Издание Судебника Ивана III

3) 1551 г

Г) Стоглавый собор

4) 1700 г


5) 1790 г.


6) 1550 г.

А

Б

В

Г







Ответ:

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся

к событиям, явлениям древнерусского государства

1) Младшая дружина 2) Вече

3) Смерд 4) Великокняжеский ярлык

5) Полюдье 6) баскак





Ответ:

4. Состоявший из пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных слоёв на­се­ле­ния орган при царе, со­зы­вав­ший­ся для ре­ше­ния наи­бо­лее важ­ных го­су­дар­ствен­ных дел (впервые – в 1549 г.), на­зы­вал­ся _______.

5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

УЧАСТНИКИ

А) введение бессрочного сыска беглых крестьян

1) Михаил Федорович

Б) создание первого известного сборника писаного права на Руси

2) Д.А. Милютин

В) Ливонская война

3) Ярослав Мудрый

Г) проведение военной реформы, введение всеобщей воинской повинности

4) А. Курбский


5) Алексей Михайлович


6) Александр 1

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Повелеваем всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам. Остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков, при добром расположении достаточны будут на удовлетворение всяких хозяйственных надобностей».

Б) «Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. — В. Б.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом...»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный указ был издан в конце XVIII в.

2) В том же году, к которому относится издание данного указа, был учреждён Верховный тайный совет.

3) Государь, издавший данный указ, — Павел Первый.

4) Одно из значений данного указа заключается в стирании различий между вотчинами и поместьями.

5) Государь, издавший данный указ, — Пётр Первый.

6) При государе, издавшем данный указ, в России появилась новая сословная группа — вольные хлебопашцы.

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

7. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления

Николая I? Запишите в таблицу соответствующие цифры, под которыми они указаны.

1) разгром кружка петрашевцев

2) дарование конституции царству Польскому

3) проведение реформы государственной деревни

4) освобождение крепостных крестьян в Прибалтике

5) создание первых военных поселений

6) кодификация законодательства под руководством М.М. Сперанского

8. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) ФАКТЫ

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) ФАКТЫ

А) опричная политика Ивана IV

1) закрепление за Россией Балтийского побережья от Выборга до Риги

Б) Северная война

2) созыв Уложенной комиссии

В) реформы Екатерины 2

3) присоединение Астрахани к Московскому государству

Г) реформы Е.Ф. Канкрина

4) усиление личной власти царя


5) «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского


6) установление системы серебряного монометаллизма

9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

Век

События истории России

Событие истории зарубежных стран

XI в.

________(А)

_________(Б)

______(В)

Куликовская битва

_________(Г)

XVI в.

________(Д)

Образование Речи Посполитой

______(Е)

Медный бунт

Провозглашение Английской республики



Пропущенные элементы:

1) XIII в.

2) XIV в.

3) создание «Правды Ярославичей»

4) Батыево нашествие на Русь

5) начало Столетней войны

6) разделение Христианской церкви на Восточную православную и

Западную католическую

7) принятие Великой хартии вольности в Англии

8) присоединение к России Астраханского ханства

9) XVII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

10. Прочтите отрывок из исторического документа.

«Между тем послал его царское величество... его светлость генерала князя Меншикова, ...с некоторою частью кавалерии и инфантерии к Полтаве, дабы [в помощь] неприятелю идущие войска ...атаковать и помянутый город от блокады ...освободить. И [Меншиков] встретил на дороге неприятельский корпус резерва, состоящий в 3000 человек, ...которых по кратком бою сбили и без остатку побили и в полон побрали. А потом его светлость... к главной армии возвратился...

Между тем же его величество... повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии (пехоты)... выступить, а третью позади оставил... И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, так как его пребывание там потребнейше было... А [основными силами] командовал сам его царское величество и при том господин генерал-фельдмаршал Шереметев... И всякой в своём назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего... Атака от наших войск с такою храбростью учинена, что вся неприятельская армия по получасном бою с малым уроном наших войск опровергнута, так что шведская инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу ...гнаны и биты».

  Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Сражение, о котором говорится в реляции, относится к периоду Семилетней войны.

2) В этом сражении неприятельские войска возглавлял Карл XII.

3) Участником событий, описываемых в реляции, был Иван Мазепа.

4) Война, к которой относится описываемое в реляции сражение, закончилась для России безрезультатно, без территориальных приобретений.

5) При российском государе, к правлению которого относится описываемое в реляции сражение, будет принят Манифест о вольности дворянства.

6) В тексте отмечается большая роль А. Д. Меншикова в успешном исходе сражения.

















11. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча семьсот _____ годах». Ответ запишите словом.

12. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.



13 Напишите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1», у ко­то­ро­го войска, чьи дей­ствия обозначены бе­лы­ми стрелками, одер­жа­ли победу.

 



14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Белыми стрелками на схеме обозначены действия противников правительственных войск.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был Салават Юлаев.

3) Отряды, действовавшие в ходе обозначенных событий против правительственных войск, состояли только из казаков и государственных крестьян.

4) У города, обозначенного на схеме цифрой «1», отряды, действовавшие против правительственных войск, одержали крупную победу.

5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действовавших против правительственных войск.

6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.

15. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) «Хождение за три моря»

1) Автор – С. Рязанец

Б) баллада «Людмила»

2) Произведение является примером романтизма

В) «Задонщина»

3) Произведение относится к былинам

Г) «Спас Нерукотворный»

4) Произведение составлено в форме путевых заметок


5) Автор – А. Фиораванти


6) Была написана С. Ушаковым


ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (16—20) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (16, 17 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16—18. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок современника событий

«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот

предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих

миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание.

Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.

С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых велений, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!

Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого

достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ.

Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и

сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”.

16. Назовите «нового императора», о котором идёт речь в отрывке. Укажите год начала его правления. Назовите государственного деятеля, который первым занимал должность, упомянутую в последнем абзаце данного отрывка.

17. В чём состояло нарушение действовавших законов богачом Бекетовым? В чём состояло отмеченное автором изменение в осуществлении дел, связанных с управлением государством, произошедшее при «новом императоре» (укажите одно положение)? С помощью какого средства наследники Бекетова по завещанию сумели изменить первоначальное решение Сената?

18. Укажите любые три внутриполитические меры, предпринятые в период своего правления «новым императором», о котором идёт речь.

19. В 1879 г. произошёл раскол народнической организации, в результате которого образовались две организации — «Народная воля» и «Чёрный передел». Укажите название расколовшейся организации. В чём состояла причина раскола? Назовите идеологическое направление организации, созданной через четыре года по инициативе участников «Чёрного передела».

20. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

 

1) 1019–1054 гг.;

2)  сентябрь 1689 г. — январь 1725 г.;

3) февраль 1855 г. – март 1881 г.;

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.












































1

132

2

4523

3

46

4

Земский собор

5

5342

6

1345

7

136

8

4126

9

362589

10

236

11

Семидесятых

12

Царицын

13

Казань

14

156

15

4216

16

Павел 1, 1801, Ягужинский

17

) Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам. 2) Всё переменилось, и быстрота выполнения особых велений произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. 3) Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ

18

Павел 1 изменил порядок престолонаследия в России. 2. Павел 1 изменил положение о том, что бедующий монарх определяется волей действующего. Отныне права на престол имели только представители правящей династии по мужской линии в порядке старшинства. 3. Мероприятия по поиску сподвижников и завоевания любви и уважения большей части народа. Для достижения этих целей Павел 1 практически полностью отстранил от власти всех чиновников, которые служили императрице Екатерине.

19













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!