Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»
Пимякова Наталья Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
И
тоговая работа по изобразительному искусству в 6 классе
Тема: «Искусство в жизни человека»
Инструкция ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет собой практическую работу по созданию пейзажа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В-1 оценивается 2 баллами, а части В-2 – 6 баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша отметка.
Баллы | менее 10 | 10 - 15 | 16- 22 | 23 - 25 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Основные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём: А) архитектура, Б)графика, В)скульптура, Г)живопись;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу: А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень - это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6: Система отображения на плоскости глубины пространства называется:
А)конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
А) портрет Б) автопортрет В) скульптура
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид пол-оборота.
А 9: Разновидностями какого жанра живописи могут называться: городской, морской, сельский, индустриальный.
А) портрет Б) натюрморт В) пейзаж
А 10: Назовите имя художника.
Е
го картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному направлению - «импрессионизм». Он жил во Франции (1840-1926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его картинах как бы вибрируют, почти растворяются.
В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие.
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Портрет, пейзаж, натюрморт - это ... изобразительного искусства.
А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру портрета?
А)
Б)
В) 
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы скульптуры:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением:
1. И.Крамской 2. Рембрандт 3. И.Репин 4. Леонардо да Винчи
А)
Б)
В)
Г) 
В 3:Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
Живопись | |
Графика | |
Скульптура | |
Архитектура | |
Декоративно-прикладное | |
Дизайн | |
| |



А Б В Г


Д Е Ж З
И
К Л М

Н О П Р
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1)Нарисуйте пейзаж в технике графики. Озаглавьте работу.
2) Попробуйте создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3)Попробуйте создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию) При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы по изобразительному искусству в 6 классе
Тема «Искусство в жизни человека»
1. Назначение
Итоговая работа по изобразительному искусству проводится с целью:
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися 6 класса тем: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»
2. Подходы к отбору содержания, разработке работы
Содержание работы определяется на основе следующих документов:
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.
Основная образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».
Авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015
Работа по изобразительному искусству включает в себя контролируемые элементы содержания следующих разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» .
По каждому разделу предлагаются задания базового и повышенного уровней усвоения учебного материала. В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программой. План, по которому конструируется вариант зачета, обеспечивает диагностику освоения всех содержательных элементов.
3. Структура работы
Каждый вариант итоговой работы по изобразительному искусству для 6 класса состоит из 3 частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Основная часть А | 12 | 12 | С выбором ответа |
2 | Основная часть В | 3 | 16 | С кратким ответом С установлением соответствия |
3 | Дополнительная часть С | 1 | 5 | Творческое задание |
Итого | 16 | 33 | |
4. Распределение заданий работы по содержанию
Таблица №2 Распределение заданий по содержанию
Разделы, включенные в работу | Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | По рабочей программе |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 4(100%) | 3 | 1 | | 4 часа |
Мир наших вещей. Натюрморт | 3(75%) | 3 | | | 4 часа |
Вглядываясь в человека. Портрет | 4(67%) | 3 | 1 | | 6 часов |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж | 5(125%) | 3 | 1 | 1 | 4 часа |
Итого | 16 | 12 | 3 | 1 | 18 часов |
5. Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения по темам «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться графическими материалами (карандаш), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
6. Распределение заданий по уровням сложности
В работе представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в обязательную часть работы А и представляют собой 12 тестовых заданий с выбором ответа. Они проверяют знание и понимание содержания материала, изучающегося в течение года.
Задания повышенного уровня включены в основную часть В (задания с кратким ответом и нахождением соответствия) и дополнительную часть С (задание творческого характера). Оно требует от обучающихся умения создать художественное произведение (пейзаж, натюрморт, портрет).
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 12 | 12 |
Повышенный | 4 | 21 |
Итого | 16 | 33 |
7. Время выполнения варианта работы
На выполнение итоговой работы отводится 40-45 минут.
8.План варианта КИМ
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания |
А1 | Изобразительное искусство Семья пространственных искусств. | 1 | Б | 1 |
А2 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | 21 | Б | 1 |
А3 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | Б | 1 |
А4 | Изображение предметного мира — натюрморт. | 2 | Б | 1 |
А5 | Освещение. Свет и тень. | 10 | Б | 1 |
А6 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 23 | Б | 1 |
А7 | Образ человека — главная тема в искусстве. | 25 | Б | 1 |
А8 | Изображение головы человека в пространстве. | 26 | Б | 1 |
А9 | Пейзаж — большой мир. | 24 | Б | 1 |
А10 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 33 | Б | 1 |
А11 | Жанры в изобразительном искусстве. | 2 | Б | 1 |
А12 | Портрет в изобразительном искусстве | 21, 29 | Б | 1 |
В1 | Художественные материалы. | 27,30 | П | 4 |
В2 | Великие портретисты прошлого. | 33 | П | 4 |
В3 | Виды и жанры в изобразительном искусстве. | 1,2 | П | 8 |
С1 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 8,18,30 | П | 5 |
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование: бланк ответа, простой карандаш, альбомный лист, линейка, ластик, пластилин, стека, салфетка.
8.Условия проведения
Работа проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя изобразительного искусства. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы. В случае выполнения учащимся части С. Альбомный лист с работой прилагается к бланку ответов.
9. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А обучающийся получает 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания части А – 12 баллов
Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного распределения материалов (4 балла), правильного соответствия (4 балла) и правильного определения видов ИЗО (за каждый правильный вид – 0,5 баллов, итого – 8). Максимальный балл за выполнение задания части В – 16 баллов
Задание части С творческого характера (выбор одного варианта из трех) определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:
Выбор темы, общее настроение работы, ее название
Композиция
Наличие перспективы, пропорции
Проработка деталей
Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Максимальный балл за выполнение задания части С составляет 5 баллов.
Выполнение обучающимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 33 баллов, за задания базового уровня сложности – 12 баллов, повышенного уровня – 21 баллов.
Баллы | менее 10 | 11-22 | 23-29 | 30-33 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |